Покровская церковь (пл. Карла Маркса) построена в 1787 г. из кирпича на средства В. Савина. Во 2-й пол. XIX в. расширена. В советское время закрыта, обветшала. В 2006 г. начата реставрация.
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА
Расположена на Соборной горе в южной части города возле парка, на бывш. Ярмарочной пл., у древнего рва. Сооружена вместо прежнего деревянного храма в 1787 г. из кирпича и оштукатурен на средства купца В. Савина. Во 2-й пол. 19 в. трапезная расширена приделами. Характерный пример позд-небарочного храма Брянщины типа восьмерик на четверике. Здание имеет три пятигранные апсиды, приделы по сторонам четверика и короткую трапезную, к которой примыкает невысокая двухъярусная колокольня из четвериков, увенчанная пирамидальной кровлей с люкарнами. Боковые фасады трапезной полностью закрыты пристроенными приделами в стиле позднего классицизма. Апсиды и восьмерик с купольной кровлей сохранили прежний декор, близкий Троицкому собору: охватывающие углы объемов пилястры, широкие антаблементы с зубчиками на карнизах, наличники окон с «ушами», лучковыми сандриками и филенками вокруг лучковых проемов восьмигранника. Боковые фасады приделов с четырехпилястровыми портиками завершены фронтонами. Рустованные устои нижнего яруса колокольни с фронтонами и пилястры с филенками на углах ее верхнего четверика (звона) свидетельствуют о переходе к классицизму. Основу декора пристроек составляют обрамленные тягой арочные окна с акцентированными архивольтами. Внутри высокая центральная часть с восьмериком на тромпах перекрыта восьмилотковым сводом; ее апсида с граненой конхой. Трапезная и приделы имеют коробовые своды. Из внутреннего убранства частично сохранились настенные росписи 19 в., выполненные масляной краской; детали иконостаса из белого мрамора использованы при устройстве фонтана в городском саду.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М., Наука, 1997
В 1960-х годах разобраны увенчания купола и шатра колокольни, что сильно обезобразило памятник. Из внутреннего убранства частично сохранились настенные росписи XIX века, выполненные масляной краской; детали иконостаса из белого мрамора были использованы при устройстве фонтана в городском саду.
В 1992 году храм был передан Церкви городским парком (который использовал его до этого как склад) и приписан к Трубчевскому храму во Имя Святой Троицы. В августе 2012 года образован приход, первое богослужение в храме было совершено 19 августа 2012 года на праздник Преображения Господня.
источник http://pocrov.ortox.ru
История храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Трубчевске уходит в глубину веков. Известно, что деревянная церковь на этом месте стояла ещё до событий Смутного времени. В период Смуты, город Трубчевск был разорён в 1618 году гетманом Жолкевским, после чего поселение на Десне запустело. Храмы тогда были разрушены, либо сожжены. По Деулинскому перемирию Трубчевск отошёл к Польше. В состав Русского государства город возвращён в 1644 году. В 1646 году «декабря 23 дня города Курска безместный священник Прокофий Сергиев» в челобитной царю Алексею Михайловичу просил дозволения на постройку храма «на старинном месте, где прежде была церковь Покрова Пресвятой Богородицы», с прежним наименованием. Царь разрешение дал, и по благословению патриарха и по освятительной его грамоте деревянная церковь была построена и существовала более 100 лет.
В 1787 году было начато строительство каменного храма. Строителем и ктитором этого сакрального сооружения выступил трубчевский священник Василий Саввин, также отстраивавший Троицкий собор по соседству. Первоначально церковь имела иной вид, чем теперь. Она представляла собой одноалтарный храм с трапезной и колокольней выстроенный в стиле позднего барокко. Первоначально храм был двухпрестольный — главный престол был освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы, второй — в тёплой трапезной — во имя св. Николая Чудотворца. В 1862-65 гг. церковь была расширена — устроены ещё 2 придела с собственными алтарями — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя св. Тихона Задонского. Это было связано с тем, что престол св. Николая был переведён в другое место, а вместо него был сооружён новый придел во имя св. мучеников Гурия, Самона и Авива, святых, ревностно почитаемых православных жителями трубчевского края. Квадратная трапезная была сужена и к ней прибавлены два придела, охватившие колокольню. Так площадь церкви была увеличена, а её объёмно-пространственная композиция «расползлась», утратив первоначальную стройность и силуэт. Первоначальная архитектура этого храма в настоящее время просматривается на восьмерике церкви, на средней апсиде и колокольне. Их скромный, хорошего рисунка декор типичен для второй половине ХIХ века, когда развивался классицизм. Элементы этого стиля — классицистические фронтоны, членения и карнизы — сочетаются с элементами ещё не забытого в провинции русского барокко — фигурными люкарнами на шатре колокольни, усложнёнными формами покрытий купола и шатра, «ушастыми» наличниками с волнистыми сандриками приземистых окон.
Очень интересен внутренний вид этого памятника архитектуры. Светлое, устремлённое вверх подкупольное пространство с оригинально устроенным переходом от четверика нижнего куба к восьмерику второго яруса, связанное широкими арками с соседними помещениями, создаёт приподнято-торжественное настроение. Этому много способствует живопись, почти сплошь покрывающая стены, выполненная опытной рукой незаурядного мастера (сохранилась частично). Здание имеет три пятигранные апсиды, приделы по сторонам четверика и короткую трапезную, к которой примыкает невысокая двухъярусная колокольня из четвериков, увенчанная пирамидальной кровлей с люкарнами. В храме хранились тогда особо чтимые иконы: Богоматерь Страстная, Благовещение Пресвятой Богородицы, Тихвинская Богоматерь, Богоматерь «Всех скорбящих Радость». Было и Евангелие 1701 года, которое с двумя мя первыми иконами было перенесено из упразднённой Благовещенской церкви (стояла рядом в ограде). За алтарной стеной храма находился древний некрополь, на котором нашли последний приют почившие священнослужители, благотворители храма и прихожане, меценаты города.
В декабре 1937 года храм закрывают в первый раз. Священник Иоанн Васильевич Архангельский 16 декабря арестован и тройкой УНКВД по Орловской области 27 декабря 1937 года приговорён «к высшей мере социальной защиты» и расстрелян. В октябре 1941 года храм снова был открыт для богослужений. В 1943 году настоятелем назначается священник Андрей Семёнович Исаев. В июне 1961 года Покровская церковь была закрыта второй раз и переоборудована под спортзал. В это время разбираются венчания купола церкви и шатра колокольни, что сильно обезобразило памятник. Росписи забеливаются извёсткой. Детали иконостаса из белого мрамора используются при устройстве фонтана в городском саду. Некрополь был снесён, а на его месте, не без умысла, соорудили танцевальную площадку и общественный туалет.
В 1992 году Покровский храм возвращён законному владельцу — Русской Православной Церкви. Он был приписан к Трубчевскому Свято-Троицкому собору. На Страстной седмице Великого поста 2012 года Указом Преосвященного Епископа Брянского и Севского Александра настоятелем назначается иеромонах Марк (Яковин). Открытие Покровского храма состоялось 19 августа 2012 года в праздник Преображения Господня.
С сайтов: http://www.puteshestvie 32.ru/content/pokrova-8 и www.pokrova.ortox.ru/istoriya