Если пройти через парк с памятником погибшим (стоя спиной к Волге — направо от крепости), увидишь стоящую на широком лугу церковь Вознесения, или Леонтьевскую (1795). Построена стараниями некоего купца при помощи прихожан. Паперть в ложнорусском духе добавили в 1810 году. Второе имя церкви – от имени луга, который в народе искони называется Леонтьевка. Некогда на лугу стоял деревянный храм Леонтия Ростовского, который, по-видимому, сожгли поляки. Именно в этом храме находилась икона Параскевы Пятницы, которая ослепила поляков, когда те хотели ее осквернить.
Возможно, этот храм Леонтия Ростовского – самый древний в Романове, он появился, быть может, еще до построения крепости. Дело в том, что Леонтий (родившийся в Константинополе, “окончивший курс” Печерского монастыря в Киеве, и погибший от рук язычников в 1073 году) почитался как креститель Ростовской земли и как борец с местным язычеством. Поэтому закономерно было бы думать, что этот храм поставили тогда, когда крестили местное население. А это могло случиться в 11-12 вв.
По материалам сайта http://archeologia.narod.ru
Церковь Вознесенская приходская, каменная, пятиглавая с шатровою колокольнею, построена в 1795 г. старанием купца Григория Карповича Сырейщикова с прихожанами. В церкви четыре престола: в 1795 г. был устроен только нижний теплый придел храма в честь знамения Богородицы с приделом муч. Параскевы; отделан верхний холодный этаж в 1815 г. в честь Вознесения Господня; в 1879 г. этот придел капитально обновлен и украшен новым античной архитектуры придельным алтарем, освященным 18 мая 1880 г. в честь св. Леонтия епископа ростовского и преп. Сергия Радонежского чудотв. Церковь двухэтажная. Особо чтимая храмовая икона муч. Параскевы древнего письма, икона св. Леонтия ростовского чудотв. и преп. Сергия Радонежского, крест с частицею Животворящего Креста Господня, икона Распятия Иисуса Христа в серебряной вызолоченной ризе с 13 частицами св. мощей и икона Божией Матери «Нечаянная радость».
Земли при церкви удобной 28 десятин 167 кв. саж. и неудобной 2160 кв. саж., а всего 29 десятин 47 кв. саж. Два церковных дома: один для жительства священника, другой для диакона – псаломщика и церковного сторожа. Церковного капитала в билетах в пользу церкви 6523 руб. 72 коп. и в пользу причта 3325 руб., а всего 9840 руб. 30 коп. Прихожан в приходе 278 муж. пола и 330 жен., деревни от приходской церкви отстоят на расстоянии от 1 до 4 верст.
Местность, где стоит Романово-Борисоглебск, в XIV веке принадлежала ярославским князьям из рода св. Федора Ростиславича Черного, правнук которого Роман Васильевич, получивши ее в свой удел на реке Волге, поставил городок Романов. Приход был исстари самостоятельным и состоял из священника и псаломщика, было в нем в 1784 г. душ 691 обоего пола, а в 1884 г. обоего пола 728 душ. Штатный состав причта: священник и псаломщик, на их содержание получается каждогодно 300 руб. арендной платы с земли и проценты с капитала причтового 120 руб. 67 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Чуть южнее старинных крепостных валов города Романова с давних времён расположился Романовский посад. Место это издревле называлось Леонтьевкой — по утраченному ныне храму во имя святителя Леонтия Ростовского. Существует здесь и поныне Леонтьевская улица, ведущая к кладбищу. От канувших в лету посадских времён остался один-единственный памятник — каменный храм в честь Вознесения Господня. Есть достоверные сведения, повествующие о том, что когда-то на месте Вознесенской церкви существовало две церкви, выстроенные из дерева. Одна из них была холодная; она сгорела в 1743 году в результате опустошительного романовского пожара, а вторая церковь — Параскевы Пятницы, была тёплой «зимней» и к сожалению, тоже погибла в огне, но была восстановлена и просуществовала ещё какое-то время.
По прошествии нескольких десятилетий Пятницкая церковь тоже сгорела, после чего было принято решение больше её не восстанавливать. Храм в честь Вознесения Господня, который был выстроен на церковном месте, получился двухъярусный, кубический, пятиглавый, с трапезной. Над трапезной была устроена ещё одна главка. Нижняя, тёплая церковь была освящена в 1795 году в честь иконы Божией Матери «Знамение», а верхнюю, летнюю, завершили только к 1815 году, освятив в честь Вознесения Господня. Ещё два престола: во имя Параскевы Пятницы и во имя святителя — преподобного Сергия Радонежского. Восьмигранная колокольня 1810 года постройки довольно необычна: она как бы «вырастает» из середины «тела» трапезной, что, очевидно, явилось следствием длительной строительной истории комплекса. Церковь была выстроена «стараниями строителя оного романовского купца Григория Карповича Сырейщикова с прихожанами». При поддержке романовских купцов, отца Сергея Михаиловича и сына Михаила Сергеевича Новиковых, Вознесенский храм постоянно ремонтировался и обновлялся, покупалась церковная утварь и принадлежности, облачения, книги и даже был приобретён дом в два этажа для церковного причта. Сергей Михайлович был старостой в храме 18 лет. Летний храм первоначально был расписан, но после его закрытия росписи были просто закрашены масляной краской, хотя святые лики и сегодня проступают через краску.
В Вознесенском храме в досоветские времена пребывала чтимая икона великомученицы Параскевы Пятницы. Составитель дореволюционного путеводителя по Романову-Борисоглебску Н. Н. Теляковский писал о ней в 1913 году: «В церкви и ее ризнице сохраняется несколько предметов старины и довольно ценных вещей. Из них замечательны: храмовая икона муч. Параскевы Пятницы, древнего письма, в серебряной вызолоченной ризе с венцом и жемчужным украшением… В дни польского разгрома Романова в 1609 году, по словам предания, икона оказалась нетронутой, тогда как похитители были, напротив поражены слепотою… Вообще же муч. Параскева исстари чтится у нас как покровительница молодежи, и доныне в день мученицы, 28 октября, церковь бывает переполнена богомольцами, преимущественно девицами и их родственниками».
В середине 1930-х годов Вознесенская церковь чуть было не попала под категорию закрываемых, но всё же смогла уцелеть и продолжать свою деятельность. Но новые напасти, связанные с хрущёвской антирелигиозной компанией, не смогли обойти храм стороной, и в 1960-х годах он всё-таки был закрыт. Вознесенская церковь была действующей до 1961 года, и позже закрыта для использования её под детскую спортивную школу и мастерские производственного обучения. Долгий период времени в здании храма располагался склад городского торга. В 1989 году церковь была снова передана во владение РПЦ. Были проведены многочисленные ремонтно-реставрационные работы.
На сегодняшний день храм является действующим. Вознесенская церковь — пример провинциального культового сооружения конца ХVIII века: двухъярусный храм трапезного типа с нижней тёплой и верхней холодной церковью и встроенной колокольней. С юга к церкви примыкает крыльцо. Декоративное убранство лаконично. Особенно хорош храм со стороны южного фасада: геометрически правильный и нелишённый стройности.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №10, 2012 г.