Тверской. Часовня Боголюбской иконы Божией Матери в Варварской башне.

Митрополит Московский Иннокентий в 1877-1880 гг. ходатайствовал об устройстве часовни внутри Варварской башни, в которую был определен чудотворный образ, а над Варварскими вратами поместили его точный список. Над входом в часовню, которая принадлежала Покровскому монастырю, архитектор Н.В. Никитин построил в 1880 г. с внешней стороны башни шатер на четырех столбах, завершенный главкой и крестом. После революции главную икону перенесли в церковь Петра и Павла у Яузских ворот, а надвратную Боголюбскую икону определили в придел святых Петра и Павла церкви Воскресения в Сокольниках. В 1923 г. часовня была закрыта, ее шатер и крыльцо сломаны в 1928 г., а северная часть стены и Варварские ворота разрушены в 1934 г.

Боголюбской иконы Божией Матери у Варварских ворот часовня
Боголюбская икона Божией Матери находилась с XVIII века на наружной стене Варварских ворот Китай-города и особенно почиталась москвичами. Во время чумы 1771 г. прошла молва об исцелениях от Боголюбской иконы, однако, опасаясь распространения болезни, московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) запретил молебны у образа, что привело к печально известному «чумному бунту».
К 1880 г. специально для почитаемого образа в древней башне Варварских ворот была устроена часовня. Ее выстроил в русском стиле с маленькой главкой и крыльцом архитектор и реставратор Н.В. Никитин, знаток русской церковной старины. Окончание работ приурочили к ежегодному празднованию Боголюбской иконы Божией Матери, проходившему с 17 по 20 июня. Чудотворный образ 20 июня 1880 г. благоговейно внесли в новоустроенную часовню и поставили в иконостас. По окончании молебна на стену башни подняли новонаписанный список с чудотворной иконы и поместили его на том же месте, где ранее находилась древняя святыня. Ежегодно вечером 17 июня совершалось перенесение чудотворной иконы в особый, убранный цветами шатер возле Варварских ворот, где московские архиереи совершали молебствие с чтением акафиста Божией Матери и водосвятием. Толпы молящихся переполняли Варварскую площадь до поздней ночи, а иеромонахи Покровского монастыря, которому принадлежала часовня, беспрерывно служили молебны перед святыней. После трехдневного пребывания в шатре чудотворную икону торжественно возвращали на прежнее место.
Внутри Варварской башни, на третьем этаже к стенам примыкали кельи, а центральная часть была превращена в трапезную. В 1894 г. на список Боголюбской иконы, находившийся на башне, надели новую драгоценную серебряную вызолоченную ризу весом около двух пудов. На чудотворной же была серебряная риза, изготовленная в 1820 г. В часовне находилось еще два списка с чудотворной, другие иконы, 28 серебряных лампад.
Вскоре после Октябрьской революции закрыли Покровский монастырь, которому принадлежала часовня. Саму часовню закрыли в 1923 г. Большинство икон перенесли в расположенный неподалеку Георгиевский храм на Псковской горке. Через некоторое время часовню заняли под склад Оружейной палаты Кремля.
Разрушили Варварские ворота с Боголюбской часовней осенью 1933 г. Выходя из станции метро «Китай-город» в подземный переход в сторону Москвы-реки можно увидеть фрагмент белокаменного цоколя разрушенной Варварской башни. Сам же чудотворный Боголюбский образ Божией Матери в настоящее время находится в церкви апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
М.И. Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни», 2012 г.

Существовавшая ранее часовня Боголюбской иконы Божией Матери.
Икона Боголюбской Божией Матери находилась при Варварских воротах еще в XVIII ст., и к ней в 1771 г. по случаю чумы в Москве стекались большие толпы народа. Часовня устроена была в 1880 г. Православным Миссионерским Обществом и приписана к Покровскому монастырю.
Подлинник Боголюбской или Боголюбивой иконы написан согласно видению Андрея Боголюбского, бывшему 18 июня 1155 г., и находится в основанном тем же князем Боголюбовом монастыре. Оттуда икона ежегодно переносится во Владимир на дни с 20 мая по 16 июня в память избавления этого города от чумы в 1771 г.
Часовня устроена была в самой башне Варварских ворот, которая сохранилась в более древнем виде, чем Ильинская и Владимирская, т. е. не имеет высокого верха. На той стороне башни, которая выходит на Варварку, помещен образ Василия Блаженного в память того, что в этой башне Василий Блаженный проводил ночи, так как не имел никакого своего постоянного жилища.
«Указатель церквей и часовен Китай-города». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, д. № 14, 1916 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?