При церкви в 1990-1991 гг. построен дом причта с крестильным храмом Всемилостивого Спаса
Тропарево, как видно из летописи, было и дворцовым, и монастырским, и купеческим, и государственным селом. На всех этапах его истории источником духовности для жителей села служил храм Архистратига Михаила. Таким он остается и сейчас в масштабах района Тропарево-Никулино и всего Запада столицы. Исторические источники указывают на то, что «в 1704 году в селе Тропареве существовала каменная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, вероятно, в 1693 году».
Архангельский храм построен в стиле церковной архитектуры конца XVII века. В то время произошел переход от трехглавия (украинский стиль) к пятиглавию по-московски. Этот стиль часто называют «Нарышкинским барокко», поскольку в имениях князей Нарышкиных в то время были сооружены церкви подобного типа. Характерная деталь подобных храмов – сочетание форм, привычных для русских православных церквей, и новых, более пышных элементов декоративного убранства, во многом навеянных западной архитектурой, которая проникала тогда в Россию. В ряде исследовании такой стиль получил название «московского барокко».
Здание имеет симметричную композицию, состоящую из двухсветного пятиглавого основного здания (или «четверика», как его принято называть) и трехчастной апсиды, а также трапезной и трехъярусной шатровой колокольни. Как отмечал М. Ильин – известный историк и краевед: «По своей общей композиции церковь Тропарева мало чем отличается от рядовых храмов предшествующего времени. Однако ее зодчий, видимо, желая не отстать от своего талантливого собрата, обстраивавшего Новодевичий монастырь, решил применить в церкви все то новое, что выглядело столь эффектно в монастырских зданиях…. Храм Тропарева интересен как попытка применить приемы и формы «московского барокко» в рядовой сельской церкви с целью придать ей более парадный, даже торжественный вид».
Колокольня Михайловского храма – характерный образец восьмигранной шатровой колокольни XVII в. Она представляет из себя центрическую площадку под легким, прорезанным небольшими окошками — «слухами», восьмигранным шатром. До нашего времени не дошли и колонки на столбах-опорах шатра, и декоративные наличники слухов. Положение колокольни в соответствии с принятыми канонами – строго по оси над западным входом в храм.
Исстари на Руси существовал обычай совмещать колокольни с теплыми трапезными церквами. Это связано с тем, что летние церкви на долгую русскую зиму обычно закрывали (трудно было обогревать), а обязательные вседневные службы совершались в теплых церквах при трапезных. Стоит отметить, что именно на XVII в. приходится расцвет национального русского искусства колокольного звона, причем основным способом звона становится звон «в языки», то есть колокол заставляли звучать, раскачивая язык и ударяя им в край. «Языком» называют большой металлический стержень с утолщением и веревкой на конце, прикрепленный изнутри к колоколу. Кроме больших колоколов, выполнявших основную фигуру церковного звона – благовеста, в состав собрания колоколов каждого храма входили и колокола средних регистров, так называемые средние, за приятность звука их называли «красными». Третий разряд колоколов составляли «малые» или «зазвонные». Для связи между звонарями и идущей службой в храме снаружи алтарной стены (возле алтарного окна) вешался небольшой сигнальный колокол «ясак». В необходимый момент пономарь дергал за веревку этого колокола, и по этому сигналу на колокольне начинался (или прекращался) колокольный звон.
Среди подобных памятников в ближайших окрестностях Москвы храм Михаила Архангела выделяется удлиненными пропорциями четверика, завершенного кокошниками и глухими двухъярусными барабанами глав. Детали архитектурного декора и оконные наличники, укрупненные угловые колонки, карнизы нескольких типов, очевидно, навеяны формами построек Новодевичьего монастыря, сооруженных в 1680-х гг. Среди декоративных элементов храма можно выделить барочные детали: восьмиугольные и двухъярусные шеи глав, формы наличников окон, убранство стен «пилою» (декоративное оформление верхнего фриза), а также особый рисунок железной решетки в окнах второго этажа.
Периоды жизни и восстановления храма Архистратига Михаила в Тропарево берут свое начало с XIII века. Сначала это был деревянный храм. Согласно документам, он перестраивался дважды. Затем, в конце XVII века был построен первый каменный храм. Судя по колокольне, первые каменные работы могли быть произведены в середине XVII в. Строительство было завершено в 1694г. Есть документы, свидетельствующие о том, что в 1823 году был произведен ремонт и частичная перестройка. Последнее большое обновление храма произошло уже в наши дни, в 1993 г.
Храм всегда располагался на одном и том же месте – небольшом холме и был хорошо виден издалека, привлекая внимание проезжих людей, направлявшихся в Москву с юго-запада. На протяжении «монастырского» периода храм поддерживался в хорошем состоянии. Это видно по описаниям конца XVIII века (сразу после выхода села из-под монастырской опеки): «Московский округ, Пехрянские десятины, село Тропарево, в нем церковь во имя святого Архистратига Михаила, каменная, в твердости, утварно посредственна, церковь большая. Священник Симеон Федоров, указ имеет».
По сохранившимся метрическим книгам мы можем узнать о том, какие священники служили в Тропарево в разные годы. Приведем запись из книги 1832 г.: «Московский округ Голенищевской волости села Тропарево церкви Архангела Михаила, священник Николай Некрасов, пономарь Дмитрий Смирнов». 1853-1862 гг. — священник Алексей Надеждин, дьяк -Николай Васильев, с 1860 г. — священник Иоанн Покровский, а с 1870 г. — иерей Василий Смирнов».
Здесь хотелось бы сделать отступление и поговорить о куполах русского православного храма. Купола в форме луковиц с завершением в виде золотых крестов имеют древнюю и глубокую символику. Как писал князь Е. Трубецкой «наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Это явно заметно в яркие, солнечные дни, когда позолоченные купола словно пылают, отражая золотой свет и, по выражению Трубецкого создают «определенное религиозное настроение, и религиозно-эстетическое впечатление, напоминая издали огромные свечи. Завершением храма всегда являлся (и является до сих пор) крест, форма которого бывает разная. Что касается Михайловского храма, то, приглядевшись, можно заметить, что крест, завершающий колокольню, отличается от крестов куполов основного здания.
Чтобы разобраться в этом, стоит обратиться к истории христианства на Руси. Крест, которым в 988 году великий князь Владимир крестил киевлян имел простую «латинскую» форму. Позднее у креста внизу появилась наклонная поперечина, которая имеет несколько смысловых объяснений. Кстати, именно крест с косой нижней перекладиной считают «русским крестом». Одно из объяснений наклоненной перекладины – в соответствии с церковными преданиями наклонное подножие креста выражает вечное противостояние ада и рая. Это толкование выводят из евангельского рассказа о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом. Согласно представлениям благоразумный разбойник всегда помещался справа от Христа, а нераскаянный разбойник – всегда с левой стороны. На Голгофе для разбойников крест служил своеобразным мерилом. Одному разбойнику, «низводимому в ад тяготою хуления, произнесенному им на Христа, крест стал как коромысло весов, склонившимся вниз под этой страшной тяжестью; другого же разбойника, освобожденного покаянием, крест возносит в царство небесное. Кроме того, в этой перекладине есть и практический смысл: поднятый конец перекладины всегда указывает на север, выполняя роль своеобразной стрелки компаса.
Позолоченный крест с полумесяцем у подножия, с пучком звезд в среднокрестии (по 3 на каждую из четырех сторон) в настоящее время водружен на пяти главах храма Архистратига Михаила ( кстати, такого же рисунка кресты на Благовещенском соборе в Кремле, Церкви Николы в Хамовниках и др.). По одному из религиозных объяснений в этой форме выражена символика Апокалипсиса: «И явилось не небе великое знамение – жена, облаченная в солнце, а под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1.). По мнению толкователей под этим образом из «Откровения» выводится сама Церковь Христова. Конечно, кресты на куполах храма поставлены недавно, но они соответствуют более древним крестам храма. Об этом можно судить по обследованиям архитекторов, сделанным в 1964 году.
Храм в Тропарево посвящен Архистратигу Михаилу – одному из семи высоко почитаемых архангелов в Православной Церкви. Согласно Священному Писанию, первенец Бжественного Торения Денница употребил во зло данную ему Богом свободную волю и стал родоначальником зла. Архангел Михаил, следующий за падшим ангелом по размеру дарований, исповедуя любовь к Богу словами: «Кто яко Бог» (на древнем еврейском языке: Ми-ха-ил), — изгнал сатану и падших с ним ангелов в ад. Апостол Иоанн Богослов так говорит об этом в своем откровении: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона. И дракон, и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную».
Архангел Михаил почитается, прежде всего, как Архистратиг – предводитель небесного воинства, борющийся против сил зла (в переводе с греческого «верховный военачальник»). Изображение на иконах Архангела Михаила имеет символический смысл и выражает разного рода почитания. В древнерусском искусстве Архангела Михаила обычно изображают в двух вариантах. В одном – Архангел предстает в придворном облачении с лорантной лентой («лор» или «лорум» – широкая и длинная полоса ткани, расшитая жемчугом и драгоценными камнями), в руках держит сферу (зерцало) и жезл, а одет в хитон и гиматий; в другом – изображается как воин, Ахистратиг небесных сил: в правой руке – поднятый меч, а в левой руке – ножны, а облачен он в плащ и длинную кольчугу. Такой тип изображения Михаила Архангела был распространен на Руси с XIII века, об этом свидетельствуют печати великого князя тверского Михаила Ярославовича (стоит отметить, что Архангел Михаил считался покровителем князей и ратной славы), на фреске церкви Успения в Болотове, на соборной иконе в Архангельском соборе Московского Кремля. По этому же типу написана и храмовая икона Архистратига Михаила в Тропаревском храме. Она расположена справа от царских врат. Светлый образ Архистратига Михаила передает чувство уверенности в победе, и убеждение это создается радостным цветовым созвучием разнообразных оттенков красного цвета.
21 ноября храм в Тропарево отмечает свой главный Престольный праздник – праздник святого Архистратига Божиего Михаила. Этот праздник был установлен Православной Церковью еще в IV веке.
Создание храмов во имя Чуда Архангела Михаила на Руси (именно так ранее назывался храм Архангела Михаила в Тропареве) связано с интереснымфактом чудесного исцеления Святителем Московским Алексием ордынской царицы Тайдулы во второй половине XIV века. Вот как описывает и комментирует это событие историк И.Е. Забелин: «Ордынские цари от начала их владычества очень уважали наших митрополитов и весь поповский чин, как они выражались, почитая их молебниками, что Богу молились за них и за все их племя, а потому и освобождали молебников от всяких даней и пошлин. Быть может, никто из прежних митрополитов не действовал так благотворно на утверждение этого царского убеждения, как Митрополит Алексий. Так, возможно особое благоволение к митрополиту царя Джанибека и в особенности его матери – царицы Тайдулы, которая в 1357 году вызвала его к себе в Орду для исцеления от болезни своих очей. Когда святитель, собравшись в Орду, служил в Успенском соборе молебен, совершилось благодатное чудо у гроба св. Петра митрополита – «се от себя сама загореся свеча». Святитель раздробил чудную свечу и роздал народу на благословение и часть ее взял с собою с освященную водою». В Орде святителя встретили с большим почетом: «У царицы совершен был молебен, на котором возжена была чудесная свеча; потом святитель окропил царицу св. водою и в тот же час она прозрела. И царь, и вся орда дивились такому событию и оказали святителю хвалу и честь велию, а царь почтил его и бывших с ним многими дара-ми». По предположению И. Забелина, чудесное исцеление царицы совершилось 6 сентября (ныне день памяти Чуда Архангела Михаила в Хонях); в честь этого был основан Чудов монастырь в Москве (к сожалению, не сохранившийся до наших дней) и стали писаться иконы Михаила Архангела, Чуда Михаила Архангела, которые и стали храмовыми для новых церквей. Возможно, и Тропаревская церковь была впервые сооружена в те времена в память о чуде, случившемся в Орде.
У Тропаревской церкви в свое время было два придела: первый, с южной стороны, созданный в 1789-1791 гг. — во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и второй, с северной стороны, основанный в 1858 году в честь священномученика Харлампия.
Святитель Харлампий жил в III веке по Р.Х. и был епископом в городе Магнезии в Малой Азии. В то время римским императором был Септимий Север. Харлампий выступал против поклонения идолам и старался проповедовать истинную веру в Иисуса Христа, несмотря на жестокие гонения со стороны властей. В своих проповедях он говорил людям: «Иисус Христос послал пророков и апостолов, чтобы все люди вразумились их проповедью и шли неуклонно путем правды». Языческие власти схватили епископа и привели его к судье, который долго старался убедить его поклониться идолам. Епископ Харлампий решительно отказался отречься от Бога и тогда его подвергли страшным истязаниям. Старец с терпением и мужеством переносил страдание и говорил мучителям своим: «Благодарю вас, что пытая ветхое тело мое, обновляете дух мой, желающий облечься в новую, вечную жизнь». Многие язычники, видя необыкновенную твердость Харлампия, уверовали в истинного Бога и впоследствии были осуждены на смертную казнь. В церкви хранится икона св. Харалампия с частицей его мощей. Чудесно исцеленный от ран своих, святой епископ призывал язычников к истинной вере, исцелял больных и силой Божьей творил чудеса. По повелению императора он был осужден на казнь, но умер прежде, чем его коснулся меч палача.
В XX веке храм в Тропарево не избежал участи многих московских церквей. Накануне войны, в 1939 году, по словам очевидцев, храм закрыли, перекрыв духовный источник этой местности. Колокола были сброшены с колокольни и бесследно исчезли. И только один небольшой колокол, откатившийся тогда в сторону, был бережно подобран жительницей одного из окрестных сел. Долго пребывал храм в полузапустении и полузабытьи. Постепенно исчезали ютившиеся рядом деревенские дома. И вот уже кругом – только современный бетон. Казалось молох разрушения не минует и храм. Но он выстоял.
В 1964 году архитекторы Свешников и Добряков из объединения «Мособлреставрация» провели обследование и реставрацию глав храма Михаила Архангела в Тропарево. После Великой Отечественной войны, когда страна была в разрухе, в первую очередь восстанавливались не храмы, а заводы и фабрики. Поскольку война не дошла до храма Архангела Михаила, то он сохранился без видимых разрушений. Однако, время тоже не щадило его (все же прошло около 250-ти лет), и поэтому в 1957 г. архитектор Куницкая сделала предварительное обследование храма, чтобы составить смету для реставрации. Но только через 7 лет удалось приступить к конкретным работам.
В 1988 году решением исполкома Моссовета № 2118 от 13 декабря 1988 года церковь Архангела Михаила в Тропареве была передана в пользование Русской Православной Церкви и 23 февраля 1989 года церковь Архангела Михаила уже была открыта для верующих. А ровно через год, в день первой годовщины открытия храма, актеры театра на Юго-Западе во главе с главным режиссером В. Беляковичем торжественно передали тот старый колокол настоятелю храма протоиерею Георгию Студенову. Он освятил колокол во время богослужения. Так что сейчас среди звона новых, сделанных по специальному заказу на одном из уральских заводов колоколов, слышен и родной для храма голос старого колокола.
В храме традиционно происходит много знаменательных событий. Отмечаются одноименные Престольные праздники – соответственно 14 августа (происхождение Честных древ Животворящего Креста) и 23 февраля (в честь священномученика Харлампия). В Харлампиевском приделе хранилась икона с частицами мощей этого святого, которая в день праздника до сих пор выносится для поклонения верующим. Придел во имя происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня был создан и освящен после перенесения иконы из домовой церкви того же наименования, существовавшей в селе Воронцово в имении князя П.И. Репнина. Проследуем через просторный и уютный трапезный зал в четверик (то есть основное помещение) храма. Здесь, по разные стороны от царских врат, расположены списки с двух икон Божией Матери – Донской справа, и Смоленской (Одигитрии) – слева. Расскажем о них немного подробнее.
Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарево сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали ее своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими. Свое название она получила со времен битвы Дмитрия Донского с татарами. Донские казаки, прибывшие на помощь великому князю, принесли с собой икону Богоматери, взятую из Благовещенской церкви. Икона стала хоругвью русского войска и в день Куликовской битвы, в 1380 году ее носили среди православных воинов, воодушевляя их на победу. В память победы, одержанной на берегах Дона, икона названа Донскою. В XVI веке был установлен ежегодный праздник в честь этой иконы, который отмечается 19 августа. Дмитрий Донской перенес икону в Москву и поставил сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля.
Традиция почитания Смоленской иконы Божией Матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарево. Тропаревский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил свою дочь Софью – супругу князя Василия Дмитриевича. Софьей перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Считается, что помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по русскому лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более трех тысяч, они хранились как в церквях Москвы, так и в церквях других городов. Празднование иконы Смоленской Божией Матери было определено на 10 августа.
В храме также хранится довольно редкая икона Анны Кашинской. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII-го столетия. После кончины мужа – великого князя Михаила Ярославовича она постриглась в монашество. Потом по просьбе своего сына, князя Василия Кашинского, переселилась в г. Кашин, в Успенский женский монастырь, где и приняла схиму под именем Анны. Своей праведной жизнью она снискала глубокое уважение современников и благоговейную память потомков. В 1649 г. собор в Москве причислил благоверную Анну Кашинскую к лику святых. Икона св. Анны Кашинской была подарена одной из прихожанок храма.
На восточной стороне храма, у церковной ограды, выходящей на проспект Вернадского, поставлен памятный знак с фамилиями жителей из села Тропарева, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В настоящее время храм Архангела Михаила находится в ведении и подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и имеет статус Патриаршего подворья.
Источник: http://www.troparevo-hram.org/index.php/istoria.html
По некоторым данным, первая деревянная церковь на территории современного московского района Тропарёво-Никулино появилась ещё в ХIII веке. Её посвящение мы не знаем. Не исключено, что эту церковь разобрали во второй половине ХIV столетия, возведя на том месте «одноимённый» Михайло-Архангельский храм. Впрочем, возможно, посвящение храма связано с чудесным исцелением ордынской царицы Тайдулы митрополитом Московским Алексием. Дело было 6 (19) сентября 1357 года; в этот день Церковь вспоминает чудо, совершённое Архистратигом Михаилом в Хонех. Царь Джанибек щедро отблагодарил митрополита Алексия. По преданию, он подарил спасителю своей матери принадлежавший хану дворик в Москве, и на его территории через несколько лет вырос не дошедший до нас Чудов монастырь. Ещё одним сооружением, напоминающем о событии, вполне могла стать деревянная церковь Чуда Михаила Архангела. К тому моменту она стояла (или же её возвели заново) на землях, принадлежавших приближённому святителю Алексия — боярину Ивану Михайловичу по прозвищу Тропарь. Он стал родоначальником рода Тропарёвых, по имени которых село и получило своё название.
Дальнейшая история храма неразрывно связана с судьбой села Тропарёва. Считается, что в ХV веке оно по-прежнему принадлежало потомкам Ивана Михайловича. В конце ХV века, в годы правления великого князя Московского Ивана III, тропарёвские земли вместе с Михайло-Архангельской церковью перешли в дворцовую вотчину. По велению великого князя Василия III в 1524 году село вместе с окрестными деревнями передали Новодевичьему монастырю. До наших дней дошло «монастырское» упоминание о храме, относящиеся к последней четверти ХVI века: «Пречистые Одигитрия Нового Девичья монастыря село Требарево, а в нем церковь Чуда Архистратига Михаила древяна…» В писцовой же книге 1627 года говорится: «Новодевичья монастыря, что на Москве, вотчина село Тропарево… а на нем место церковное, что была церковью Чудо Архистратига Михаила, да в селе во дворе поп Наум Иванов да двор монастырской». Таким образом, в первые десятилетия ХVII века с деревянным храмом что-то случилось. Логично предположить, что он сгорел с Смутное время.
В середине ХVII века в Тропарёве возвели новую деревянную церковь с прежним посвящением. Существует версия, связанная с возведением уже каменной церкви. Откуда же в небольшом монастырском селе вырос столь величественный для этого времени храм? Фактически управлявшая Русским государством в 1682-1689 годах царевна Софья Алексеевна покровительствовала Новодевичьему монастырю и развернула в нём активное строительство. Однако после её отстранения от власти Пётр I повелел резко свернуть его, разрешив только закончить колокольню. Отсюда рождается догадка: в монастыре скопилось слишком много кирпича, который вследствие петровского запрета некуда было употребить. Его-то, быть может, в 1693-1694 годах и использовали для возведения на принадлежащей обители земле каменного храма. Тем не менее, в эти годы на месте деревянного храма Архангела Михаила в Тропарёве воздвигли каменный, с богатой росписью и роскошным иконостасом. По некоторым данным, автором проекта являлся зодчий Осип Старцев. Во всяком случае, он работал на строительстве Новодевичьего монастыря, и его привлечение к созданию новой святыни на монастырских землях казалось бы вполне логичным.
25 октября (по старому стилю) 1694 года храму передали антиминс (освящённый плат изо льна или шёлка с изображением положения Христа во гроб; в плат зашиты мощи святых, на нём совершается литургия), о чём сохранилась запись: «По благословенной грамоте дан антиминс ко освящению церкви Чуда Архистратига Михаила». Эта дата и считается днём открытия каменного храма. Михайло-Архангельская церковь в Тропарёве стояла в стороне от больших дорог. Но в её судьбе отразились многие значительные события российской истории с конца ХVII до середины ХХ столетия. И вместе с селом она постепенно «приближалась» к Москве. Спустя четыре года после появления каменного храма в Тропарёве селу «сменили подчинение». В 1698 году Петру удалось подавить стрелецкий бунт, за которым, как он считал, стояла царевна Софья. Поскольку её резиденцией был Новодевичий монастырь, на него посыпались кары. Эти события эхом отозвались в Тропарёве. Вопреки обычаям, принадлежащие обители земли конфисковали и передали под управлением Преображенского приказа. С 1721 года село перешло в ведение только что образованного Святейшего Синода. Несмотря на смену «хозяина» прихожане церкви Архангела Михаила из числа крестьян продолжили нести повинности в пользу Новодевичьей обители. В селе 28 десятин земли пахали для нужд монастыря. Положение изменилось после подписания 26 февраля (по старому стилю) 1764 года Екатериной II указа о церковных владениях. Тропарёво и соседнее Никулино перестали принадлежать Новодевичьему монастырю и перешли в ведение Коллегии экономии.
В 1789-1791 годах к храму с южной стороны пристроили придел, освящённый в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. В 1812 году, как и за 200 лет до того, лежащие на западе и юго-западе современной Москвы территории пострадали в результате прихода на русскую землю интервентов. Тропарёво заняли французские войска, отнюдь не всегда проявлявшие уважение к православным святыням. Михайло-Архангельский храм устоял, но получил значительные повреждения. В прошении на имя епископа Дмитровского Августина от ноября 1812 года здешний священник Василий Симеонов описал поведение французов: «В нашу Архангельскую церковь многократно входили супостаты и чинили святотатства, как-то: в ризнице и со святых икон серебряные венцы и оклады с престолов как настоящего храма, так и придела Происхождения честных древ, одежды… посняли, и церковный архив передрали, с придела же сосуды и святый антиминс похитили, а в настоящей Архангельской и святой антиминс имеется в целости». В том же месяце церковь повторно освятили. Затем последовали ремонт и частичная перестройка, продлившаяся целых десять лет. В 1858 году у храма появился второй, северный, придел, освящённый во имя священномученика Харлампия.
В конце 1930-х годов в СССР разверулась антирелигиозная кампания, не миновавшая и тропарёвскую церковь. В 1936 году разорили её внутреннее убранство, а через три года храм закрыли, ликвидировав, по словам одного из очевидцев, «духовный источник местности». Ограду уничтожили, колокола с колокольни сбросили. В тяжелейшем 1941 году через Тропарёво проходила одна из линий обороны Москвы. К счастью, враг сюда не добрался, а кампания по уничтожению церквей была прекращена. Это помогло сохранить храм без видимых разрушений. В 1957 году прошло обследование церкви, по результатам которой составили смету для её реставрации. Спустя три года границы столицы раздвинулись, Тропарёво и Никулино вошли в черту города. Началась новая эпоха для теперь уже не сельского, а столичного храма Архангела Михаила. Сохранить Тропарёвскую церковь (оставшуюся без двух приделов) удалось благодаря усилиям архитектора Н. Н. Свешникова. В 1964 году он с группой коллег отреставрировал древнюю тропарёвскую церковь. Ещё одно поновление внешнего убранства храмового здания датируется концом 1970-х годов. В 1960-е годы в помещении храма располагался склад декораций «Мосфильма». В дальнейшем церковь использовалась Московским художественным комбинатом. Проходившие в 1975 году по соседству с ней съёмки «Иронии судьбы, или С лёгким паром» поспособствовали тому, что храм появился в одном из первых кадров фильма. И сразу же стал узнаваем.
В ознаименовании 1000-летия Крещения Руси испоком Моссовета издал постановление о возвращении храма Архангела Михаила в Тропарёве Русской Православной Церкви. 23 февраля 1989 года он стал одним из первых московских храмов, в стены которых вернулась молитва. Освящение приурочили к престольному празднику во имя священномученика Харлампия.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №66, 2013 г.