После чумы 1771 г. было отведено место под кладбище вне города «на оружейной стороне» в местечке Большие Гончары. Первоначальный деревянный храм был построен в 1772—1773 гг. и освящён в честь Нерукотворного Образа Христа. В 1807 г. вместо деревянной церкви усердием жителей воздвигнут каменный храм с двумя приделами: с южной стороны — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и с северной — Усекновения Главы Иоанна Предтечи (последнего алтаря в настоящее время нет). По своему архитектурному плану церковь принадлежит к распространённому в Туле трапезному виду: западная часть храма, более широкая и вместительная, соединяется узким проходом с небольшим по величине собственно храмом. Обращает на себя внимание иконостас, отделанный мрамором (перенесён из Знаменской церкви). Речная позолоченная сень над плащаницей сооружена в 1971 г. Площадь храма 112,7 м², площадь двух алтарей 24 м², площадь паперти 10,5 м².
http://www.kollekcia.ru/
Наряду со Всехсвятским кладбищем, для кладбища оружейников на «оружейной стороне» (в Оружейной слободе) в Больших Гончарах, после эпидемии чумы в 1771 году, власти города выдели место. В 1772-1773 годах на кладбище возвели деревянную кладбищенскую церковь в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В 1807 году был построен каменный храм на пожертвования прихожан. В храме устроили два придела: с северной стороны в честь иконы Усекновения Главы Иоанна Предтечи и с южной стороны во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».Храм исполнен в затрапезном стиле. Обратная сторона храма более значительная и соединена с основным храмом узким проходом. Особенностью храма является перенесённый сюда из закрытого Свято-Знаменского храма иконостас, который отделан мрамором. Он входит в число четырех тульских православных культовых зданий, которые всегда оставались действующими.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/
Спасская кладбищенская. Возникновение этой церкви относится к 1773 г. После страшнаго года чумы (1771) запрещено было иметь кладбища внутри городов. Вследствие этого отведено было кладбище на оружейной стороне. При этом кладбище в 1772 г. начата, а в следующем окончена церковь деревянная во имя Нерукотвореннаго Образа Спасителя. В 1807 г. вместо деревянной построена усердием жителей оружейной стороны каменная церковь с двумя приделами: Живоноснаго Источника и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. На содержание храма получаются % с капитала 1456 р. Причт состоит из священника, дьякона и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % с 4560 р.П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г., стр. 34
Церковь Спасского кладбища Тулы имеет очень запоминающийся облик. Во-первых, она фактически безордерна. На всё здание, с трапезной и колокольней, приходится всего 4 пилястры с базами и капителями (по бокам от дверей в «настоящую» церковь, северная из которых заложена). Остальные вертикальные членения представлены лопатками, у «настоящей» церкви — рустованными. Относительно низкий барабан купола прорезан окнами в форме полукруга, что встречается относительно редко. И настоящей находкой неизвестного зодчего является чрезвычайно эффектная компоновка проёмов южного и северного фасадов «настоящей» церкви. Прямо под портиком стену прорезает громадное окно в форме полукруга; его диаметру соответствует расположенная ниже композиция из двери с фланкирующими ее щелевидными окнами. При распахнутых дверях достигается максимальное насыщение храма светом: стена как бы превращается в некую сень.
В построенной на четверть века позже ротонде тульской Петропавловской церкви использован то же сочетание полукруглого окна в верхнем ярусе и двери с прямоугольными окнами по бокам — в нижнем. Но пропорции проемов здесь совершенно другие, что делает их соседство случайным и сводит на нет художественный эффект. Особенно это заметно изнутри храма.