Величавый пятиглавый храм, ставший визитной карточкой Романово-Борисоглебска (Тутаева), возведен в 1758 г. на месте, где в более ранние века располагались женский монастырь и две церкви Никольская и Преображенская. Полное наименование храма – Казанская Преображенская церковь. В сказании о Казанской иконе Божией Матери именуется она Никольскою. Однако исстари называют храм Казанской церковью, потому как построена она для Чудотворной иконы Божией Матери, доставленной (согласно легенде) в 1588 г. романовским жителем Герасимом Трифоновым из Казани во исполнение прямого указания Богородицы, чудесным образом явившейся ему и указавшей место, где храму быть. В 1931 г. церковь была закрыта, а в 1997 году разоренный храм передан Церкви.
Казанская церковь — уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из храма и колокольни, возвышающейся, словно маяк, на вершине волжского обрыва. Поражает гениальность архитектурного решения, создающего ощущение изящества, легкости, простоты в сочетании с массивностью и внушительностью сооружения. Вознесенная на мощный подклет, церковь, кажется, поднялась из вод Волги-матушки на середину крутого спуска и застыла, поражая чарующей красотой и необъяснимо притягательной силой любого человека, чувствующего себя здесь как бы под покровительством Богоматери и Всемилостивого Спаса, чей образ (15 век) находиться как раз напротив, на другом берегу Волги в Воскресенском соборе. Глубоко почитаем до сих пор романовцами погребенный в часовне под колокольней Блаженный Онуфрий, юродивый Христа ради, живший в 17 веке, прославившийся как провидец и избавитель от болезней. Как и в далекие времена, каким-то особым свойством обладает этот кусочек земли русской, подставивший свои ладони чудо-храму, притягивающему сердца и души людские, дающему им очищение и умиротворение.
Храм имеет ступенчатый силуэт. Нижняя (теплая) церковь занимает подклет. Это Казанская. Над ней возвышается храм Преображения Господня с трапезной и открытой галереей, где мастерами местной школы были выполнены фрески, часть которых еще сохранилась. На круче, укрепленной огромными валунами, стоит Казанская без малого два с половиной века. А камне те неподъемные. Выгружали их возле строящейся церкви все проходящие мимо суда, лодки, плоты. Всем миром возводили храм. Наверное, поэтому не властны над ним ни время, не ледяные торосы, ни весенние разливы, ни годы безверия и забвения. И нам, ныне живущим, тоже всем миром надлежит восстановить эту святыню. Уникальный Казанский храм нуждается в материальной поддержке, чтобы восстановить то, что создано гением народным и что оказалось порушенным. На пожертвования, силами местных умельцев, буквально за последний год восстановлена и стала пригодной для богослужений нижняя церковь с входом со стороны Волги. В храме регулярно проводятся службы священниками Тутаевского благочинного округа, а также ежегодные крестные ходы с чудотворным списком Казанской-Ярославской иконы Божией Матери. Появилась уверенность, что церковь будет восстановлена. А для этого нужны средства.
Храм нуждается в Вашей помощи. Корреспонденцию направлять по адресу: 152300, г. Тутаев, Ярославской области, почтовый ящик № «Казанская церковь».
Текст листовки, которую нам вручили в храме
«Есть храмы, построенные по желанию и велению человека, а есть храмы, построенные по велению Божиему…» — так начал свой рассказ прихожанин церкви Казанскокй иконы в г. Тутаев. Эта церковь привлекает внимание: красно-синяя, самом берегу Волги, над ней чуть выше на крутом спуске возвышается колокольня. Церковь не производила впечатление действующей, заколоченные окна и двери, снег у входа. Только узкая, утоптанная в снегу дорожка вела вниз к Волге. Здесь мы и встретили молодого человека, который протянул нам листовку с информацией о храме: «Если хотите, то можно зайти внутрь. Там сейчас мой отец работает…»- пригласил он нас. Мы вошли в нижний храм со стороны Волги. У двери груды строительного мусора и фрагменты старых покалеченных решеток и дверей. Запах свежей краски и штукатурки. Внутри оказался всего один человек, как выяснилось ни священник, ни нанятый работник, а обычный прихожанин церкви, который, войдя однажды в этот храм, почувствовал веление души и Бога восстановить утраченную красоту и вернуть его людям. Он на время прервал свою работу и поведал нам красивую легенду строительства церкви.
Все началось через три года после взятия г. Казани, т.е. в 1555 году. Житель города Романова (так назывался ранее Тутаев) по имени Герасим сидел не берегу Волги в районе города Казани. И случилась страшная гроза, с громом и молнией. И сквозь этот гром он услышал голос Богородицы, обращенный к нему. Богородица поведала ему о чудотворной иконе, находящейся в городе и велела везти ее в родной город и построить храм, на берегу реки, на том мете, где в земле схоронены три каменных креста – один вверху, два других чуть ниже. — Как же я узнаю ту самую чудотворную икону? – спросил Герасим. И в тот же самый миг почувствовал он, как правая рука его онемела и полностью потеряла всякую чувствительность. По окончанию грозы, пошел Герасим в город Казать, как было ему велено Богородицей и долго ходил по городу, всматриваясь в иконы и пытаясь отыскать ту самую, чудотворную. Долго ходил Герасим в своих поисках, пока однажды не коснулся онемевшей рукой одной из икон с ликом Богородицы. И в тот же момент рука его ожила, и понял он, что поиск его завершен. Герасим вернулся в родной город с иконой и стал рассказывать людям о своем ведение, о своем чудесном исцелении и о храме, который нужно возвести в честь Казанской иконы Богородицы. Он описал место на Волге, как сказал ему святой голос и о приметах, которые укажут на правильный выбор. В то время на месте нынешней церкви стояла на берегу Волги деревянный собор в честь Николая Чудотворца – покровителя путешественников и купцов, которые в большом количестве проплывали по реке по своим торговым делам и молились святому.
Деревянный собор обветшал и начал разрушаться и было принято решение на его месте возмести новый – каменный. Когда церковь снесли и начали строить фундамент для новой церкви, то наткнулись на каменный крест, похожий на те, что находили в районе Киева – оставленные по преданию самим Андреем Первозванным. Тогда-то и вспомнили люди о рассказе Герасима! Стали копать чуть ниже и нашли еще 2 таких же каменных креста. С того момента все уверовали в рассказ своего соотечественника и всем миром взялись сооружаться новый храм. Решено было для укрепления фундамента привезти большие каменные валуны. Помогали все проходящие торговые суда. И когда наконец-то валун был доставлен, совершили молебен, как это было принято при закладке храма. Каково же было удивление людей, когда следующим утром они увидели, что гигантский камень изменил свое расположение, будто указывая точное место! Но церковь не была построена… Пришли смутные времена смены царей и династий, во время которых бесследно исчезла та самая Казанская чудотворная икона. Все, чем владеем мы ныне, есть лишь список со святой иконы. Лишь в 1758 строительство церкви возобновилось.
Просуществовала церковь до 1931 года, когда новые власти России решили, что сие здание нужнее мирским делам нежели духовным. В разное время в здании церкви были лодочная станция, жилые квартиры и даже пивоваренный завод. Лишь в 1997 году разоренное здание было передано православной церкви. Фрески нижнего храма полностью утрачены, а наверху в галереях чудом сохранились древние росписи, которые будут восстанавливаться силами современных художников. На что уже получено благословение Архиепископа Ярославского и Ростовского. Есть еще одна легенда о церкви… Будто ведет к ней подземный ход с противоположного берега Волги, по которому люди спасались в древние времена от татарских набегов. Причем по рассказам очевидцев (ныне живущих жителей Тутаева), по этому ходу они будучи детьми лазали тайком от родителей. И ширина прохода была такой, что можно было повозку с лошадью провести… Где сей ход сейчас, и был ли он, нетрудно установить с помощью современного оборудования. Но видимо никто не хочет разрушать красивую легенду… Пусть живет она в наших умах, как живет прекрасный Казанский-Преображенский храм.
Красивейшая Казанская-Преображенская церковь расположена у самой воды. Возведена в 1758 году, на месте, как говорят, женского монастыря, якобы известного еще в 14-15 веках (на деле, как нам кажется, монастырь не может быть старше крепости, то есть середины 15-го века). В монастыре, наверное, было две церкви, Казанской иконы и Преображения, а храм, появившийся на месте монастыря, впитал их названия. Храм выглядит несколько старше своих лет; так строили в 17-м веке, в самом конце столетия, но уж точно не в середине. Как видим, в Романове вкусы лет на 60 отставали от столичных. Колокольня стоит отдельно, под ней похоронен юродивый Онуфрий. Кроме того, что его почитали в Романове, нам не удалось найти про него никаких известий.
У самого спуска к воде, где народ стирает белье, некогда находилась часовня, возле которой каждый проплывающий по Волге обязан был положить камень. Краеведы ломают голову, откуда такой обычай? Представляется, что это рудимент восточного (ногайского) обряда. Вспомним хотя бы историю про то, как Тимур приказал каждому воину бросить камень перед битвой. Потом воины взяли камни, и по числу оставшихся камней Тимур понял, сколько солдат он потерял, а сами нетронутые камни стали памятником погибшим. Я думаю, что неискаженный обычай заключался в том, что плывший по реке на юг оставлял камень, а возвращаясь, скажем, из Хаджи-Тархана (Астрахани) или из Сарая, его забирал. А те камни, что оставались, видимо, становились памятником погибшим. Но те камни, наверное, романовцы давно на надобности растащили. Наша гипотеза подтверждается еще и тем, что в храме хранилась особо чтимая икона Казанской Богоматери. Культ Казанской Богоматери выражал идею непростого взаимодействия православного человека и иноверческой среды Нижнего Поволжья, и икона должна была защищать путников, которые ехали “к татарам”.
По материалам http://archeologia.narod.ru
На верхней Волге, храмы, как правило ставили над рекой, высоком видном месте… Колокольни храмов — стройные, шатровые, как свечи на приволжских холмах, и звоны их переливались от одной к другой. В этот хор вливали свои голоса храмы старинного приволжского города Романова-Борисоглебска (Тутаева).
Казанский (Преображенский) храм — своеобразный опознавательный знак города: как показалась на левом берегу Волги у кромки воды красно-белая церковь с такого же цвета шатровой колокольней, стоящей чуть выше по откосу, значит, приплыли в Тутаев. Согласно преданию, веление о воздвижении храма было отдано самой Девой Марией жителю города Романова Герасиму Трифонову, который около 1588 года принёс сюда Казанский образ Божией Матери непосредственно из Казани. Многие чудеса и исцеления происходили в Романове от Казанской иконы Божией Матери. В честь святого образа романовцы должны были поставить храм, но они особо не торопились возводить церковь. Икона Казанской Божией Матери всё это время находилась в деревянной Никольской церкви. Здесь, у самой воды, и находилась та самая церковка Святителя Николая (в память об этом потомки на нижней паперти будущего каменного храма, по обеим сторонам от входа, в стену вделают каменные кресты, а один из приделов будет посвящён этому святому). В смутное время начала ХVII века икона Казанской Божией Матери попала в руки поляков и была передана в Ярославль, где её поместили в Казанский женский монастырь. Романовцы писали Василию Шуйскому челобитную, чтобы тот распорядился вернуть образ Богоматери. Но ярославцы отдавать ценную икону не желали, и патриарх Гермоген решил оставить икону в Ярославле. В 1610 году Патриарх Московский и всея Руси Гермоген направил в Казанский монастырь грамоту с повелением «… списать точную копию с Казанской иконы, вывезенной из Романова во время его разорения поляками в марте 1609 года, и новосозданную икону поставить в Романове, в Казанской церкви». После чего точная копия, которая была украшена подобно оригиналу, была отправлена в Романов. Ежегодно в июльские дни из Ярославля совершается в Тутаев крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, в тот храм, который служит главным украшением левобережья, притягивающий взоры всех путешествующих по Волге, красное солнышко древнего Романова, его визитную карточку — Казанскую (Преображенскую) церковь.
Церковь Казанской иконы Божией Матери имеет в пейзаже левобережья доминирующее значение. Она стоит на насыпной, укреплённой валунами площадке, а выше располагается, словно маяк на вершине волжского обрыва, отдельно стоящая колокольня. Вместе с колокольней создаётся оригинальный пространственный ансамбль. Ступенчатый силуэт его как бы спадающий вниз по крутому откосу, соединяет городскую застройку с волжским берегом. Следует отдать должное инженерному чутью зодчего, который не побоялся воздвигнуть храм на довольно крутом склоне. Уже более 250 лет церковь уверенно стоит на опасном берегу, не сползая в Волгу и даже не покосившись. Здесь, на пристани, у мола, бросали якоря прибывающие в Романов суда. Это был главный въезд в город со стороны Волги. Есть и другое предание, которое гласит, что ещё раньше, в ХIV-ХV веках, на месте будущего храма располагался женский монастырь. В путеводителе по церквам Романова-Борисоглебска В. И. Лествицина, напечатанном в «Ярославских епархиальных ведомостях» за 1875 год в №№ 12-м и 13-м, говорится о Преображенской деревянной церкви, существовавшей до 1752 года, но сведений о сей деревянной церкви не сообщено.
Из дела Ярославской Духовной Консистории за 1756 год под №14 о некоторых ружных церквах епархии (лист 327) становится известно, что существовала тут даже не одна деревянная церковь, а две: летняя церковь Преображения Господня, да тёплая Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Казанской иконы Божией Матери, «где имел быть издревле девичъ Казанский монастырь».
Существующий храм построили в 1758 году в пяти престолах: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Макария Унженского в нижнем храме; в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца в верхнем храме. В храмовый комплекс входит две церкви, отсюда и двойное название храма. Нижняя церковь — тёплая — Казанская, она находится в подклете здания. Вторым ярусом над ней поднимается храм Преображения Господня с открытой галереей и трапезной. В Преображенскую церковь можно подняться по высокому крыльцу. С галереи храма открывается живописная панорама заречной, Борисоглебской стороны Тутаева. Лёгкий верхний храм снабжён двумя входами. Один располагается с востока, другой с севера в виде крыльца с крутой лестницей на «ползучей арке», тоже на галерею паперти и второго этажа. В зимнем храме также два входа. Парадный вход расположен со стороны Волги, его обрамляет каменное крыльцо, над которым был установлен металлический козырёк на литых столбах. Над козырьком размещался в специальной нише образ Казанской Божией Матери. Второй ход — на галерею первого этажа из трапезной. В летнем храме окна располагаются в два яруса. На крыше церкви, на невысоких барабанах, по углам установлены четыре главы, имеющие диаметр немного больше барабанов. В среднем барабане — шесть слуховых арочных окон. Глава на этом барабане немного больше остальных. Все главы украшают восьмиконечные позолоченные кресты. Размещение шатровой колокольни довольно необычно: она построена отдельно от церкви, на самой вершине холма и как бы доминирует над всем сооружением. Её видно издалека, при этом она похожа на высокую островерхую башню. Под колокольней погребён блаженный Онуфрий, почитание которого ранее было чрезвычайно распространено в Романове-Борисоглебске. До революции в день памяти Онуфрия Великого, 12 июня, здесь совершалась ежечасная панихида об усопшем блаженном.
В 1931 году власти Тутаева приняли решение «ликвидировать церковь как молитвенное здание и предложить Тутаевскому райисполкому использовать её под культурно-просветительские нужды». 31 мая «Церковь Казанская закрыта по постановлению районного исполнительного комитета и отдана под размещение в ней курсов по подготовке кадров». Внутреннее помещение было позже перестроено. Иконостасы, иконы и утварь сжигали тут же, около церкви. В разное время, с промежутками, в которые храм пустовал, в помещении бывшей церкви находились: маслозавод, пивоваренный завод, где производили пиво, квас, морс; жилые помещения для подменного жилого фонда; столярная и жестяная мастерские; телерадиомастерская. В 1993 году храм начали реставрировать, при этом за алтарём зимнего храма было обнаружено старинное захоронение, проходившее по всей длине стены и имевшее высоту до перекрытия 2-го этажа, которое было устроено ещё при строительстве церкви. В этом тайнике слоями лежали человеческие черепа и кости. Скорее всего, когда копали траншеи для устройства фундамента храма, были нарушены захоронения монастырского кладбища. Остатки собрали и похоронили за алтарём тёплого храма.
В 1996 году храм передали РПЦ. 30 апреля 1999 года в возобновлённой Казанской церкви после ремонта состоялось первое венчание.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №10, 2012 г. и сайта www.gradromanov.ru/Храм во имя Казанской иконы Божией Матери