Тверь. Собор Спаса Преображения (утраченный).

Тверской Спасо-Преображенский собор на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и являлся духовным символом Тверской земли. Собор находился в сердце города — центре Тверского кремля, где после пожара 1763 года был возведен Путевой императорский дворец. История собора делится на два периода: древнего храма и собора возведенного в конце XVII века.
Первый Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Святым Благоверным Великим князем Михаилом Ярославичем Тверским и первым тверским епископом Симеоном. Строительство храма было завершено в 1290 году, а спустя два года была закончена роспись собора. Тверской Спасо-Преображенский собор стал первым белокаменным храмом на Руси построенным после монголо-татарского нашествия. Его сооружение стимулировало строительство храмов в целом ряде городов Руси (Ростов Великий, Новгород и т.д.). В 1344-59 годах в соборе были установлены позолоченные медные врата, а полы были выстланы цветными майоликовыми плитками. В 1382 году Великий князь Михаил Александрович Тверской покрыл золотом купол собора, после чего храм часто именуется в летописях как «Святой Спас Златоверхий».
С 1289 года Спасо-Преображенский собор становится усыпальницей. Первым находит упокоение в храме епископ Симеон. В последующие годы в храме были погребены мощи Святого князя Михаила Ярославича, его матери княгини Ксении и Великого князя Михаила Александровича, которые почитались в Твери как местночтимые святые, а так же 12 князей и княгинь тверского княжеского дома и 14 тверских владык.В годы польско-литовского нашествия в начале XVII века древний Спас был разобран, а на его месте был отстроен новый, второй Спасо-Преображенский Собор.
Второй Спасо-Преображенский собор был выстроен из старицкого камня в 1689-1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский Собор московского кремля. В 1748-1755 гг. к юго-западу от Спаса была воздвигнута трехъярусная колокольня. В середине XIX века на колоколе был установлен колокол весом более 1000 пудов (16 т) звук которого был слышен в любой точке города. На колокольне, чуть ниже купола находились часы с четырьмя циферблатами, смотрящими на все стороны света. Циферблаты, диаметром около двух метров каждый, были окрашены в темно-синий цвет, на фоне которого ярко выделялись позолоченные цифры и стрелки. В начале XX века храм, величественный снаружи, представлял собой великолепное зрелище и внутри — в нем был старинный иконостас XVII века, многочисленные иконы тверского письма, старинные богослужебные книги и церковная утварь, картины, фрески и иконы художников Орлова, Мягкова, Колокольникова. В 1902 году в соборе была установлена новая рака с мощами благоверного князя Михаила Тверского. Украшением храма был и его хор, регентом которого являлся А.В. Александров, ставший позднее основателем и руководителем ансамбля песни и пляски Советской Армии и автором гимна СССР.
В 1934 году по распоряжению советских властей Спасо-Преображенский собор начали последовательно уничтожать. Рака с мощами Святого Михаила Тверского, уцелевшие иконы, картины и церковная утварь оказались в запасниках тверского музея. Затем планомерно, ярус за ярусом, была разрушена колокольня. Были сброшены кресты, разобраны и увезены в неизвестном направлении часы, разбиты колокола, в том числе и знаменитый 1000 пудовый.
Сам собор «Святого Спаса» был взорван в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года. Тесаные камни от стен собора употребили на кладку цоколя ограды набережной Волги в городском саду, а битый кирпич вперемешку с костями—останками похороненных в соборе тверских князей и владык—пошли на засыпку съезда от Советской улицы к бывшему плашкоутному мосту (углубления в Городском саду). Спустя два года после уничтожения собора на его месте был разбит сквер с бетонной скульптурой Сталина и Ленина посередине. В октябре 1941 года здесь было устроено немецкое кладбище, которое было ликвидировано после освобождения города. После войны сквер был востановлен, а посреди него был воздвигнут памятник Калинину.
В 1992 году группа археологов под руководством В.А. Булкина (СПб университет), П.Д. Малыгина (ТГУ) и А.М. Салимова провела архитектурно-археологические раскопки на месте Спасо-Преображенского собора. В ходе исследований были найдены остатки фундамента собора и определено его точное месторасположение. В 1994 году вышла в свет книга А.М. Салимова « Тверской Спасо-Преображенский собор» в которой были опубликованы сохранившиеся чертежи и документы, связанные с храмом. Таким образом, на данный момент существует достаточно серьезная документальная и научная база для начала работ по восстановлению Спасо-Преображенского собора.
Охлобыстин Ю.А., 2006
Статья с сайта http://hram-tver.narod.ru/tver/spasopreobrkafs.html

Тверь – некогда столица самого богатого и сильного княжества, древняя соперница Москвы. Украшением её во все времена был могучий и торжественный Спасо-Преображенский собор – «Спас Златоверхий», по имени которого и вся Тверь называлась «Домом святого Спаса». Это был грандиозный, один из крупнейших храмов Руси.
Первоначально на месте Спасского собора стояла деревянная церковь во имя свв. бессеребреников Козьмы и Дамиана, сооружённая ещё в 12 веке. В 1285 году князь Михаил Ярославич Тверской, его мать – княгиня Ксения Юрьевна и епископ Тверской Симеон заложили вместо деревянной церкви каменный Спасо-Преображенский собор, кафедральный храм Твери. Это было из ряда вон выходящим событием – впервые после монголо-татарского разорения на Руси был заложен каменный храм! К тому времени в ростово-суздальской земле совсем не осталось ни одного каменных дел мастера – те, кто не погибли в битвах с татарами и не были уведены в полон, либо разбежались, либо способны были заниматься только ремонтом и обновлением немногочисленных каменных церквей. Поэтому тверской собор строили мастера из Западной Руси – из Полоцка и Галицкой земли. В 1287 году состоялось предварительное освящение ещё недостроенного собора. А в 1290 году строительство храма было завершено, и 8 ноября епископ Тверской Андрей (кн. Ерденев), сменивший скончавшегося Симеона, освятил собор. В 1290-1292 годах собор был расписан. В начале 14 века к нему были пристроены Введенский придел, ставший усыпальницей тверских епископов, и Дмитриевский придел, связанный с именем тверского князя Дмитрия Михайловича Грозные Очи, убитого в Орде в 15 сентября 1325 года. Дмитриевский придел стал княжеской усыпальницей. В нём нашёл своё последнее пристанище Великий князь Тверской Михаил Ярославич, основатель Спасо-Преображенского собора, убитый татарами в 1318 году. В 1549 году князь Михаил был причислен к лику святых. Вероятно, тогда же в Спасском соборе появился придел во имя св. Михаила Тверского.
Спасо-Преображенский собор неоднократно подвергался разорениям, но всякий раз его восстанавливали и украшали заново. Всё лучшее, что могла дать «Дому Святого Спаса» тверская земля, находилось в главном соборе княжества. Об украшении собора особо заботились тверские князья и епископы. В 1340-1350 годах епископ Фёдор «сотвори двери медяные» и «намости дно мраморено». «Медяные» двери Спасо-Преображенского собора украшенные золотой наводкой, были вывезены Иваном IV Васильевичем Грозным в Александрову слободу и помещены в западном портале Троицкого (Покровского) собора. Что касается «мрамореного дна», то речь идёт о цветных майоликовых плитках, которыми был выложен пол собора. Переливавшийся многоцветным ковром, они напоминали драгоценный мрамор. Первоначально собор был одноглавый, с вызолоченным куполом, за что и звали его тверичи – «Спас Златоверхий».
В 1485 году Тверь присоединилась к Московскому княжеству, а последний тверской князь Михаил Борисович бежал в Литву. 15 сентября 1485 года Иван III Васильевич отстоял в Спасо-Преображенском соборе литургию, которую служил тверской епископ Вассиан (Василий Иванович Стригин-Оболенский). После утраты Тверью самостоятельности Спасский собор перестал играть роль главного храма удельного княжества. Это не замедлило сказаться на его состоянии. Собор постепенно ветшал. В 1569 году Иван IV Васильевич, идя на Новгород, попутно разорил и Спасо-Преображенский собор. А после Смутного времени собор совсем пришёл в упадок. В 1622 году, во время поновления, вместо выгоревшей и содранной кровли собор покрыли двускатной тесовой крышей – как обычною избу, построили подпорную стенку – храм вот-вот мог рухнуть.
В 1634 году на средства, пожертвованные царём Михаилом Фёдоровечем, начался основательный ремонт храма. Работами руководил известный московский зодчий Иван Неверов. Он заново переложил верх собора. Храм стал пятикупольным, с двумя приделами. Но пожары 1636 и 1661 годов свели на нет его усилия… В конце 1680-х годов древний «Спас Златоверхий» был разобран до основания.
В 1689-1696 годах на средства архиепископа тверского Сергия из старицкого белого камня был выстроен новый Спасо-Преображенский собор. При этом за образец был взят Успенский собор в Москве. Несмотря на то что в эти годы уже процветал пышный стиль московского барокко, тверской собор выглядел очень скромно. Что особенно ощущается при сравнении его с другими значительными храмами, построенными в те же годы – например, с соборами в Рязани или в Астрахани. Тем не менее тверичи очень гордились своим светлым храмом, увенчанным пятью голубыми, усыпанными золотыми звёздами куполами. Собор украшал золочёный пятиярусный иконостас. Главной ценностью храма была рака с мощами св. благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, почитаемого небесным покровителем Тверской земли. Здесь же, в соборе, были похоронены почти все Тверские князья и многие епископы. В их числе и первый князь Тверской – Ярослав Ярославич, и один из основателей собора – епископ Симеон. Стены собора украшали росписи, выполненные в 18-19 веках, среди которых выделялись сцены из жития Михаила Тверского.
В 1826 году в ночь с 11 на 12 февраля в соборе находилось тело умершего в Таганроге Александра I Павловича.
К собору примыкала колокольня в три яруса, построенная в 1748-1755 годах архитектором И.Я. Шумахером. В её среднем пролёте висели 13 колоколов. Самый большой из них весил 1025 пудов. Он был отлит на заводе московского купца Дмитрия Николаевича Самгина в 1853 году. Второй колокол весом в 500 пудов был отлит мастером Иваном Фёдоровичем Маториным в 1717 году. Третий, под название «Новый», отлитый в 1753 году, весил 243 пуда. Старинный «Чёрный» колокол весом в 161 пуд отлили в 1666 году. Самым древним был малый колокол, отлитый в Твери ещё при «великом князе Иване» — то есть при Иване IV Васильевиче Грозном. В 1850 году на колокольне были установлены новые часы вместо старых, ещё 17 века.
Спасо-Преображенский собор в Твери был взорван в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года, так как, по мнению коммунистов, он «чрезвычайно мешал движению транспорта». Областная газета «Пролетарская правда» писала: «Подрывные работы технически выполнены блестяще». Так новая власть уничтожала историческую память русского народа. Плоды чего мы сейчас и пожинаем. На расчищенном от «гнездилища врагов нашей идеологии» месте была установлена бетонная скульптура: сидящие на лавке Ульянов и Джугашвили. Во время кратковременной оккупации города немцами в 1941 году это место было ещё раз осквернено, немцы закапывали на этом месте трупы своих солдат, а после Победы в войне здесь соорудили памятник, ещё одному «деятелю» советской власти Калинину.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?