Ранним из сохранившихся русских тронов считается украшенный резной слоновой костью трон последнего представителя династии рюриковичей — царя Ивана IV Грозного. Согласно легенде, трон привезла из Византии вторая жена Ивана Третьего и племянница последнего византийского императора Софья Палеолог.
Известные документы об этом троне восходят лишь к тому времени, когда “стул костяной” принадлежал Ивану Грозному. Возможно он был изготовлен по заказу к венчанию Ивана Грозного на царство в 1547 году и с тех пор получил название «Трон Ивана Грозного».
Среди специалистов нет единого мнения о мастерах его создавших. Одни полагают, что это работа немецких мастеров, другие — итальянских. Кресло сплошь оклеено пластинами слоновой кости, с выразительными пластическими композициями на темы библейских сюжетов, фигур мифологических животных, характерных для рельефной резьбы эпохи Возрождения. Большинство изображений рассказывает о добротетели, мудрости и храбрости библейского царя Давида. Пластины с батальными сценами были добавлены, возможно, в 1642 году при реставрации трона.
Вместе с тем, существует другая версия….
Встречавшийся с отцом Ивана Грозного автор исторических «Записок по московитским делам» Сигизмунд фон Герберштейн писал, что принял его во дворце Василий Третий, восседавший на троне из слоновой кости. Его свидетельством подтверждено существование костяного трона в московском Кремле задолго до коронации Ивана Грозного.
Если наблюдательный Герберштейн адекватно воспринимал происходившее, не обознался, приняв говорившего с ним московского князя за Василия третьего, отца Ивана IV, и отличал обычное дерево от резного слонового бивня, то ему можно поверить, что он видел костяной трон в Кремле ещё до венчания царевича Ивана на царство, и тогда «западно-европейская» версия окажется сомнительной. К тому же не следует забывать, что при рюриковичах резной трон из слоновой кости на Руси появился тогда не впервые. Пленённый татарами мастер Кузьма за двести лет до приезда византийской княжны изладил костяной трон, покрыв его резьбой, восхитившей папского нунция, повидавшего на своём веку только в Италии немало художественных шедевров. И если бы не орда, поработившая мастера, то вполне возможно, что уже в середине 13-го века такой трон мог поражать заезжих гостей в княжеской гриднице очередного рюриковича.
Существует 2 экземпляра — оригинал в Оружейной палате в Московском Кремле, а копия — в музее Александровой слободы.