Туринск. Николаевский женский монастырь.

Свято-Николаевский женский монастырь основан в 1624 г. архиеп. Киприаном, который рекомендовал иеромонаху Макарию отделить из Покровского женского монастыря проживавших там иноков и поселить их в верхней части города на берегу р. Туры. В 1764 г. монастырь оставлен за штатом и по бедности был предназначен к упразднению, но в 1822 г. иждивением нескольких женщин, будущих насельниц монастыря, и старанием старца Зосимы, определившего сюда своих сестер, обращен в женский общежительный монастырь 3-го класса. Вновь открыт в 1994 г.

По описанию, составленному в 1820 году, в Туринске имеется 5 каменных церквей, один заштатный мужской Николаевский монастырь, два каменных и 471 деревянных домов; жителей 836. В 1822 году мужской монастырь был обращен в женский по желанию нескольких женщин, обеспечивающих его в материальном отношении.
Туринский женский монастырь, кроме образцового устройства обители, труда и молитв, известен еще своими золотошвейными работами, расходящимися далеко по Сибири и Приуралью. Характерными ремеслами являются живопись или вернее иконопись, резьба и золочение по дереву, шитье шерстью, бисером и золотом. Кроме того, изготавливаются расписные шкатулки, подносы, деревянные изделия под лак.
Из числа учебных заведений в Туринске находится женское училище при Николаевском женском монастыре, в котором в последнее время на иждивении монастыря воспитываются девицы, дети различных слоев населения Туринска и его края.

Туринский Покровский девичий монастырь основан в 1604 году, вскоре по основании (1600 г.) Туринского острога. По открытии в Сибири епархии первый ее Преосвященный архиепископ Киприан (Старорусеников) в 1621 году при следовании своем в город Тобольск узнал, что в Туринском девичьем Покровском монастыре не было установленного порядка. Монахини и монахи жили в одной церковной ограде и не было у них ни игумена, ни игуменьи, кроме одного священника для отправления богослужения. Посему Преосвященный послал в город Туринск иеромонаха Макария с двумя монахами, чтобы в тамошнем монастыре ввести надлежащее установление. Иеромонах Макарий, живши там, отделил монахов в построенный в 1624 году Николаевский мужской монастырь; возле Ямской слободы, в нагорной части города, при реке Туре, обтекающей монастырь с восточной стороны, а монахини оставлены в женском Покровском. Но церковь Покрова в 1740-х годах была уже в числе приходских, и, следовательно, Покровского девичьего монастыря тогда уже не было.
Монастырь основан первоначально как общежительный мужской Николаевский монастырь в 1624 году. Первая построенная в мужском монастыре деревянная церковь была во имя Святителя Николая; при ней находился придел, к северной стороне, во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Иконостас означенной церкви был самый простой и незатейливой работы. Икон замечательных в каком-либо отношении не было, кроме резной иконы Святителя Николая, к которой монахи и миряне имели глубокое благоговение, что и доказывали усердным служением молебнов и различными прикладами.
В 1775 году в Николаевском мужском монастыре заложена каменная церковь в честь Вознесения Господня, с каменною же колокольнею, на пожертвования доброхотных дателей и старанием Туринского воеводы Ивана Андреевича Панаева. Означенная церковь окончена постройкою через 10 лет и освящена в 1785 году строителем-иеромонахом Иовом по благословенной грамоте Преосвященного архиепископа Варлаама (Петров). К Вознесенской церкви пристроено еще два придела: первый – во имя Одигитрии Божией Матери, с южной стороны, а второй – во имя Святителя Николая, с северной стороны. Оба придела освящены 16 октября 1778 года тюменским архимандритом Владимиром, протоиереем Лапиным и строителем иеромонахом Евмением по благословенной грамоте того же Преосвященного Варлаама. Три монастырских иконостаса убраны хорошей резьбой и вызолочены червонным золотом.
До 1815 года в ограде Николаевского мужского монастыря было небольшое деревянное здание, которое занимало Туринское духовное правление для присутствия. Правление пользовалось безмездно от женского монастыря отоплением, освящением и охраной.
В Туринском Николаевском мужском монастыре с основания его, как видно из архивных бумаг, настоятелей было всего 22: 5 – игуменов, 16 – строителей-иеромонахов и один управляющий, вдовый священник.
В 1820 году отставной поручик из смоленских помещиков Захарий Богданович Верховский с товарищем – духовным другом и отцом, крестьянином Тверской губернии Василием (тайные постриженики в монашество, первый под именем Зосимы, а второй – Василиска), странствуя по святым местам, вознамерились искать в глубине Сибири уединенного и пустынного места для безмолвного жительства и спасения душевного. С этой целью они достигли города Кузнецка Тобольской (в то время) епархии и остановились в 40 верстах от него – на восток, около деревни Сидоровой, в которой ближайшая церковь была в 25 верстах в селе Красный Яр. Здесь окрестные сельские и городские жители, познакомившись с пришельцами, узнали их богоугодную жизнь, начали посещать их и снабжать всем нужным. В числе первых благодетелей были благодетельницы, которые даже переселились из города на жительство в пустыню к монаху Захарию и подчинили себя пустынным уставам и правилам, всего до 10 человек. По особенному настоянию собравшихся богомолец-просительниц, Зосима обратился для устроения общежития к Преосвященному архиепископу Амвросию I (Келембет) с просьбой уступить для водворения собранных им богомолец какой-либо из мужских монастырей в Тобольской епархии, из которых некоторые в то время были почти без монашествующих. С согласия Преосвященного, Зосима избрал Туринский Николаевский мужской заштатный монастырь. Он лично явился в Святейший Синод с прошением об обращении заштатного Туринского Николаевского мужского монастыря Тобольской епархии в женское общежитие для водворения в оном пожелавших провождать уединенное житие с оставлением угодий, бывших за мужским монастырем, и производимой милостивой дачи по 300 рублей ассигнациями с тем, чтобы начальницы были избираемы из среды их; в духовном управлении зависело бы от епархиального начальства, но без отчетов перед консисторией, и чтобы дозволено было ему, Верховскому, иметь попечение о первоначальном устроении и по временам для учреждения порядка посещать оное.
Святейший Синод по представлению Тобольского Преосвященного Амвросия I (Келембет) положил Туринский заштатный мужской монастырь обратить в женское общежитие и внес это положение при докладе Государю Императору Александру I. Доклад этот 13 февраля 1822 года удостоен высочайшего утверждения в следующем содержании: 1) иметь оное общежитие на праве третьеклассных женских монастырей с положенным числом монахинь; 2) чтобы настоятельница в оном избираема была из среды их; 3) исправление строений и прочее поручить попечению поручика Верховского, которой не нарушая уединенного жития, удобнее может исполнять сие, жительствуя вне монастыря; 4) общежитию сему быть в заведовании епархиального начальства, но без требования от попечителя оного по управлению экономической частью, отчетов; 50 в отношении образа жизни имеющих водвориться в сие общежитие имеют поступать они, сообразно с общими правилами монашеского жития, а исправление церкви оного треб, относящихся до мирских людей, не допускать; 6) в церкви оного общежития для исправления служения определить священника и двух причетников с жалованием: первому – по 250 рублей, а последним – по 125 рублей, всего 500 рублей ассигнациями в год, на которое определить производимые в милостную дачу 300 рублей, а остальные 200 рублей из процентов капитала 5000 рублей, вложенного просительницами и документами, за монастырем утвержденного, прочую же сумму, имеющую поступать, равно и прежние угодья, бывшие за мужским монастырем, оставя, предоставить распоряжению общежития на поправление зданий монастырских и на устроение домов священнослужителям, которые должны быть вне монастыря и под которые отвести потребное количество усадебной и огородной земли.
Монастырские угодья были: а) Пушкарево в 40 верстах от монастыря – 1076 десятин и 1052 сажен; б) Казаково в двух верстах от монастыря – 15 десятин и 746 сажен; в) Попово в 10 верстах – 812 десятин 858 сажен; г) по речке Шайтайке – 21 десятина, 2377 сажен; д) внутри Коркинской волости в двух местах – 43 и 70 десятин; е) три озера Окуневы; в первом – 18 десятин 221 сажен, во втором – 6 десятин 734 сажени и в третьем – 10 десятин 1851 сажен.
В 1823 году высочайше определено к женскому монастырю три штатных служителя с жалованьем каждому по 21 руб. 22 коп. ( Из указа консистории от 21 июля, № 1682).
Жители Туринска для старца Василиска, не пожелавшего жить в ограде женского монастыря, вскоре после его учреждения построили особую келью в 10-11 верстах от женского монастыря, на монастырской земле (на пашнях). Но в 1824 году по причине слабых физических сил и старости старца Василиска перевели в женскую обитель, где он 29 декабря скончался, имея от роду 80 лет, и погребен близ монастырского соборного алтаря на северо-восточной стороне храма. В скором времени над могилой старца Василиска была устроена восьмигранная каменная часовня, фундамент которой сохранился до настоящего времени, как и фундамент трехпрестольного каменного монастырского храма.
В 1825 году 24 января по указу Святейшего Синода прописанном в указе консистории за № 478, попечителя женского монастыря, поручика Захария Верховского, велено от сей должности удалить. После управления очередной настоятельницы Рахили с 18 июля 1827 года, начала управлять казначея, рясофорная Зинаида. В сентябре того же года определена настоятельницей Туринского женского монастыря из Екатеринбургского девичьего монастыря монахиня Амфилохия. В 1828 году определена настоятельницей монахиня Енисейского монастыря Пульхерия, а 22 сентября 1829 года Преосвященным архиепископом Евгением возведена в сан игуменьи. В 1839 году управляла женским монастырем игуменья Илария из местных сестер. В июле 1844 года 4 августа прибыла в монастырь из Новгородского Святодухова монастыря монахиня Афинодора и 15 августа того же года Преосвященным епископом Владимиром возведена в сан игуменьи.
По ходатайству игуменьи Афинадоры 8 мая 1846 года разрешено производить постройку каменной монастырской ограды вокруг монастыря с двумя башнями по углам.
В 1847 году 29 июня по представлению игуменьи Афинадоры в женском монастыре открыто училище для детей женского пола. В 1856 году слит новый благовестный колокол весом 265 пудов.
В 1863 году внутри женского монастыря находится каменная церковь одна, каменная дома – два, деревянные здания – шесть, и разные хозяйственные постройки.
Постигавшие его пожары ослабляли благосостояние женского монастыря. По архивным документам, первый разорительный пожар произошел 1805 году, позднейший пожар был 27 апреля 1888 году в среду на Святой Пасхе. Сгорело восемь деревянных жилых домов, все завозни, амбары, бани, погреба, кладовые, сеновал. Кроме того, сгорело 2200 пудов разного хлеба и другие запасы продовольствия; из хозяйственных принадлежностей уцелела самая незначительная часть.
В 1920-1922 годы Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был закрыт и разорен. Взорван и разобран трехпрестольный монастырский храм, колокольня, каменная монастырская ограда, монашеские корпуса, разорены часовня – склеп над могилой старца Василиска, надгробные памятники и монастырское кладбище. В дальнейшем на территории монастыря располагались: детская колония для девочек из репрессированных семей, детский дом и автошкола ДОСААФ (ОСТО).
Получив святительское благословение Преосвященного Никона (Миронов), епископа Екатеринбургского и Верхотурского к возрождению монашеской жизни, первые насельницы в количестве шести человек, 27 июля 1994 года прибыли в этот древний городок. 1 марта 1996 года состоялся факт передачи в пользование комплекса зданий и территории Туринскому Свято-Николаевскому женскому монастырю. Здания и корпуса женского монастыря находятся в крайне аварийном состоянии и требуют капитального ремонта и восстановление обители. Туринский Свято-Николаевский женский монастырь признан архитектурным памятником Туринского района (местного значения).
Весной 2005 года по благословению Преосвященного Викентия (Морарь) архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского началось возведение пятикупольного храма в деревянном исполнении на территории Свято-Николаевского Туринского женского монастыря. 19 мая 2005 года им же был совершен чин освящения при основании церкви и водружен крест на месте будущего алтаря. Через год строительство храма во имя преподобного старца Василиска Туринского было завершено и 2 июня 2006 года Высокопреосвященнейший Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, совершил чин освящения храма, по окончании которого в новопостроенном храме была отслужена первая Божественная Литургия.
По архитектурному проекту застройки территории Свято-Николаевского женского монастыря осенью 2006 года началось возведение каменной монастырской ограды с двумя по углам башнями и трехэтажного каменного сестринского корпуса.
6 марта 2011 года Владыкой Викентием совершено освящение сестринского корпуса. В проекте на месте до основании разрушенного каменного трехпрестольного монастырского храма планируется осуществить строительство каменного трехпрестольного храма в честь Вознесения Господня и два придела в честь Святителя Николая и Божией Матери «Одигитрия» , а также игуменского одноэтажного и паломнического трехэтажного корпуса в каменном исполнении.
http://turinskmonast.prihod.ru/istoriya-monastyrya/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?