Динамичная столица Урала – Екатеринбург, «умудряется» гармонично смешивать в своих панорамах суперсовременные высотки, причудливые здания-арт-объекты и старинные постройки с увлекательной историей.
Яркий пример «столкновения» архитектурных эпох можно увидеть в историческом центре города, на улице Розы Люксембург. Здесь, «в ногах» у зеркального бизнес-центра, стоит краснокирпичный особняк – усадьба Железнова. Она признана объектом культурного наследия регионального значения.
Вокруг постройки, смахивающей на маленький Кремль, ходит много загадок и легенд. Точно неизвестно, кто ее строил и по чьему заказу. А еще, местные жители говорят, что тут «живет» призрак Марии Железновой – жены бывшего хозяина здания…
Возведение краснокирпичного особняка
Считается, что усадьбу построили в конце XIX века – в период с 1892 по 1902 годы. На флюгере, который украшает бельведер особняка, датой появления указан 1895-й.
Двухэтажное здание выполнено в русском стиле – это направление с налетом византийской архитектуры переплетает в себе традиции национального зодчества допетровских времен и народное искусство. Особняк часто сравнивают с домом купца Игумнова, который красуется на улице Большая Якиманка в Москве.
Кажется, что усадьбу в Екатеринбурге облагораживали мастеровитые резчики по дереву – настолько филигранно уложен кирпич. Дом состоит из главного здания, флигеля и огороженного двора с воротами.
Общую композицию дополняют интересные детали: зеленые башни, расписанные белыми ромбами, кованые ограды, оконные наличники в виде кокошников. Их форму повторяет арка на воротах. В свое время к особняку прилегал большой парк с фонтаном, от которого сегодня осталась лишь пересохшая чаша.
Роскошное уличное убранство постройки продолжалось в его внутренних интерьерах. Резные двери, изразцовые камины, лепнина, дубовый паркет и сводчатые потолки создавали «дворцовую» обстановку. На первом этаже располагалась гостиная, зал и кабинеты, на втором – жилые комнаты. Цоколь усадьбы был отдан под хозяйственные нужды.
Дютель или Турчевич?
До сих пор неизвестно имя архитектора, создавшего проект усадьбы. Некоторые историки полагают, что дом построен по замыслу Юлия Осиповича Дютеля – мастера родом из Санкт-Петербурга.
Он появился на свет в 1824 году в семье купца немецкого происхождения. В двадцать два года будущий гений архитектуры стал вольнослушателем Императорской академии художеств. Юлий окончил учебное заведение с двумя серебряными медалями – малой и большой.
После Дютель отправился оттачивать мастерство в Испанию. Здесь он создавал копии дворцов Альгамбры – архитектурно-паркового ансамбля на холмах города Гранады. Вернувшись в Петербург, зодчий устроился на железную дорогу. В 1881 году судьба привела его в Уральский регион: сначала он трудился в Ирбите, затем стал городским архитектором Тюмени, а потом и Екатеринбурга.
Среди местных краеведов «завелась» традиция приписывать построенные объекты Юлию Дютелю. Усадьбу причислили ему же. Однако спустя время появился еще один кандидат на авторство исторического памятника – Александр Бонавентурович Турчевич.
Он родился в 1855 году в Киеве в дворянской семье польского происхождения. С юношества мальчик увлекался театром и играл на сцене, хотя и получал образование в Московском Строгановском училище живописи, ваяния и зодчества. Со временем Александр «сколотил» собственную труппу и бросил студенчество.
Актерское дело не приносило денег, пришлось возвращаться «к истокам». В 1883-м Турчевич перебрался в Пермский край. Спустя некоторое время получил право на производство строительных работ и вскоре открыл техническое бюро. Большинство достопримечательностей Турчевич возвел в Перми, но его проекты встречаются и в Свердловской области, а еще в Удмуртии.
Исследовав работы мастера, историки пришли к выводу, что некоторые из них уж очень похожи на дом в Екатеринбурге, прославившийся как усадьба Железнова.
В руках торговца динамитом
У Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области есть данные, что строительство усадьбы заказал Алексей Никитич Казанцев – потомственный почетный гражданин Екатеринбурга. В 1891 году он приобрел место, где позже вырос особняк, на аукционе. Считается, что мужчина прожил в доме не больше года, после чего скончался.
В 1905-м в здание въехал Алексей Афиногенович Железнов с женой и четырьмя детьми. Купец и общественник родился в Петербурге в 1854-м, учился дома, подростком отправился на Русско-Турецкую войну. После службы мужчина устроился в общество «Б.И. Виннер». Компания производила и продавала взрывчатку. По инициативе Железнова филиалы фирмы, которыми он стал править, открылись на Урале и в Западной Сибири.
Переехав в Нижний Тагил, Алексей Афиногенович руководил местным динамитным складом. Затем купец перебрался в Екатеринбург, где стал самостоятельно продавать динамит. Он прославился не только как успешный «бизнесмен», но и щедрый. Железнов тратил деньги на развитие образования, церквей, коннозаводства и т.д.
Интересный факт: Меценат увлекался археологией и состоял в Уральском обществе любителей обществознания – одной из крупнейших научно-краеведческих организаций Российской империи и Советского Союза. В начале 1900-х он пожертвовал для заведения пятьсот рублей. На эти деньги купили находки с Шигирского торфяника – древние «инструменты» из костей и рогов.
Делец вошел в соучредители нового общества «Сурин, Железнов и Виннер», которое добывало серебро-свинцовую руду в Тургайской области. Алексей Афиногенович обзавелся заводом, но в начале XIX века продал производство и занялся поисками золота.
Ходят легенды о судьбе жены Железнова – Марии Ефимовне. Она была очень красивой, но нервной и якобы страдала клептоманией. Так называется психическое расстройство, при котором человеку жутко охота что-либо украсть.
Считается, что женщина обожала растения и ухаживала за огромным садом рядом с усадьбой. Согласно поверьям, в 1914-м Мария умерла от кровоизлияния в мозг на спектакле.
Известно, что после революции Железнов еще жил в Екатеринбурге, а во время Гражданской войны перебрался с детьми в Томск. В Сибирском городе купец обитал до 1926 года, потом его жизненный «маршрут» теряется…
В Екатеринбурге ходит история, что Мария Ефимовна «осталась» в доме – ее призрак ищет мужа и детей.
Дальнейшая судьба
После 1917 в усадьбе стали собираться анархисты, затем дом отдали воинской части. Позже в стенах здания располагался Народный комиссариат просвещения РСФСР, потом школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Интересный факт: во времена ВОВ особняк принял эвакуированный Московский астрономический институт имени Павла Карловича Штернберга. Тогда в подвалах усадьбы Железнова устроили хронометры Службы точного времени. Именно отсюда каждый день люди всей страны узнавали точный час.
С 1988-го дом Железнова стал Институтом истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук. Исследователи «просидели» в особняке вплоть до 2013 года. В то время усадьба, в частности, играла роль музея. По выходным здесь проходили различные культурные события – выставки, вернисажи, читки лекций.
Затем в судьбе особняка настал «застойный» период. Со временем он начал разрушаться, к началу нулевых внутренняя отделка сохранилась лишь частично. В 2018-м власти Екатеринбурга «запустили» шестилетний период реставрации недвижимости с целью сделать из нее бутик-отель. Так называют мини-гостиницы с особенным оформлением каждой комнаты.
На страницах проекта реконструкции указано, что на первом и втором этажах построят два номера. Большую часть нижнего яруса займет ресторан. На цоколе расположат кухню, складские помещения, погреб и комнаты для персонала.
Для некоторых жителей Екатеринбурга новости об отдаче здания усадьбы Железнова под отель стали настоящей катастрофой. Люди считают дом частью богатой истории города, которую нельзя «осовременивать».