Богородице-Рождественский женский епархиальный монастырь Точное время образования прихода на месте нынешнего монастыря не известно. Деревянный храм в пос. Горелки, освященный в честь свт. Николая, существовал предположительно, с XV века. Каменный храм построен в 1781 году на месте обветшавшего деревянного. Освящен епископом Феодосием в 1783 году. При храме имелась церковно-приходская школа. До 1915 года настоятелем храма был иерей Алексий Аболенский, с сентября 1915 года — иерей Дмитрий Глаголев. (В сане протоиерея после закрытия храма в 30-е годы XX века он отправлен в ссылку и пропал без вести). В советское время храм был разорен (год закрытия неизвестен), служил хранилищем кинопленок.
В 1988 году власти вернули храм православной церкви (первый в г. Туле) До 2000 года храм существовал как приходской. Настоятель — протоиерей Василий Гаджега. 28 декабря 2000 года постановлением священного синода Богородицерождественский приход преобразован в мужской монастырь. Наместник — иеромонах Андроник (Поляков). В июле 2001 года по благословению епископа Тульского и Белевского Кирилла (Наконечного) был расформирован Богородичный Щегловский женский монастырь и часть насельниц переехала на территорию Богородице-Рождественского монастыря пос. Горелки. Насельники мужского монастыря были переведены в Щегловскую обитель. Преобразование обители было утверждено постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года с назначением ностоятельницей монастыря монахини Амвросии (Соломатиной).
В настоящее время в монастыре 10 насельниц: 4 схимонахини, 5 монахинь, 1 инокиня. Богослужения совершаются ежедневно. Наиболее известная святыня — местночтимая икона Божией Матери «Тихвинская». Это единственный образ из храма обители, сохранившийся у прихожан с дореволюционных времен. Икона прославилась чудесами избавления от воров и голода. В 2003 году образ отреставрирован, иконе вернули ее первоначальный облик.
Вообще, современная история Богородице-Рождественского монастыря начинается с обретения святынь — чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и восстановления святого источника, называемого в народе Казанским. Дел в монастыре много. Храм восстановлен, но нужны средства на поддержание его в хорошем состоянии. Монастырь окружен оградой. С восточной его стороны расположено кладбище. Храм крестово-купольного типа, с одной низкой, сильно вытянутой апсидой на уровне первого этажа, увенчанной главой на тонком барабанчике. Храм однокупольный. По бокам апсиды расположены два окна, между которых образ Иисуса Христа с хоругвем. Крыша четырехскатная.
Вообще, в плане храм представляет собой очень распространенный тип храмов на Руси – восьмерик на четверике. Большой барабан, прорезанный аркообразными окнами, увенчан маленькой главой с восьмиконечным голгофским крестом. В средокрестии находится медальон с исходящими лучами, по три в каждую сторону. Ветви креста заканчиваются медальонами, на которых укреплены декоративные трилистные сердечки с равноконечными миниатюрными крестиками внутри. С запада к церкви примыкает трехъярусная колокольня. Второй ярус прорезан небольшими окнами, а третий — арками. Окна храма обрамлены лопатками, на первом этаже заканчивающиеся фронтоном с двухуступчатой нишей, на втором – трехуступчатыми бровками. Углы церкви декорированы рустованными лопатками с каменными поясками. На западном и восточном фасадах с двух сторон, по нарастающей, к колокольне примыкают килевидные закомары с двухуступчатыми углублениями. На этом же фасаде, видимо, раньше были окна, на сегодняшний день заложенные кирпичом. Либо это просто двухуступчатая ниша, заканчивающаяся фронтоном. Вход в церковь также декорирован двойными рустованными лопатками с уступами. Внутри храм расписан священными изображениями. Росписи в восьмигранном куполе не совсем традиционны. В одной грани изображен Иисус Христос на троне, держащий раскрытое Евангелие, в остальных –«силы небесные». В арках окон с правой стороны находятся изображения св.мч. Ирины, свм. Феодора Стратилата, пр. Геннадия Костромского. Все изображения современного письма.
Иконостас пятиярусный. В пятом ряду расположена икона «Троица Ветхозаветная». Ниже, изображения ветхозаветных пророков с развернутыми свитками в руках, на которых написаны тексты из их пророчеств о Боговоплощении. В целом иконостас имеет традиционное исполнение. Очень красивы резные царские врата с традиционными для них сценой Благовещения и четырьмя евангелистами, а также северные и южные, выполненные из дерева. На царских вратах вырезаны виноградные лозы, как символ Евхаристии, а на боковых – колосья. Непосредственно над царскими вратами образ Спаса Нерукотворного. Иконостас декорирован рельефными композитными колоннами с крупными растительными орнаментами. Такой вид резного иконостаса с системой не только горизонтальных, но и вертикальных членений стал завоевывать популярность с начала XVII века. В таких иконостасах иконы отделялись одна от другой либо позолоченной деревянной резьбой, либо резными круглыми колонками. Основной мотив резьбы — лоза и грозди винограда. В конце XVII-XVIII веках под влиянием стиля барокко резное убранство иконостасов значительно усложнилось за счет включения в него архитектурных форм — колонн, пилястр, архитравов, карнизов, что и видно на примере иконостаса Богородицерождественской церкви.
Мельникова Н. Горе имеем сердца //Тульские епархиальные ведомости. 2005. №1 (38).