В 1652 году городское купечество приступило к строительству первого каменного шатрового храма во имя Смоленской Божией Матери. Храм встал на месте деревянного мужского монастыря. Но простоял он всего несколько лет и в 1670 году разрушился. Спустя восемь лет приглашенные ярославские мастера возвели здесь новый храм — Воскресенский собор, который по своей красоте и величию не уступил знаменитым творениям ярославского зодчества.
Собор славится красотой своих интерьеров, богато декорированных фресками. Его помещения были расписаны около 1680 года артелью ярославских художников. На галереях основное место отведено библейским мотивам — сотворении мира, Адаме и Еве, всемирном потопе и строительстве Ноем ковчега, Вавилонской башне и пр. Среди сюжетов на библейские темы есть и некоторые полулегендарные события из русской истории — крещение Руси, сюжет о Евлогии-каменосечце, повесть о новгородском белом клобуке.
Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями. Святые ворота, включенные в каменную ограду собора, представляют собой простой объем, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами четвериков. На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на восьмерике.
Собор громаден сам по себе, и даже в Москве трудно найти столь же большой храм, разве что Христа Спасителя – а этот стоит среди деревни. Сколько же зарабатывали купцы, что могли позволить себе столь амбициозное строительство? Собор строился быстро, стало быть, перебоев с финансами не было. Помимо этого, собор обнесет каменной стеной с красивыми воротами, а рядом стоит чуть накренившаяся, украшенная каменным узорочьем, колокольня. На месте собора, вероятно, с начала 16-го века стояла деревянная, с пятью куполами, церковь Бориса и Глеба, давшая название всей слободе. В 1652 году ее заменили на каменную шатровую церковь с трапезной и двумя приделами того же имени. Но построили ее некачественно, и уже в 1670 году шатровые верхи “расселись”. Сразу же принимается решение о реконструкции церкви, которая вылилась в масштабную перестройку. В итоге в 1678 году появился Воскресенский собор, включивший в себя храм Бориса и Глеба (и физически, и в качестве придела). Надпись об освящении прежнего Борисоглебского собора, говорят, сохранилась где-то на стене, но мы ее не видели. В соборе есть и Петропавловский придел, который заменил собой одноименную обветшавшую деревянную церковь, стоявшую где-то поблизости (вероятно, именно на месте Петропавловской церкви ныне – крошечная “столбовая” часовенка. Одновременно с собором появились и колокольня, и святые ворота. Собор строили ярославские зодчие, их имена сохранились в источниках. Разрешение на строительство дал сам всемогущий митрополит Иона Сысоевич, отстроивший себе еще более грандиозную резиденцию в Ростове.
Главные достопримечательности собора – фрески на галерее, а также самая большая в России трехметровая икона Спаса. Фрески написаны в 1680-м ярославцами. Особой популярностью пользуется фреска с изображением строительства Вавилонской башни, на которой строительные механизмы 17-го столетия показаны с дотошной точностью. На всех иллюстрациях башня выглядит выгнутой по дуге, от чего впечатление от фрески только усиливается. Когда видишь эту фреску воочию, впечатление несколько смазывается, поскольку на самом деле башня нарисована прямой, но – на выгнутом своде. Если смотреть сбоку, да еще и фотографировать, эффект выгнутости усиливается, но, если глядеть фронтально, картинка кажется более скучной. Икона Спаса находится слева, как заходишь в сам храм. Она производит сильное впечатление. Если бы это была икона на другой, более “дробный” и богатый фигурами сюжет, она бы впечатляла меньше. А так – громадная, темная от времени доска, слегка прикрытая окладом, на которой – только одна фигура. Мощно. Говорят, что икона написана еще в конце 15-го столетия, и принадлежала кисти преподобного Дионисия Глушицкого. Этот один из лучших наших живописцев никогда не покидал глухих мест Вологодчины, и про него говорили, что “не от Синая воссиял этот светоч”, а от северных пустыней и болот. Огромные размеры иконы объясняются тем, что в деревянном, прежнем храме она, видимо, служила “небом”.
По материалам сайта http://archeologia.narod.ru
В ансамбль Воскресенского собора (1652—1675 годы) входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник ( XIX века), сторожка (1910 год). Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы. Шатровая, отдельно стоящая колокольня, до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем. В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
Первый храм Борисоглебской слободы был построен монахами в 1238 году в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Во времена Иоанна Грозного здесь возвышалась двухэтажная церковь «брусчатая с пятью куполами». По преданию, вплоть до XVII века в слободе имелась монашеская обитель. В 1652 году на месте будущего собора борисоглебцы поставили каменный одноэтажный шатровый храм в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». В 1670 году по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича шатры разобрали и возвели на сводах Богородичного храма холодную церковь в честь Воскресения Христова. Радетелями грандиозного строительства были «земский староста Микита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов, Корнил да Матфей Федоровы дети Седуновы и все Борисоглебской слободы крестьяне». Главный престол холодного (верхнего) храма — Воскресенский — освятили в 1675 году. Храм с трех сторон окружают двухъярусные галереи. В летнюю церковь ведут два крыльца — южное и западное.
Источник: сайт Воскресенского собора
Воскресенский собор зданием каменный, двухэтажный, прочный, о семи престолах: в верхнем летнем храме: в честь Воскресения Христова, в честь св. благоверных князей Бориса и Глеба, св. и чуд. Николая, первоверховных Апостолов Петра и Павла; в нижнем зимнем: Смоленской Божией Матери, священномуч. Харлампия, Иоанна Предтечи.
Здание Воскресенского собора построено в 1652 г. усердием прихожан при особом содействии купца Котлованова. К Воскресенскому собору приписана с 1899 г. Спасская церковь с. Ново-Никольского, приходская, с одним престолом во имя Всемилостивого Спаса, зданием каменная. Церковь отстоит от собора в 5 верстах.
Чтимые святыни: чудотв. образ Всемилостивого Спаса, писанный, по преданию, св. Дионисием Глушицким в конце XIV века или в начале XV века, мерою 3х2,75 аршин в серебряной ризе работы 1850 г.; иконы Смоленской Божией Матери, древнегреческого письма; резной образ св. и чуд. Николая, работы XVI века; резной из дерева Животворящий Крест, работы XV века; образ Федоровской Божией Матери, риза жемчужная; образ Селуанской Божией Матери, XV века; образ вмч. Федора Стратилата, с описанием жития и чудес его; образ св. благоверных князей Бориса и Глеба с житиями их; икона Софии Премудрости Божией – список с Новгородской, риза писана жемчугом; образ Сошествие Иисуса Христа в ад; древняя плащаница.
К собору приписаны две деревянные часовни, находящиеся в городе Романово-Борисоглебске на общественных площадях.
Церковной земли при соборе 95 десятин 1065 кв. саж. Церковных домов два: каменный и деревянный на каменной фундаменте, оба двухэтажные. Церковного капитала 26 000 руб., в числе коих 1950 руб., имеющие специальное назначение на устройство и ремонт церкви и церковных помещений. В приходе прихожан 1025 муж. пола и 1173 жен., обоего пола 2198 душ. Воскресенский собор расположен во 2-й части города Ром.-Борисоглебска на правом берегу реки Волги. Штатный состав причта: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Причтового капитала 11 056 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Воскресенский собор удивительный Российский православный храм в Тутаеве и прекрасная достопримечательность России. По всей вероятности, до середины XVII века в Борисоглебске (Тутаеве) не было каменного храма, но существовало несколько деревянных. Среди них — теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, Борисоглебская церковь, а также храм с престолами, посвященными Сошествию Святого Духа, Благовещению и все тем же первым канонизированным русским святым Борису и Глебу. Впрочем, история очень туманна, точное время создания этих церквей неизвестно. Не исключено даже, что в слободе имелась всего одна, но при этом довольно вместительная церковь с несколькими престолами. Позднему, XIX столетия, преданию о том, что со времен Ивана Грозного слобода располагала деревянной брусчатой церковью с пятью куполами, доверять вряд ли стоит.
В конце концов, слобожане смогли создать каменный храм, которым стала неотапливаемая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, освященная 24 июля 1652 года. Через двадцать лет она займет место в первом ярусе величественного Воскресенского собора и будет переоборудована в зимний храм.
Сооружение Воскресенского собора происходило в весьма драматическую пору русской духовной истории — начальный период раскола. Соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в это движение, но и некоторое время являлся одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Влияние Лазаря распространялось и на окрестности Романова. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске еще и в середине XIX века.
Комплекс Воскресенского собора и окружающей его застройки сложился на рубеже XVII—XVIII веков. К югу от храма в конце XVII столетия выросла шатровая колокольня. Неизвестными зодчими были возведены примечательные трехъярусные Святые врата, которые выходили на главную улицу слободы и в планировочном отношении связывали комплекс основного слободского храма с жилой застройкой. Колокольню использовали также и в качестве часовой башни. Циферблат больших башенных часов сохранялся здесь до XIX века.
В советское время Воскресенскому собору несказанно повезло. Храмы бывшего Романова-Борисоглебска, переименованного в Тутаев, и окрестностей закрывались, некоторые вовсе исчезли, а собор устоял. Неисповедимыми путями сложилось так, что выдающийся памятник допетровского зодчества не только сохранился, но и все время оставался действующим. Конечно, не обошлось без утрат, многие ценности Воскресенского собора, особенно те, из которых можно было сделать «звонкую монету», оказались изъяты. Но, несмотря на это, храм жил, в его намоленных стенах продолжалась литургия, а древние реликвии по-прежнему подкрепляли силы прихожан и привлекали к себе.
Архитектура Воскресенского собора
Исторически Воскресенский собор в Тутаеве представляет собой сложносоставной памятник. По сути, можно говорить о двух разновременных зданиях, объединенных творческим усилием создателей в единое строение. Нижний ярус ныне существующего соборного храма — это церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, возведенная в 1652 году. В первой половине 70-х годов XVII века простоявший двадцать лет храм расширили за счет верхнего яруса и галерей. Чуть позднее рядом появились колокольня и проездные ворота, а в самом соборе был устроен новый придел. Так сложился единый архитектурный комплекс.
Воскресенский собор — образец широко распространенного во второй половине XVII столетия типа каменного храма: главная масса собора — кубическая, двухъярусная, завершенная пятиглавием (большой барабан в центре и четыре меньших по углам постройки), своды поддерживаются за счет четырех столпов. Нижний ярус, ставший после возведения верхнего подклетом, является теплой (зимней) церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери с двумя приделами: во имя священномученика Харалампия (южный) и Иоанна Предтечи (северный). Летний храм Воскресения Христова располагается в верхнем ярусе; в диаконнике находится придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба; на галерее — приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Четверик храма с трех сторон обнесен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, обрамляющих окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой, в настоящее время она остеклена. Центральная часть храма (верхний ярус) освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей, и световые барабаны. Окна в стенах, оформленные наличниками, соединяют, помимо прочего, центральную часть и галерею, давая дополнительный свет. Над приделами, располагающимися на галерее, поднимаются маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной сторон храм снабжен крыльцами, ведущими на галерею. Они смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых апсид.
Собор богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцами и росписями, причем богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного объема здания (и это довольно нехарактерно для данного типа храмов). Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон с простенками, заполненными пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляют обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей расположен пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами, и их обрамление с декоративной росписью.
Пять луковичных куполов на пяти барабанах возвышаются над «телом» Воскресенского собора Тутаева. Высокие, вытянутые барабаны, удачно сочетаясь с пропорциями четверика, создают впечатление величественности всего здания. Барабаны богато украшены. В верхней части центрального барабана, между куполами и световыми окнами, — четыре декоративных пояса: два ряда поребрика, ряд кокошников и пояс сухариков непосредственно в месте примыкания купола к барабану. Верхние части угловых барабанов украшены двумя поясами: рядом сухариков и рядом поребрика. Окна барабанов обрамлены наличниками с килевидными завершениями и связаны друг с другом узорочьем из поясов поребрика и кокошников. В настоящее время кровля собора — четырехскатная, изначально же покрытия были позакомарными.
Отличительной чертой Воскресенского собора Тутаева является насыщенный и разнообразный мотив декора фасадов. Особенно привлекает взгляд южный фасад, обращенный к площади. Многочисленные профилированные ниши, изразцы, строенные бусинки в простенках паперти, спаренные арки с висящими между ними «гирьками», гребешковые и килевидные оконные наличники, гирлянды колонок, «подвешенные» к многочастному дробному карнизу, — всё пронизано духом роскоши. Возможно, поэтому среди местных жителей до сих пор бытует легенда об итальянских архитекторах, строивших этот храм.
Входы в верхнюю часть Воскресенского собора в Тутаеве довольно необычны. Во-первых, у Воскресенского собора два крыльца, а не три, что подразумевается галереей, окружающей постройку с трех сторон. Во-вторых, они расположены не по осям храма, а с боков, со смещением влево.
Дореволюционный исследователь В. В. Суслов писал об этой особенности: «Крыльца обыкновенно помещались против входов в самую церковь, и так как эти входы закрывались глухими дверями, то внутренность храма для приходящих была всегда скрытой. В данном же случае, вероятно, имелось в виду, чтобы входящим в церковь или проходящим мимо можно было видеть не только чудотворную икону Спасителя, приходящуюся против западного входа, но и саму внутренность церкви. Поэтому строители отодвинули крыльца в сторону от средин храма и против них сделали богатые окна в саму церковь».
Интерьер Воскресенского собора
С художественной точки зрения, главное достояние внутренней части Воскресенского собора Тутаева — иконостас, настенные росписи и росписи галерей летнего храма. Также заслуживают внимания ктиторские места XVII века.
Иконостас летнего храма, созданный в конце XVII — начале XVIII веков, включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 1670-х годов. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисисный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершаются деревянными изображениями ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, символизирующая учение Христово.
Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских мастеров в конце 70-х годов XVII века. Новейшие исследования с достаточной долей вероятности позволяют заключить, что руководил артелью изограф Федор Карпов. В центральном объеме храма на южной и северной стенах, в четырех живописных ярусах, подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским Соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд». Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и икона Божией Матери «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — «Воскресение Христово» и чудеса воскрешений, а также Патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.
Роспись галерей представляет «изложение в красках» ветхозаветной истории, а именно — важнейших сюжетов Книги Бытия. На сводах южной галереи помещаются следующие композиции: «Дни творения», «Грехопадение», «Каин и Авель», «Ной. Потоп». На сводах западной галереи: «Завет. Сыновья Ноя», «Вавилонская башня», «Авраам», «Мельхиседек. Странноприимство Авраама», «Лот. Содом», «Рождение Исаака. Принесение Исаака в жертву». Живопись сводов северной галереи связана с жизнью Иакова и его двенадцати сыновей, среди которых основное внимание, конечно же, уделено Иосифу Прекрасному.
Иконы Воскресенского собора
Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.
Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».
По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.
Воскресенский собор — духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города.
Новейшая история Воскресенского собора началась на рубеже 1980—1990-х годов, когда в советской, а затем уже постсоветской стране происходил стремительный религиозный перелом. То, что еще совсем недавно было под запретом, становилось доступно. Идеологическое давление на верующих людей уходило в прошлое, открытое исповедание веры делалось нормой. Массовое обращение граждан к православной вере и Церкви в то время получило у ряда публицистов меткое определение: «Второе Крещение Руси». Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений «Второго Крещения» явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение несколько предшествующих десятилетий не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный еще в 1793 году крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днем — эта традиция берет свое начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летиее Крещения Руси.
Автор: Саша Митрахович http://posmotrim.by/article/voskresenskij-sobor-tutaeva.html#1
Архитектурные традиции ярославской земли особенно ярко запечатлены в камне православных храмов ХVII столетия. Пожалуй, ни до этого времени, ни после него самобытность храмового зодчества Ярославля и его округи не достигала такой силы. Видное место в череде замечательных церквей ярославской архитектурной школы принадлежит Воскресенскому собору Тутаева. Со времён Александра I и до революции город назывался Романов-Борисоглебск. А ещё раньше, в канун правления Екатерины II и далее в глубь веков, тут и вовсе находилось два населённых пункта: Романов на левом берегу и Борисоглебская слобода на правом, напротив Романова. Но ни сейчас, ни в эпоху Александра Благословенного, ни при его бабушке государыне Екатерине Великой не было в этом месте моста.
Местные легенды и предания (записанные достаточно поздно, в ХVIII веке) относят основание Борисоглебской рыбной слободы к 1238 году и связывают её возникновение с беженцами-ярославцами, уходившими подальше от разорительного Батыева нашествия. Место здесь издавна славилось рыбой, а рыба выловленная рыбаками Борисоглебской слободы в Волге, отправлялась даже в Кремль, о чём свидетельствует древний документ: «Свежие красные рыбы по 30 осетров, по 25 белых рыбиц, по 20 стерлядей больших, по 50 средних, по 80 меньших в год…» Со временем слобожане, разбогатевшие на ловле рыбы и поставке её в Москву, смогли позволить себе дорогостоящее каменное строительство. К лету 1652 года ими была построена и 24 июля освящена неотапливаемая церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Через двадцать лет она займёт место в первом ярусе величественного Воскресенского собора и будет переоборудована в зимний храм. До сих пор все приходящие в нижний храм Воскресенского собора Тутаева могут видеть соответствующую храмозданную надпись чуть правее от входа: «Благословением и благостию Бога Отца и содействием единородного Сына Его и споспешением Пресвятого и Животворящего Духа освящена бысть сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия в лета 7160-го в 24 день при державе великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца между патриаршеством при митрополите Варлааме…» Тогда же или, скорее всего, чуть позднее у храма появилось два придела: во имя Иоанна Предтечи и князей страстотерпцев Бориса и Глеба.
Прошло некоторое время, и борисоглебцы решили, что выстроенный ими храм маловат да тесноват — настала пора расширять здание. К тому же церковь оказалась не очень надёжной, её «шатровые верхи… расселись во многих местах». В 1670 году слобожане собрались всем миром и, вдохновляемые священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Фёдоровичем, а также земским старостой Микитой Малодушкиным и «мирскими людьми» Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновыми, отправили челобитную знаменитому митрополиту Ростовскому и Ярославскому Ионе Сысоевичу, в чью епархию входила Борисоглебская слобода. Челобитчики просили разрешить новое строительство ещё больше и основательнее прежнего: «Шатры разобрать до полуцеркви и изнова с уступом от алтарей построить церковь Божию на сводах во имя Воскресения Христа Бога нашего холодную… и в прежней церкви… трапезу теплую с приделы». Митрополит, сам очень любивший возводить здания (вспомним замечательный ансамбль архирейской кафедры в Ростове Великом), не стал противиться чаяниям борисоглебцев и дал благословение. Имена зодчих, строивших храм, неизвестны, но, бесспорно, они были талантливыми ярославскими мастерами, воплотившими в жизнь самые яркие и лучшие достижения ярославской архитектурной школы ХVII столетия. Изначально слобожане просили архирея позволить разместить на верхнем ярусе нового храма придел во имя благоверных князей Бориса и Глеба, в нижнем ярусе — придел во имя святителя Николая Чудотворца, а «на папертях» — Благовещенский и Петропавловский приделы. Однако предложение клира и причта было осуществлено не совсем так, как им того хотелось. 19 мая 1672 года митрополит Иона Сысоевич направил в Борисоглебскую слободу грамоту, в которой давал следующее распоряжение: «И мы вас пожаловали, благословили церкви Воскресения Христова придел построить над папертьми, по правую сторону святых апостол Петра и Павла, а по левую сторону Николы Чудотворца…» Борисоглебский придел, в конце концов, появился в верхней, холодной части храма, и произошло это уже в конце ХVII века, а вот Благовещенский придел так и не был устроен. Освящение главного престола Воскресенского собора состоялось 25 июля 1675 года. Это торжественное событие означало завершение основных работ по возведению храма. Чуть позже ярославские мастера выполнили роспись собора. Точного времени создания фресковой живописи мы, увы, не знаем. В основном историки искусства датировали роспись концом 1670-х или 1680-ми годами; авторами же назывались изографы Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев, братья Фёдор и Иван Карповы, Фёдор Игнатьев (на паперти). В 2008 году, при проведении реставрационных работ на северной грани северного столпа храма, была раскрыта монограмма, которая, очевидно, принадлежала автору росписей; состояла она из двух букв с точками сокращений: «Ф» и «К». Хранитель исторических ценностей тутаевского Воскресенского собора С. Б. Семёнова, основательно изучившая живопись храма и комплекс документов, связанных с деятельностью ярославских мастеров последней трети ХVII века, пришла к заключению, что монограмма может означать имя живописца Фёдора Карпова и относится к 1677-1678 годам.
Комплекс Воскресенского собора и окружающей его застройки сложился на рубеже ХVII-ХVIII веков. К югу от храма в конце ХVII столетия выросла шатровая колокольня. Неизвестными зодчими были возведены примечательные трёхъярусные Святые ворота, которые выходили на главную улицу слободы и в планировочном отношении связывали комплекс основного слободского храма с жилой застройкой. Колокольню использовали также в качестве часовой башни. Циферблат больших башенных часов сохранялся здесь до ХIХ века. Во время знаменитой губернской реформы, проведённой Екатериной II, изменения затронули и Борисоглебскую слободу с окрестностями. В 1777 году её объединили с Ямской слободой и селом Ново-Благовещенье в город Борисоглебск, который определили центром одноимённого уезда. Воскресенский собор получил статус главного городского собора.
Минуло без малого полвека, и в 1822 году состоялось ещё одно объединение: два города, расположенных друг напротив друга, Борисоглебск и Романов, слились в один — Романов-Борисоглебск. В советское время Воскресенскому собору несказанно повезло. Храмы бывшего Романова-Борисоглебска, переименованного в Тутаев, и окрестностей закрывались, некоторые вовсе исчезли, а собор устоял. Неисповедимыми путями сложилось так, что выдающийся памятник допетровского зодчества не только сохранился, но и всё время оставался действующим. Конечно, не обошлось без утрат, многие ценности Воскресенского собора, особенно те, из которых можно было сделать «звонкую монету», оказались изъяты. Но, несмотря на это, храм жил, в его намоленных стенах продолжалась литургия, а древние реликвии по-прежнему подкрепляли силы прихожан и привлекали к себе ценителей старины.
Воскресенский собор — духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города. Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений «Второго Крещения» явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение 70 лет не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный ещё в 1793 году крестный ход с чудотворым образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днём — эта традиция берёт своё начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летие Крещения Руси. Духовенство собора не только возрождает традиции, но и стремится использовать во благо своего храма современные технические достижения. Так, в 2006 году была выполнена художественная подсветка собора: в тёмное время суток 280 ламп мощностью в 500 ватт каждая создают неповторимый ночной образ древней святыни.
Размеры Воскресенского собора: длина — 35 метров, ширина — 30 метров, высота до вершины креста — 49,68 метра. Высота нижней церкви — около 5 метров, высота верхнего храма до сводов — 13,5 метров, а до главного купола — 24 метра. Ширина галереи — 5 метров. Высота колокольни (перестроена около 1856 года) — 35,28 метра. Храм — двухъярусный, пятиглавый, трёхнефный и трёхапсидный.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №10, 2012 г.
Потребовалось более полувека после польско-литовского разорения, в следствии которого город Романов-Борисоглебск был разграблен и сожжён, чтобы городское купечество Борисоглебской стороны набрало силу и в 1652 году приступило к строительству первого каменного шатрового храма во имя иконы Смоленской Божьей Матери. Храм встал на месте деревянного мужского монастыря. Но простоял он всего несколько лет и в 1670 году «от тягости шатровыя верхи разселись во многих местах». Спустя восемь лет приглашённые ярославские мастера возвели здесь новый, но уже каменный храм — Воскресенский собор, который по своей красоте и величию не уступил знаменитым творениям ярославского зодчества. К Воскресенскому собору прямо от берега Волги поднимается крутая лестница.
Сооружение господствует в панораме Борисоглебской стороны. Четырёхстолпный четверик верхнего храма, увенчанный традиционным пятиглавием был поставлен на древнее основание. Сложность объёмно-пространственной структуры собора объясняется тем, что зодчим пришлось использовать при постройке основу старого здания 1652 года. С трёх сторон четвериковый собор окружён галереями и украшен богатой кирпичной узорной кладкой. Пышному наряду храма вторит убранство галерей с двумя ассиметрично расположенными крыльцами-рундуками на ползучих арках. Пучки стройных полуколонок, глубокие кессоны-ширинки с изразцовыми вставками, гребенчатые наличники огромных окон, декоративные кокошники и тонкие тяги с перехватами на барабанах не утратили своей зрительной связи с конструкцией храма и подчёркивают его основные членения. Углы храма фиксируются мощными столбами с дыньками и перехватами, полукруглые очертания закомар продолжены пучками полуколонок, свисающих в простенках между окнами и напоминающими о древних лопатках, мощь столбов в нижних ярусах галерей выявляют глубокие кессоны, всё «тело»храма обегают декоративные горизонтальные пояса. Дробный, кружевной характер каменного узорочья контрастирует с монументальным величием стен массивного собора.
Воскресенский собор славится и красотой своих интерьеров, богато декорированных фресками. Главные помещения храма были расписаны около 1680 года артелью ярославских художников. Росписи выделяются своим сюжетным разнообразием даже среди произведений ярославской живописи ХVII века. На галереях основное место отведено библейским темам, повествующим об основных этапах сотворения мира и существовании первых людей. Здесь — прародитель человечества Адам и Ева, Всемирный потоп и строительство Ноем ковчега, сохранившего жизнь на земле, история Авраама, заключившего завет с Богом, притча об Ионе и многое другое. Фрески отличаются богатством колорита, строящегося на ярких голубых, вишнёвых и охристых тонах, обилием бытовых деталей и повседневных подробностей, знакомых художникам по окружающей жизни, и вместе с тем — тонкой, лирической интонацией, преображащей реальность в высокое искусство. Среди библейских сюжетов особенно замечательна история о строительстве Вавилонской башни, рассказывающая о поражённой гордыне людей, задумавших возвести столь высокое сооружение, что оно достигнет небес и станет равным жилищу Бога. Великолепно вписанная в свод высокой галереи фреска подробно рисует реалии строительного процесса — тёску каменных блоков, сложные конструкции и приспособления подъёмных механизмов, леса, окружающие башню и крушение человеческой гордыни — падение Вавилонской башни. Удлинённые фигуры, представленные в сложных позах, полны движения, жесты-экспрессивны и выразительны. Динамика композиции подчёркнута въющимися складками пышных одежд, острыми вершинами горок пейзажа, нервной игрой линейного ритма.
Среди сюжетов на библейские темы есть и некоторые полулегендарные события из русской истории — иллюстрации к летописному повествованию о крещении Руси киевским князем Владимиром, сюжет о Евлогии-каменосечце, повесть о новгородском белом клобуке… Так для стенописцев и тех, для кого создавались неповторимые произведения, история русского государства неразрывно связывалась с великой всемирной историей, представлялась её частью. В помещениях собственно храма основное место отведено традиционным сюжетам: на южной и северной стенах расположились евангельские композиции, на западной стене — грандиозная картина Страшного суда, на столбах — фигуры святых, мучеников и воинов. Фрески опоясывают все стены храма сплошным ярким ковром, располагаясь в несколько горизонтальных ярусов без вертикальных разгранок. Причём конструктивные детали интерьера — окна, арки, столбы — включены в живописную поверхность в качестве реалистически обыгранных элементов повествования. Большинство изображений комментируется пространными надписями, в которых использованы не только тексты Священного писания, но и вирши Симеона Полоцкого — знаменитого церковного писателя ХVII века. В соборе сохранился резной иконостас с древними иконами, киоты со скульптурами ангелов, расположенными на углах главных четырёх столбов храма, и окованная металлическими листами огромная солея (ХVII в.). Достопримечательность собора — обилие деревянной резной скульптуры: подножия ктиторских мест в виде лежащих львов, резные скамьи, напрестольная сень и киот со скульптурой Николы Можайского, деревянное резное Распятие.
Ансамбль Воскресенского собора дополняют современные храму Святые ворота и колокольня. Они расположены к югу-востоку от собора, на пути главного подхода к нему со стороны города. Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями, придавая всему собоному комплексу ещё большую живописность и выразительность общего силуэта. Святые ворота, включённые в каменную ограду собора, представляют собой простой объём, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами восьмериков. На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на вытянутой шейке. Считается, что архитектурные формы Святых ворот предвосхищают идеи зодчества петровского времени.
Из брошюры-путеводителя: «Тутаев» (по заказу Тутаевского бюро путешествий и экскурсий). — Москва: «Внешторгиздат», 1977
От Императорской Археологической Комиссии. О реставрации древних соборных икон
В виду появившихся в Ярославских и частию в Петроградских газетах известий из г. Романова-Борисоглебска о безобразной реставрации древних икон Воскресенского Р.-Борисоглебского собора, уполномоченный от Императорской Археологической Комиссии по надзору сказанной реставрации – академик архитектуры Евг. А. Сабанеев съездил в г. Р.-Борисоглебск для проверки газетных слухов и доложил Комиссии о результатах своего, произведенного 25 января текущего года, осмотра всех реставрационных работ, — при чем осмотрены были возобновленные живописные клейма снаружи собора, реставрированные древние иконы, а также помещение мастерской в доме соборного старосты Сергея Лыкова, где работы исполняются, — следующее:
«Вопреки газетным слухам, указывающим на то, что древние иконы уносятся для реставрации куда-то в частные квартиры, в действительности они переносятся только в упомянутую мастерскую в каменном доме старосты, отделенную от его жилого помещения. Мастерская состоит из трех чистых комнат, светлых и просторных, весьма удобных для производства работ. Наружные клейма собора могут быть признаны исполненными вполне удовлетворительно. Что касается реставрации оконченных в настоящее время 26 древних икон, то, при самом тщательном осмотре, нельзя заметить, чтобы сохранившаяся живопись была где-либо тронута новою краскою, а тем более переписана заново, как это указывается в газетах. Иконы очищены от копоти и грязи, накопившихся толстым слоем за многие годы, и только отлупившиеся места древней живописи осторожно заделаны мастикою, по которой искусно подведена краска верным тоном старой, сохранившейся рядом живописи. Вообще реставрация икон исполнена безукоризненно и делает честь реставратору Михаилу Иванову Дикареву и его опытным и знающим мастерам».
ЯЕВ № 10 от 9 марта 1908 г. Ч. офиц.
На борисоглебской стороне города Тутаева стоит настоящая жемчужина русской архитектуры — Воскресенский собор, в котором много лет хранится икона, признанная чудотоврной: образ Всемилостивого Спаса. Что же в ней такого примечательного? Ну, для начала — габариты: много ли вы видели икон размерами 3 на 3 метра? Если точно, то 2,78 метра в ширину и 3,20 метра в высоту. Первоначально икона помещалась в куполе, она была как бы небом храма, но потом её спустили вниз, да так и оставили. Лик спасителя ныне плохо виден: время неумолимо даже к святыням. К тому же на состоянии образа сказалась привычка протирать картины маслом для лучшей сохранности. В итоге икона потемнела. Но, если присмотреться, можно различить поясное изображение Иисуса: правая рука поднята для благословения, левая держит раскрытое Евангелие, а глаза, полные скорби, обращены к каждому из молящихся. Впрочем, разглядеть эти детали дано не всем: народная молва утверждает, будто женщинам, хоть раз изменившим своим мужьям, увидеть Спаса не дано.
Считается, что икона принадлежит кисти преподобного Димитрия (Дионисия) Глушицкого (1367-1437), основателя и игумена нескольких монастырей на реке Глушица на Вологодщине. То есть этой иконе около 600 лет. Солидный возраст и не менее солидная репутация: к Спасу идут за спасением. Это намоленная икона, обладающая мощнейшей энергетикой, которую невозможно не почувствовать. Говорят, именно благодаря Спасу Воскресенский собор не только уцелел в советские годы, но и избежал печальной участи других храмов: он никогда не был закрыт, и служба в нём не прерывалась ни на один день. А всё потому, что среди большевиков распространялся слух: якобы тот, кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, тотчас же погибнет. И воинствующие атеисты предпочли не испытывать на себе немилость Спасителя. Но сколько велик гнев Спасителя, столь же велика и его любовь. Иначе стал бы образ называться чудотворным?
Всемилостивый Спас «специализируется» на лечении болезней костей и суставов, а также легко отзывается и на просьбы, со здоровьем не связанные. Для того чтобы они исполнились, нужно соблюсти определённый ритуал, а именно: трижды проползти под чудотворной иконой на коленях, не забывая при этом молиться. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко-лаз. И судя по тому, что в полу под святым образом образовалось будто бы две колеи, страждущих к Спасу приходит ой как немало! Среди постоянных клиентов Всемилостивого Спаса — весь российский отряд космонавтов. И они, согласно традиции и чтобы полёт прошёл нормально, так же, как и все, проползают на коленях под иконой Спаса. Видел Тутаев и Валентину Терешкову (она вообще уроженка этих мест), и Владимира Джанибекова, и Юрия Маленченко, и даже казахского астронавта Талгата Мусабаева! А также многих других. И, судя по тому, что все вернулись из космоса на землю живыми и здоровыми, Спас «спасал» их и в небе и на земле. А потому Воскресенский собор — вообще один из самых любимых для космонавтов. Здесь венчалась дочь Валентины Терешковой со своим мужем-лётчиком. Здесь венчался со своей второй женой Джанибеков и тут же крестил свою дочь. И здесь же крестился, а потом и венчался со своей американской женой Юрий Маленченко. Поистине — вселенский пиар. В котором, впрочем, Спас Всемилостивый никогда не нуждался: к нему и так идут со всех городов и весей, стран и континентов. И каждого он готов услышать и поддержать.
Из журнала: «Другое Измерение», №1/2018/Лариса Плеханова. «Храм для космонавтов»/