Самая известная в Москве церковь св. великомученицы Параскевы Пятницы стояла до 1928 года в Охотном ряду — там, где сейчас находится здание Государственной Думы.
Пятницкая церковь на месте Охотного ряда появилась еще до 1406 года. Дореволюционный краевед отмечает, что в одном старинном документе она значилась как «у пол», «у старых пол» — от слова поле. В древности так называли открытые места (полянки) в Москве, где проходили судебные поединки, и документ свидетельствует о том, что они проводились не только в Кремле, но и за его пределами, в частности, на территории будущего Охотного ряда. В XVII веке на месте деревянной Пятницкой церкви князь Василий Голицын построил каменную двухэтажную церковь. На первом этаже храм был освящен во имя Параскевы Пятницы, а на втором устроена Воскресенская церковь, которую в 1687 году освятил сам патриарх Иоаким. Эта церковь стала домовым храмом князя Голицына и соединялась длинным переходом с его знаменитыми палатами в Охотном ряду.
В 1737 году Пятницкая церковь сильно пострадала в московском пожаре, и хотя была отреставрирована, оказалась предназначена к сносу в 1775 году для обустройства площади. Тогда за нее заступился митрополит Платон, поскольку церковь была «крепка во всех частях и благообразна». А в 1815 году после доблестной победы над Наполеоном дворянское собрание своим иждивением устроило в верхней Воскресенской церкви два придела — св. Александра Невского и мч. Екатерины — в честь императора и его сестры Екатерины. В росписи храма после Отечественной войны изображались святые, память которых празднуется в дни «знаменитых побед, одержанных над опустошителями Москвы с 26 августа 1812 года по 18 мая 1814 года» — писал один из современников. К примеру, в честь Бородина — мученики Адриан и Наталья, а на день Тарутинского сражения — св. митрополит Петр. Приделы в нижнем, Пятницком храме были освящены во имя св. Николая Чудотворца и самый поздний, в 1877 году — в честь Иоанна Воина, связанный вероятно, с русско-турецкой войной. На колокольне хранился колокол 1690 года.
Церковь Параскевы Пятницы, отреставрированная в 1920-х годах, была разрушена в 1928 году при реконструкции площади.
С сокращениями, Интернет журнал, автор статьи Елена Лебедева
Впервые Пятницкая церковь упоминается в XV веке, но точной даты ее основания не известно. В 1686-1687 гг. на Тверской улице, 2 близ современного Охотного ряда возводится каменная церковь святой великомученицы Параскевы (Пятницы). В конце XVIII века храм перестраивается, был изменен декор, почти в одно и тоже время появляется и новая колокольня. Это была крупная двухэтажная постройка, которую венчали красивое пятиглавье, обращенное по странам света. В разное время Параскеевская церковь имела разные престолы: внизу — главный преп. Параскевы и придельные Николая Чудотворца и Иоанна Воина, наверху — главный Воскресения Словущего, а придельные Александра Невского и великомученицы Екатерины.
В 1920-е гг. в Охотном ряду начался снос лавок, в 1930-е годы торговлю перенесли на Цветной бульвар, что положило начало существования Центрального рынка. В этот период (1928 г.) Прасковьевскую церковь сносят, на ее месте выстраивают дом для Совета Труда и Обороны. Позже здесь находился Совнарком, Совет Министров СССР и Госплан СССР. В настоящее время здесь расположена Государственная Дума Российской Федерации.
Параскевы Пятницы, преподобной, в Охотном ряду церковь (уничтожена).
О местности, где позже появилась улица Охотный ряд, известный историк Москвы П.В. Сытин писал: «Первые сведения о ней восходят к XV веку. Уже тогда эта местность была густо заселена, о чем говорят стоявшие здесь в то время почти рядом две церкви: церковь Параскевы Пятницы, построенная до 1406 г., и церковь Анастасии, построенная в 1458 г. против Пушкинской улицы. При обеих церквах были кладбища». В 1657 г. церковь значится каменной. В верхнем этаже храма находилась Воскресенская домовая церковь боярина князя Василия Васильевича Голицына, которая длинным переходом соединялась с его дворцом; в нижнем – преподобной Параскевы Пятницы. Постройку последнего по времени церковного здания на этом месте предпринял князь В.В. Голицын в 1686 г., и 23 января 1687 г. патриарх Иоаким освятил храм. Колокольню построили значительно позднее – в 1793 г.
К 1815 г. храм был обновлен, на верхнем этаже, кроме главного престола Воскресения Словущего, были освящены устроенные Дворянским собранием приделы благоверного князя Александра Невского и великомученицы Екатерины, созданные в честь императора Александра I и его сестры Екатерины Павловны. В 1877 г. в нижнем храме увеличили алтарную часть, которая стала состоять из трех престолов, разделенных арками. Кроме главного престола преподобной Параскевы и устроенного в 1792 г. придела святителя Николая, появился придел мученика Иоанна Воина. Иконостас нового придела вызолотили, многие иконы украсили серебряными ризами, сделанными под надзором братьев Постниковых. Нижний храм разделялся на три части четырьмя столпами, отделанными искусственным и итальянским мрамором. На всех столпах крупными золотыми буквами были начертаны изречения из священных книг.
Все работы по обновлению храма были выполнены на пожертвования его ктитора И.Д. Гурина.Церковь обновляли в 1897 г. Она к этому времени находилась в центре самой большой в Москве торговой площади, прозванной Охотным рядом. Большинство ее прихожан были из крестьян, отцы и деды многих из них были крепостными крестьянами. Наверное, именно поэтому ежегодно 19 февраля, в день подписания императором Александром II в 1861 г. манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости, здесь служили молебен в честь этого события. Святынями храма являлись иконы преподобной Параскевы, святителя Николая, великомученицы Анастасии и святого Иоанна Воина.Храм уничтожили в 1928 г. Теперь на его месте здание Государственной думы и площадка перед ней.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».