Тверской. Церковь Николая Чудотворца, что в Гнездниках.

Приходская церковь Николая Чудотворца, что в Гнездниках, известна с 1625 года. Этот храм долгое время являлся центром Гнездниковской слободы, получившей такое название по наименованию профессии особых мастеров. Жившие здесь гнездники, изготавливали стрелы, которых в те времена требовалось неимоверное количество. Подсчёт изготовленных стрел тогда вёлся «гнёздами». Сохранилось указание Петра I от 1688 года, согласно которому он велел сделать «два гнезда стрел, а сделав те стрелы, привезть к нему, великому государю, в поход в село Преображенское». А в ещё более раннем документе, в переписи 1648 года, упоминается двор «Ивашки гнездника», находившийся в этой слободе. Тут же, неподалёку, находились и другие оружейные слободы, где изготавливали защитную бронь и холодное оружие.
В 1629 году на месте более старой, деревянной церкви был выстроен каменный приходской храм гнездников. От него сохранилась только часть стены. На этой стене позже соорудили стоящую чуть в стороне колокольню, которая была перестроена в 1870 году. Но ещё раньше, за полтора века до этого, почти целое десятилетие, с 1710 по 1720 год, собирались средства для постройки новой церкви взамен пришедшей в негодность старой. Возведение новой церкви начали в 1724 году, а закончили через три года, в 1727. И в ней тоже были сохранены части стен старой церкви.
Главный престол церкви был освящён в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Два придельных храма – в честь святых Дмитрия Ростовского и Николая Чудотворца. Вновь возведённый храм, представлявший собой восьмерик, поставленный на четверике, был выстроен в стиле московского барокко и стал одним из последних образцов церковного архитектурного зодчества, выполненных в этом стиле.
В связи со скоротечным распространением огнестрельного оружия древнее ремесло было обречено на вымирание. Это и стало причиной исчезновения гнездиковской слободы. Но название крепко приклеилось к этой местности, несмотря на то, что с некоторого времени история Гнездников начала тесно переплетаться с жизнью других социальных слоёв, не имевших ничего общего с мастерами по изготовлению стрел. Представители родового боярства и столбового дворянства, заселившие эти места, до неузнаваемости преобразили облик этого уголка старой Москвы. Тем не менее, церковь Николая Чудотворца в Гнездниках, стоявшая на пересечении двух одноимённых переулков, ещё очень долго напоминала о его прежних жителях.
2 октября 1893 года в этой церкви отпевали жившего в её приходе известного музыкального педагога Н.С. Зверева. Именно у него воспитывались многие, ставшие в будущем знаменитыми, композиторы и исполнители, каковыми были Сергей Рахманинов, Александр Скрябин и Михаил Пресман.
В 1930 году храм и все другие постройки, которые находилось на церковном дворе, были снесены. Впоследствии на этом месте построили типовое школьное здание, левое крыло которого располагалось по современному адресу Большой Гнездниковский переулок, дом 4.
http://www.apartment.ru/Article/48793368.html

Приходским храмом дома Нирнзее считалась церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы в приделе Николая Чудотворца в Гнездниках. Она была построена в конце XVII в. (трапезная датируется 1751 г.). Церковь стояла на углу двух переулков.

Николая, святителя, в Гнездниках церковь
В Белом городе, недалеко от Пушкинской площади проходят небольшие тихие Большой и Малый Гнездниковские переулки. Они находятся на месте древней слободы, в которой жили «гнездники». Специалисты не пришли к единому мнению о том, чем они занимались. Считается, что эти мастера делали «гнезда», а гнездами в древней Москве называли и ямки, в которых плавили металл, и металлический набор к окнам и дверям, а также мера стрел при их покупке. Известный москвовед С.К. Романюк считает, что гнездниками были мастера, делающие стрелы.
В центре слободы с XVII века стоял приходской храм. В 1627 г. он уже был каменным. Позднее храм перестроили в отдельно стоящую колокольню, к северу от новой церкви. Новый Никольский храм возвели в 1724 г., в последний год царствования императора Петра I. Прихожане при этом нарушили закон о запрете каменного строительства везде, кроме Санкт-Петербурга. По-видимому, заказчики были крайне резко настроены против петровских реформ, они возвели храм в нарочитых формах XVII века, без всяких новшеств. Это был восьмерик на четверике, с карнизами и наличниками, характерными для конца XVII века. К храму пристроили низкую широкую трапезную с приделом во имя святителя Николая. Главный престол освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Позднее устроили придел святителя Димитрия Ростовского, сразу после его канонизации в 1754 г. Во второй половине XIX в. несколько переделали декорации на фасадах колокольни, и выстроили красивое чугунное крыльцо с узорчатым навесом при западном входе в храм. Тогда же заменили иконостасы. Никольский храм закрыли в 1920-е гг. и сломали в 1930-е гг.
Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?