Вознесенская церковь — приходский храм (ул. Герцена / Оружейный пер.) во имя Вознесения Господня. О существовании деревянной Вознесенской церкви «на оружейной стороне» г. Тулы упоминается в Строенной книге Тульского посада под 1646 г. В начале XVIII в. она была разобрана и в 1712 г. на ее месте был возведен каменный храм того же наименования «тщанием и радением прихожанина Андрея Федорова Владимирова с протчими прихожанами». Церковь простояла 3 десятилетия «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием», а затем ее снесли и на ее месте возвели новую, 2-этажную, причем 1-й этаж — во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, а 2-й -во имя Вознесения Господня. Прихожанами церкви были посадские люди — кузнецы и слободские казенные крестьяне.
Строительство существующего ныне здания, начатое в 1755г., продолжалось более тридцати лет. В 1774г. здание пострадало от пожара. Верхнюю церковь(во имя Вознесения Господня) освятили только в 1787г. Завершение строительства храма производилось по проекту архитектора К.С.Сокольникова. В 1824г. был основан придел во имя Великомученицы Варвары, в 1883г. при церкви открыли церковно-приходскую школу. В советское время храм был занят под склад, теперь передан верующим.
Первое упоминание о церкви Вознесения, точнее о «Вознесенском попе Борисе», относится к 1646 году. Какой в то время была церковь – каменной или деревянной – неизвестно. Первыми ее прихожанами были кузнецы и слободские казенные крестьяне.
В 1712 году на деньги Андрея Федоровича Володимерова (встречается написание фамилии «Владимиров») и других прихожан было построено новое каменное здание храма. До 1744 года церковь была «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием». Только в ней не было придела, в котором можно было бы служить раннюю литургию, и прихожане сочли нужным просить преосвященного Савву о храмозданной грамоте на построение придела во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Получив грамоту и начав строительство придела, прихожане обнаружили, что здание храма сильно обветшало. В 1754 году они сообщили преосвященному Гавриилу, что их церковь «стенами, сводами и кровлею находится в большой ветхости, так что служение совершается в ней с великим опасением» и предложили сломать всю церковь вместе с недостроенным приделом и построить новую, двухэтажную.
Возведение существующего ныне храма длилось более тридцати лет. В 1755 г. был освящен престол во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм в нижнем этаже церкви. В связи с недостатком средств возведение второго этажа и отделка продолжались до 1787 г. В 1774 г. строящееся здание пострадало от пожара. Столь протяженным сроком строительства, возможно, объясняется заметное несоответствие плоскостных фасадов (в стиле классицизма) роскошным и пластичным формам светового барабана (в стиле барокко). Главы церкви были позолочены, кровля выполнена из «белого листового железа». Верхний храм освятили во имя Вознесения Господня.
По своему объему церковь почти в полтора раза меньше храма Николы Зарецкого, но кажется более монументальной. Этому способствует ее расположение на высоком месте, высокие пилястры (плоские прямоугольные выступы стены), объединяющие основной объем в единое целое, а также мощный купол на высоком барабане. Пышная композиция, затейливые украшения фасадов (растительный орнамент и ангелы), граненый купол, изящный венчающий фонарик, изысканные наличники, овальные окна второго света – все это барочные мотивы. В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» стиль Вознесенской церкви определен как «петербургское барокко».
Исследователь тульского зодчества В. Н. Уклеин давал высокую оценку этому храму: «Без преувеличения и без скидки на провинциальность можно сказать, что архитектура завершающей части церкви Вознесения является самой красивой по формам, богатой по пластике, выдающейся по творческому потенциалу своего автора среди всех сохранившихся в Туле памятников первоклассного барокко». Общая пышность композиции, усложненный план, прихотливые раскреповки антаблемента, ничего не несущие колоны и по-барочному граненный купол могли бы служить хрестоматийным образчиком декоративных приемов барокко. Изумительно хорош венчающий фонарик, решенный с редкостной творческой фантазией и изяществом.
Иконы храма принадлежали кисти известного тульского иконописца того времени, купца Григория Ивановича Белоусова. До наших дней сохранились иконы, написанные им для иконостаса Успенского собора Тульского кремля.
В 1824 году на первом этаже на средства купца Ивана Ивановича Володимерова был устроен придел во имя великомученицы Варвары.
Во время страшного тульского пожара в 1834 году иконостас верхнего храма с белоусовскими иконами сгорел и был устроен вновь лишь в 1844 году. Прежний иконостас был гораздо богаче нового – четырехъярусный, весь позолоченный червонным золотом. Новый же имел лишь два яруса, а позолочены были только резьба и колонны. В нижней церкви иконостас также был заменен новым на средства купца Петра Ивановича Володимерова. К наиболее чтимым святыням храма относились: икона Скорбящей Божией Матери (точная копия с чудесно явленной иконы в Санкт-Петербурге в 1888 году), икона великомученицы Варвары и часть мощей великомученика Пантелеимона.
Колокольня, построенная одновременно с церковью, была совсем не такой нарядной, как храм, довольно простой. В Вознесенском приходе, в местности, называемой «Новый Хопер», находилась каменная часовня, построенная в 1878 году мещанином Кутеповым в память освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе с 1867 года. Вознесенская богадельня упоминалась в делах Тульского приказа общественного призрения в 1782 году. В 1863 году в «Тульских епархиальных ведомостях» сообщалось, что при церкви Вознесения существует каменная богадельня, «довольно ветхая снаружи и бедная внутри».
В 1883 году при храме была открыта церковно-приходская школа.
Церковь Вознесения закрыли в начале 1930-х годов. Колокольню разрушили в конце 1930-х. Церковь Вознесения является памятником истории и культуры федерального значения. Здание поставлено на государственную охрану в 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР.
В 1961 году в бывшем храме находилась мастерская «Союзшахтоосушения».
В 1992 году Вознесенскую церковь возвратили Тульской епархии. Сегодняшние святыни храма — частица мощей святой великомученицы Варвары, икона с частицей мощей преподобного Варсонофия, исповедника Херсонского.
С 20 марта 2008 года по решению Епархиального совета при храме действует городской миссионерский центр. При храме действует центр помощи и реабилитации пострадавших от тоталитарных и деструктивных сект и культов. Вознесенский храм стал научно-методическим центром для вновь созданного института помощников благочинных Тульской епархии по миссионерскому служению.
Источник : Н. Кириленко, Тульские епархиальные ведомости, №6 (95), июнь, 2009. В.Н. Уклеин «Тула – каменная летопись», 1984.
ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Ф. 567, III кат., 13 ед. хр., 1790-1904 гг., 1 оп. (хронол.,
машинопись).
Приход образован в XVII в. В 1712 г. вместо деревянной
церкви построена каменная. В 1754 г. начато новое строительство. Нижняя церковь
с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы освящена в 1755 г.,
придел во имя вмч. Варвары — в 1824 г. Верхняя церковь с престолом в честь
Вознесения Господня освящена в 1787 г.
Закрыта не ранее 1930 г.Источник
Вознесенская. Приход этой церкви занимает положение на, так называемой, оружейной стороне г. Тулы. Настоящий район прихода определен в 1880 г., но по времени своего возникновения он относится несомненно к XVII-му ст. Первыми прихожанами этой церкви были посадские люди – кузнецы и слободские, каменные крестьяне. В настоящее время прихожане принадлежат к различному сословному положению: общее число прихожан 2162 м. п. и 2305 ж. п.; между ними есть незначительное число раскольников.
О существовании Вознесенской церкви в первый раз упоминается в строенной книге Тульского посада в 1616 г. По всей вероятности, эта давняя церковь была деревянная. В 1712 г. построена была каменная церковь „тщанием и радением прихожанина Андрея Феодорова Владимирова с протчими прихожанами” и до 1744 г. была „в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием”. Но в 1754 г. при построении нового придела в этой церкви, обнаружилась такая обветшалость церкви, что потребовалось сломать всю церковь с начатым при ней приделом и построить новую. Новая церковь выстроена в два этажа: верхний во имя Вознесения Господня, нижний во имя Введения во храм Пресв. Богородицы. В 1755 г. нижняя церковь была освящена, а верхняя по недостатку средств, только была освящена в 1787 г. В 1824 г. тщанием купца И. И. Владимирова в нижней церкви устроен придел во имя вмц. Варвары. В 1834 г. весь иконостас верхней церкви сгорел и вновь устроен в 1844 г. В нижней церкви иконостас также заменен новым на средства купца Петра Ив. Владимирова. Наиболее чтимые святыни храма: 1) икона Скорбящей Божией Матери – точная копия с чудесно явленной иконы в С.-Петербурге в 1888 г., 2) икона вмц. Варвары и часть мощей вмч. Пантелеймона.
В Вознесенском приходе, в местности, называемой „Новый Хопер“, есть каменная часовня, построенная в 1878 г. мещанином Кутеповым в память освобождения казенных оружейников от обязательных работ на Оружейном заводе с 1867 года.
На содержание храма получаются % с 1647 г. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. С 1883 г. при церкви существует одноклассная ц.-приходская школа.П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 17