Тула. Успенский монастырь.

Местом, где находился Успенский женский монастырь, была городская площадь, точнее — площадь в «деревянном городе». Тула имела три города, т. е. укрепления, именно: каменный, иначе — кремль, построенный от 1514 до 1521 года, затем, около него — деревянный и еще далее — земляной, или завитай. Городская площадь находилась между стенами — южной кремля и северной «деревянного» города. Площадь прилегала к южной стене кремля, против которой и был построен Успенский монастырь.
Первый и древнейший храм в Успенском монастыре был в честь Успения Пр. Богородицы, по имени которого и монастырь стал называться Успенским. Этот храм был каменный. Но во второй половине XVIII столетия Успенская церковь была уже очень ветхой, а потому была разобрана, и в 1791-1792 году построена новая «от Государственной казны» попечением Тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина и настоятельницы монастыря игуменьи Тавифы. Церковь имела два придела: Пр. Богородицы Неопалимой Купины и Пр. Александра Свирского Чудотворца.
Антиминс в Успенской церкви священнодействован Афанасием епископом Коломенским и Тульским в 1793 году, августа 23 дня, а в приделах Неопалимой Купины и св. Александра Свирского — архимандритом Богоявленского Голутвина монастыря Иоанном, в 1792 г. октября 10 дня. В XIX столетии эта церковь опять пришла в ветхость и в 1857 году перестроена, точнее — распространена, попечением игуменьи Клавдии. Наконец, в 1902 году Успенская церковь разобрана до основания и на ее месте воздвигнут весь новый двухэтажный обширный и великолепный храм, тщанием настоятельницы игуменьи Агнии и игуменьи Магдалины, при содействии благотворителей. Вторым был храм св. Николая Чудотворца и назывался «Никола на площади». Сей храм известен издревле, он стоял рядом с северной стеной монастырской ограды, но вне ее. Позднее, за обветшанием Николаевского храма, на его месте в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого столетия устроен двухэтажный обширный храм Преображения Господня с шестью престолами, по проекту архитектора В.Ф. Федосеева.
Вверху главный престол во имя Преображения Господня; здесь же южный придел в честь Тихвинской иконы Пресв. Богородицы, северный — св. Николая Чудотворца (в память прежнего храма). Внизу главный престол в честь иконы Пр. Богородицы, именуемой «Утоли моя печали», на южной стороне — Архистратига Михаила, на северной — св. Великомученицы Варвары. В него два входа, внутренний — из монастыря и наружный — для мирян и только в верхний этаж. Строительницей как Преображенского храма, так и переустроительницей Успенской церкви, перестроенной в 1857 году, была настоятельница монастыря игуменья Клавдия. Построение одной и переустройство другой церкви игуменья Клавдия производила на подаяния доброхотных дателей.

Успенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Туле. Основан около 1587 года. При монастыре школа со специальным классом рукоделия.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Успенский женский, третьеклассный, монастырь
О времени возникновения Тульского Успенского женского монастыря точных исторических данных, с хронологическою определенностью приурочивающих основание монастыря к определенному году, не сохранилось. В писцовой книге тульского посада сказано, что этот монастырь „строение Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловнча”, при чем умолчано о годе основании монастыря. А в выписи с строенных тульских книг стольника Трофима Хрущова, строившего Тульский посад, упоминается несколько раз об этой обители под 1649 годом. Из этого ясно, что в царствование Алексея Михайловича монастырь этот уже существовал. Но, по свидетельству писцовых книг 1587 года, основание монастыря нужно бы отнести ко времени царя Феодора Иоанновича. Здесь мы читаем следующее: „И по Государеву Цареву и вел. кн. Федора Ивановича всея Русии наказу Тульские писцы Ив. Алексеев. Жеребцов да дияк Ив. Мешаев Старое городище, что усть рч. Тулицы отмерили под новый девичь монастырь, в длину 70 саж, а поперегь 30 саж., и туленом князем и дворянам и детем боярским на том месте на старом городище устроити девичь монастырь”. Но, в виду того, что монастырь возник на другом месте, нет возможности утверждать и на этом годе основания монастыря. Несомненно только одно, что при Алексее Михайловиче этот монастырь уже существовал, и этот государь принимал особенное участие в материальном положении этого монастыря. Может быть, это послужило поводом для составителей писцовых книг XVII в. назвать этот монастырь „строением этого государя”. Участие это выразилось в том, что, по ходатайству царского духовника, протоиерея Лукьяна Кирилловича, строителя Казанской церкви в Туле, монастырю дана была с 1667 г. „денежная годовая руга“, производившаяся из таможенных доходов. Но и после этой субсидии монастырь был крайне беден, и внешняя его обстановка была крайне скудна.
Еще в начале настоящего столетия обитель эта занимала весьма небольшое пространство земли, так что под всем монастырем ея было гораздо менее десятины старой меры, и обнесен он был плетневой городьбой вместо стен. На том месте, где теперь стоит теплая о двух этажах церковь, во имя Преображения, стояла церковь „под именем Николы на площади”: она была вне монастырской ограды и состояла приходскою церковью. В начале текущего столетия эта церковь принадлежала уже монастырю, а причт ея переведен сил в другой приход. Окружающая монастырь каменная стена, с башнями на трех углах, с двумя каменными часовнями в стене и железными ажурной работы святыми воротами, построена в конце, прошлого и в начале нынешнего столетия. Не смотря на свою древность, монастырь не имеет никаких древних памятников благодаря неоднократным пожарам, жертвою которых была эта обитель. Особенно губителен был для нее пожар 1831 г., истребивший все документы и другие признаки древнего существования монастыря. Поэтому восстановить полную историю этой обители нет никакой возможности.
Все монастырские здания, сравнительно недавние по своей постройке: от построек XVII в. не осталось никакого следа. В монастыре два храма. Настоящий холодный храм, во имя Успения Божией Матери, с двумя придельными алтарями: во имя иконы Неопалимыя Купины Божией Матери с правой стороны и во имя преп. Александра Свирского с левой, построен в конце прошлого столетия тщанием настоятельницы монастыря, игумении Тавифы и освящен в 1793 г. 23 августа. В 1859 г. тщанием игумении Клавдии храм этот быль расширен пристройкою к нему главного алтаря и трапезной части на месте бывшей колокольни, которая тогда же перенесена на занимаемое ею место. Другой храм каменный двухэтажный, теплый, во имя Преображения Господня, построен в самом начале 40-х годов попечением игумении Клавдии Ординой. В верхнем этаже три престола: главный, во имя Преображения, освящен 10 декабря 1842 года, боковые, — во имя Тихвинской Божией Матери с правой стороны и Свят. Николая Чудотворца с левой, освящены в том же 1842 г. В нижнем этаже того же здания главный престол во имя Божией Матери „Утоли Моя Печали,“ приделы: на правой стороне, во имя Архистратига Михаила, на левой во имя влмц. Варвары. Храм этот освящен в 1836 г. 22 ноября. Во 2-м этаже колокольни устроен алтарь во имя Знамения Божией Матери. Он устроен тщанием той же игумении Клавдии и освящен в 1856 г. Из священных предметов особенного внимания заслуживает в Спасопреображенской церкви монастыря икона Свят. Николая Чудотворца — единственный памятник старины. Эта икона находилась прежде в церкви „Николы на площади”. О построении этой церкви сохранилось предание, что строителем ее был днепровский казак, живший в XVI стол.
По присоединении этой церкви к монастырю, находившаяся в ней икона Святителя сделалась достоянием монастыря и находится теперь в Преображенском храме, построенном на месте бывшей церкви „Николы на площади”. Год написания иконы определить нет возможности, но по всем признакам она относится к XVI-му веку. Икона эта до последнего времени чтится казаками: проходившие и проезжавшие чрез Тулу казаки всегда служили и служат молебны Николаю Чудотворцу, прежде в церкви у Николы на площади, а потом в Преображенском храме женского монастыря. Монастырю принадлежат две часовни: а) Николаевская близь св. врат с иконою Св. Николая: часовня построена каменным зданием, вместо деревянной, в 1884 г., б) Успенская каменная же в монастырской башне на Барановой улице, с иконами Успения Божией Матери и Неопалимыя Купины. По штатам 1764 г. монастырь причислен к 4-му классу женских монастырей. Монашествующих в нем в настоящее время доходит 400 человек. Источниками содержания монастыря служат: 1) отпускаемая сумма из государственного казначейства по 337 р. 43 к. ежегодно, 2) % с капитала во 105198 р.; из них % с 30069 руб. имеют специальное назначение на украшение храма: 3) монастырская земля в Богородицком уезде, близь села Дедилова, 159 д. 2053 с. и в Ефремовском, близь деревни Христофоровки 60 д.; 4) 10 лавок, отдаваемых в аренду. Причт состоит из двух священников и двух диаконов. При монастыре имеются церковно-приходская школа и богадельня.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г.,Монастыри и монастырские церкви, стр. 767

Через дорогу от кремля находятся два храма, ранее относившиеся к Успенскому женскому монастырю. Место, где находился «Монастырь девичей Успения Пречистой Богородицы», была городская площадь, которая прилегала к южной стене тульского кремля. Точного времени основания этой обители мы не знаем. В достоверных источниках говорится лишь, что это «строение государя царя и великого князя Алексея Михайловича». Но поскольку Алексей Михайлович царствовал довольно долго (1645-1676), то указание нельзя считать определённым. Некоторые косвенные данные позволяют считать годом создания обители 1649-й. А в книге С. В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» мы находим и более раннюю дату — 1587 год. В ХVII веке монастырь был обнесён уже каменной оградой с четырьмя каменными башнями (в одной из них находилась Успенская часовня). Известно, что в ХVII веке монастырь также имел и каменный Успенский храм. К середине ХVIII века он обветшал, и в 1790-е годы вместо него возвели новый, снова перестроенный уже в 1857 году. Эта церковь также не сохранилась. Сейчас на её месте стоит двухэтажный собор, возведённый в начале ХХ века (1899-1902) в псевдорусском стиле по проекту губернского архитектора Э. В. Скавронского. В нижнем этаже располагалась трапезная церковь с престолом во имя Марии Магдалины и св. Пантелеимона, в верхнем — три престола: в честь Успения Богородицы, иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и прп. Александра Свирского.
Храм был освящён митрополитом Питиримом 24 октября 1902 года. В 1909 году верхний этаж собора был расписан художниками школы В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. Часть росписей представляет собой повторение фресок Владимирского собора в Киеве. Слева от входа в храм была помещена табличка: «Сей святый Соборный храм благоукрасися стенным писанием во едино 1909-е лето, с благословения Преосвященнейшаго Парфирия епископа Тульского и Белевского тщанием настоятельницы сего монастыря игумении Магдалины и благотворителей». Сохранились сведения, говорящие о затраченных средствах благотворителей на сооружение этого храма: «На построение нового храма употреблено средств, специально собранных — 57 тыс. рубл.: пожертвований от тульского купца Димитрия Яковлевича Ванынина 25 тыс., во время построения поступило от разных благотворителей 32 тыс., собрано по подписным листам, сборным кружкам и за отведенные места для могил в ограде монастыря 19 тыс. Мраморный иконостас явился пожертвованием Надежды Угренович. Два серебряных креста и свящ. сосуды в храм передали люди, пожелавшие остаться неизвестными. Тулячка Любовь Трухина пожертвовала в собор паникадило».
Закрытый в советское время и отреставрированный в конце 1980-х годов, Успенский собор, называемый иногда «черным» по цвету его куполов, служит сейчас кафедральным храмом Тульской епархии. Договорённость о передаче Успенского «черного» собора епархии удалось достичь ещё в 1999 году, но осуществилась она только спустя семь лет из-за сложностей, связанных с переездом архива. Другой храм, исторически имевший отношение к Успенской обители, — двухэтажный Спасо-Преображенский, сооружённый в 1830-1840-х годах в духе позднего классицизма. Архитектором храма выступил тогда Василий Федосеевич Федосеев, ученик К. И. Росси. На его месте находился прежде Никольский храм, известный в Туле более как «Никола на площади», поскольку он стоял не внутри монастырской ограды, а вне её. Первая колокольня была выстроена в монастыре в 1791 году. В 1856 году, взамен обветшавшей, строится новая — над северными воротами, в стиле классицизма, соперничавшая (или перекликавшаяся — кому как нравится) с соборной колокольней в кремле. На колокольне было семь колоколов, самый большой весил 77 пудов 9 фунтов. Во втором ярусе в 1856 году была устроена Знаменская церковь, которая имела вход из дома настоятельницы.
К концу ХIХ — началу ХХ века в монастыре жили порядка 400 насельниц, действовала школа для девочек с классом рукоделия. После прихода к власти большевиков, монастырь, что находился в центре города решено было закрыть. После закрытия монахини создали белошвейную мастерскую, которая выполняла заказы для организации «Губодежда». В 1921 году её преобразовали в артель «Труд». В том же году монастырь «уплотнили» новыми жильцами из числа рабочих и партийцев. Окончательная ликвидация обители произошла в 1924 году. В последующих годах колокольня со Знаменским храмом, большинство келейных корпусов, монастырское кладбище, ограда с башнями — всё было разобрано. Преображенский собор отдали сначала под склад, а потом — под морскую школу Осоавиахима. В Успенском соборе вплоть до начала ХХI века располагался архив Тульской области.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №44, 2013 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?