В черте города, на острове, где находится известный на всю Россию оружейный завод, когда-то располагался храм во имя Воскресения Христова. Впервые храм появился на этом месте в XVI столетии. В простонародье он именовался Старым собором на городище. В 1755 году была возведена новая колокольня. Храм имел приделы воздвижения креста Господня и Николая Чудотворца. Спустя 100 лет построили новую звонницу. Во время паводка церковь неоднократно затоплялась водами широкой тогда реки Упы. Храм был невелик по размеру, венчала его одна глава. В проеме звонницы висел огромный колокол. Вход в церковь украшал чугунный навес с крестом, по бокам от входа крепились два фонаря. С 1880 года Воскресенская церковь стала именоваться заводской, ее служители входили в штат оружейного завода.
Время не пощадило храм. Сейчас от него ничего не осталось. Но в 2002 году на территории завода было построено новое здание храма со звонницей, которое было освящено 20 июля 2002 года в честь Воскресения Христова.
Г. Тенцер «Тула православная. Действующие храмы Тулы». — Тула: Свамия, 2003 г.
Существует предположение, что на территории, занимаемой ныне оружейным заводом, в XIV-XV вв. существовало поселение — городище. По одной из современных версий на этом месте в начале XVI в. жили строители тульского кремля. Память об этом поселении сохранилась в названии стоявшего здесь храма — Воскресенского собора на Старом городище (или городищенского Воскресенского собора; с конца XVIII в. он именовался также соборной церковью Введения Пресвятой Богородицы).
Вначале храм был деревянным. Дата его постройки неизвестна, но уже в писцовых книгах 1628-1629 гг. он зовется «старым Воскресенским собором на старом городище». Каменное здание возвели в 1649 году «казною государя царя и великого князя Алексея Михайловича». В соборе было два придела: Воздвижения Креста Господня и Николая Чудотворца. Когда они были ликвидированы — неизвестно, но в консисторских документах XVIII века церковь значится без приделов.
В 1755 году прихожане храма Воскресения Христова доносили епископу Коломенскому и Каширскому, что «на оной церкви на святом алтаре кровля весьма обветшала, и от того происходит во многих местах течь, так же и от тягости построенной на трапезе деревянной колокольни в сводах и стенах не малое повреждение». Они просили разрешения «снять колокольню, и на месте ея устроить каменную; обветшалую кровлю перестроить и возобновить в твердости, к которому строению камень, кирпич, тес и прочие припасы приготовлены». Разрешение было получено. Через 15 лет возникла необходимость перестроить ветхую и тесную трапезную, что и было сделано. Заодно в 1771 году к собору пристроили придел во имя Введения во храм Божией Матери. Старанием попечителя Воскресенской церкви, управляющего Тульским и Калужским наместничеством генерал-поручика Михаила Ивановича Кречетникова в 1788 году вместо прежнего ветхого иконостаса был устроен новый. В 1855 году возвели новую колокольню, на которую поместили шесть колоколов, самый большой из которых весил 106 пудов. В 1872-1873 гг. церковь была отделана заново.
В числе святынь храма был известен образ Воздвижения честного и животворящего креста, происходивший, вероятно, из существовавшего в XVII веке Воздвиженского придела Воскресенского храма. По свидетельству П.И. Малицкого, на этой иконе имелась «интересная, хотя и довольно темная, надпись, относящаяся к чуду воскресения умершей девицы: «Единого искахом, три же обретохом и не познахом, но сказа нам мертвая девица». Видимо, надпись эта представляет из себя аллегорию в виде загадки». Образ Алексия, человека Божия был, по преданию, пожертвован царем Алексеем Михайловичем. В храме имелось Евангелие, изданное в 1654 году при патриархе Никоне. Изначально церковь была приходской. При расширении оружейного завода храм оказался на его территории и с 1880 года числился заводским, бесприходным.
13 сентября 1899 года торжественно отмечалось 250-летие Воскресенского собора. Незадолго до этого было произведено его поновление на средства церковного старосты тульского купца Александра Александровича Белолипецкого, Тульского оружейного завода, служащих и мастеровых этого предприятия. Священник Александр Кривчиков пишет: «Воскресенский храм имел огромное значение в жизни оружейников. В нем они крестились, обучались грамоте, исповедовались, причащались, венчались, соборовались и, наконец, провожали в последний путь. С молитв к Богу и святым начиналось каждое дело, а по его окнчании возносились благодарственные молебны. Свои таланты и умения оружейники считали даром Бога, а самых одаренных называли «целованными Богом». В храме по особому чину освящалось оружие. Из храма уходили на войну, а оставшиеся молились об их скором возвращении».
3 марта 1923 года Воскресенский собор был закрыт. В альманахе «Тульский край» за 1929 год читаем: «В строительном сезоне 1928 г. подвергся переустройству с полным изменением внешнего вида один из старейших тульских памятников — Воскресенский собор «на старом городище», находящийся ныне на территории госзавода № 1. Сняты главы восьмерика и колокольни; в последней также заложены арки звона. Окна лишены наличников и решеток; изменена профилировка карнизов. На стенах уничтожена рустовка и декоративная ниша. Несмотря на то, что здание состоит на учете Народного комиссариата просвещения и внесено в список памятников, подлежащих охране, насколько нам известно, разрешение на переделку его у местных органов НКП испрошено не было». Окончательно здание храма исчезло с лица земли в 1960-х гг.
http://www.vidania.ru/
Воскресенская церковь эта находится в черте оружейного завода, неподалеку от нее проходит линия Сызрано-Вяземской ж. д. В настоящее время церковь эта без прихода; прихожане ее составляют только артиллерийские чиновники Императорского Оружейного завода, коих числится более 50 душ муж. пола и более 30 душ жен. пола.
Но до 1880 г. эта церковь была приходскою, и приход ее был самый древнейший по времени своего возникновения и известен был в простонародье под именем Городищенского прихода, потому что ранее район этого прихода только и ограничивался одним городищем, как единственным населенным местом в пределах нынешней Тулы.
Существующая церковь во имя Воскресения Христова каменная зданием, построена, по свидетельству писцовых книг 1685 г., «казною царя Алексея Михайловича» на старом тульском Городище в 1649 г. Но ранее этой церкви, как видно из писцовых книг 1628-29 гг. и 1654 г., существовал Городищенский Воскресенский собор, построенный значительно ранее XVII ст., так как в актах 1628 г. он называется уже старым собором старого Городища. При Воскресенском соборе было два придела – Воздвиженский и Никольский, не известно когда уничтоженные.
Воскресенская церковь неоднократно была поновляема. В 1755 г. была разобрана колокольня, стоявшая на трапезной церкви, и выстроена отдельно. В 1771 г. расширена была трапезная церковь и устроен в ней придел во имя Введения Божией Матери. В 1788 г., вместо прежнего ветхого иконостаса, устроен новый старанием попечителя этой церкви, управляющего Тульским и Калужским наместничеством генерал-поручика Михаила Николаевича Кречетникова. В 1855 г. выстроена была новая колокольня под один стиль с церковью, «на сумму, выданную из казны». В 1872-73 гг. церковь отделана была заново. С этого времени древняя ветхая церковь совершенно изменилась и приняла настоящий свой вид.
Из предметов древности замечательны: икона Воздвижения Креста Господня, бывшая, вероятно, храмовою в XVIIст. в Воздвиженском приделе Воскресенского храма; образ Алексея человека Божия, по преданию, пожертвован царем Алексеем Михайловичем; Евангелие, изданное в 1654 г. при патриархе Никоне.
Причт церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. Причт получает от казны жалование: священник 750 руб., диакон 550 руб. и псаломщик 200 руб.; причтового капитала 7378 руб. Церковной земли имеется: четыре усадебных места, полевой и сенокосной 116 дес., огородной 6 дес., из них 2 дес. отчуждены под линию ж. д.
«Приходы и церкви Тульской епархии» Извлечение из церковно-приходских летописей. — Тула, 1895 г. Типография Соколова и Фортунатова.