В 1806 году архитектором И.В. Еготовым в доме московского генерал-губернатора была создана домовая церковь. Здание самого дома генерал-губернатора, выходящее окнами фасада на Тверскую улицу, вл. 31 (современный адрес Тверская, 13), было построено ещё в 1784 году. Именно на эту улицу выходили и окна церкви, устроенной на втором этаже здания. Первоначально эта домовая церковь была освящена во имя Александра Невского. Второе своё название она получила в честь небесного покровителя генерал-губернатора, преподобного Сергия Радонежского, после того как была основательно обновлена в 1892 году. Именно с этого времени она и стала именоваться двойным названием – церковь Александра Невского и Сергия Радонежского. Архитектор Еготов руководил работами по созданию её алтаря.
Когда из Москвы были выдворены французские войска, в эту церковь начали свозить иконы и различную церковную утварь из сожжённых наполеоновцами городских церковных приходов. Среди них оказалось и почитаемое москвичами изображение Святого Духа, которое было выполнено в виде золотого голубя над царскими вратами. Несмотря на то, что во время обновления церковь получила изящную отделку, помещение её было не совсем приспособлено для церковных служб. К тому времени домовая церковь приобрела большое значение для проведения торжественных служб, молебнов и пышных бракосочетаний как членов семьи, так и приближённых к генерал-губернатору кругов. Даже император Николай II с августейшей супругой Александрой Фёдоровной несколько раз бывал здесь на различных торжествах. В связи с этим было принято решение о переоборудовании домовой церкви, для чего был приглашён известный знаток скульптуры и живописи архитектор Н.В. Султанов. Его стараниями домовая церковь генерал-губернатора обрела обшитые деревом и расписанные фресками стены. Вся церковная утварь была стилизована под образцы древнерусского искусства Ярославля и Ростова Великого. Новые входные двери были изготовлены по образцу порталов царских дворцов, расположенных в Измайлово и Коломенском. А основу нового иконостаса составили двадцать икон из разобранного храма в селе Братеево. Это были старинные иконы, написанные ещё в допетровское время. Их тщательно отреставрировали, после чего они заняли своё достойное место. Оттуда же были перевезены и чудом сохранившиеся до нашего времени резные царские врата, которые сейчас можно лицезреть в экспозиции музея «Коломенское». В таком виде, почти без изменений, домовая церковь московского генерал-губернатора пребывала до конца 1917 года.
После того как власть в России захватили большевики, церковь опечатали, а весной 1921 года она была полностью уничтожена во время перестройки бывшего генерал-губернаторского дома. Храм был устроен в южном крыле главного здания. Отдельный вход был устроен со стороны сквера и пристройки к зданию. Точка стоит с учётом передвижения здания на 13 метров от Красной линии улицы. Церковь свв. Сергия Радонежского и Александра Невского была обновлена в 1892 году на средства в.к. Сергея Александровича по проекту архитектора Н.В. Султанова.
Сергия Радонежского, преподобного, и благоверного князя Александра Невского в доме генерал-губернатора церковь (Тверская улица, дом № 13; уничтожена).
Украшением генерал-губернаторского дома была его домовая церковь благоверного князя Александра Невского, устроенная в 1806 г. Она размещалась в комнате верхнего третьего этажа (в советское время дом был передан Моссовету и надстроен двумя этажами). Западная стена храма имела два окна и выходила на улицу, три другие стены (выгородки) были деревянными. Храм выгорел в 1823 г., однако вскоре был отремонтирован и освящен. Первоначально домовый храм был приписан к близлежащей приходской Космодамиановской церкви. В 1840 г. при нем появился самостоятельный причт, и вскоре здесь стали отправлять все требы: крестить, венчать, отпевать.
Коренной перестройке храм подвергся в 1892–1893 гг., когда генерал-губернатором Москвы был назначен великий князь Сергей Александрович. Архитектор Н.В. Султанов перестроил храм в древнерусском стиле. Были сломаны хоры и лестницы, устроено особое моленное место для великого князя. В алтаре прорезали окна, выходившие в коридор. Обычный потолок заменили деревянным сводом, что придало храму древний вид. Свод расписали медальонами с изображениями святых, по образцу росписи на сводах паперти собора московского Новоспасского монастыря. Украшение иконостаса, дверей и окон, формы церковной утвари – все было исполнено в древнерусской традиции. Окна сделали по образцам слюдяных рам Флорищевой пустыни, входные двери с изображениями двуглавых орлов по образцам дворцов в Коломенском и Измайлове. Главное паникадило представляло собой уменьшенную копию паникадила церкви села Медведково. Да и все остальное – кадила, подсвечники, облачения, даже свечной ящик – повторяло образцы, сохранявшиеся в музеях и храмах Москвы, Ярославля, Ростова Великого и других старинных русских городов. Центром храмового ансамбля стал приобретенный по случаю старинный иконостас.
В подмосковном селе Братеево сломали за ветхостью старый храм и выстроили новый. Церковный староста братеевской церкви, узнав о переделке храма в доме генерал-губернатора, предложил обмен иконостасами. Таким образом, старинный иконостас, Царские врата и часть икон сельской церкви после тщательной реставрации оказались в храме на Тверской. Домовый храм освятили в 1892 г. во имя преподобного Сергия Радонежского и благоверного князя Александра Невского.
В апреле 1921 г. все имущество упраздненного храма перевезли в 5-й Пролетарский музей Москвы (подобные музеи создавались в старинных московских особняках на основе национализированных собраний). Кое-что из богатой утвари передали в московские и подмосковные храмы. Ныне точно установить местонахождение храма в здании правительства Москвы не удается.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни». http://rutlib.com/book/21735/p/17
Одновременно со сменой интерьера в резиденции по личному распоряжению генерал-губернатора в 1892-1893 гг. были проведены большие работы по обустройству домовой церкви во имя благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского (Александро-Сергиевская). Церковь была освящена еще в ноябре 1806 г. в одной из комнат второго этажа дворца, вблизи парадной лестницы, окнами на Тверскую. Сооружение ее алтаря проходило под наблюдением архитектора И.В. Еготова. После изгнания Наполеона в храм начали поступать иконы и утварь из сгоревших городских приходов. Среди них и чтимое у москвичей изображение Святого Духа в виде золотого голубя над царскими вратами.
На средства князя В.А. Долгорукова в 1867 г. храм был изящно отделан, но продолжал оставаться в мало приспособленном для церковных служб помещении. Это явно не соответствовало тому значению, которое со временем приобрела домовая церковь: здесь при большом стечении приглашенных служились торжественные молебны в дни именин членов августейшей фамилии и генерал-губернаторов, устраивались пышные бракосочетания, отмечались другие важные события. Несколько раз храм посетил император Николай II с супругой Александрой Федоровной.
Для выполнения работ по переоборудованию домовой церкви был приглашен известный архитектор, автор проектов памятников императору Александру III близ храма Христа Спасителя и императору Александру II в Кремле, знаток отечественной средневековой живописи Н.В. Султанов. Под его руководством стены и своды церкви были обиты деревом и расписаны в подражание фресок Спасо-Преображенского собора московского Новоспасского монастыря XVII в. Входные двери выполнили по образцу порталов царских дворцов в Коломенском и Измайлово; главное паникадило представляло собой уменьшенную копию люстры церкви села Медведково. В настенных клеймах были запечатлены портреты российских государей и святителей православной веры. Был устроен и новый иконостас. Его основу составили двадцать отреставрированных икон допетровского письма из разобранного деревянного храма тогда еще подмосковного села Братеево. Оттуда же доставлены и резные царские врата. Вся церковная утварь была выполнена в подражание лучшим образцам древнерусского искусства Ярославля, Ростова Великого и других городов.
В годовщину 500-летия памяти Сергия Радонежского в 1892 г. перестроенная церковь была вновь освящена. В таком виде она просуществовала до революционных потрясений 1917 года. С приходом к власти большевиков Александро-Сергиевская церковь была опечатана, а в апреле 1921 г. и вовсе уничтожена. Старинный иконостас, более шестидесяти икон, утварь переданы на хранение в Пятый пролетарский музей Москвы; их дальнейшая судьба не прослеживается. Отдельные предметы стилизованной под старину церковной утвари (хоругви, подсвечники, облачения священников и др.) были тогда же переданы в действовавшие церкви Рождества в Палашах, Владимирской Божией Матери на Никольской, в храмы Владимирской и Тверской епархий.
С.Д. Гарнюк, О.В. Кузовлева, А.М. Шарипов, А.Н. Шаханов. Тверская-13: Резиденция московских властей / Под ред. А.М. Шарипова. — М.: Издательство Главархива Москвы, 2007