Труженик (Теребени). Николо-Теребенский женский монастырь. Церковь Александра Свирского.

… в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освещена в середине ХVIII в. подземная церковь.
В 1757 г. построена подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. Храм преподобного Александра Свирского расположен под землёй. Всё, что мы видим над землёй, это всего лишь вход в храм.
http://hram-tver.ru/nikolotrebenm.html

«Над святыми вратами церковь каменная во имя преподобнаго Александра Свирскаго»
К 320-летию освящения храма преподобного Александра Свирского в Николо-Теребенском монастыре.
В последние годы в общероссийской и областной прессе распространилась информация о «подземном храме» в Николо-Теребенском монастыре, что расположился в Максатихинском районе близ реки Молога. Храм этот именуют в честь Александра Свирского и почитают как часть неких «подземных» сооружений монастыря. На этот счёт распространено много различных легенд, по которым можно писать целые фантастические романы. Вместе с тем об истории этого храма почти ничего не известно. В данной статье мы постараемся разобраться в документах, проливающих свет на историю храма, и попробуем восстановить его облик на основании архивных исследований. Многие из нижеприведённых документов будут опубликованы впервые.
Храм преподобного Александра Свирского является одним из древнейших храмов обители. Его упоминает документ XVIII в. В перечне храмов обители: «Святых церквей пять: 1-я во имя святителя Николая, 2-я Благовещения Пресвятыя Бгородицы, 3-я Сретения Господня, 4-я Александра Свирскаго, 5-я Иакова Боровицкого, каменного строения в благолепии и твердости, строены 1687 года» и называет датой построения всех церквей обители – 1687 г. Хотя стоит предположить, что в один год все храмы монастыря построены быть не могли. Возможно, заложили их в один год, получив какой-либо весомый вклад, а вот освящали их в разное время.
Это подтверждают и архивные документы. Почти чудом уцелела в фонде Николо-Теребенского монастыря грамота митрополита «Новгородскаго и Великолуцкаго Иова данная строителю Теребинской пустыни Адриану об освящении в монастыре вновь выстроенной каменной церкви» от 29 декабря 1699 г. В грамоте сказано о том, что строитель пустыни Адриан «били челом» митрополиту о том, что «построена в том монастыре над святыми вратами церковь камена во имя преподобнаго Александра Свирскаго Чудотворца и ко освящению во всем приготовлена». В ответ на челобитную «Великий Господин Преосвященный Иов митрополит Великаго Нова Града и Великих Лук пожаловали их строителя с братиею благословить тое новопостроенную церковь преподобнаго Александра Свирскаго ему строителю Адриану с братиею … соборно по чину по новоисправленному требнику на антиминсе освятить».
Сразу же возникает вопрос о том, почему церковь названа надвратной. Территория монастыря, что в XVII столетии, что сейчас имеет форму прямоугольника. Вот только в XVII столетии она по своей площади была меньше, чем сейчас. Позднее расширению территории поспособствует строительство огромного каменного Никольского собора, который украшает территорию и доныне. Именно тогда, в первой половине XIX в., восточные границы монастыря будут отодвинуты примерно на 30 метров восточнее. Восточный вход сохранился на территорию обители и поныне, тогда же он был куда ближе к храму, и в последующих документах описывались при храме «малые» врата.
Кроме даты освящения и материала строительства, в конца XVII в. до нас не дошло никаких сведений о храме. Первое обстоятельное описание церкви Александра Свирского мы находим упомянутом в описи монастырского имущества за 1792 г. Указывается её точное место расположения и состав самого здания, которое было весьма любопытным: «С восточной стороны (территории монастыря – Д.И.) церковь во имя преподобнаго Александра Свирского Чудотворца каменнаго же строения, крыта тесом, глава опаяна жестью, крест железный вызолочен. В оной церкви иконостас сделан новой столярной работы и поставлен на место с святыми образами ещё не написан». Упоминаются и восточные ворота при храме: «На восточной стране в ограде святые врата над ними восемь святых образов писаны красками, шпиль крыт тесом, по сторонам две кельи, крыша весьма ветха».
Итак, из описи следует, что церковь Александра Свирского была небольшая и одноглавая, но без существенных деталей, изложенных ниже в описи, её облик будет неполным: «Под церковью Александра Свирского две кладовые палатки. Подле той церкви с северныя страны две кельи с сенями и чуланы. Под теми кельями два погреба с однем выходом, крыша ветха». То есть, храм был расположен на высоком подклете, где имелись две кладовые комнаты. При внимательном рассмотрении существующих ныне остатков церкви, сразу бросается в глаза тот факт, что этот подклет поднимается над землёй на несколько метров. Кроме того, в восточной части подклета есть окна с решётками, которые ныне засыпаны, а вот ранее явно служили для освещения нижних помещений.
К сожалению, подобных архитектурных аналогов одноглавой, двухэтажной церкви без алтарной апсиды с востока в близлежащих селениях мы не имеем. Ближайший по времени построения к Александро-Свирской церкви храм находится в Бежецке – это Крестовоздвиженский собор. Построенный на рубеже XVII-XVIII вв., храм также имеет квадратную форму и увенчан одной главой. Но полным аналогом он явно служить не может. Ещё один храм, очень близко подходящий по времени и архитектуре, сохранился в Белозерске – это каменный Богоявленский храм. Он имеет два этажа, вход на второй этаж осуществляется по чердаку трапезной.
Ещё одна деталь в описании храма – с северной стороны от него имелись кельи с погребами. И тут встаёт закономерный вопрос, что же сохранилось в монастыре до наших дней: «кладовые палатки» в основании церкви Александра Свирского или «два погреба», над которыми стояли кельи «с сенями и чуланы». У сохранившихся подземных комнат один выход в южную сторону. Учитывая то, что с юга от имеющихся комнат должна была стоять церковь, расположение выхода не логичное, т.к. с крыши храма всяко будет съезжать снег и стекать вода и вся она пойдёт вниз в погреб. В случае же, если это основание храма Александра Свирского, всё куда логичнее – выход на южную сторону, т.к. с запада было пристроено крыльцо-паперть со ступенями в храм. Окончательно решить этот вопрос могут лишь археологические раскопки стен храма. Возможно, мы увидим и наружные наличники восточных окон церковного подклета, которые ныне засыпаны.
Неясным остаётся и то, почему в храме в конце XVIII в. стоял новый иконостас без икон. Видимо, проводился ремонт и освящение церкви было отложено из-за ветхой кровли. Кровлю отремонтировали лишь в 1817 г. Строитель обители иеромонах Макарий испросил разрешения у Тверского архиепископа Серафима на перекрытие крыши на Благовещенской и Александра Свирского церквях. Резолюция правящего архиерея: «Дозволить по сему. 1817 г. сентября 3 дня».
В документах обители сохранился контракт на исполнение кровельных работ. Подрядился «в оной пустыне на церквах Благовещения Пресвятыя Богородицы и Александра Свирскаго, как на Благовещении, так и на Александре Свирском две главы покрыть коропкаю на деревянной остропилке, равно и два четверика и два алтаря стрешневой, на Александре Свирском вышеозначенную крышку покрыть гребенкою обрешетить» мещанин из г. Бежецка «цеховых дел мастер» Андрей Тимофеев Бардин. Контракт написан 2 сентября 1817 г. Иеромонах Макарий вместе с братиею получили обязательство от Андрея Бардина в том, что «как под главы, так и два четверика и два олтаря и трапезу обрешетить своими работниками из их монастырских материалов», а так же и кровлю покроет он «ценою за шестьсот рублей…» и за хлеб.
Кровлю поменяли, но храм опять так и не освятили. История продолжилась в 1821 г., когда строитель обители иеромонах Серафим пишет прошение архиепископу Симеону. В нём он описал описывает храм в деталях: «имеется внутри монастыря каменная во имя преподобнаго Александра Свирского церковь, которая от начала после построения внутри только отделена, а неотщекотурена, окна в ней зделаны довольно малы, и те, одно другому не симметричны. Так же позади оной церкви въезжия простыя ворота с небольшими при оных строениями пришли в ветхость, почему и желательно нам внутри оной церкви отщекотурить, окна несколько распространить и зделать в ней живопись по местам с приличною уборкою, так и ворота с ненужными для монастыря строениями разобрав переделать вновь». Правящий архипастырь 21 января 1821 г. положил свою резолюцию «Дозволить произвести означенныя поправки и переделки с употреблением на то монастырской церковной суммы».
Почти год потребовался на исполнение задуманного. В ноябре того же года иеромонах Серафим отправил новое прошение новому Тверскому архиепископу Ионе, где чётко расписал проведённые в храме работы: «В оной пустыни церковь во имя преподобнаго Александра Свирскаго возобновлена, то есть внутри вся оштукатурена, окна прибавлены и зделаны в симметрию и учинено по местам стенное писание с приличною уборкою». Запомним факт росписи храма, к нему мы ещё вернёмся.
В том же прошении строитель монастыря предлагает переосвятить храм в честь Владимирской иконы Божией Матери: «Но как на престол и жертвенник срачицы от долговременности перетлели, то самая необходимость требует оныя срачицы снять и устроить новыя, а по сему и престол и жертвенник освятить снова. Желательно же нам оную церковь переименовать во имя Владимирския Божия Матери празднуемыя 23 июня, а тем сделать день сей гласным и торжественным потому, что в оный день каждогодно с чудотворным образом Святителя Николая начинается крестный ход из сея обители в г. Бежецк, а что б преподобному Александру Свирскому празднование не учинилось, то наименовать придельной в соборной церкви храм Якова Боровицкаго храмом Якова Боровицкаго вместе и Александра Свирскаго, а более потому, что оне и на местном старинном образе в сем храме написаны вместе, а не раздельно».
Прочитав прошение, владыка Иона распорядился так: «Возобновленную церковь устроить, срачицы переменить и вместо Александра Свирскаго переименовать в честь Владимирския Божия Матери и придельный храм наименовать по желанию о освятить по чиноположению». Освящение бывшего Александро-Свирского храма было совершено строителем иеромонахом Серафимом 19 февраля 1822 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Особо нас интересует вопрос о росписи храма, а также о написании икон для него. В этот период в монастыре трудился художник Никифор Крылов. Он родился в 1802 г. в Калязине и трудился, по имеющимся сведениям, в артели странствующих иконописцев. В 1821 г. Никифор Крылов уже трудится в Николо-Теребенском монастыре на росписи церкви Александра Свирского, а также и на других живописных работах в обители. В 1825 г. в «Книгах записи прихода и расхода церковной суммы» имеется следующая запись: «Генварь, 10. Живописцу Никифору Крылову за росписание во Владимирской церкви паперти, за написание девяти картин чудес Святителя Николая и двух местных образов заплачено денег семь сот рублей. Оныя деньги получил живописец Крылов и всеручно расписался». По некоторым сведениям, за год до этого Алексей Гаврилович Венецианов заметил талантливого художника и пригласил его в Петербург, куда Крылов отправился, видимо, по получении денег за свою работу.
Разобрали Владимирский – бывший Александро-Свирский – храм в 1830 г. при подготовке места под новый Никольский собор. В феврале 1830 г. новоторжский ямщик Гаврило Иванов Пожарский «с детьми своими Никифором, Михайлою и Петром Гавриловыми» заключили контракт со строителем пустыни иеромонахом Серафимом на строительство «в оной Теребенской пустыне по утвержденному плану и фасаду каменной во имя Святителя Николая Чудотворца с трапезою и колокольнею церкви». Одним из условий контракта было «старыя церкви в оной пустыне соборную с колокольнею и Владимирскую разобрать до основания, полы выбрать, железныя крыши снять, так что бы листы не измять, кирпич от извести очистить и покласть в клетки, фундамент весь дочиста изо рвов вынуть и покласть в кучи». Данный документ – ещё один повод усомниться в том, а сохранился ли вообще в монастыре храм Александра Свирского? Возможно, что при разборке храма, решено было нижний этаж его не разрушать, а найти ему применение в хозяйстве и, засыпав, сделать из него погреб.
Документы конца XIX в. уже не упоминают Владимирской – она же Александра Свирского – церкви. В 1886 г., когда игумен Феофан задумал большие ремонтные работы в монастыре, есть несколько строк и об интересующем нас погребе. «Вышневолоцкий купецкий сын Василий Иванов Соловьёв» выступил подрядчиком на ремонтных работах в монастыре. Исполнял работы «крестьянин новоторжской ямской слободы» Александр Фатчихин. Среди прочего было оговорено договором: «№ 55. За холодным собором ветхие теплые каменные погреба со сводами исправить, при входе в погреба с западной стороны сделать три новых кирпичных стены со сводом, а из него устроить каменный выход с лестницею и дверями, потребными железными крючьями, петлями и запорами, под новым сводом устроить деревянный засек для овощей, а сверху оных погребов устроить три вентиляционных кирпичных трубы, а в существующих погребах стены со сводами выбелить, двери исправить и настлать бревенчатые полы, по окончании новые своды завалить землёй и от входной двери изнутри погребов мусор весь вычистить».
Из документа видно, что западная часть «погреба» была выстроена в 1886 г., тогда же появился и выход на южную сторону. Но тогда не ясным остаётся назначение западного окна с решёткой, которое выходит на лестничный спуск и восточных окон с решётками, которые засыпаны землёй. Зачем в погребе делать таковые? Изучая этот вопрос, мы всё же склоняемся к выводу о том, что мы имеем дело не с простым погребом, а с цокольным этажом храма Александра Свирского – позднее Владимирской церкви. Бытовавшая легенда о том, что это храм, тому тоже косвенное подтверждение.
Есть и ещё одно косвенное подтверждение. Священник Геннадий Севастьянов рассказывал, что именно отсюда по подземному ходу отправлялся на берег Мологи крестный ход в часовню. Конечно, вряд ли по подземному ходу. И всё же не является ли это предание отголоском того, что в день Владимирской иконы Божией Матери большой Бежецкий крестный ход начинался здесь – в стенах Владимирской церкви?
В архитектурном паспорте Николо-Теребенского монастыря описывается следующим образом: «Погреб расположен в центральной части монастыря, между Никольской и Благовещенской церквями. Сооружение кирпичное, снаружи засыпано землёй. В внутренняя планировка необычна для погреба: два одинаковых, прямоугольных, изолированных друг от друга помещения (северное и южное), которые сообщаются дверными проёмами в западной стене с прямоугольной камерой. Из камеры наружу ведёт кирпичная лестница. В восточных стенах основных помещений устроены по одному окну и нише. В западной стене южной камеры сделано ещё одно окно, выходящее на лестницу. Все помещения погреба перекрыты коробовыми сводами, стены не оштукатурены, полы земляные. В окнах сохранились решётки из кованных железных прутьев». При этом в документах, говорящих о погребе, особо подчёркивается, что это «по преданию подземная церковь».
Также в фондах Главного управления по охране памятников истории и культуры Тверской области хранится документ, датированный 1 августа 1996 г. Это акт осмотра памятника архитектуры. В нём сказано: «Общее состояние памятника аварийное. Внутренняя планировка необычная для погреба. Кирпичное сооружение засыпано землёй. Все помещения перекрыты коробовыми сводами. Стены не оштукатурены». Уже тогда были замечены провалы и частичные обрушения памятника. Ныне своды упали почти полностью. С каждым годом размываются их остатки. Хотя даже в таком состоянии заметны характерные особенности здания – две камеры, окна на восточной стороне и окно на западной. Сейчас требуются раскопки сооружения и срочные противоаварийные работы – накрытие сооружения защитным колпаком от снега и дождя. И изучение сооружения. Ведь, возможно, мы имеем дело с остатками храма конца XVII столетия, которых на всём северо-западе области больше нет.
Год, когда празднуется 320-летие освящения храма Александра Свирского, — весьма удобный момент для того, что бы обратить внимание на этот загадочный объект с восточной стороны от Никольского собора Николо-Теребенского монастыря.
Денис Ивлев, историк.
Источники:
1. ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 36 А. Разного рода контракты и условия старины.
2. ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 1030. Грамота митрополита Новгородскаго и Великолуцкаго Иова данная строителю Теребинской пустыни Адриану об освящении в монастыре вновь выстроенной каменной церкви. 29 декабря 1699.
3. ГАТО, Ф. 160, Оп. 2, Д. 3165. О учинении Николаевской Теребенской пустыни всему монастырскому имуществу, там же церковной утвари и ризнице вновь описи. 1792 г.
4. ГАТО, Ф. 477, Оп. 1, Д. 37. Книга данная из Тверской Консистории для записки прихода и расхода церковной суммы в Теребенскую пустыню на 1825 г.
5. ГАТО, Ф. 160, Оп. 2, Д. 3361. Дозволении при Теребенской пустыни деревянныя крыши на Благовещенской и Александровской церквях перекрыть вновь железом. 1817 г.
6. ГАТО, Ф. 160, Оп. 2, Д. 3380. О дозволении в Николаевской Теребенской пустыни церковь во имя преподобнаго Александра Свирского переделать вновь. 1821 г.
7. Главное управление охраны памятников истории и культуры Тверской области. Архив. Дело № 1330, Николаевская Теребенская пустынь. Погреб (Подземная церковь, 25/III – 96 г.).
В иллюстрациях использованы фото С. Никольского, 1983 г. из архива Главного управления охраны памятников истории и культуры Тверской области. Автор благодарит сотрудников ГУ за предоставленные материалы!
Источник: http://matveevo.prihod.ru/khramy_vyshnevolockogo_uezda/view/id/1205270

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?