Воскресенский кафедральный собор Христорождественского женского монастыря. Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора Н.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых. Он выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковкой архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. По статусу епархии — кафедральный собор (главный храм) монастыря и епархии.
В 1936 г. храм закрыли. Воскресенский кафедральный собор вернули прихожанам в 1988 г. Возобновлены богослужения в 1992 г. В 1995 г. в Соборе побывал и отслужил всенощную Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
По материалам журнала СИТЕС 2001/4 (99). Тверь. Православные храмы. Путеводитель.
Собор был построен по проекту архитектора Н.П. Омелюстого в 1913 году при Христорождественском женском монастыре Твери в честь 300-летия дома Романовых. На строительство собора тысячу рублей из своих средств пожертвовал император Николай II. В 1914 году чин освящения совершил Архиепископ Тверской Кашинский Серафим (Чичагов), позже прославленный Церковью как священномученик. При освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители, ныне тоже прославленная Церковью в чине преподобномучениц.
Собор был закрыт в 1936 году. В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 году, был освящен малым чином в 1992 году После восстановительных работ в 2010 году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010). В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).
Воскресенский собор – замечательный памятник храмового зодчества Твери, выполненный в неорусском стиле и ориентированный на формы новгородской и псковской архитектуры. Он имеет форму куба с тремя апсидами и массивным барабаном со шлемовидной главой. С запада примыкает притвор с хорами, завершённый на фасаде щипцом; более низкие северный и южный притворы-тамбуры укреплены мощными контрфорсами, создавая впечатление крепости. Кирпичные стены собора покрыты слоем цемента. Просторная внутренность бесстолпного храма не расписана.
Собор Воскресенский построен к 300-летию дома Романовых в 1912-13 гг. на средства монастыря и вклад царской семьи по проекту архит. Н.П. Омелюстого. Кирпичные стены покрыты тонким слоем цементной обмазки. Замечательный памятник культового зодчества в неорусском стиле. Квадратный в плане четверик с тремя пониженными апсидами (средняя — более крупная) и сложной позакомарной кровлей несет массивный, сужающийся кверху барабан, увенчанный шлемовидной главой. С запада к основному объему на всю его ширину примыкает пониженный притвор с хорами, завершенный на фасаде щипцом с килевидной средней частью. Совсем низкие северный и южный притворы-тамбуры фланкированы мощными контрфорсами.
Декоративное убранство фасадов, выполненное в духе стилизации форм новгородской и псковской архитектуры, достаточно лаконично. Индивидуальность и выразительность облика достигаются, главным образом, живописным сочетанием объемов и отдельных форм, а также ярусностью их композиционного построения, благодаря чему храм отличается особым единством и цельностью. Основным мотивом немногочисленного декора являются различные сочетания формы арки и полукружий. Это и одиночные арочные перемычки оконных проемов с полуциркульными архивольтами и килевидными подвышениями; и двойные-тройные арочные окна, также с архивольтами; и мощные полукружия закомар; и, наконец, бегущие арочные пояски в завершении апсид и барабана. Особый интерес представляет трактовка фасадов апсид: их стены декорированы двумя поставленными друг на друга ярусами уплощенной аркатуры (нижняя — с укрупненным шагом).
Решение интерьера необычно и далеко от канонических схем. В бесстолпное пространство четверика вписан восьмигранник, прорезанный крупными арками на всю высоту. Несущей конструкцией служат здесь пилоны арок в углах восьмигранника, поддерживающие купол с распалубками и световой барабан. Угловые ячейки четверика перекрыты четвертями сомкнутого свода; апсиды — цилиндрическими сводами, переходящими в конхи; притворы — цилиндрическими и крестовыми сводами. Восьмигранное подкупольное пространство снаружи выражено ярусом закомар, поднимающихся над подпружными арками. В западной части собора устроены хоры, опирающиеся на два пилона и перекрытые цилиндрическим и крестовыми сводами. Лестница на хоры расположена в юго-западном углу храма. Убранство интерьера не сохранилось.
http://hram-tver.ru/tver/voskrkafedrs2.html
Собор Воскресения Христова – главный храм Христорождественского женского монастыря и один из кафедральных соборов Тверской епархии. Выстроенный в начале XX столетия, в годы советской власти собор был закрыт и возвращён верующим только в 1988 году, в настоящее время являясь действующим храмом Тверской и Кашинской епархии со статусом объекта культурного наследия РФ.
Воскресенский кафедральный собор – самое молодое строение ансамбля Христорождественского женского монастыря, появившееся в девичьей обители в начале минувшего века под эгидой царствующей династии Романовых, чье 300-летнее пребывание на Российском престоле ознаменовалось бурным строительством православных церквей – своеобразным напоминанием подданным о могуществе и богоизбранности Романовых. В 1912 г., за год до масштабнейших празднеств, в тверской девичьей обители был заложен новый каменный соборный храм, средства для строительства которого были выделены царской семьёй, а проект составлен архитектором Санкт-Петербурга Николаем Петровичем Омелюстым.
Строительство было завершено довольно скоро – уже в апреле 1916 г. новый собор торжественно освятил архиепископ Тверской и Кашинский Серафим (Чичагов). На торжествах присутствовала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, высшее духовенство и представители светской власти города. Главный престол собора, благоукрашенного иконами, снабжённого церковной утварью и богослужебными книгами и оборудованного системой центрального отопления, был освящён в честь Воскресения Христова, правый придел – во имя святителей Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, левый – во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской.
Выстроенный в неорусском стиле собор стал самым необычным строением женского монастыря. К его кубическому кирпичному, покрытому слоем цемента объёму с восточной стороны примкнула трёхчастная апсида, с западной, северной и южной сторон – невысокие притворы, причём северный и южный отмечены массивными контрфорсами, а западный – хорами и щипцовым завершением фасада в его средней части. Собор покрыт сложной позакомарной кровлей и увенчан массивным световым барабаном со шлемовидной главой и крестом на яблочке.
В декоративном убранстве фасадов ясно прослеживается влияние псковской и новгородской школ зодчества с обилием всевозможных арочек, полукружий, полуциркульных архивольтов и арочных поясков. Внутреннее пространство также довольно необычно. В большой квадратный зал храма встроен арочный восьмигранник, пилоны арок которого являются несущей конструкцией для купола с распалубками и светового барабана. В западной части собора устроены опирающиеся на два пилона хоры, лестница на которые расположена в юго-западном углу его четверика. Многообразие сводов – сомкнутого в угловых ячейках четверика, цилиндрического в апсидах, крестового в притворах – ещё одна отличительная черта внутреннего пространства Воскресенского собора. К сожалению, больше никаких сведений об убранстве интерьера храма не сохранилось.
Недолгий период расцвета собора сменился его полным забвением. В 1936 г. он был закрыт, а в его здании разместились склады, находившиеся там продолжительный период.
Только в 1988 г. здание Воскресенского собора было передано РПЦ и в нём начались ремонтно-реставрационные работы. В 1992 г. епископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником) был совершён чин Малого освящения собора, спустя время храм получил статус кафедрального собора Тверской епархии, а по завершению всех восстановительных работ в 2010 г. архиепископ Виктор (Олейник) совершил чин Великого освящения Воскресенского кафедрального собора.
Среди святынь собора наиболее почитаемые верующими иконы Пресвятой Богородицы («Державная», «Почаевская», «Иверская», «Грузинская», «Выдропужская», «Отрада и утешение»), образы святых: великомученика Пантелеймона, благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, благоверной княгини Анны Кашинской, святой Матроны Московской, святой великомученицы княгини Елизаветы Фёдоровны и мощи местночтимого святого Тверской епархии преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), покоящиеся в раке под резной деревянной сенью в левом приделе собора.
В настоящее время храм, находящийся в ведении правящего архиерея, является действующим, в нём совершаются богослужения и отправляются церковные требы. Праздничные литургии совершает правящий архиерей.
http://www.bankgorodov.ru/sight/sobor-voskreseniya-hristova-hristorojdestvenskii-monastir