Однопрестольный храм с широкой трапезной. В храмах такого типа обычно устраивались по 3 престола. Однако этот храм остался однопрестольным.
Центральный объём, трапезная, колокольня и притвор строились в разное время и несут характерные архитектурные мотивы каждой эпохи.
Храм по известной традиции был разорён в 30-ые годы, однако никак использован не был и довольно хорошо сохранился до наших дней.
Село Турья — родина знаменитого социолога и культуролога Питирима Сорокина. Он был одним из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Его отец занимался украшением иконостасов чеканкой.
Строение церкви
Воскресения Христова находится на территории села Турья Княжпогостского
административного района республики Коми Российской Федерации. Оно расположено
у дороги на северной окраине села на берегу реки Вымь. Храм в настоящее время
не действует. Здание
храма построено в середине 19-го века. Современный вид оно приобрело не сразу,
а в результате нескольких перестроек. Первоначально был построен двухсветный
основной объем церкви с маленькой трапезной и крытой папертью. Затем трапезная
была расширена за счет паперти и к ней присоединена трехъярусная колокольня,
которая соединялась с трапезной переходами. В трапезной были устроены теплые
придельные престолы. Из-за всех достроек и переделок здание церкви Воскресения
Христова не имеет четкой архитектурной направленности. Был закрыт храм для
богослужений в 30-х годах прошлого столетия. Здание местными властями не
использовалось. В настоящее время
здание храма имеет полуразрушенное состояние, однако, жители села не оставляют
попыток возродить этот прекрасный храм к жизни.
kaliningradgid.ru
Более шести веков насчитывает история христианства в Коми крае. Вымичане, в том числе и туръинцы, приняли веру в конце 14 — начале 15-го века. Туръя в тогдашних переписных списках (1585-1586 г. г.) именовалась посадом. Еще до переписи в селе была своя деревянная церковь, впоследствии сгоревшая. Была ли эта церковь первой в Туръе неизвестно.
В 1608 году, согласно Дозорной книги, в селе вновь появилась своя церковь. При ней было 5 келий, в одной из которых жил поп, а в остальных нищие, которые «питаются от церкви Божьи». В церкви хранились остатки непригодного вооружения — «четыре пищали затинные, горелые, да 5 рушниц в станках, да 5 рушниц горелые, а зелья (пороха) нет». Столь плачевное состояние оружия объяснялось тем, что Туръя к тому времени перестала быть пограничным опорным пунктом.
В 1851 году был заложен первый кирпич в фундамент будущей каменной Воскресенской церкви. Строилась она вручную жителями прихода: с. Туръя, деревень Луг и Кони — в течение 16 лет. Кирпич привозили из д. Керос. И вот на высоком берегу, где пересекались две реки Вымь и Пожег выросла белая церковь. Позже реки ушли от села, оставив обширную пойму.
В 1935 году был репрессирован священник Илья Николаевич Попов, а церковь закрыли, сняли и увезли все колокола, за исключением одного. Все церковные украшения, иконы, книги растащили. В годы Великой Отечественной войны и после нее церковь служила клубом, а помещение Пасхальной церкви использовали в качестве столовой сельпо. Когда в Туръе построили Дом культуры, церковь превратили в складское помещение Туръинского сельпо. Осенью 1993 года еще раз надругались над святыней — кто-то ночью снял последний (как его называли, «дежурный») колокол и увез в неизвестном направлении, лишив церковь ее неповторимого голоса…
Сегодня здание церкви полуразрушено, от имущества практически ничего не осталось. Лишь недавно обнаружилась большая икона Саваофа. А нашли ее у одной туръинской женщины. Долгое время она использовала икону в качестве подвальной двери. Сейчас найденная икона украшает красный угол сельского музея. Она немного повреждена, но краски сохранились. А в июле прошлого года в Туръинский музей зашел гость из Архангельска, преподаватель тамошнего университета Е. В. Ширшов. Он принес в дар два столба из аналоя бывшей церкви. А на прощание пожелал, чтобы туръинская святыня была восстановлена, а столбы заняли в ней подобающее место.
Шлопова О. Туръинская церковь / О. Шлопова // Княжпогостские вести. – 2002. – 24 янв.
cbs-sykt.ru