Успенский собор – каменный храм во имя Успения Божией Матери расположен в центре Тульского кремля. Согласно записям писцовых книг Тульского посада 1628 и 1629 гг., был построен с приделом во имя св. Василия Парийского. Писцовая книга 1685 г. сообщает об Успенском соборе уже с приделами во имя Архангела Гавриила и Чудотворца Тихона Амафунтского. Современное здание храма было сооружено во 2-й половине XVIII в.
Тульский Успенский кафедральный собор, обращающий на себя внимание своими архитектурными достоинствами, в отношении обширности, легкости и освещения заслуживает тем большего внимания по своему внутреннему убранству как в художественном отношении, так и со стороны церковной символики. В этом отношении замечательна его стенная фресковая иконопись. Хотя этот храм построен от 1762 по 1764 год, а расписан от 1765 по 1767 год. Эти фрески замечательны в высшей степени и по своей технике, и по стилю, а главное по своей полноте и содержательности. Сколько известно, эта роспись — последнее и совершеннейшее создание мастеров русского фрескового письма.
Размещение фресковых изображений в основных чертах своего плана имеет, конечно, большое сходство с известными росписями древних храмов: Владимирских, Московских, Ростовских, Ярославских, Вологодских и др. Таковы, например, древние фресковые стенописи в церкви Св. Иоанна Предтечи, что в Рощенье в Вологде, и особенно в церкви Св. Пророка Илии в Ярославле и др. Но тульские фрески непосредственно примыкают к ярославским подлинникам. Находясь в такой зависимости от ярославских подлинников, фрески Тульского Успенского собора имеют, однако, свою весьма замечательную особенность и в составе изображений, и в стиле писания. Как таковые, они служат и развитием фрескового дела и дополнением цикла изображений, принятых уже в древних храмах и, в частности, в ярославских. Выдающуюся особенность такого рода фресок представляют четыре более или менее обширные картины, составляющие целый ряд, или ярус (или пояс), и расположенные на западной стене храма во всю ее длину с изображениями, которые стоят в непосредственной связи с текстом Ветхозаветной канонической книги Песнь Песней Соломона. Как все фрески Тульского Успенского собора, так и относящиеся к содержанию Песни Песней, находясь в сродстве по внутреннему характеру с ярославскими и ростовскими, однако имеют и свое отличие от них, что и составляет интерес их изучения.
В Туле восстанавливается колокольня Успенского собора. Построенная в последней четверти XVIII века, она была снесена в советские годы, а возрождение ее началось в 2012 году. Усилиями горожан для колокольни уже приобретены 22 колокола – ровно столько же, сколько их было изначально. Освящение колоколов совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. (Видеосюжет)
Каменный Успенский собор в Туле был построен в 1762 году на территории Тульского кремля и считался его летним храмом. Ранее здесь стояла старая деревянная Архангельская церковь. В течение трёх лет Успенский собор в Туле обустраивали, расписывали стены. В 1772-1781 годах к западу от собора была построена четырехъярусная колокольня, увенчанная высоким позолоченным шпилем. Они соединялись между собой высоким арочным переходом. Колокольня была установлена на зимнем храме во имя Тихона Амафунтского. В 1853 году в нем был устроен придел во имя Святого Иоанна Златоуста. В 1936 году колокольня была разрушена и больше не восстанавливалась.Здание Успенский собор в Туле представляет собой высокий куб, покрытый четырехскатной крышей и увенчанный пятью широкими куполами на восьмигранных барабанах. Нарядный вид его фасадам придает кирпичный узор. Поистине уникальны внутренние росписи Успенский собор в Туле (живопись Ярославской школы XVIII века). Они хорошо сохранились до наших дней. Большая часть фресок изображает библейские сцены. Особого внимания заслуживают комплекс картин «Вселенские соборы». Западная стена храма расписана стихами из книги «Песнь песней Соломона».Позолоченный деревянный шестиярусный иконостас находится в аварийном состоянии. Действующий летний Храм Успения Пресвятой остается неотапливаемым. Кроме него в Кремле расположены: Богоявленский собор, Торговые ряды XIX века; Здание 1-ой городской электростанции — одной из первых электростанций России.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/
Колокольня Свято-Успенского собора в Тульском Кремле была построена в 1776 году. Ее высота достигала 70 метров. Более 150 лет звон 22 колоколов был слышен во всех концах города. В марте 1937 года колокольня была разобрана до основания. Спустя 75 лет принято решение о ее восстановлении. Строительство колокольни началось в сентябре 2012 года, и уже через два года работы по восстановлению уникального архитектурного памятника были завершены. Первозданный вид архитектурной доминанты кремля был восстановлен специалистами ООО «Тулареставрация» по сохранившимся чертежам колокольни XVIII века с использованием старинной технологии кирпичной кладки. Летом 2014 года на колокольню был водружен шпиль с крестом, выполненный в Волгодонске. На верхних ярусах установлены 22 колокола, из них 14 — колокола звонницы и восемь — часовые. Колокола отлиты в г.Тутаеве Ярославской области. Воссозданы и часы, бой которых сопровождает мелодия прославленного гимна города Тулы. 12 сентября 2015 года подарком от Тульской митрополии Туле, отмечающей 869-летие со дня основания города, стало освящение архиерейским чином храма в честь святого благоверного князя Димитрия Донского и его жены Ефросинии, расположенного в нижнем ярусе воссозданной колокольни.
По материалам сайтов: http://www.sedmitza.ru/text/3387276.html, http://newstula.ru/fn_129963.html и http://tnews.tula.net/photo/1963/
Успенский собор. Холодный Успенский собор по времени своего возникновения древнее теплого Богоявленского. Он находится в средине города, близь р. Упы, на левой ея стороне, в главной части города. Площадь, на которой стоит собор, ограждена четырехугольною каменною зубчатою стеною или кремлем с 4-мя башнями проезжих ворот и 5-ю башнями глухими. До построения нынешнего Успенского собора существовал прежде, как видно из дел Консисторских и писцовой книги Тульского посада 1625 и 1685 гг., соборный также храм каменного здания во имя Успения Божией Матери с приделами во имя Архангела Гавриила и Чудотворца Тихона Амафунтского и с каменною колокольнею. Когда построен этот храм, сведений не сохранилось. Из писцовых книг 1628 и 29 г. известно только, что в соборе был придел, во имя св. Василия Парийского, который, как видно из ведомости священно-церковно-служителей соборной церкви от 1756 г., заменен был приделом св. Тихона Амафунтского, но когда и кем произведена эта замена, неизвестно.
Нынешний Успенский собор с колокольнею, существующий более 100 лет, заслуживал неоднократно одобрение от самых Высочайших Особ и лиц, сведущих в архитектуре, и многими почитаем был за один из лучших губернских соборов: и действительно собор представляет замечательный памятник, архитектурного искусства как по симметрической, величественной и вместе с тем простой наружности, так и по высоте, вместимости для народа и обилию света. По преданию, сооружение этого собора принадлежит будто бы знаменитому архитектору графу Растрелли. Постройка собора началась 7 мая 1762 г. вследствие ветхости прежнего собора. Главным строителем его были тульский купец Лукьян Ив. Каптельцев с товарищами Софронием Сидневым и Андреем Володимировым.
В 1766 г. совершено было освящение собора, а в следующем году освящен устроенный в нем с правой стороны придел во имя св. Иоанна Златоустого. По перенесении архиерейской кафедры в Тулу, придел этот был упразднен за теснотою для помещения соборной ризницы. После построения храма приступлено было к постройке его колокольни в 1779 г. План и фасад для колокольни составлял архитектор Праве. Высота колокольни от земли до креста 33 сажени. Возвышаясь в центре города, соборная колокольня составляет лучшее украшение города, какого нельзя видеть во многих русских губернских городах. Под колокольнею находится теплый храма, во имя Тихона Амафунтского, устроенный в 1778 г. „тщанием и иждивением тульского купечества”. Иконостас в нем заново устроен был в 1868 г. тщанием церковного старосты Кузовлева. На левой стороне этого небольшого храма устроен тем же Кузовлевым и в том же году придельный алтарь во имя Иоанна Златоустого для служения в нем в зимнее время ранних литургий, когда не было еще нового теплого собора. Придел этот посвящен имени Иоанна Златоустого в память бывшего в прошлом столетии придела того же имени при ныне существующем Успенском соборе. Из предметов храма заслуживают внимания по своей значительной древности следующие: 1) хоругвь, шитая золотом и шелками, с изображением на одной стороне коронования Божией Матери, на другой – собора св. Апостолов. Любители древности, основываясь на предании, относят ее к XV-му ст. и считают ее произведением рукоделья греческой царевны Софии Фоминичны Палеолог. Но годы времени, вышитые на ней 1750 и 1751-й, позволяют сомневаться в такой отдаленной её древности; 2) три серебряных позлащенных креста, относящихся к 1612, 1633 и 1635 гг.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 8
Шедевральность Успенского собора в Туле часто неочевидна для «простого гражданина», не вполне сведущего в истории развития архитектурных и художественных стилей. Между тем специалисты признают его уникальным для своего времени памятником. Существующий ныне в Тульском кремле Успенский собор построен в сравнительно недавнее время. Но из документальных источников известно, что уже в ХVI столетии на перекрёстке Большой и Малой Кремлёвских улиц (а кремль тогда был застроен более плотнее, чем теперь) стояли два деревянных храма — во имя Архистратига Гавриила с приделом исповедника Василия Парийского и в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 80-е годы ХVII века Успенскую церковь возвели в камне. Об этой непосредственной предшественнице нынешнего собора известно, что она была «о пяти главах, строение великих государей (имеются в виду цари Иоанн и Пётр Алексеевичи). В приделе собор Архистратига Гавриила да Тихона чудотворца». Собор ХVII века на удивление быстро «состарился». В 1762 году епископ Коломенский и Каширский — а Тула тогда находилась в составе Коломенской епархии — Порфирий (Крайский) уже называет его «ветхим» (хотя ещё в ведомости 1756 года ничего не говорится об этом, а сообщается лишь, что служба в соборе «исправляется»). Что уж за изъян был в старом соборе, почему он столь стремительно обветшал, — неизвестно. Известно лишь, что в 1762 году преосвященный Порфирий благословил строить новый собор.
Строился собор, очевидно, по проекту какого-то доморощенного зодчего, мало интересовавшегося новейшими архитектурными тенденциями, о чём говорит архаичная конструкция здания. Но между тем ещё в ХIХ веке ходили слухи об участии в возведении Успенского собора «графа Растрелли». Конечно, такое предположение можно сделать лишь вследствии полной «невинности» в вопросах градостроения, и справедливости ради стоит отметить, что исследователи, претендовавшие на серьёзное к себе отношение, хотя и озвучивали сию маргинальную версию, но и специально оговаривали её «неподтверждённость». Некоторые же авторы попросту не верили в столь позднее происхождение Успенского собора (а сравниться с документами почему-то не считали возможным) и относили его к более или менее седой старине. Имя подлинного архитектора Успенского собора кануло в Лету, и с этим придётся смириться, но зато имена ктиторов хорошо известны. Это были «тульский купец Лукьян Иванов Каптельцев с товарищами Сафронием Сидневым и Андреем Володимировым». К своим обязанностям тульские предприниматели отнеслись весьма ответственно, благодаря чему стройка шла без проволочек. Основной объём собора возвели за два года, и ещё около двух лет ушло на отделочные работы.
Как сообщается в описании Успенского собора, составленном во второй половине ХIХ века, «на всю постройку и окончательную отделку… издержано 29 381 р. 73 коп 19 октября 1766 года Успенский собор был освящён преосвящ. Феодосием Коломенским и Каширским, а 5 мая 1767 года протоиреем Василием Ивановым освящён придел во имя св. Иоанна Златоустаго, устроенный с правой стороны алтаря». Забегая вперёд, стоит сказать, что этот придел упразднили спустя несколько десятилетий, когда в Тулу перевели из Коломны архирейский дом и понадобилось помещение под ризницу кафедрального (теперь уже) собора. Говоря об «окончательной отделке» собора, автор процитированного выше исторического описания имеет в виду прежде всего его роспись, которой занималась артель ярославских мастеров. Она трудилась с мая 1765 года по сентябрь 1766 года, о чём гласит надпись на правой стороне северного портала: «Трудившиеся о Бозе иконописцы были града Ярославля посадские люди стенного писания…» Далее перечисляются 28 фамилий. Данные о количестве художников, потрудившихся над внутренним убранством Успенского собора, расходятся. Если в соборе, было упомянуто 28 человек (уже не мало, прямо скажем), то в документе, хранившемся до революции в соборной ризнице, их число возрастает до 36-ти. Что это? Ошибка писца? История, к сожалению умалчивает.
Постройка нового обширного собора в Туле была произведена как нельзя более своевременно. Спустя несколько лет город стал центром губернии. Центром Тульского наместничества (с 1796 года преобразованного в губернию) Тула стала в 1777 году. Незадолго до того, в 1772-1776 годах близ Успенского собора возвели «колокольню в 4 яруса», весьма нарядную, уже в новейшем — в отличие от самого собора — вкусе. Туляки гордились ею, а местные краеведы не без тщеславия заявляли, что она есть «лучшее украшение города, какого нельзя видеть во многих губернских городах русских». В нижнем ярусе колокольни «тщанием и иждивением тульского купечества» в 1778 году устроили тёплый храм во имя св. Тихона Амафунтского. Это было вызвано настоятельной необходимостью: Успенский собор не отапливался, служили в нём лишь от Пасхи до Покрова. Соборная звонница подбиралась постепенно, и к середине ХIХ века её составляли двадцать два колокола, самый большой из которых весил 679 пудов (около 11 тонн). Почти все колокола изготавливались именно для тульского собора, о чём свидетельствовали соответствующие надписи на них. Но были и весьма любопытные исключения. Так, на одном из колоколов (четвёртом по величине) надпись гласила: «Города Вологды церкви Святых Жен мироносиц и Св. Иоанна Златоустаго и преподобнаго Александра Свирскаго, состоявшаго за рекою Вологдою. Лит в поминовение Вологодскаго купца Алексия Александрова Шапкина рачением сына его Василия в лето 1783, 25 Сентября в Москве на заводе Леона Суруговщина. Весу в нем 100 п.».
В 1880-е годы вологжане заинтересовались загадкой «своего» колокола, очутившегося в Туле. Проведя расследование, они обнаружили две причины, которые могли послужить к его переезду в другой конец России. Василий Шапкин, заказавший колокол «в поминовение» своего родителя, вряд ли был доволен ошибками, сделанными в его отчестве (Шапкин старший был Андреевич). Кстати, на колоколе неверно указано также имя владельца завода — на самом деле его звали Асон Струговщиков. Может быть, не понравился заказчику и звук колокола, «забракованный», он был выкуплен туляками для новой колокольни. Очевидно, звук им показался подходящим, а надпись не составляла для них никакого значения. Сейчас, впрочем, эти загадки уже утратили свою актуальность: ведь звонницу после революции пустили на нужды «социалистического строительства», а колокольню разобрали.
Указом от 31 июля 1799 года император Павел повелел Святейшему Синоду: «По всем епархиям распределить ведомство каждой сообразно пределам губерний, и самые названия епархий, для большего единообразия, переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят». Для Тулы, конечно, обретение собственной кафедры («Тульской и Белёвской») явилось благом. Церковно-административная жизнь упорядочивалась, налаживалось духовное образование. А обширный Успенский собор оказался вполне пригоден для торжественных архирейских богослужений, да и вообще имел все качечества, необходимые для кафедрального храма. Бывало, что «кремлёвский» собор портил тулякам по меткому русскому выражению, всю обедню. Тесный, душный — он отличался всевозможными неудобствами, не совместимыми с новым статусом города, почему зимние архирейские службы проходили, как правило, в других тульских церквах. Тем не менее, до постройки отдельного тёплого собора руки дошли только в середине ХIХ века. К тому времени все препятствия, касаемые плана и фасада нового собора, источника средств для строительства, а также другие бюрократические проволочки разрешились, проект был высочайше утверждён, строительство началось. К 1862 году Богоявленский собор уже стоял на том месте, где стоит и поныне, — правда, теперь он «замаскирован» под оружейный музей, да столь надёжно, что даже вход в него осуществляется через алтарную часть.
Успенский собор никогда не мог похвастаться большим числом прихожан — всего около ста человек были «приписаны» к нему. Однако благодаря тому, что значительную силу в городе составляли купцы, оба собора — и тёплый, и холодный — поддерживались в надлежащем порядке, имея достойное убранство и «насыщенную» ризницу. Доходы получались также от луговой и пахотной земли, отдаваемой внаём, а ещё с «билетов вечного вклада». Соборному причту полагалось жалованье. Расположение соборов — в самом сердце Тулы — долгие годы радовало туляков, организовывало архитектурное и смысловое пространство города, но в 1930-е годы чуть не стало причиной их сноса. Власти хотели избавиться от «пережитка старого режима», мозолившего им глаза. Но здания Успенского, и Богоявленского соборов сравнительно благополучно пережили то непростое время, а вот колокольне пришлось поплатиться за свою заметность. 28 сентября 1936 года в ней впыхнул пожар — причём на верхних ярусах. Пожарные ничего поделать не могли: напор воды в шлангах не достигал 30-метровой высоты. К утру 29 сентября отстоять от огня удалось только нижние ярусы. Виновных пожара обнаружить, конечно, не удалось, и к концу марта 1937 года остатки колокольни разобрали, так как они, по мнению местных властей, создавали «угрозу для массового транспортного движения, весьма оживлённого здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона» (да, в кремле тогда существовал стадион). Собор к 1936 году уже не действовал.
В начале 1930 года в Туле приняли план закрыть десять церквей. Под массовое «сокращение» попал и Успенский собор. Делалось всё это, разумеется, «по просьбам трудящихся», причём в доказательство приводилось 26 тысяч подписей, якобы собранных в городе. Эти подписные листы сохранились. Фамилии в большинстве неразборчивы, адреса не проставлены… Но и такие «доказательства» признали достаточными. Соборный храм предполагалось использовать под атеистический музей. Но почему-то музей в эти старинные стены так и не въехал, а окончательно собор закрыли только в 1934 году, о чём свидетельствует просьба верующих о передаче некоторых икон и облачений из закрываемого Успенского собора в Николочасовенскую церковь. Просьбу удовлетворили.
Более десяти лет собор пустовал, не имея определённого статуса. В 1945 году статус он получил — сделавшись памятником союзного значения, — но продолжал пустовать. Потом его поставили на государственную охрану, потом передали под склад промтоваров. И только в середине 1960-х годов началась его реставрация, в контексте восстановления всего кремлёвского ансамбля. В первую очередь, в 1968-1970 годах, реставраторы полностью заменили кровлю собора и позолотили все пять глав храма. А в июне 1975 года Всесоюзный научно-реставрационный производственный комбинат приступил к изысканиям на предмет реставрации иконостаса и двух киотов. Иконостас имел к началу реставрации вполне сносное состояние — хотя утраты резных деталей составляли до 30%, но сама конструкция сохраняла прочность и не вызывала беспокойства реставраторов. В 1982-1986 годах было произведено восстановление резьбы иконостаса — накладок на цокольной части, рам местного ряда и царских врат. Наибольшего опасения внушали фрески. В 1950-е годы серьёзно пострадала западная стена, несущая на себе уникальную для русской монументальной живописи композицию. В 1960-е годы из-за фейерверков, проводившихся в кремле, также разрушились некоторые фрески, в том числе «Успение Пресвятой Богородицы». Возникли очаговые утраты живописного слоя на столпах собора. Реставрация фресок началась только в 1988 году. В начале 1990-х годов прекратилось финансирование реставрации иконостаса, а в 1996 году иссякли средства и на фрески.
В сентября 1991 года Успенский собор решением областного Совета народных депутатов отошёл Тульской епархии — для совместного использования с музеем. Предполагалось, что в соборе будут проходить богослужения, в остальное время он будет открыт для музейного показа. В начале 2000-х годов реставрация иконостаса и фресок возобновились, а с конца 1990-х в Туле действует благотворительный фонд, одной из своих задач которого, было восстановление соборной колокольни. Пройдёт совсем немного времени и «Кремлёвская свеча» вознесётся над Тульским кремлём к лету 2014 года. Соборная звонница была выстроена специалистами ООО «Тулареставрация» по сохранившимся чертежам колокольни ХVIII века.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №44, 2013 г.
Массивное здание Успенского собора, гармонирующее с окружающими его стенами кремля, с трудом воспринимается памятником архитектуры сравнительно недавней эпохи. Стоит заметить, в 1760-е годы, когда он строился, в Петербурге «заканчивали отделкой» последний памятник барокко — Никольский Морской собор. Нарождался классицизм. А тут — такое. Форма, приданная тульскому собору безвестным зодчим, отсылает даже не к ХVII, а прямо к ХVI веку. Архаика, чуть ли не «античность» — таково первое впечатление, создаваемое внушительным приземистым четвериком и мощным пятиглавием. Но вскоре глаз начинает различать детали, и понимаешь, что зодчий-то был не так прост и в том, что касается отделки, вовсе не столь архаичен.
Пока оставим в стороне лепной декор. Ещё раз взглянем на фасад. Вот два ряда больших окон, благодаря которым здание производит впечатление двухэтажного. Разве напоминают они узкие окошки ХVI века? Скорее уж — дворцовые окна. Опять же членение фасада, абсолютно не отражающее внутренней структуры храма. Такого быть в прежние эпохи просто не могло. Алтарь вообще имеет странно-изысканную форму, навевающую смутные западноевропейские аллюзии. И, наконец, барочная лепнина, которая именно и придаёт тульскому Успенскому собору своеобычность. Она чрезвычайно разнообразна и включает в себя как белокаменные резные элементы, так и детали из фасонного (особой формы) кирпича. Розетки, раковины, колонки — всё исполнено несколько тяжеловесного барочного изящества. Любопытно, что история, не сохранив для нас имени архитектора Успенского собора, оказалась более милостива к иным участникам его возведения. Известно, например, что «земляное и каменное строение» выполняли «кирпичники Емельян Цыбин и Онисей Васильев Добрынин», а «железные работы» (кресты, главы, кровля) — Осип Васильев Журов. Золотил главы «тульский купец Ларион Сорокин», иконостас делал тоже купец — Василий Кирьяков, а золотил его Даниил Хазарев.
Интересна конструкция алтаря Успенского собора. Он довольно приземист. Высота его (без кровли) составляет примерно половину высоты четверика. Центральная часть алтаря оформлена как традиционное полукружие. С боков примыкают квадратные в плане объёмы. Нечто подобное можно видеть в Михайло-Архангельской церкви в Смоленске, но там алтарная часть гораздо выше, а «угловато» оформленные боковые апсиды появились в результате позднейшей перестройки. Два яруса служат хорошему освещению внутреннего пространства собора и создают обманчивое впечатление его двухъярусности. Эта иллюзия, впрочем, отчасти «затушевана» вертикальными декоративными полосами, объединяющими окна нижнего и верхнего яруса в один мотив. Весьма изящное оформление имеют входные порталы. По обе стороны от двери расположены «составные» колонки с растительными и геометрическими мотивами. Они венчаются веерообразными капителями. Над самой дверью расположена большая раковина. Плоскость кладки фасадов храма решили выкрасить в интенсивный голубой цвет, чтобы на этом фоне ярче «заиграли», также выкрашенные в белый цвет резные детали.
Строя новый соборный храм, туляки озаботились не только его внешним благолепием, но и внутренним убранством. Сейчас об их усердии можно судить лишь по раме иконостаса, которая, как известно, обошлась вместе с золочением в 3500 рублей, и по росписям, над которыми «два лета» трудились «ярославские иконники Афанасий Андреев Шустов со товарищи». Гонорар они получили тогда вполне приличный — около 3000 рублей.
Любовь тульских граждан к своему собору сделала его уникальным памятником монументальной живописи. Его фрески, по выражению И. Э. Грабаря, — «лебединая песня умиравшего великого искусства». Насколько известно, фресковый ансамбль Успенского собора — последнее по времени крупное произведение ярославской школы иконописи, расцвет которой пришёлся на ХVII столетие. Успенский собор в настоящем его виде привлекает посетителей главным образом фресками. В сущности, ничего другого (если не считать пустой рамы иконостаса) в нём от дореволюционной эпохи не сохранилось.
После реставрации храма в собор поступили новые святыни из кафедрального собора (тоже Успенского), расположенного через дорогу от кремля, и он зажил полной богослужебной жизнью. В плане Успенский собор представляет собой прямоугольник, длина которого около 29 м, ширина — почти 25 м. К четверику с восточной стороны примыкает пятигранная апсида, с западной стороны, посредством арочного перехода — ныне восстановленная колокольня. Толщина стен — 2,3 м. Высота «от помоста до сводов» — приблизительно 18,5 м. Собор возводился ровно два года — 7 мая 1762 года строительство началось, 8 мая 1764 года закончилось. В течение 1765-1766 годов храм расписывали ярославские мастера. В 1766 году собор освятили. Четырёхъярусная соборная колокольня строилась в 1772-1776 годах. Её высота от подошвы до креста составляла около 70 метров.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №44, 2013 г.
Свято-Успенский кафедральный собор расположен в Тульском кремле. Здание было построено в 1762-1764 г.г. в стиле позднего барокко на месте обветшавшего каменного храма конца XVII в. Собор был построен как летний, богослужения здесь проводились только в теплое время года, с Пасхи до Покрова.
Имя архитектора Успенского собора неизвестно. Храм возводили тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульский кузнец Осип Журов с помощниками ковал металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Тульский купец Ларион Сорокин золотил главы собора. Собор расписывали ярославские мастера с 1765 по 1766 г.г. Работами руководил Афанасий Андреевич Шустов, которому помогали 36 художников.
Иконостас был семиярусным. Имена иконописцев неизвестны. Из 66 икон до настоящего времени дошли 56. Святыней собора были три изорванных в боях и обветшавших от времени знамени Тульского ополчения 1812-1814 г.г. Также в Успенском соборе хранились одиннадцать знамен тульского ополчения времен Крымской войны 1855-1856 г.г.
Колокольня Успенского собора была построена в 1772-1776 г.г. Её высота более 70 м. Венчает её позолоченный шпиль с часами. На колокольне установлена 22 колокола. Колокольню Успенского собора видно издалека. Она — архитектурная доминанта города. Но 28 сентября 1936 г. произошла трагедия — в нижних ярусах колокольни вспыхнул пожар, уничтоживший верхние ярусы.
В 2014 г., в день города состоялось торжественное открытие восстановленного Успенского собора и колокольни.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru