Ниже по течению бывшей пристани, но выше от реки, чем Казанская-Преображенская церковь, среди зарослей и как бы на пустыре, стоит Спасо-Архангельская церковь. Она возведена в 1746 году вместо двух деревянных церквей, сгоревших, надо полагать, в Смуту или несколько позднее. Перестройки 1830 года ее почти не испортили.
По материалам сайта http:archeologia.narod.ru
В 1854 г. церковь была передана единоверцам, которые ее переосвятили. На колокольне церкви находился старинный колокол нач. XVII в., отлитый в Голландии мастером Яковом Нотеманом. В храме находилась чтимая икона Спаса Вседержителя больших размеров, подобная иконе Христа Спасителя в Воскресенском соборе города.
Спасо-Архангельский храм, как и большинство романовских храмов, стоит на месте бывших деревянных, уничтоженных пожарами. Благословение на строительство каменного храма было дано в 1746 году. 30 декабря 1751 года нижний храм освятили в честь Рождества Христова и Архангела Михаила. Верхний, летний храм был освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери только в 1770 году. Почти сто лет Архангельский храм имел православный приход.
Население Романова со времени раскола – трагедии в истории Русской церкви — было в большинстве своем явными или тайными старообрядцами, которые делились на поповцев и беспоповцев, но своей церкви они не имели. В 1854 году по просьбе романово-борисоглебских староверов, ради примирения, была разрешена постройка единоверческого деревянного храма во имя мученика Никифора. А в 1855 году, «к утверждению в вере и преспеянию в любви, мире и единении со Святою, Соборною и Апостольскою Церковью» по благословению Святейшего Синода им безвозмездно была передана одна из красивейших церквей города – Архангельская. В нижнем её храме 29 сентября был освящен придел в честь Спаса Всемилостивого. С той поры храм стал именоваться Спасо-Архангельским. Несмотря на то, что Архангельский придел упразднили из-за тесноты в 1883 году, это название до сих пор живет в народной памяти.
Спасо-Архангельский храм стройный, двухэтажный, с пристроенной с запада колокольней, через нижний ярус которой – вход в зимнюю церковь, а в летнюю – по высокой лестнице через просторную паперть. В XIX веке звон одиннадцати колоколов разливался по окрестным холмам.При церкви имелась богадельня. Никифоровский храм в 1872 году был упразднен, и все церковное имущество и святыни были перенесены в Спасо-Архангельскую церковь.
Особенно почиталась икона Всемилостивого Спаса, шириной в 3 аршина, высотой в 4 аршина с четвертью. Современники отмечали, что он почитался как чудотворный, был обильно обвешен подвесками и очень напоминал образ Спаса из Воскресенского собора. Святыня эта из Вологодского Прилуцкого монастыря, как говорит предание, приобретена в XVII веке купцом Ждановым, а затем передана в Спасо-Архангельский храм. Это был самый многочисленный и богатый храм после Воскресенского собора.
В 1930-е годы храм был закрыт, в нем находилась типография. Судьба его святынь неизвестна, по-видимому, большинство из них для нас утрачены.В храме совершаются богослужения в престольные праздники. Во время крестного хода по Романовской стороне с чудотворной иконой Спасителя из Воскресенского собора у Архангельского храма происходит длительная остановка для отдыха и трапезы паломников.
Описание храма приведено по книге «Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. – М.: издательство «ОТЧИЙ ДОМ», 2008
Источник: сайт Воскресенского собора (Романово-Борисоглебское благочиние)
Церковь Спасо-Архангельская единоверческая, каменная, двухэтажная, приходская. Престолов в ней два: в верхней холодной — во имя Божией Матери Владимирской, в нижней теплой — во имя Спаса. Церковь построена в 1746 г. тщанием прихожан. С 1746 г. по 1855 г. при сей церкви состоял причт православный, ранее церковь именовалась Михаило-Архангельскою и прочих бесплотных сил. В 1855 г. Михаило-Архангельский престол был упразднен и устроен во имя Всемилостивого Спаса, и храм стал именоваться Спасо-Архангельским. Особо чтимая икона Всемилостивого Спаса. Икона размером вышиной 4 аршина, шириной 2 аршина 15 верш.; написана она, как гласит предание, учеником Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотв.
Церковный дом для жительства причта двухэтажный, на каменном фундаменте, деревянный. Церковной земли при доме 10 саж. по лицу и 57,5 в длину. Пристроенное к церковной паперти трехэтажное каменное здание, вверху коего церковная кладовая, средний этаж занимает наемный псаломщик, а внизу церковный сторож. Церковного капитала в билетах 5493 руб. Прихожан в городе и деревнях 443 душ муж. пола и 548 жен.
Церковь расположена в г. Романово-Борисоглебске на горе, при реке Волге. При церкви богадельня для престарелых женщин из единоверческого прихода. Богадельня содержится на пожертвованные средства Царскосельской купеческой вдовы Пелагеи Егоровны Демидовой, коей на приобретение дома и содержание богадельни пожертвовано 15 000 руб. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причту от казны жалованья священнику 243 руб. в год, а псаломщику 39 руб. 20 коп. Причтового капитала в процентных бумагах 2642 руб.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
Единоверие в г. Романо-Борисоглебске возникло с Государя Императора Николая I. В продолжение своего царствования, преследуя идею порядка во всех его видах, покойный Государь не мог оставить без внимания религиозной розни и в этом городе. По Его воле собраны были очень подробные сведения о расколе, его видах и свойствах, и наконец к 1854 году усилены общие меры к его ослаблению или уничтожению одновременно как в этом главном после г. Москвы гнезде мнимого старообрядства, так и в его центре, в так называемом Рогожском Московском кладбище. Так в г. Романо-Борисоглебске между прочим были закрыты излюбленные моленные: безпоповщинская, (что вблизи Кресто-Воздвиженского собора, в доме мещан Сапожниковых) и секты поповщинской (которая находилась вблизи другого собора, Воскресенского, в доме мещанки Горбуновой); усилен надзор за расколом и его пропагандою, и с 1854 года принялись за ограничения раскольников даже по торговле: права купцов предоставлялись только православным.
– Все это, и с другой стороны наша война с 1853 г. на защиту восточного православия ясно напоминали, чего Помазанник Божий ожидает от несчастного раскола… И вот под влиянием таких обстоятельств и под гнетом религиозной розни у Романовцев, при содействии их городского головы Игнатия Андреевича Юрина, открылось с 1854 года сильное движение в пользу православия. Из числа раскольников 277 человек решились искать воссоединения с православною церковию безусловно и 545 на началах единоверия. «Почти два века минуло, — писали последние Св. Синоду в начале апреля 1854 года, — как предки наши, быв искони преданными вере праотеческой, быв искони в недрах церкви православной, имели несчастие разъединиться с нею и передать своим потомкам, как печальное наследие, разделение с церковию, которое по преемству чрез многие поколения дошло до нас. Верные заветам отцов, вместе со св. верою, мы приняли от них и разделение по вере с православною церковию, и доселе, вопреки всем внушениям пастырей церкви, вопреки всем мерам правительства, держались этого разделения. Теперь же, когда сам Помазанник Божий, Благочестивейший Государь наш, защитник и поборник православия, предприемлет борьбу со врагами православия за общую матерь нашу, православную церковь греческую, и тем самым призывает всех нас в единение с церковию, не можем не сознать, не можем не восчувствовать всей несообразности разделений по вере, почему и изъявляем полную готовность оставить все разделения и воссоединиться с церковию.
– При готовности нашей войти в единение с церковию, мы желали бы безусловного воссоединения с нею, если бы не имели среди себя немощных наших братий, для которых не по силам было бы вдруг оставить все обряды принятые нами от отцов, почему, с полным сознанием их духовных немощей, всепокорнейше просим ради подобных немощных дозволить нам одну из двух часовень, находящихся в нашем граде, часовню поповщинской секты обратить в единоверческую церковь, а из другой часовни секты безпоповщинской перенести иконы в первую, да соединением святыни в одном храме Божием соединимся по вере и мы все в церкви Божией. Изъявляя же решимость нашу на воссоединение с церковию, мы изъявляем вместе с тем и желание наше увековечить самую память воссоединения построением новой единоверческой церкви во имя мученика Никифора, в день которого издан последний манифест, и имя которого подает утешительные надежды в предстоящей борьбе со врагами православия, так как предъявленная борьба за православную церковь подвигла нас к воссоединению с церковию».
Все дело воссоединения велось независимо от епархиального начальства, при участии «доброго, по отзыву самих сектантов, и пред Императором почтенного» Ярославского губернатора А.П. Бутурлина и министра внутренних дел Д.Г. Бабикова, и в Петербурге не было замедлено. На всеподданнейшем о нем докладе того министра покойный Государь в апреле же месяце благоизволил написать: «Слава Богу! Немедленно удовлетворить желанию». И к счастливому результату сего желания со стороны Св. Синода было преподано отеческое благословение.
Вследствие этого успехи единоверия в г. Романо-Борисоглебске со временем более и более упрочивались. Городской голова Юрин, «ревнуя священным заботам правительства о скорейшем искоренении раскола», на собственный счет перестроил деревянную часовню поповщинской секты в единоверческий теплый храм и обеспечил его на первый раз необходимым для богослужения. 23 сентября сюда торжественно перенесли из безпоповщинской помянутой часовни – единственная ее святыня – до 90 икон. И за тем, по благословению местного Архипастыря Нила, при участии всего единоверческого духовенства Ярославской епархии, 9 декабря совершилось по древнему чиноположению торжественное, в присутствии местного губернатора и при многочисленном стечении народа, освящение новоустроенного храма в честь мученика Никифора. – Между тем видимо возрастал и состав Никифоровского прихода: при объявлении сказанной воли Монарха число прихожан возросло на 26, а в день освящения того храма к этому числу прибыло еще 129 лиц обоего пола.
Так в г. Романо-Борисоглебске на счет местного раскола открылся первый единоверческий с церковию приход, в интересе которого «к утверждению в вере и преспеянию в любви, мире и единении со святою, соборною и апостольскою церковию» в 1855 году преподано благословение Св. Синода, а со стороны безусловно православных в том же интересе, по просьбе сказанного прихода, в 1855 г. с разрешения Синода, безвозмездно ему отдана одна из лучших в г. Романо-Борисоглебске Архангельская церковь.
Церковь сия находится на северной окраине древнего города Романова, на левом крутом берегу р. Волги. Построена старанием прихожан между 1746-1751 г.г., вместо двух сгоревших деревянных храмов. В сем последнем году освящен нижний ее отдел в честь Рождества Христова и Архангела Михаила; а за тем, по окончании внутренней отделки храма, 22 мая 1770 г. состоялось освящение и верхнего его отдела в честь Владимирской Божией Матери. Под именем Спасо-Архангельской церковь сия известна со времени единоверческого освящения (29 сент. 1855 г.) нижнего его отдела в честь всемилостивейшего Спаса.
Здание храма двухэтажное, имеет форму продолговатого четыреугольника, впереди которого для алтаря выдаются три небольшие полукружия с двумя между ними полуколонками; средина храма против алтаря и остальных частей храма несколько выше. Все здания устроено прочно из продолговатых (6 ½ длины) кирпичей толщиною около 2 вершков, соединенных известковым цементом, и покрыто железом, окрашенным в зеленый цвет. Верх храма увенчан пятью в форме луковиц железными чешуйчатыми главами зеленого цвета с осьмиконечными гладкими крестами; шеи глав круглые из кирпича; из них средняя с 4 узкими окнами и с отверстием в храм. Окна в церкви с железными решетками и почти везде широкие и высокие.
Нижний теплый отдел храма в честь всемилостивого Спаса
Для входа в этот отдел церкви имеется одна дверь с западной стороны, чрез небольшую паперть, которою служит нижний ярус колокольни, соединенной с церковию. Церковь внутри со сводами. Две толстые капитальные стены с арками разделяют ее по длине на три части: «трапезу, настоящую и алтарь». Стены здесь покрыты голубой краскою, а своды по белому фону украшены звездами. Пол чугунный, за исключением алтарей, трапезы и настоящей, где полы кирпичные. В церкви устроены 2 изразцовые печи, в трапезе и в алтаре.
В трапезе на северной стороне помещается придел во имя Архангела Михаила, открытый, как выше было сказано, в начале устройства храма. Пред-алтарный его иконостас не отличается ни древностию, ни изяществом. Здесь находится между прочим храмовая икона – чуда Архангела Михаила в Хонех, почитаемая за старинную: она 7 вершков вышины и 6 вершков шириной в серебряной вызолоченной ризе, вложена в средину другой иконы Архангелов Михаила и Гавриила. Из прочих икон в трапезе особенно замечателен старинный образ всемилостивого Спаса, написанный на сосновой доске с выемкою по средине, шириною 3 арш., а высотою 4 ¼ арш. Это храмовая икона настоящей церкви, по недостатку в оной места помещенная в трапезе по правую сторону красных дверей, в особом иконостасе; по ореховому фону Спаситель здесь изображен до половины роста, благословляющим своею десницею и с закрытым евангелием в левой руке. Венец на нем деревянный, резной, высокой работы, вызолочен. Поля иконы в мелком вызолоченном окладе. Святыня сия из Вологодского Прилуцкого монастыря, как говорит местное предание, приобретена в XVII веке старинным в г. Романове родом «посацких людей» Сапожниковых или Ждановых и до 1854 г. была украшением безпоповщинской моленны при их доме. За тем, по закрытии последней, как выше было сказано, она торжественно передана в новоустроенный Никифоровский храм, а с 1855 г. известна под именем «храмовой» Спасо-Арх. церкви. По своим размерам и стилю письма напоминает собою образ всемилостивого Спаса, находящийся в Романо-Борисоглебском Воскресенском соборе; а судя по числу богомольцев, не исключая раскольников, по обилию жертвуемых к сей святыне привесок в форме человека и его частей и по изъявленному некогда усердию Романовского протоиерея и благочинного поместить оную в своем Воздвиженском соборе, можно быть уверену, что и сей образ, как помянутый соборный, местно почитатется за чудотворный. При сей иконе у южной стены трапезы есть и еще две в иконостасах небольшие иконы, которые известны как священные памятники романовского единоверия: из них икона Димитрия Прилуцкого по своей истории тесно связана с историею помянутой иконы всемилостивого Спаса, а другая мученика Никифора новая, до упразднения в 1872 г. первого в г. Романо-Борисоглебске единоверческого храма, была его храмовой.
В «настоящей» солея и амвон возвышены на 1 ступень. Предалтарный иконостас двух-ярусный с колоннами в один ряд, покрыт кармином; резьба, рамы и другие его украшения отзолочены на полимент; царские врата резные, также вызолочены. Иконы большею частию старинные, написаны на сосновых досках и по первому ряду в металлических ризах. Из них около царских дверей более древние: а) Образ Рождества Христова шириною 16 вершков и длиною 20 вершков, в медном высеребренном окладе с 5 серебр. венчиками и с ризою на предвечном Младенце из мелкого жемчуга. До 1855 г. он был храмовым настоящей церкви. б) Похвалы пресвятой Богородицы; по размерам и стилю письма образ сей такой же как и помянутый, украшен серебряною ризою весом 3 ½ фунт.; на оборотной его стороне имеются две надписи: а) «Лета 7115 (1607) году молился образу Терентей Козьмин сын Федоров Красильников»; б) «Попечением отца Петра Андреева и старостой купцом Ефросином Федоровым Серовым поновлена святая икона 1844 г. месяца ноября».
За клиросами и по боковым стенам помещены в особых иконостасах так называемые «подвижные» иконы. Из них за правым клиросом у стены образ (или лучше картина) Рождества Христова шириною в 6 четвертей и высотой 7 четвертей писан на сосновой доске; по стилю письма он сильно напоминает наши старинные фрески; здесь представлены все события относившиеся до Рождества Христова и в объяснение рисунка имеются надписи, между прочим, следующие: «Елизавет поят гора и не даде убити Иоанна». «Поят Иосиф отроча и матерь Его прииде во Египет». «Идоли бо пришествие крепости Христовы не терпяще падоша». Относительно икон рассматриваемой церкви остается заметить вообще: по своим размерам они чрезвычайно разнообразны от 6 до 24 верш. Шириной и от 7 до 28 верш. длины, а по письму почти все сходны с произведениями старинных наших монастырских школ иконописи; в число их поступило много икон из Никифоровской Романо-Борисоглебской церкви.
Посредине настоящей висит старинное (2 ½ пуд.) медное паникадило на 24 свечи в четыре ряда. «В алтаре» на св. престоле «из можжевеловых древес» хранится замечательный по древности холщевый антиминс со святыми мощами, выданный из Ярославской кафедральной ризницы по благословению архиепископа Ярославского Нила от 23 сентября 1855 года. Святыня сия около 5 вершк. длины и 4 вершков ширины, в раскрытом виде пришита к верхнему полотну срачицы, а потому всегда находится под верхнею напрестольною одеждою. На лицевой ее стороне грубо начертан чернилами 8-ми конечный крест, с копием и тростию, и надпись полууставным почерком: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви иже во святых отца нашего Николы архиепископа мирликийского чудотворца на память святого пророка Илии преосвященным митрополитом Варлаамом Ростовским и Ярославским при Благоверном Царе и Великом князе Феодоре Ивановиче всея Руси лето 7103 (1595) месяца иулия в 20 день».
В алтаре св. иконы не отличаются ни древностию ни по богатству украшений. Здесь в стенах устроены два шкафа с затворами для ризницы и церковной утвари.
Верхний холодный отдел храма в честь Владимирской Божией Матери
Вход в этот отдел храма с запада чрез обширную и светлую паперть. Папертью служит часть колокольни и верхний этаж пристроенного к ней каменного здания, о которых речь ниже; сюда можно войти с востока и запада по двум крытым деревянным лестницам. На стенах паперти помещено в рамах до 16 икон среднего размера; святыня сия почитается за древнюю и некогда принадлежала помянутому Никифоровскому храму, получившему ее в свою очередь от Романовских раскольничьих молелен.
Самая церковь, как и вышеупомянутая теплая, внутри со сводами, состоит из трапезы, настоящей и алтаря; стены покрыты голубою краскою, а своды по голубому фону украшены звездами из серебряной картинной бумаги; пол асфальтовый. На летнее время здесь помещается храмовый образ всемилостивого Спаса и несколько «подвижных» икон из нижнего отдела церкви. В южной стене трапезы устроен для ризницы шкаф.
«Настоящая» отделяется от трапезы капитальною стеною с 3 арками и значительно выше последней. Стены и своды здесь отделаны так же как и в трапезе; несколько живописных небольших клейм довершают украшение их. Пол здесь деревянный. По боковым стенам и за клиросами иконы в иконостасах или киотах, украшенных золоченою резьбою по белому фону. Между ними старинного монастырского письма: а) икона распятия Иисуса Христа ширины 9 четвертей и 10 четвертей длины; здесь по ореховому фону представлены страдания Спасителя и Его Апостолов, 12 праздников и таинства православной церкви. То же большого размера иконы: б) Воскресения Христова и 12 праздников; в) преподобного Макария Унженского с изображением жития его, высокого письма. За клиросами здесь же на летнее время помещаются подвижные иконы из теплого отдела храма. За правым клиросом стоит в особом футляре плащаница, украшенная золотом по малиновому бархату. В средине «настоящей» висит довольно большое медное паникадило.
Впереди храма четырех-ярусный иконостас с колоннами украшен золоченою резьбою по белому фону и увенчан осмиконечным крестом с изображением на нем распятого Христа. Царские врата здесь резные, вызолочены. В расположении икон иконостаса заметно отступление от обыкновенного порядка; так иконы 12 праздников занимают 2 и 4 ярусы; по 1 ряду храмовая икона Владимирской Богоматери помещена по правую сторону царских дверей за иконою Спасителя, а обычное ее место слева от тех врат занято иконою Толгской Богоматери. Иконы первого ряда почти все старинные в медных серебряных окладах или ризах в серебряных венцах; из них храмовая и Толгская лучше других украшены жемчугом и старинными серебряными венцами с цатами. Пред иконостасом солея и амвон возвышены на 2 ступени.
Алтарь отделяется от храма капитальною и толстою стеною с арками для царских врат южных и северных дверей. Пол здесь асфальтовый, а стены окрашены в голубой цвет. Престол, устроенный взамен престола прежнего, в 1855 г. 17 октября освящен «по старопечатным церковным уставам». Св. антиминс здесь из Ярославской кафедральной ризницы, холщевый 5 вершковой длины и 4 вершка ширины с изображением 8 конечного креста с копием и тростию на подножии и с следующею надписью полууставным почерком: «Лета 7095 (1583) месяца апреля 27 дня на память священномученика Симеона сродника Господня по плоти освятися алтарь св. страстотерпца Христова Егория при благоверном царе великом князе Феодоре Ивановиче всея Руси при митрополите при Иове при архиепископе Варлааме». Святыня сия под верхнею напрестольною одеждою пришита к срачице в раскрытом виде. На престоле, как памятник старины, сохраняется и еще холщевый антиминс со св. мощами, принадлежавший до 1872 года первой в г. Романо-Борисоглебске единоверческой церкви. Святыня сия величиною в квадрат ¼ аршина, с такими же как и помянутая изображениями и надписью: «Освятися сей антиминс Госопда Божия Спаса нашего Иисуса Христа к церкви Воскресения Господа Бога и Спаса нашего при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси при святейшем Филарете Патриархе Московском и всея Руси в лето 7137 (1628) майя в 22 день в память святого мученика Василиска».
За престолом на горнем месте распятие Иисуса Христа на 8 конечном деревянном кресте и старинная икона Владимирской Богоматери в басменной серебрной ризе с венцом и с возглавием и цатою на Богоматери из жемчуга. Здесь на стене небольшое иконописное альфреско: изображение коронования Богоматери. На правой стороне от престола в задней стене устроен шкаф для церковной утвари.
Колокольня и другие церковные здания
К западной стене церкви примыкает каменная колокольня. Снизу до половины она четыреугольная, а далее осмигранная конической формы, с 8-ю дугообразными пролетами для колоколов; увенчана деревянною главою с 8-ми конечным крестом, которые опаяны белым железом. Материал и склад постройки колокольни и храма и особенная толщина помянутой церковной стены показывают, что сии здания устроились в одно время.
На колокольне висят 11 колоколов. Из них большой, по надписи на нем, весом 158 пуд. 20 ф., приобретен в 1881 году «на церковно-приходскую сумму в память грустного для России события 1 марта». Третий весом 36 пуд., как видно из надписи, отлит «1722 года в церковь Архистратига Михаила старанием приходских людей». На пятом без означения веса, снизу вылита лента (в ¾ вер. шириной) с голландскою надписью, которая в переводе гласит: «В лето Господа нашего 1646 меня отлил Яков Нотерман в Леевердене».
К колокольне с юга пристроено в 1830 году каменное двухэтажное здание. В 1863 году здание это возвышено на этаж. Новый его этаж служит продолжением паперти с большим крыльцом для входа в верхний отдел храма; в среднем помещается церковно-приходское училище, а в нижнем квартира для причетника.
Вблизи церкви устроена в 1864 г. церковная кладовая для помещения церковного имущества; здесь хранятся, между прочим, несколько икон Никифоровского храма, упраздненного в 1872 г. за ветхостию и по неудобству местоположения. В числе их старинные небольшого размера иконы: Умовения ног Спасителем на Тайной вечери; две иконы, представляющие эту вечерю; Успение Богоматери и необходимая принадлежность старинных городов резные из дерева иконы св. Николая чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы. Здесь же находятся старинные царские двери, которые в помянутый храм поступили из так называемой Горбуновской поповщинской часовни в г. Романо-Борисоглебске. Они состоят из двух толстых сосновых створов, закругленных к верху полуовалом; шириной в 1 ¼ аршин и высоты 2 ½ аршина, с изображением Благовещения Богоматери и 4 евангелистов; створы прикреплены к двум резным деревянным столбцам, с мелкими изображениями на них Спасителя, Богоматери, Херувимов, Серафимов и 16 разных святых; верх сих столбцов соединен фрамугой, на которой по средине изображена ветхозаветная Троица, справа Спаситель, а слева Он приобщает их своей животворящей крови.
До 1807 г. при Архангельской церкви, как видно из метрических книг, было приходское кладбище. Здесь сохранились две большие плиты из известняка; резные надписи на них одна говорит: «Лета 7149 (1641) генваря в 11 день преставися раб Божий Димитрий. Лета 7149 (1641)генваря в 24-й день преставися раба Божия инока схимница Евдокея», а другая: «Лета 7152 (1644)»… Далее надпись повреждена до слов: «Лета 7154 (1646) генваря… преставися раба Божия инока схимница Саломанида Еремеевских». По словам предания на сем кладбище некогда находилась деревянная церковь Архангельская. К сожалению до нашего времени не сохранилось признаков этого храма; и самое кладбище не могло оставаться в своем старинном виде: часть его занята настоящею Архангельскою церковию, до 224 квадратных сажен под огородом причта той церкви, а остальное пространство под площадью около храма и обывательскими постройками. Для помещения Архангельского причта имеется церковный дом вблизи его церкви по Архангельскому оврагу. Дом этот деревянный на каменном фундаменте двухэтажный со службами; имение это приобретено в 1872 г. за 1 200 рублей.
Ризница и библиотека
Ризница Архангельской церкви не отличается драгоценностию и редкостью вещей. Из памятников старины здесь сохраняются оловянные: а) Потир с дискосом звездицею и 2 блюдцами и б) сосуд для благословения хлебов.
Библиотека заключает в себе несколько старопечатных XVI и XVII в. книг; почти все они Московского издания и церковнослужебные по содержанию. Из них с надписями по листам:
1) Евангелие изд. 1644 г., обложенное в 1863 г. малиновым бархатом с украшениями из золоченого серебра. Надписи на нем гласят: а) Лета семь тысящ сто пятьдесят третьего году (1645 г.) месяца июня в первый день положил сию книгу глаголемую святое евангелие в дом Покрову пречистой Богородицы и чудотворцу Николе в Ростове на посаде в Ладанную слободку раб Божий Иван по своей душе и по своих родителех Емельяна, Домнику, Иакова, Константина, Иосифа, Селиверста, Варвару, Марию, Варвару, Евдокию, Варвару, Лизавету и Матрону, Ивана, Матрену, Каптелину, млад. Ермолая, Никифора, Пелагею, Мокея, Парасковью, Иустину; б) книга сия по указу Ростовской консистории в 1754 г., «как старопечатная и с новоисправленными книгами не согласная отобрана» от помянутой церкви.
2) Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, изд. 1651 г., с следующую надписью: «Приложил сие евангелие напрестольное в Ладожский уезд на пустыню в монастырь к живоначальной Троице да святого праведника Алексея человека Божия боярина Михаила Михайловича Салтыкова ево вотчины села Дымской слободы крестьянин Сила Матвеев по своей душе и по своих родителях, а подписал по ево Силину веленью арзамасской площади подъячей Гришка Степанов Крюков лета 7159 (1651) году августа в 21 день».
3) Минея август месяц, изд. 1647: «Лета 7156 (1648) году июня в 5 день приложена сия книга глаголемая месяц август в Ярославском уезде в церковь к пророку Илье и мученице Парасковие, а выменяли сию книгу все Ильинские прихожане».
4) Триодь цветная 1635 году. «Сия книга глаголемая триодь цветная церкви архистратига Христова Михаила, а приложил сию книгу князь Федор Васильевич сын Щербатов села Михайловскова».
5) Триодь постная изд. 1636 г. – «7156 (1648) г. февраля в 26 день продал сию книгу триодь постную села Щетинского (ныне Пошехонского уезда) поп Иван Щетинский старосте и всем крестьянам, а взял за нее два рубля с полтиной и подписал своеручно».
6) Кормчая изд. 1650 г. Надпись на ней: «7186 (1678) году июля в 13 день в Костроме посаду церкве Покрова пресвятой Богородицы поп Федор продал сию книгу Кормчую Ярославцу Силе Афанасьеву сыну. … А подписал своеручно. Ивану Никитину Четвертке сдал Евтихей Григорьев».
7) Апостол изд. 1632 г. – «Сия книга глаголемая «Апостол» Вологодского уезда от церкви Флора и Лавра, что на Шексне. В лето 7158 (1650) году месяца декабря в 6 день положил сию книгу «Апостол» в церкву к великим мученикам Флору и Лавру и ко Власию Севастийскому в дом Гаврило Васильев Бакин; а подписал Иван Гаврилов, сын Бакин».
8) Октай 5 гласа 1639 г. – «Сия книга глаголемая «Октай» куплена на мирские деньги в Ростовской уезд Кирилла чудотворца в вотчину в село Фатьяново в церковь Леонтию чудотворцу».
9) Октай осмигласник 1594 г. – «Лета 7105 (1597) сентября в 1 день приложил книгу сию «Октай» Алексей Тюхменев во обитель всемилостивого Спаса и святых чудотворцев благоверных князей Феодора, Давида и Константина Смоленских и Ярославских чудотворцев, в наследие вечных благ и по своих родителех в наследие вечных благ».
10) Минея за декабрь. «Книга глаголемая «Месяц декабрь» Дмитриевского священника Герасима Силиверстова; а положил сию книгу лета 7150 (1642) году ноября в «день Спасского монастыря казначей старец Макарей по брате своем священнике Герасиме Силиверстове всемилостивого Спаса и пресвятой Богородицы и святых чудотворцев благоверного великого князя Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина».
11) Минея за июнь месяц, изд. 1647; надпись на ней: «Лета 7163 (1655) году августа во осьмый день раба Божия вдова Ульяна Кирилова, дочь Горбунова, Исаевская жена Ширяева приложила есмь сию книгу глаголемую «Минею месяц июнь» в дом великому святителю и чудотворцу Христову Николе, что на всполье и святой мученице Варваре по своей душе и поминаючи души зятя своего Андриана Семенова сына Щелудкова да дочери своей Анны и сестры дочери Ширяева и его Андреяна жены и по своих по своих родителях при державе Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея великия и малыя России Самодержца и при великом Государе святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси и при митрополите нашем Ионе Ростовском и при священниках при Харитоне Семенове да при сыне его Иване да при Григорье Никитине; а кто сию книгу минею месяц июнь похитит или продаст или в заклад положит или из дому чудотворца Николы в иной приход или какую хитрость учинит, и ему будет судиться со мной на страшном суде пред праведным Судиею, пред Господом нашим Иисусом Христом во веки веков, аминь; а подносил сию книгу минею месяц июнь Ивашко Кирилов сын Горбунов по челобитью сестры своей вдовы Ульяны при ее животе месяца августа в 8 день». На сей книге отмечено, что она, как «старопечатных и с новоисправленными книгами несогласная», но по указу Рост. консистории от 1754 года отобрана от Николоспольской Ростовской церкви.
12) Минея месяц июль 1648 г. «Лета 7156 (1648) году июня в 5 день приложена сия книга глаголемая «Месяц июль» в Ярославском уезде в Шаховской волости к Илье пророку и мученице Параскевие, а выменяли сию книгу все Ильинские прихожане».
Грамматика (славянская, по отзыву предисловия к ней) «святая и блаженная», изд. 1648 года. Надпись на ней: «7188 (1780 г.) апреля в 3 день новгородец Василий Сверибин продал книгу грамматику за . . . . и подписал своею рукою. Поминать Филарета старца за сию книгу».
Из письменных книг в библиотеке находится 6 богослужебных нотных крюковых и 54 службы в 1 книге, писанные уставным почерком. Это списки со старинных книг без означения года издания.
О письменном сборнике служб остается заметить: составлен он, по-видимому, в дополнение месячной минеи. Большинство здесь службы Рус. святым до XVII в., в том числе святым по Яросл. епархии: Иакову Ростовскому, Геннадию Любимоградскому, Яросл. кн. Василию и Константину и стихеры с каноном кн. Роману Угличскому, состав. по благословению великого кир Иова патриарха Московского и всея Руси тщанием и труды Симеона Романовича Ольферьева да икона Сергия обители пресв. Троицы Данилова монастыря Переяславля Залесского. Составители или описатели служб упомянуты только в последней, да в службах: а) Иакову железноборскому игумен его монастыря Иоасаф и б) «на память (17 июля) всех святых новых чудотворцев Ростовских» — некто Григорий, инок Суздальской Евфимиевой обители.
Романовской Вознесенской церкви священник А. Мизеров, ЯЕВ № 20 от 14 мая 1883 г. Ч. неофиц.
Состав причта и прихода
Спасо-Архангельский причт состоит из священника и псаломщика. На его содержание, при церковной квартире, получается из казны 284 р. 20 к. и кружечного дохода до 600 р. в год.
Архангельский приход, как единоверческий , образовался в 1855 г. из приходов Никифоровского и отчасти прежнего Архангельского. Домов здесь тогда было 37 купеческих, 224 прочих «обывателей» г. Романова и 9 крестьянских, а душ в них обоего пола 1173. И этот состав прихода доныне почти не изменился: к 1883 г. прихожан обоего пола было 1168 (509 муж., 658 жен.). По выводам за последние 10 лет средним числом в год было 27 родившихся, 35 умерших обоего пола, браков 6, а исповедавшихся 49 м. и 116 ж. По числу душ названный приход после соборного Воскресенского первый в г. Романове. Для детей этого прихода в 1859 г., с разрешения Св. Синода, открыто церковно-приходское училище. На его содержание, при готовой квартире от местной церкви, отпускается из городских сумм по 150 р. в год. Учебные предметы: закон Божий, чтение церковных книг исключительно единоверческих типографий, русский язык с чистописанием и арифметика (на счетах) в неполном объеме курса начальной школы. Обучилось здесь всего 214 детей обоего пола. Из них 17 для довершения своего элементарного образования поступили в городские училища министерства народного просвещения. В 1883 г. учащихся состоит 10 мальчиков и 6 девочек; учителем местный диакон; кроме него учительница; оба домашнего образования.
Из прихожан по деятельности в пользу церкви особенно известен попечитель (1854-66 г.г.) местного храма, из купцов, домашнего образования, Иван Герасимов Чистяков (+1856 г. 18 октября). По переходе из раскола в единоверие, им дана значительная жертва на пользу храма и к открытию при нем училища. Из грамоты на награждение Чистякова в 1860 г. орденом св. Анны 3 ст. видно, что «похвальные его действия на пользу церкви ознаменованы были обращением в единоверие до 1000 душ обоего пола раскольников в Пошехонском уезде с устройством для них в селении Старо-Борисоглебском церкви». За все помянутые заслуги он был удостоен в 1854 г. благословения Св. Синода, а в 1858 г. золотой медали для ношения на шее на Аннинской ленте.
О состоянии училища при Архангельской единоверческой церкви
Благочинный, священник Романо-Борисоглебской Архангельской единоверческой церкви Михаил Ликвентов, от 10-го сего июля за № 26, донес о состоянии училища при означенной церкви следующее: помещение училища, устроенное при храме, содержится в чистоте и порядке церковным старостою купцом Дмитрием Дехтяревым, который получает на содержание оного из Градской Думы определенную сумму; вознаграждение учителя-диакона неопустительно и достаточно; в продолжение последней половины года обучалось в училище 20 мальчиков и 6 девочек, из коих один умер; вновь поступило 5 мальчиков; 1-го июля все ученики были подвергнуты им, благочинным, испытанию и оказались достаточно успешными; по желанию некоторых родителей, учение предположено продолжать до 15-го июля и затем имеют быть каникулы до 1-го сентября.
ЯЕВ № 30 от 27 июля 1868 г. Ч. офиц.
Обозрение епархии Высокопреосвященнейшим Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским, в 1883 г.: «Укрепленный молитвою, я прибыл в Романо-Борисо-Глебск, проникнутый расколом и неправомыслием в вере его жителей более всех других городов епархии. После обычного поклонения святыне в соборном храме и благословения собравшегося здесь духовенства , преподаны ему советы, как вести дело пастырства среди лиц, неблагосклонно относящихся к православию. Затем, ради краткости времени, мною посещена Архангельская единоверческая церковь города. Единоверцев почти никого в храме не оказалось. Прихожан этого храма едва ли не четверть города; но они, по отзыву их церковного старосты купца Опахова, к посещению храма не усердны и к жертвам не расположены, что выслушано мною с глубоким прискорбием. Самый храм более всего содержится личными жертвами его церковного старосты. Мне не оставалось делать более, как благословить усердного жертвователя, а местному священнику и вместе благочинному преподать наставление, чтобы в пастырских беседах с единоверцами располагал их к посещению храма Божия и к щедродательности на подобающее ему благолепие. Из Романо-Борисо-Глебска того же 9-го сентября, на пароходе общества «Самолет», последовало мое возвращение в Ярославль».
ЯЕВ № 15 от 9 апреля 1884 г. Ч. неофиц.
Обозрение Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским, церквей и монастырей в городах: Романове, Рыбинске, Мологе, Мышкине и Угличе и их уездах в продолжении 6-19 ч. июня 1885 г.:
4) Михаило-Архангельской единоверческой. В немалом числе собрались единоверцы и приняли Архипастырское благословение, во время которого на клиросе четыре единоверца пели по нотам догматик 7-го гласа. Преподавши благословение и осмотревши древний каменный двух-этажный храм, бывший прежде, до передачи единоверцам, обыкновенной приходской церковью, Владыка в кратком слове сказал единоверцам, чтобы «они, изведавши заблуждение собственным опытом, дорожили истиною, к которой пришли, крепко стояли бы за единство веры и за святость церкви, с которою воссоединились, старались бы сделаться вполне послушными чадами Христовой церкви и пользовались всеми благодатными дарами, которые подаются от церкви для спасения.» Единоверцы отвечали поклоном на поучение и пропели по нотам догматик 6-го гласа «Кто тебе не блажит, пресвятая девице». По поводу слова «девице» вм. «дево» объяснено единоверцам о причине разности книг старопечатных как между собою, так и с книгами новопечатными и о необходимости отсюда исправления книг, которое состояло в соглашении книг, которое состояло с подлинными и древлеписьменными книгами и в приведении их чрез то в единообразный вид.
ЯЕВ № 36 от 2 сентября 1885 г. Ч. неофиц.
О пожертвованиях по духовным завещаниям
1). При отношении прокурора Ярославского окружного суда за № 2640 препровождена выписка из утвержденного судом 31 марта 1887 года нотариального духовного завещания Р.-Борисоглебской купеческой вдовы Парасковьи Степановой Козловой, в коем между прочим сказано: п. 4. в Р.-Борисоглебскую Спасо-Архангельскую единоверческую церковь на вечное поминовение меня рабы Божией Парасковьи и родственников моих тысячу рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала делились пополам, одна половина шла священноцерковнослужителям, а другая половина в церковь; п. 6. Употребить на погребение тела моего и поминовение души моей тысячу руб., из них же выдать в три церкви сорокоусты, купить покров в пятьдесят руб. и таковой отдать в упомянутую выше церковь Спасо-Архангельскую с тем, чтобы покров этот давали при погребении всем желающим бесплатно и внести в капитал богадельни Безпалова при той же Спасо-Архангельской церкви сто руб.» Подлинное завещание выдано купцу Артемию Галактионову Шушкину и мещанину Афанасию Иванову Брылину, жительствующим в 1 ч. г. Р.-Борисоглебска.
2). При отношении прокурора Ярославского окружного суда за № 1760 препровождена выписка из утвержденного судом 3 февраля 1893 года нотариального духовного завещания Р.-Борисоглебского мещанина Кирсания Блинова, в котором между прочим сказано: «в пользу Р.-Борисоглебской городской Спасо-Архангельской единоверческой церкви завещаю из всего моего имения пятьсот рублей, которые должны быть внесены моею женою на вечные времена с тем, чтобы процентами с этого капитала пользовались священноцерковнослужители за поминовение моей души». Предъявительница завещания Р.-Борисоглебская мещанка Серафима Архипова Блинова, жительство имеет в г. Р.-Борисоглебске, 1 части, по Угличской улице.
ЯЕВ № 20 от 18 мая 1887 г. Ч. офиц.; ЯЕВ № 21 от 25 мая 1893 г. Ч. офиц.
Форум Ярославского историко-родословного общества
О затоплении церкви
Благочинный Романово-Борисоглебской Спасо-Архангельской единоверческой церкви священник Михаил Ликвентов донес, что Романово-Борисоглебский Никифоровский храм с 10 числа апреля затоплен водою от разлития р. Волги. 11 апреля от напора льда вода была так велика, что в несколько часов наполнила собою весь храм, а в алтаре не дошла до потолка только на 8 вершков. От такого возвышения св. престол, жертвенник и иконы, стоявшие на возвышенных местах (с низких мест из предосторожности вынесены были из церкви до разлития воды), двинулись с мест и плавали. По уменьшении воды тотчас же приняты были меры к сохранению церковного имущества и вынесено из церкви все, что только можно было взять. Св. престол по тесноте царских врат остался не вынесенным, и только снята с него одежда, а антиминс с срачицею перенесены в Спасо-Архангельскую церковь. 22 апреля воды в церкви было на один аршин.
ЯЕВ № 19 от 14 мая 1862 г.