Тупылев Иван Филиппович. «Крестины» (1800)

Рубрика «Малоизвестные шедевры Третьяковской галереи»: Тупылев Иван Филиппович. «Крестины» (1800). Иван Филиппович Тупылев был сыном подмастерья Петергофской гранильной фабрики. В 1764 году он был принят в первый набор Воспитательного училища при Императорской Академии художеств, где окончил класс исторической живописи.

Автор полотен на религиозные и мифологические сюжеты, Тупылев редко обращался к бытовому жанру. В этой уникальной картине художник изобразил значимое для простой крестьянской семьи событие – момент приобщения новорожденного к христианской вере. Крещение – первое Таинство, которым Православная церковь встречает приходящих к Богу людей. Крестины – светлый праздник, как для ребенка, так и для его родных и близких, которые окружили купель, установленную в просторной деревянной избе.

Слева, на высокой скамье курится лампада, очищающая воздух от скверны. Огонь мерцающих в полумраке свечей озаряет фигуры главных участников действа. Батюшка трижды окунает младенца в освященную воду, чтобы освободить его от первородного греха и защитить от злых духов. За его действиями с умилением наблюдают крестные отец и мать, которая, развернув полотенце, готовится принять дитя из рук священнослужителя. Справа от купели замерли старшие брат и сестра малыша.

И.Ф. Тупылев запечатлел в своей картине яркие и выразительные образы крестьян, отразил их быт и традиции. С особым вниманием изображает художник предметы деревенского обихода и костюмы своих героев. На темном фоне стены выделяется беленая печь. Возле нее стоит круглый медный самовар для семейного чаепития, на огне томится глиняный горшок с праздничным угощением. Скромному внутреннему убранству избы противопоставлены нарядные одежды участников обряда: расшитое золотом облачение священника и русский национальный костюм крестной матери. На ней алая юбка, отделанная широкой тесьмой душегрея и расшитый жемчугом кокошник.

По наблюдениям исследователей, художнику не доставало академической выучки. В некоторых его работах имеет место условность в композиции и искажение пропорций. Для большинства живописных работ Тупылева характерна декоративность художественной манеры, что приближает их к народному искусству – лубку. Именно эта наивность в картине «Крестины» помогает художнику передать колорит старой Руси, что придает ей особую значимость.

Картина происходит из собрания известного московского коллекционера И.Е. Цветкова, владельца галереи.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?