Тутаев. Собор Воздвижения Креста Господня.

Собор – деревянный, существовавший на этом месте – наверняка заложен еще в 14-м столетии князем Романом. Возле него, видимо, был и дворец этого князя, соединенный с собором особым переходом, как в Переславле Залесском, хотя источники про это ничего не говорят. На такую композицию, кроме аналогий, намекает и несимметричное положение собора относительно валов. Видимо, дворец располагался примерно на месте нынешнего сада, “вытесняя” собор от геометрического центра крепости. В литературе нет датировки нынешнего каменного собора. В одной книге написано, что он возведен целиком в 17-м столетии, в других — что его стали строить еще во времена Ивана Грозного, но строительство затянулось, одновременно начались переделки, и весь процесс занял столетие. Окончательно облик храма сложился, видимо, к 1652 году, когда его доделывала артель ярославских мастеров.
На мой взгляд, если собор и был начат в 16-м веке, от тех времен осталась только сама идея крупного центрального “куба”. Вероятно, старый собор, если он был, сильно разрушили в Смуту. Во всяком случае, все, что мы видим на “поверхности” – ложные закомары, мелкие шатры – типичные признаки 17-го века. Местами поработал еще и архитектор 19-го века, окончательно сбивая зрителя с толку. Показательно, что стены собора, придвинутые вплотную к валам, декорированы с меньшим старанием, чем те, которые смотрят на “свободный воздух”, и именно там в 19-м столетии кто-то решил “сделать покрасивее”. Фрески собора выполнены ярославской артелью при участии костромичей. Колокольня, пристроенная к храму, знаменита тем, что там сидел в заточении лидер раскола поп Лазарь. Но служил Лазарь не здесь, а в другом храме города, Покровском.
По материалам сайта http://archeologia.narod.ru

Храм Воздвижения Креста Господня был построен середине XVII века, около 1658 года, на месте прежнего, возведенного в древнем кремле города Романова, ныне именуемого Тутаевым.

Так, около 1283 г., после «соборного советования», по свидетельству Супоневской летописи, была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки, «супротив Борисоглебской стороны». По преданию, первостроителем кремля был угличский князь благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285гг.).

Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены кремля. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор.
При ростовском митрополите Ионе Сысоевиче (1652-1691 гг.) в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 году он имел 2 каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и 2 придела: Введения во храм Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Богоматери. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. Роспись собора происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-х годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, названным одним из исследователей «последним великим художником Древней Руси». Так создавалось «Золотое кольцо» России.

Перед закрытием храма в 1930 году в списках прихожан значились самые старинные и уважаемые фамилии города. Для закрытия храма у власти был веский аргумент – община не смогла собрать денег на срочный ремонт храма, и его закрыли.

В 1918 году город утратил данное благоверным князем свое исконное имя, став Тутаевым.

В 1992 году возвращен РПЦ, в настоящее время настоятель – иеромонах Антоний (Таньков), существует община, проводятся регулярные богослужения.

Крестовоздвиженский собор, согласно летописному сказанию, основан пятым угличским князем Романом Святым, а по родословной русских князей Романом Васильевичем, младшим сыном ярославского князя Василия Давидовича. В 1345 г. Роман Васильевич получив в удел испепеленный монголами Романов, возобновил, вновь устроил его и самый собор деревянный.
Ныне существующий каменный собор построен в 1658 г. На постройку его дано было царем Алексеем Михайловичем 100 руб. Храм имеет отопление в одном Введенском приделе, собор крепок. Престолов три: в честь Воздвижения св. и Животворящего Креста Господня, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во имя Смоленской Божией Матери. Собор устроен усердием граждан. К собору приписана тюремная церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, устроена в 1860 г.
Чтимые особо в соборе святыни: икона Пресвятой Богородицы Тихвинской, подаренная собору царем Михаилом Федоровичем Романовым, чудотв. икона Пресвятой Богородицы Свенской, снимок с явленной чудотв. иконы Пресвятой Богородицы в Орловской губернии (1288 г.), икона Пресвятой Богородицы Владимирской, приобретена в Ярославле в 1816 г., украшена благотворителями, икона с изображением на финифти Страстей Угодников Божьих, пожертвована помещицей Анной Кон. Зацепиной в 1890 г., серебряный напрестольный крест со св. мощами.
За отчисленную к городу в 1846 г. землю соборный причт получает 214 руб. 28 коп. из городских доходов. Церковный дом для причта. По плану земли при доме положено 1696 кв. саж. Церковного капитала в билетах 6015 руб. 64 коп. В ведении собора находятся две деревянные часовни в центре города, когда и кем построены – неизвестно. Прихожан 50 муж. пола и 48 жен. Собор на левом, высоком берегу р. Волги. Площадь, занимаемая собором, ровная, с востока и юга окружена валом. Прихожане исключительно жители города. В ведении собора две богадельни: Хлобыстинская и Беспаловская, обе обеспечены теми благотворителями, фамилии которых носят. Штатный состав причта: настоятель-протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Казенного жалованья причту 1029 руб. и от общегородского общества: за уступленную в 1846 г. землю – 214 руб. 28 коп., жалованья от того же общества 128 руб. 60 коп. и на обеспечение вакансии священника 200 руб. в год. Причтового капитала в процентных бумагах 15 248 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Старинный городок Тутаев на Волге насчитывает не одно столетие удивительной истории. Основная духовная достопримечательность бывшего города Романова — Крестовоздвиженский собор, местоположение которого не позволяет просматривать его с любого подъезда, ведь он расположен за мощными кремлевскими стенами со стороны ул. Красноармейской, 47а, на левом берегу Волги.Каменный соборный храм был воздвигнут на месте утраченного древнего деревянного храма во имя Воздвижения Креста Господнего, построенного в 1238 году. Уже к 1658 году каменный Крестовоздвиженский собор имел две шатровни, колокольню, паперть и престолы во имя Введения Богородицы во храм и во имя иконы Смоленской Богоматери. Регулярное богослужение и Божественные литургии проводились вплоть до 1930 года, когда храм был закрыт из-за неспособности прихода собрать деньги для его восстановления.В 1992 году храм был снова открыт для прихода и регулярных богослужений. Но, не смотря на это, в соборе остается множество нерешенных проблем: катастрофическое состояние древних фресок, повышенный уровень грунтовых вод относительно храмового фундамента, маленькое финансирование. Молодая приходская община во главе с иеромонахом Антонием сегодня справляется с задачей поддержки и восстановления святыни, внесенной в список историко-архитектурных памятников РФ.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/krestovozdvizhenskiy-monastir.html

Почти одновременно с возведением Воскресенского собора на Борисоглебской стороне велось сооружение и Крестовоздвиженского собора, «что в валах» на Романовской стороне. Хотя оборонное значение крепости для жителей Романова к этому времени постепенно исчезало, вековая традиция ставить храмы на старом месте продолжалась. Крестовоздвиженский собор, сохранившийся до наших дней, сменил две деревянные церкви.
Первый храм в честь Воздвижения Креста Господня был поставлен пятым угличским князем Романом Владимировичем, сыном кнзя Владимира Константиновича в 1283 году на территории древней крепости, в северо-восточном углу городища, окружённого земляными валами. Этот храм был сожжён при нашествии монголов. Следующий был заложен в 1345 году князем Романом Васильевичем. Каменный же заложили в 1618 году после изгнания польско-литовских шаек с волжских берегов. Собор строился 40 лет на пожертвования прихожан и купцов. Это объясняется тем, что это был первый каменный храм города Романова, да и средств на его возведение в то время не хватало. По прошению жителей города царь Алексей Михайлович пожертвовал 100 рублей на завершение строительства.
Как и Воскресенский собор на Борисоглебской стороне, Крестовоздвиженский на Романовской становился средоточием духовной жизни города Романова. Построенный также ярославскими мастерами, собор отличался несколько меньшими размерами и меньшей насыщенностью декора фасадов. Вплотную придвинутые к крепостному валу восточный и северный фасады декорированы скупо, тогда как выходящий к городу юго-восточный придел, напротив, украшен с изяществом и пышностью. Четырёхстолпный храм без подклета увенчан пятью мощными луковичными главами. Спокойный массив основного объёма здания в верхних частях заканчивает сложный рисунок пяти глав и трёх шатров, отличающихся разнообразием очертаний и вместе с тем чёткостью ритмической организации. С трёх сторон храм окружали невысокие галереи-паперти (перстроены в ХIХ в.) и два придела, завершённые декоративными шатрами, с шатровой колокольней середины ХVII века. Прясла стен собора, расчленённые простыми гладкими лопатками и полуциркульными окнами, завершали красиво прорисованные полукружия закомар. Впоследствии закомары были включены в четырёхскатную кровлю, покрывшую храм.
Вскоре после завершения строительства собор был расписан, по-видимому, артелью костромских живописцев под руководством знаменитых изографов Гурия Никитина и Василия Ильина. В отличие от фресок Воскресенского собора, этим росписям свойственна большая простота и монументальность, стремление к крупным масштабам и лаконичным формам. Почти квадратные клейма отдельных композиций выстраиваются в горизонтальные пояса, охватывающие все пространства храма. Столбы заполнены рядами отдельно стоящих фигур. В сложные поверхности парусов, арок и сводов вписаны скомпонованные сцены. Даже многофигурные изображения отличает изящество композиционного рисунка, строгий линейный ритм, чётко читающиеся на светлых фонах силуэты, размеренность движений. Особое единство фрескам придают вытянутые формы узорчатых сказочных архитектурных «палат», пейзажное окружение и светлый мажорный колорит. В декоре храма, пожалуй, наиболее выразительны сцены «Страстей Господних», расположенные на южной стене. Они отличаются экспрессией и острыми реалистическими характеристиками. Интересны и другие изображения: «Чудесный лов рыбы», повествующий о последнем явлении воскресшего Христа ученикам на море Тивериадском; «Древо Иесеево», раскрывающее земную родословную Иисуса. До настоящего времени сохранился только каркас уникального иконостаса, датированного ХVII веком.
Из брошюры-путеводителя: «Тутаев (по заказу Тутаевского бюро путешествий и экскурсий). — Москва, издательство: «Внешторгиздат», 1977

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?