Первый каменный храм построен в кон. XII в. Вместо него в нач. XVI в. князьями Трубецкими построена новая церковь. В 1618 г., когда город оказался под властью Польши, перестроена в костёл. В 1784 г. на средства прихожан и купца В. Савина сооружён в стиле позднего барокко нынешний собор, в подклет которого включены фрагменты старого храма. В 1824 г. построена колокольня. В 1910 г. – Ниловский придел. Собор реставрирован в 1970-х гг. (арх. Л.П. Бестужева). Ныне действует.
Собор Троицкий. Расположен на южной окраине города на Соборной горе — высоком и крутом берегу Десны, посреди парка, на месте древнего городища 12-13 вв. Первый каменный храм возник здесь в кон. 12 — 1-й трети 13 в. (установлено раскопками П.А. Раппопорта в 1971 г.). В нач. 16 в. вместо него князьями Трубецкими построена небольшая бес-столпная церковь с высоким подклетом, ставшим их фамильной усыпальницей. После 1618 г., когда город оказался во власти Польши, сильно пострадавшее здание переделали в костел, а после возвращения Трубчевска Русскому государству оно в 1646 г. стало соборным храмом Троицы. В 1784 г. на средства прихожан и купца В. Савина сооружен нынешний собор, в который был включен прежний подклет-усыпальница. В 1824 г. к зданию пристроена колокольня, а в 1910 г. с северо-востока — Ниловский придел. Собор реставрирован в кон. 1970-х гг. (архит. Л.П. Бестужева).
Интересный памятник культового зодчества Брянщины в стиле позднего барокко, с позднеклассицистической по формам колокольней, сохранивший в своем составе части церкви нач. к 16 в. и отдельные фрагменты первоначального храма. Представляет собой обширное двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике. Центральная квадратная в плане часть нижнего этажа-подклета с апсидой относится к 16 в. Над ней крупный двусветный четверик несет массивный приземистый восьмигранник с высоким граненым куполом, увенчанным малым сквозным восьмериком с маленькой главкой. У пятигранного алтаря и в западной части подклета раскопками обнаружены основания стен, столбов и апсид из плинфы (4-4,5 х 16-18 х 13,5-26 см) первоначального храма домонгольского времени, четырехстолпного, с полуколонками на фасаде, относившегося к памятникам черниговской архитектуры кон. 12 — 13 в. С южной стороны здания на уровне подклета находится закрытая галерея, а к северной во всю ширину фасада пристроен поздний Ниловский придел с крыльцом, выполненный в русском стиле. К широкой двухъярусной трапезной с запада примыкает четырехъярусная колокольня. Ее массивные четверики (два верхних служили звоном) венчает купольная кровля с коротким конусообразным шпилем. Барочный декор фасадов храма включает крупные пилястры на углах объемов, широкие антаблементы с раскреповками в их завершении, прямоугольные ниши, обрамляющие на восьмерике окна с лучковыми перемычками, и характерные фигурные наличники с «ушами», «фартуками» и лучковыми сандриками. Строгое убранство ярусов колокольни состоит из плоских парных угловых пилястр, простых антаблементов и небольших фронтонов; над арочными проемами ярусов (кроме второго) расположены круглые окна.
В интерьере нижнего этажа-подклета особенно интересна усыпальница Трубецких с массивными стенами (1,5-2 м) из мелкого кирпича, прорезанными с боковых сторон окнами с сильными откосами. Ее мощные своды с распалубками над проемами поддерживает в центре низкий круглый столб. В усыпальнице сохранились 15 надгробных плит 16-17 вв. из белого камня, одна из которых находится в большой нише-ар-косолии, а остальные положены в уровень с полом (две в алтарной части, перекрытой коробовым сводом). Большинство плит с вырезанными древнерусской вязью надписями и своеобразным орнаментальным узором. С западной стороны усыпальницы находится обширное, относящееся к 18 в. помещение подклета трапезной, своды которого опираются на мощные столбы. В верхнем, основном этаже здания выделяется развитое в высоту центральное помещение храма с восьмериком на двойных тромпах, перекрытым сомкнутым восьмигранным сводом. Необычно расположение окон восьмерика, прямо над верхними тромпами, и четырех круглых люкарн в гранях его свода, чередующихся с круглыми медальонами с изображением евангелистов. Своды обширной трапезной поддерживают два мощных столба в западной части и перекинутые между ними и стенами арки; в пятигранном алтаре свод сомкнутый.
В кон. 19 в. масляными красками написаны композиция «Тайная вечеря» (на западной стене) и фигуры святых (свод, южная и северная стены). Роспись, выполненная в неярких тонах, является типичным произведением позднеакадемического стиля. Четырехъярусный иконостас кон. 18 — нач. 20 в. представляет собой интересный памятник в стиле барокко, довольно сдержанный по композиции (многие иконы утрачены). Нижний ярус (объединяет иконы местного и праздничного чина), заходящий на южную и северную стену, образован коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент, который в центре прерывается аркой. Три верхних яруса объединены легкими выступами, создающими вместе с колоннами спокойный ритм вертикальных членений. В центре четвертого, последнего, состоящего из трех икон, над аркой помещена композиция «Распятие». Иконы заглубленной средней части имеют бблыпие размеры. Придельные одноярусные иконостасы, сохранившиеся фрагментарно, выполнены в кон. 18 в. Основным элементом их декора в духе барокко являются витые колонки с резьбой из листьев и цветов и написанные над иконами (не сохр.) венки, ленты и композиция «Всевидящее око» в треугольнике. Печи в юго-западном и северо-западном углу основного объема, украшенные филенками и карнизами, относятся ко времени сооружения церкви.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М., Наука, 1997
Трубчевск знаменит археологическими и архитектурными памятниками, главный из которых — Троицкий собор, возвышающийся на Соборной горе, в городском парке над Десной. Уникальное здание древнейшего на Брянщине храма привлекает внимание многочисленных паломников и туристов. История этого храма настолько любопытна, что его называют каменной книгой истории города, главы которой «расписаны» в разное время и разными материалами.
На месте собора существовало несколько преемственно возникавших храмов. Археологические раскопки под руководством замечательного археолога П. А. Раппопорта в 1971 году выявили у стен алтаря собора остатки каменного храма, построенного ещё в конце ХII века. Фундамент этой церкви сохранился очень плохо вследствии того, что вокруг другой церкви, уже ХVI века (частично и в её галерее), в течение длительного времени производили захоронения. Особенно много погребений относится к ХVII и ХVIII вв. Погребения производили на значительную глубину и при этом во многих случаях уничтожали не только стены, но и фундаменты древнего храма.
Древние стены сооружения имеют толщину около 1,5 — 2 м. В начале ХVI века князьями Трубецкими построена небольшая бесстолпная церковь, ставшая впоследствии их фамильной усыпальницей. В 1618 году церковь была разорена людьми гетмана Жолкевского, когда город оказался под властью Польши. Сильно пострадавшее здание было переделано в костёл. После возвращения Трубчевска Русскому государству, на месте древнейшего осквернённого храма, по указу царя Алексея Михайловича от 4 ноября 1646 года трубчевский воевода Иван Федорович Еропкин начал восстанавливать снова православный храм, переделанный поляками в костёл. Весной 1650 года деревянная церковь была закончена; она становится соборным храмом Св. Троицы. Тогда же вновь устроенный храм царь снабдил богатыми украшениями, святыми сосудами, иконами, облачениями, богослужебными книгами, утварью.
Самая обширная перестройка здания была проведена в 1784 году на средства прихожан и купца Василия Савина. Вот этот храм и сохранился до настоящего времени в перестроенном виде. Здание построили по традиционной схеме — «кораблём», включив прежний подклет-усыпальницы. В 1824-м году к храму пристраивают колокольню с семью колоколами в 400 пудов (6 т 400 кг), выдержанную в стиле классицизма, строго и по провинциальному тяжеловесно. Колокольня сохранила в своём составе часть церкви ХVI века и отдельные элементы первоначального храма. В 1910-м пристраивается придел во имя преподобного Нила Столобенского. Получается, что нынешний собор строился на протяжении восьми веков и на самом деле представляет собой не один, а несколько храмов, практически построенных друг над другом! До 1917 года собор был главной церковью в Трубчевском уезде, которых насчитывалось тогда 42. В 1930-е годы здесь служил священник Алексий Стефановский, который в 1937-м был арестован и расстрелян. Вероятно, после его ареста храм был закрыт, затем пришёл в запустение и стал разрушаться. Собор не действовал в нач. 1930-х и в 1937-1992 гг.
Реставрация памятника архитектуры в 1970-85 гг. по проекту брянского архитектора Л. П. Бестужевой продлила жизнь храма, тесно связанного с многовековой историей города. В 1986 году он сильно пострадал от пожара, после чего вновь была произведена реставрация этого памятника. Наконец, 15 апреля 1992 года собор возвращён верующим. Богослужения возобновились в 2004 году. Освящён Великим чином 16 октября 2013 года. Он стал главным храмом Трубчевского благочиния и вторым кафедральным храмом Клинцовско-Трубчевской епархии. Троицкий собор — главное украшение, символ и сердце Трубчевска: отсюда начинаются праздничные крестные ходы, у этих стен собираются в дни славянской письменности и культуры жители России и республики Беларусь. Недалеко от собора, на склоне высокого берега Десны, бьёт святой источник и устроена купель. По преданию, это то самое место, где в начале ХVI века жил преподобный Нил.
Из книги «Православные святыни Брянщины». — Брянск, 2014.