Тушебино, урочище. Церковь Собора Пресвятой Богородицы.

Село Тушебино имело и другое название: «что в Соборе в реках». Оно было центром древнего Тушебина стана и известно с 1534 г., когда чухломской наместник Третьяк-Катенин собирал дань со стана для московского великого князя. В 1617 г. была Тушебинская волость, принадлежавшая Ксении Ивановне Романовой — матери царя Михаила Федоровича Романова.
В 1723 г. село Тушебино было у Я.Г.Сытина, и он писал в Патриарший приказ: «В прошлых годах в Тушебином стане была приходская церковь, а ныне на том месте желаю построить каменную». Каменная зимняя церковь Собора Божьей Матери с колокольней построена в 1735 г., а летняя церковь, каменная, построена в 1792 г. Находившаяся еще в хорошем состоянии деревянная церковь отсюда была перевезена на погост Игнатово.
После окончания Северной войны, когда еще войска нельзя было демобилизовать, их отвели во внутренние губернии России и создали здесь так называемые дистрикты — военно-административные районы, на жителей которых было возложено содержание войск. В Тушебине в 1723 г. был создан Тушебинский дистрикт, в который вошли Волежская и Тушебинская волости.
Источник http://kostromka.ru/belorukov/derevni/galich/86.php

Соборо-Богородицкая с. Тушебино каменная, зимняя с такою же колокольнею; построена в 1735 г. на средства прихожан. При ней Вознесенская, каменная летняя, построена в 1792 г. Оба храма обнесены каменною оградою. Кладбище примыкает к церковной ограде с восточной стороны и обнесено деревянной оградой. В Богородицкой церкви 3 престола: а) в честь Собора Пресвятой Богородицы, б) преп. Авраамия Чухломского и Макария Унженского чудотворцев и в) Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. В Вознесенской церкви также 3 престола: а) в честь Вознесения Господня, б) святит. Николая Чудотворца и в) св. мчч. Флора и Лавра. Достопримечательная местная святыня — напрестольный крест с частицами Гроба Господня и св. мощей угодников Божиих. Расстояние от Костромы 137 в., от Галича 15 в. Ближайшие церкви: Рождественская с. Игнатова в 5 в., Благовещенская с. Ваганова в 6 в., Николаевская с. Никольского и Богородицкая с. Морозовского Чухл. уезда в 4 в.
В XVII в. село входило в состав Галичского уезда. В 1628 г. упоминается «церковь Собор Пречистые Богородицы на погосте в Тушебине стану». В писцовых галичских 1653 г. книгах упоминается церковь Собора Пр. Богородицы «да в приделе Николая чуд., да другая церковь Вознесения Господня, да в приделе св. муч. Флора и Лавра…». В январе 1692 г. «по благословенной грамоте дан антиминс к освящению церкви Собора Пречистыя Богородицы Галицкаго уезда Тушебина стана, взял антиминс тояж церкви поп Самойло сын Матвеев и росписался». В марте 1730 г. «Дмитрий Юрьев сын Колошин и Яков Григорьев сын Сытин, в синод. казен. приказ писали: «в прошлых годех в Галич. уезде в Тушебинской волости построена была деревянная церковь Вознесения Господня да в приделе мучеников Флора и Лавра, и оная церковь обветшала и многие годы за ветхостию в той церкви церковнаго служения не было и просили ветхую церковь разобрать и вновь построить деревянную ж церковь Вознесения Господня, да в приделе чудотв. Николая и мучеников Флора и Лавра и о том в Галич к кому надлежит послать указ». В январе 1731 «вышеописанные просители Колошин и Сытин в поданном прошении писали, что «церковь Вознесения Господня, да в приделах против трапезы по правую сторону чудотв. Николая, а по левую сторону муч. Флора и Лавра построены и к освящению совсем изготовлены…». В сентябре 1735 г. «Яков Григорьев сын Сытин в синод. казен. приказ писал: «в прошлых годех в Тушебине стану построена была приходская церковь во имя Собора Пр. Богородицы, а ныне на том месте желаю построить каменную церковь, да в трапезе в приделе вновь другой престол во имя Усекновения честные Главы Иоанна Предтечи, и прошу повелеть оную деревянную церковь снять и на том месте построить каменную церковь и о том в Галич кому надлежит послать указ». В октябре 1735 г. «запечатан указ о строении церкви Якову Григорьеву сыну Сытину, по его прошению велено в Тушебинской волости вместо деревянной церкви Собора Пр. Богородицы построить вновь тот же престол, да придел во имя Усекновения честныя Главы Иоанна Предтечи каменные…».
http://old-churches.ru/ga_088.htm

Церковь Собора Богородицы имеет асимметричную композицию, которая состоит из пятиглавого храма с равной ему по ширине, необычной по форме — шестигранной — апсидой и прямоугольной в плане трапезной с северным приделом. Двусветный четверик храма с пологой лотковой кровлей увенчан пятью цилиндрическими барабанами с луковичными главками. Центральный более крупный барабан световой, угловые — глухие. Граненая апсида северного придела закрывает около трети ширины фасада четверика. Паперть с угловым арочным крыльцом, примыкавшая к западному фасаду трапезной, не сохранилась.
Фасады храма в соответствии с двусветным расположением окон делятся карнизом на две неравные части: нижняя, равная по высоте апсиде и трапезной, меньше верхней. На южном фасаде окна сгруппированы симметрично в две оси, на северном из-за выступа придельной апсиды западный (входной) проем смещен относительно окна второго света к центру. Окна с лучковыми наличниками оформлены рамочными наличниками с ушами, замками и сандриками-полочками с сухариками. Ряд сухариков применен также в подоконной полочке. Входной проем, очевидно, переделанный в 19 в., имеет прямоугольную форму и увенчан профилированным сандриком-полочкой на кронштейнах, характерным для позднего классицизма. Над ним расположена квадратная нишка-киот. Углы четверика закреплены широкими огибающими лопатками. Верхняя часть фасадов трактована как аттик, украшенный четырьмя полукргуглыми кокошниками с поребриком. Промежуточный и венчающий карнизы дополнены сухариками. На фасадах апсиды, трапезной и северного придела повторяются декоративные формы четверика.Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом с круглым отверстием светового барабана в шелыге. Храм соединяется двумя арочными проемами разной ширины с апсидой, перекрытой коробовым сводом с четырьмя лотками над восточными гранями. От лоткового свода бесстолпной трапезной остались только пяты. В храме частично сохранился деревянный многоярусный иконостас кон. 19 в. с накладной резьбой растительного орнамента. Масляная настенная живопись (кон. 19 в.?) очень плохой сохранности фрагментарно уцелела в храме и апсиде. На своде храма в основной части расположена многофигурная композиция с Новозаветной Троицей, а у пят свода — ряд композиций (по три над каждой стеной, кроме восточной). На стенах четверика сохранился верхний ряд композиций на западе и Евангелисты на севере и юге. На своде апсиды изображена «Тайная Вечеря».
http://svodokn.ru/object/101510617?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?