Спасский храм существовал приблизительно на этом месте уже в конце XVII века. Был он каменным, имел придел во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В те времена он находился внутри «деревянного города» близ Крапивенских ворот острога. Рядом располагались кузницы, и церковь до конца XVIII века называли Спасо-Преображенской, «что на Кузнецах» или «что в Мелких Кузнецах» — для отличия от одноименного храма, стоявшего неподалеку на площади, и упраздненного в 1790 году.
В 1720-х годах обветшавшая Спасо-Преображенская церковь, что на Кузнецах, была разобрана. Вместо нее возвели новую, с приделом во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», причем придел построили и освятили раньше основного объема, в 1717 году. По рассказам очевидцев, этот храм имел вид корабля. Но к концу XVIII столетия церковь «стала низка», по праздникам «не вмещала многих людей», иконостасы ее «пришли в ветхость». Эти причины и указаны в прошении прихожан к епископу Коломенскому Афанасию о строительстве нового Спасо-Преображенского храма с двумя приделами — Смоленским и Всех Скорбящих Радости.
Разрешение было получено, и строительство нового храма началось с возведения приделов в 15 саженях от старого. Приделы освятили в 1797 году; до этого времени службы продолжались в старом храме. В том же году старый храм закрыли; разобрали его в 1819 году. Кирпич, из которого были сложены старый храм и его колокольня, продали комитету, занимавшемуся строительством корпуса духовной семинарии. Строители новой церкви избирались из прихожан. Особое участие в этом благородном деле приняли купец 1-й гильдии Иван Евдокимович Белобородое и сын его Кондрат.
Через шесть лет после устроения приделов, в 1803 году, приступили к основному объему храма. Четыре года продолжалось строительство и было почти завершено, но случилась беда: «От слабого грунта земли на северную сторону стена упала и свод обвалился». Постройку разобрали до фундамента. Потребовался новый проект. Судя по публикации в «Тульских губернских ведомостях», имел место некий конкурс, в результате которого план губернского архитектора Нежданова прихожанам «не понравился», а победил проект архитектора Тульского оружейного завода Пименова. Под его надзором в 1816 году и началось новое строительство. Прежде всего, укрепили основание будущего храма: под фундаментом был устроен мощный ростверк на 530 сваях (ростверк — конструкция верхней части свайного фундамента, объединяющая сваи в одно целое, служащая для равномерного распределения нагрузки на сваи).
Потом начались финансовые проблемы. В 1817 году хотели взять «на имя церкви» заем в 5000 рублей ассигнациями. Удалось это или нет — неизвестно, но строительство было на некоторое время остановлено. В дальнейшем, после смерти Пименова, надзор за возведением храма осуществлял Праве, а закончено оно было вчерне в 1832 году уже под надзором Василия Федосеева, ученика Карло Росси. Для облегчения веса здания Федосеев спроектировал деревянный купол. Строительство завершили в 1843 году, тогда же и освятили храм.
На завершающем этапе строителями выступали с духовной стороны — протоиерей Петр Успенский, затем — протоиерей Димитрий Иовлев, из прихожан — купец Матвей Белобородое и позже С. М. Соколов. Матвею Белобородову, деду изобретателя хроматической гармоники Николая Белобородова, принадлежали дома поблизости: один — на углу улицы Советской и проспекта Ленина (в этом доме сейчас — кафе «ПодкреПИЦЦА»), второй — чуть выше по проспекту (в нем — музей Н.И. Белобородова).
Храм удался на славу и вызывал восхищенные отзывы современников. Вот один из них: «Внутренность настоящей церкви с ее величественным иконостасом, уходящим вершиною в самый купол, поражает зрителя своими огромными размерами». Здесь могли одновременно находиться до б тысяч человек. Серебряные ризы и оклады икон, церковная утварь храма весили более б пудов. Строительство каменной колокольни завершили в 1893 году. Переулок, шедший от храма на улицу Менделеевскую, назывался Спасским (при Советской власти он стал Шурдуковским — в честь одного из тульских активистов РСДРП(б) Михаила Шурдукова).
В 1917 году при епископе Тульском и Белевском Иувеналии постановлением Священного Синода Спасо-Преображенскому храму был присвоен статус «второго кафедрального собора г. Тулы».
В 1922 году во время кампании «помощи голодающим Поволжья» из храма изъяли всё серебро.
16 февраля 1930 года президиум Мособлисполкома постановил в числе других закрыть и Спасо-Преображенский собор. Настоятель храма отец Димитрий Глаголев, староста и несколько верующих отказались покинуть храм. Священника расстреляли, остальных арестовали и увезли в Москву в Бутырскую тюрьму. Планировалось разместить в здании бывшего храма Центральную городскую библиотеку, но проект не осуществился, и впоследствии Спасо-Преображенский собор снесли. На месте храма в мае 1934 года разбили сквер, названный Пионерским. В нем, согласно названию, были гипсовые фигурки пионеров с горнами, детей, играющих в мяч, фонтаны, а также городская (или областная) Доска почета, клумбы и скамеечки. На Новый год в сквере устраивался главный городской праздник. Устанавливалось несколько огромных живых ёлок, делались ледяные горки, давались праздничные представления. Теперь о сквере помнят лишь туляки лет сорока пяти и старше…
http://www.vidania.ru/temple/temple_tulskaya/tula_spasopreobrazenskaya_zerkov.html
Существовавшая ранее церковь Спаса Преображения.
Приход этой церкви находится на южной возвышенной окраине г. Тулы. Возникновение прихода этой церкви относится к XVII ст. До 1879 г. приход этой церкви был разбросан по всему городу, в этом же году определен был настоящий район Спасского прихода. Прихожан числится до 500 душ муж. пола и 524 жен. пола.
Существующий в приходе храм каменный, построен, как сказано в клировой ведомости, «вместо прежде бывшей на другом месте старой церкви во имя Преображения Господня тщанием прихожан на сборную кошельковую и от вкладчиков сумму». Прежде бывшая церковь, о которой здесь упоминается, построена и освящена была в 1729 г., а Одигитриевский придел ее в 1717 г.
Но ранее этой церкви в конце XVII ст. была каменная Спасская церковь, неизвестно когда построенная, о которой упоминается в писцовой книге 1685 г. Эти ранние церкви находились в деревянном городе, невдалеке от Крапивенских ворот, подле которых, по Строенной книге тульского посада, писанной в царствование Федора Алексеевича, находились «кузницы всяких чинов людей» или «ряд кузнечный». Вероятно, поэтому Спасопреображенская церковь еще в конце прошлого столетия называлась «церковь Спасопреображенская, что на кузнецах» или «что в мелких кузнецах» для отличия от другой того же наименования церкви, стоявшей недалеко от нее на площади и упраздненной в 1790 г.
Построенная в 1729 г. церковь к 1791 г. пришла в ветхость и потому было решено построить новую церковь на новом месте, саженях в 15-ти от старой, в то же наименование, с приделами: по правую сторону – во имя Смоленской Божией Матери, по левую – во имя Богоматери «Всех Скорбящих Радость». В 1797 г. придельные храмы были устроены и освящены. Старая же церковь была закрыта и в таком виде существовала до 1819 г., когда она была продана строительному комитету при тульской духовной семинарии.
В 1803 г. приступлено было к постройке настоящей церкви, но, по недостатку средств, церковь была окончена только в 1843 г. В 1882 г. при церкви начата постройкою каменная колокольня, оконченная только в 1893 г. На содержание храма получаются проценты с 2 400 руб. и кроме того арендные деньги за два подвала и торговую палатку в количестве 550 руб. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В пользу причта получаются проценты в 235 руб. 75 коп.
«Приходы и церкви Тульской епархии» Извлечение из церковно-приходских летописей. — Тула, 1895 г. Типография Соколова и Фортунатова