Церковь Ильи Пророка (ул. Урицкого, 12) построена на кладбище в 1890-1899 гг. взамен деревянной. Крупное кирпичное здание в русском стиле. В советское время закрыта, ныне отремонтирована и действует.
Церковь Илии Пророка
Расположена в северной части города на кладбище. Построена в 1890-99 гг. на месте прежней деревянной приходской (до 1764 г. принадлежала находившемуся здесь Ильинскому монастырю, основанному в 1675 г.). Крупное кирпичное здание в характерном для кон. 19 в. русском стиле, со своеобразной композицией. Массивный, в плане близкий к квадрату объем без апсид увенчан в центре невысоким четвериком с ярусом кокошников, над которым возвышается восьмигранный барабан с луковичной главой. Над пониженными боковыми частями поставлены три меньшие глухие главы с восьмигранными шеями (одна над алтарем и две по сторонам четверика, над бочкообразными кровлями приделов). Над узкой двухъярусной папертью расположена колокольня, доминирующая в композиции: два сквозных четверика звона со срезанными углами завершены шатром со слухами и главкой; еще одна главка венчает западное крыльцо на массивных столбах при входе на паперть. Стилизованный под формы 17 в. декор фасадов с отдельными деталями, выделенными белой краской на фоне неоштукатуренных краснокирпичных стен, включает кокошники, тяги и карнизные пояса с нишками, зубчиками, поребриком, наличники с полуколонками и килевидными фронтонами. На парапете арочных проемов верхнего яруса колокольни указана дата закладки храма — «1890».
В просторном интерьере выделяется более высокая центральная часть храма с четырьмя столбами и арками между ними, поддерживающими при помощи тромпов барабан с куполом. Боковые ячейки, образованные малыми подпружными арками между столбами и стенами, имеют плоские перекрытия; такие же перекрытия внутри паперти. Масляная роспись нач. 20 в. типична для позднеакадемического стиля. Выполнена в глухих, сдержанных тонах. Купол, в котором написаны головки ангелов и расходящееся от центра сияние, отделен двумя лепными аркатурными поясами. Над арками проемов изображены евангелисты и небольшие по размерам евангельские композиции. Двухъярусный иконостас нач. 20 в. с пологой трехлопастной аркой в центре и килевидными киотами верхнего яруса — характерный памятник русского стиля. Иконы утрачены.
Источник: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. — М., Наука, 1997
Каменная Ильинская церковь построена на средства трубчевского купца И.С. Курындина в 1846-1848 гг. В 1890-1893 расширена пристройкой двух приделов; в это же время сооружена новая колокольня и устроено отопление храма. Придельные алтари освящены в 1893 году, соответственно 4 мая и 31 октября: левый придел — во имя Св. Пантелеймона, правый — во имя Св. Илии. 16 июня 1896 г. главный престол освящен во имя иконы Божией Матери Козельщанской. Источник: Церковная летопись 1900 г.
Краснокирпичный эклектичный Свято-Ильинский храм, что возвышается посреди городского кладбища в окружении деревьев и старинных захоронений, построен в то время, когда в Российской глубинке строили в формах так называемого стилизаторства, в псевдо-русском стиле. Стоит сказать, что эта церковь в конце ХIХ столетия выстроена не на пустом месте. Здесь, в Жучиной слободе, на северной окраине города, в 1675-1767 годах располагался женский Ильинский монастырь. В конце 60-х годов ХVIII века он был упразднён. Название монастыря сохранилось в посвящении выстроенной в конце ХIХ столетия ныне существующей Ильинской церкви. Участок, на котором стоял монастырь, в настоящее время занят частными домовладениями.
Возведение первого храма во имя Илии Пророка датируется 1652 годом, а именно: 20 августа было утверждено строительство «по челобитью» города Трубчевска попа Космы, на один престол во имя святого пророка Илии. Этот Кузьма Васильев был известен тем, что ещё до этого прошения начал строить Георгиевскую церковь в той же Жучиной слободе. Батюшка вознамерился выстроить неподалёку и другой деревянный храм. Вполне вероятно, что в одном из набегов крымскотатарских войск был уничтожен этот только что отстроенный храм. На Руси существовала христианская традиция по возможности выбирать место для церкви там, где раньше уже были религиозные сооружения. На этом святом месте и был отстроен по инициативе уже другого священника Иоанна (Иванова) последующий деревянный храм в 1675 году, возле которого вскоре появился монастырь с монашескими кельями. Обитель была обнесена оградой, в которой устроены Святые врата. Храм просуществовал около 40 лет и к 1715 году монастырская церковь обветшала настолько, что игуменья монастыря подала прошение о разборке храма и постройке новой церкви. 4 октября того же года её просьба была удовлетворена митрополитом Стефаном, после чего по благословению, за три года церковь отстроена заново, и в 1718 году освящена.
Старый ветхий храм был переосвящён в честь Положения Ризы Божией Матери, разобран и перевезён в 1718 году в село Белоголовичи Трубчевского уезда, где вновь был переосвящён во имя Архангела Михаила. В январе 1718 года та же настоятельница, монахиня Анисия Алымова, подаёт прошение в Духовную консисторию на разрешение построить в обители ещё и тёплый храм. После положительного ответа, уже к августу 1718 года был выстроен тёплый (зимний) храма, освящённый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1767 году монастырь был упразднён, а игуменья Евгения с монахинями была переведена в Севский Троицкий монастырь. Со временем рядом с обителью появилось городское кладбище (существует с 1800 г.). Что произошло с монастырскими строениями, точно не ясно, — возможно, просто обветшали и были разобраны. Зато известно, что в 1845 году трубчевский купец Никон Стефанович Курындин начал строить новую, каменную церковь чуть в стороне от первой Ильинской (разобранной к тому времени) — но тоже рядом с кладбищем. Известно, что деревянный Ильинский храм после упразднения обители, некоторое время оставался приходским. Новый же кирпичный храм, судя по описанию, был небольшой (вмещал не более 200 прихожан) и неудобный. В 1890-93 гг. по благословению Преосвященного Мисаила, на средства сыновей Никона Стефановича, Захария Никоновича и Ильи Никоновича Курындиных, храм расширили пристройкой двух приделов. Кроме этого, была сооружена четырёхъярусная шатровая колокольня с семью колоколами весом в 300 пудов (4 тонны 800 кг) и паперть. Колокольня повторяла мотивы древнерусского шатрового зодчества.
С 16 июня 1896 года перестроенный храм стал именоваться не Ильинским, а Козельщанским. Захарий Никонович Курындин — купец II гильдии, с 1884 года являясь церковным старостой, выделяет деньги на приобретение икон в дом Божий. Среди них была особо почитаемая икона Божией Матери Козельщанская. Вот из-за этого образа храм и стал называться Козельщанским. Захарий Никонович так же выделил средства для обустройства нового правого Ильинского придела (освящён в 1893 г., в один год с другим приделом — во имя Святого великомученика Пантелеймона) в размере 20 тысяч рублей, на его же деньги был выстроен рядом с храмом каменный дом для причта. После смерти Захария Никоновича Городская дума Трубчевска избирает церковным старостой Илью Никоновича Курындина — купца II гильдии. Для благоукрашения храма он выделил из собственных средств 19 тысяч 299 рублей. В 1896 году на «собственный кошт» он нанял хор певчих под управлением Ивана Евлампиевича Никитского с оплатой 600 рублей в год. Представители другой купеческой династии — Житковы, также оказывали финансовую помощь в содержании Ильинского (Козельщанского) храма. На средства купеческой семьи Едрёнкиных — Ивана Михайловича и Марии Дмитриевны — были куплены три полных священнических и дьяконских облачения стоимостью 300 рублей, икона в киот с 20-ю изображениями святых в серебряно-вызолоченных ризах. Их сын Гавриил — московский купец, заказал Царские врата и боковые двери для главного, среднего мозаичного иконостаса и оплатил заказ в размере 600 рублей.
Внутри храм был очень красив. Главный иконостас был выполнен из мрамора, позолочен, иконы в церкви были в дорогих ризах и драгоценных украшениях. Выделялись Царские врата, двери которого были выполнены из красной бронзы. Придельные иконостасы — столярной резной работы, позолоченные. Стены по всему внутреннему периметру были раскрашены и расписаны стенной живописью масляными красками. Всего было 28 изображений святых. Стоит сказать, что Свято-Ильинский (Козельщанский) кладбищенский храм был бесприходным. Сведений о священниках этой церкви не сохранилось. Известно лишь, что в 1921-1937 год в Ильинском храме служил протоиерей Иван Алексеевич Зверев (1863-1937), репрессированный в 1937 году за то, что «якобы скрывал от большевиков золото». Могила батюшки находится возле храма. Свято-Ильинская церковь не действовала в период с 1937 по 1941 год.
Известно, что храм был зарегистрирован в 1948 году, в нём было тогда два священника, псаломщик, хор из шести человек. Первым послевоенным священником был иеромонах Тарасий (Мишин), до 1947 года, после него в Ильинском храме служил протоиерей Андрей (Ткачёв). В 1964 году Ильинскую церковь вновь закрывают по решению горисполкома. По воспоминаниям старожилов, после закрытия храма в нём организовали местные власти склад зерна (и это в храме, стоящем посреди церковного погоста!), а перед этим были выброшены все иконы из дома Божьего, колокола были сняты и отправлены на переплавку. Спустя годы храм много лет стоял заброшенным, с выбитыми окнами, везде царила мерзость запустения, глубокую яму в полу прикрывал деревянный настил. Детей пугали, что под настилом — бездонная яма, в которой когда-то погибли люди; говорили, что в храме водятся призраки. В конце 1980-х годов местная епархия РПЦ назначила настоятелем заброшенного храма протоиерея Владимира Ковтуна — и он с помощниками взялся восстанавливать здание. 9 августа 1989 года о. Владимир совершил первое Богослужение перед входом в порушенный и осквернённый храм. В срочном порядке силами прихода были выполнены внешние и внутренние строительно-восстановительные работы.
К началу 1990-х годов в церкви появился алтарь и начались регулярные богослужения — однако Ковтун к тому времени уже рассорился с иерархами и заявил, что вместе со всем приходом (больше 1000 человек) выходит из РПЦ. Позже они переименовались в Российскую Православную Свободную Автономную церковь (ещё позже в РПАЦ). В 1997 году Ильинскую церковь взяли на баланс муниципальные власти Трубчевского района, а через пару лет они заключили с общиной Ковтуна договор о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование. В 2011 году администрация передала храм из муниципальной в федеральную собственность.
Ильинский храм в Трубчевске — последний в России исторический памятник архитектуры, до недавнего времени находящийся в распоряжении у Русской Православной Автономной Церкви. В 2018 году Клинцовская епархия РПЦ выясняла в арбитражном суде, кому должен принадлежать Ильинский храм, опираясь на постановление Совета министров РСФСР от 1974 года, признававшее эту церковь объектом культурного наследия государственного значения. В результате этих тяжб 30-летнее владение этим храмом РПАЦ закончилось — Свято-Ильинский храм 15 мая 2019 года при епископе Клинцовском и Трубчевском Владимире вновь возвращён в лоно Русской Православной Церкви.
Источники информации. Книга: М. Цапенко. «Земля Брянская». — Москва. Издательство «Искусство», 1972.
Сайты: https://trubchevsk.pro/Трубчевские храмы/Церковь Ильи Пророка, https://muzey-trubchevsk/iz-istorii/tserkvi/217-ilinskij-nekropol-dostojnye-pamyati