Поселок Туровец … Нам же надо познакомиться более детально с местными достопримечательностями. Среди населения и поныне живет легенда о явленной иконе и о постройке церквей. Сказание о святой иконе Пресвятой Богородицы Одигитрия, что на Туровихе-речке, на крутой лесной горе, на левом берегу Двины. «Первая церковь была построена на крутой лесной горе, которую с трех сторон огибает речка Туровиха. На сей горе; с давних времен на дереве обретен был образ Пречистыя Богородицы честного ее Одигитрия, и сразу же построена была церковь деревянная, в честь Богоявления Господня. В царствование Иоанна Васильевича Грозного было первое чудо: защищение горы храма и града от татарских племен черемисов, приходивших от Казани. Они в заливе реки Двины стояли на своих плавательных карабасах и хотели разорити место святое и взять икону. Но Божьим гневом были поражены слепотою и стояли на месте в том заливе, не могли двинуться с места три дня. Наконец, познали силу Божию и испросили прощения у царицы небесныя. И она простила их и даровала вновь зрение. Они дали обет написать точную копию с чудотворного образа и обложить золотом, и прислать на святое сие место. Когда они благополучно возвратились восвояси, то, действительно, исполнили свой обет: написали копию святой иконы и обложили золотом, и привезли на Туровецкую Гору в дар за свое исцеление. Эта копия по сие время находится на Туровецкой Горе в храме.
В 1645 году первая церковь на святом, явленном месте сгорела. На том месте впоследствии была построена деревянная часовня, рядом с тем деревом, на котором появилась святая икона. Впоследствии дерево превратилось в высокий пень, и люди получали по своей вере немало исцелений, особенно от зубной болезни. Но в 1970 году злые люди в ночное время пришли и распилили часовню, каждую стену пополам, и сбросили вниз по горе, также ликвидировали и тот пень. После описанного выше пожара (в 1645 году) новую церковь построили в честь Успения Божьей Матери — 21 мая 1645 года прилежанием и старанием именитых людей Соли-Вычегодской, Матроны Ивановны и сына ее Федора Петровича Строгановых — и вторую церковь в честь Богоявления Господня. Успенская церковь впоследствии снова сгорела и вновь была выстроена каменною. Сей храм Богоявления (деревянный) и Успения (каменный) стоят и по сие время. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрия находится в иконостасе, по левую сторону царских врат, в медной посеребренной кованой ризе. Также цел образ Божьей Матери — копия, присланная черемисами. За алтарями внизу, среди горы, течет маленький источник воды. Верующие набирают и уносят с собой на благословение царицы небесной, и многие получают по святой вере исцеления. На святой Руси всегда вблизи церкви устраивалось кладбище, а так как гора, где явился образ Пресвятой Богородицы, мала и лесна, то кладбищу быть неудобно, а посему после пожара первой церкви там построили часовню, а церковь построили ближе, на обширном месте, где она находится и поныне».
… В архивных же документах говорится: «…Церкви две: одна деревянная, холодная; построена и освящена в 1780 году, а другая каменная, теплая; построена и освящена в 1815 году. Обе церкви одноглавые, одноэтажные, без каких-либо внутренних или внешних особенностей. При каменной церкви — колокольня». Время первоначального основания церкви неизвестно, но из краткой росписи, находящейся при церкви, видно, что в XVI веке она существовала. (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 7012, 1889 г.) Любопытны записи о Туровце в «Вологодских Епархиальных ведомостях» за 1889 г., № 23, стр. 399, ст. «О городках и городищах». «…Еще далее вниз по реке Северной Двине, на левой стороне по течению, в Туровецком приходе, построен был когда-то «Городок» со стенами и башнями. О существовании городка упоминается в рукописи, дошедшей до настоящего времени: рукопись эта есть не что иное, как копия с какой-то летописи, но какой именно — неизвестно. В этой рукописи сказано: «Во времена и лета Великого князя Иоанна Васильевича Московского И всей Руси, в лето 7041 (1533 г.), егда были на Двине-реке неверные люди казанские, именуемые черемисы, и по указу Великого князя и по приказу Устюга Великого Тиуни, на том Туровецком погосте, на крутой прекрасной горе построен был городок деревянной, рубленной, в середине же поставлен был однодневно храм во имя Святого Богоявления Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, и стены, и башни построены были на уготовление брани от безбожных».
И еще одна запись в архивных документах (Великоустюгский ГАВО, фонд 364, дело 8269 от 1916 года): «Обе церкви одноэтажные. О времени основания их неизвестно по утратившимся в пожаре церковным документам. Каменная теплая церковь крепкая (построена в 1815 г.). Деревянная же церковь от давнего ее существования имела значительные наклонности в южную сторону, но в 1908 году выправлена — под основание подведен каменный фундамент и положена железная крыша. В 1912 году церковь эта с наружной стороны обита тесом и окрашена белилами, а внутри украшены стены живописью. Престолов три: в деревянной во имя Богоявления Господня и святого Николая Мирликийского, а каменной во имя Успения Божьей матери. При церкви: изба просфорни и изба для церковных сторожей. При церкви одна часовня находится на месте первоначального основания церкви, именуемом «Городок». Копии метрических книг хранятся с 1780 года». Упоминание в разных документах названия Городок служит подтверждением тому, что ранее тут было поселение. Не случайны и рассказы жителей поселка Шипицыно о существовании крепости. Вероятнее всего, это все-таки была русская крепость, временно занимаемая литовцами. Сложно найти утвердительный ответ на целый ряд вопросов, так как часть документов утрачена при пожаре церкви, а часовня, стоявшая на месте основания городка, сломана и сброшена под гору в начале 70-х годов. Раскопки не проводились. Сейчас в Туровце два дома и две церкви. Деревянная церковь в 1988—1989 гг. отремонтирована: выкрашены полы, стены снаружи, внутреннее убранство очищено и имеет хороший вид. Жаль, что время росписи деревянной церкви не установлено из-за утраты документов, а специалисты этим пока не занимались. Художник В. В. Верещагин в своей книге «На Северной Двине» (Москва, 1895 г., стр. 13) писал: «…направились к местечку Туровцу со старой деревянной церковью на самом берегу Двины. Церковь небольшой древности, второй половины прошлого столетия, не представляла большого интереса: все иконы переписаны до крайности неумелыми мастерами. Набравши наружный вид все-таки довольно оригинальной постройки… я спустился с крутого высокого берега к лодке, и мы двинулись в путь» (27 мая 1894 г.)… Место основания крепости сохранилось: живописный овраг с крутой горой и сказочно красивым видом на Двину. Милый и прекрасный уголок родной двинской земли. Северяне издавна почитали эти святые места. Традиция паломничества сохранилась и по сей день.
С сайта http://history.v-ustug.ru/Turovec
Туровец – слава и чудеса Пресвятой Богородицы …Первое упоминание о покровительстве и благодатной помощи Пресвятой Богородицы народное предание относит к царствованию Ивана Грозного. Тогда в середине XVI века по указу Царя на высоком берегу речки Туровихи, притока Северной Двины была основана крепость — укрепление для защиты торговых путей от казанских племен черемисов. Как и каким образом в те давние времена была обретена чудотворная икона Божьей Матери, память народная не сохранила. По одной из версий нерукотворный образ нашли на древе, по другой — икона сама приплыла по реке. Однако достоверно известно одно, что трижды за историю Туровца святыня была утрачена в огне пожаров и трижды вновь обреталась, переписывалась и становилась чудотворной, первый раз в начале XVII века, во второй — в середине того же столетия, в третий раз — в начале XVIII века. С первым списком нерукотворного образа связано чудесное событие, прославившее Божью Матерь и Туровец на всю тогдашнюю Россию. Когда в середине XVI века татары напали на крепость и подожгли находящийся в её пределе храм, православный народ вынес из храма икону и стал усердно просить заступничества у Владычицы. Видя это, черемисы выпустили несколько стрел и угодили Богородице прямо в веко. По преданию из сухого древа моментально потекла кровь, увидев это, татары испугались и отступили от стен Туровецкой крепости. В память об этом событии в Казани был написан точный список кровоточивой иконы и подарен Туровцу. С тех пор, вот уже четыре с половиной столетия Богородица не оставляет это святое место.
В первой половине XVII века, точной даты история не сохранила, произошло чудо явления самой Пресвятой Богородицы. Местные жители видели, как у речки Туровихи появилась сама Пречистая, поднявшись по холму, Матерь Божья присела отдохнуть на маленьком возвышении, а затем, пройдя по воздуху чуть дальше, сделала круг вдоль края лесной горки. В память об этом чуде местные жители построили на явленном месте Богородичный храм, который, к сожалению, до настоящего времени не сохранился. Сейчас вместо церкви установлена маленькая часовенка. Ежегодно 10 августа в день празднования Смоленской иконы Божьей Матери сотни паломников со всей России приезжают на это святое место. По рассказам Туровецкой паствы каждый год на кануне праздника Матерь Божья чудесным образом являет своё покровительство всем с верою уповающим на Нее. … С благодатной помощью избавления от скорбей и болезней, по молитвам Пречистой связаны два места на Туровце — святой источник и канавка, возле которой Она отдыхала. Раньше дивным образом из канавки текла голубая, целебная глина, которая не иссекала до тех пор, пока жадность людская не сменила благоговейное, трепетное отношение к святыне. Стали приезжать люди с дальних мест и флягами набирать глину, после чего Господь пресек источник. Неподалеку от храма бьет ключ, который, как и все на Туровце освящен покровом Пречистой. Паломничество к нему не прекращается ни на день, зимой и летом тысячи православных, русских людей приезжают со всех концов России, чтобы набрать впрок святой водицы для исцеления от немощей и скорбей себя и ближних. Два года назад Богородица вразумила болящего алкоголизмом мужчину. Когда тот, ругаясь, подошел набрать воды, та просто перестала течь. Люди вокруг слышали громкое журчание, но ключ перестал бить. Когда мужчина в гневе ушел, источник возобновился. …
Дионисий Данилов
Появление первого поселения на месте существующего ансамбля церквей относится к XV в., когда переселенцы основали здесь укрепленное городище и поставили первую деревянную церковь. Расположенное на берегу Северной Двины городище на протяжении столетий разрасталось, а ветшавшие деревянные церкви сменялись новыми. С годами русло реки отошло далеко на восток. Поселение стало распадаться. Но церкви по-прежнему обновлялись и оставались на том же месте. С 1532 г. было построено 8 храмов. Три храма сгорели, три были разобраны по ветхости, а два сохранились до настоящего времени. В 1890 г. в Туровецком приходе числилось 18 деревень с количеством дворов 165 и населением — 1306 человек. Это единственный на территории района приход русской православной церкви, не закрытый советской властью в начале прошлого века. Лишь в 1923 г. часть церковной утвари была изъята для помощи голодающим Поволжья. С 1925 года на Туровец ездили богомольцы со всего Котласского района. В войну 1941-1945 г. частично были сняты колокола и сданы на переплавку. Службы с 1937 по 1942 г.г. не велись, не было священников. Храмы охраняли монахини. В 1960 г. по указанию райсполкома закрыли Богоявленскую церковь, на 30 лет. До сих пор верующие приезжают на поклонение месту явления Богородицы, набрать святой воды из источника.
Ансамбль культовых построек, состоящий из деревянной Богоявленской церкви и каменной Успенской церкви, обнесен деревянной оградой и расположен на высоком берегу надпойменной террасы Северной Двины. К югу за оградой ансамбля размещаются жилые избы служителей церкви. Определенная иррациональность в выборе конструктивных приемов и решений архитектурных фасадов церквей , расположенных вдали от крупных поселений и транспортных коммуникаций, дают основание полагать, что строителями церквей были местные мастера. Ныне существующие церкви были построены: Богоявленская церковь в 1780 г., Успенская церковь в 1815 г.
Сухарева В.А. Памяти пострадавших за веру Христову / В.А. Сухарева, О.Ф. Чупрова // Двинские горизонты (исследования молодых летописцев Севера) : Сб. материалов Мал. Стефан. чтений в рамках котл. гор. Ломоносов. чтений школьников (г. Котлас, 25 февраля 2010 г.). — Котлас, 2011; Мелентьева В.В. История восьми туровецких храмов / В.В. Мелентьева // Двинская земля : Материалы 6 межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефан. чтений, посвящ. 85-летию Котласского района, 10-летию движения краеведов «Северное трехречье» (г. Котлас, 21-22 марта 2009 г.). — Котлас, 2010; Мелентьева В.В. Туровец. Святая Русь. Святое место… / В.В. Мелентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Котлас , 2009; Шаповалова Л. Благодатное это место — Туровец / Л. Шаповалова // Двинская правда. — 2003; Шаповалова Л. Удивительные творения деревянного зодчества / Л. Шаповалова // Правда Севера. — 2003; Кудрин Н.М. Туровец / Н.М. Кудрин // Двинская правда. — 1990; Каптиков А. В стиле русского барокко / А. Каптиков, Н. Алещенко // Двинская правда. — 1989.