Троицкая церковь построена в 1785 году «усердием майора Карпова» в виде трёхпрестольной церкви.
Соборный храм во имя Святой Троицы расположен в центре территории обители. Первоначальный храм строился с 1681 года, был освящен 31 января 1684 года, и стал первой новой церковью обители. В описании 1732 года об этой церкви говорилось, что она: «с трапезою с западну и северну стороны, с папертью», имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ Господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной».
Внутри храм был обильно украшен иконами — на досках и на «холстах живописью». Царские врата иконостаса были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Иконостас высился над царскими вратами в четырех ярусах. В центре храма свисало огромное двухпудовое медное паникадило. Некоторые приборы церковной утвари представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства весьма тонкой работы XVII-XVIII веков.
В 1785 году на месте прежней Троицкой церкви усердием майора Карпова был сооружен новый каменный храм в стиле барокко. Кирпичный собор на бутовом фундаменте был одноэтажным, трехпрестольным. Толщина стен трапезной и храма 150 см, колокольни — 180 см. Полы деревянные, крашеные; крыши первоначально также деревянные, из теса и лемеха. Главный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был «холодным». Обе части соединялись нешироким арочным переходом с двумя створчатыми дверями. «Тёплые» приделы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца, которые строились вплоть до 1800 года, размещались в широкой одноэтажной трапезной впереди. К теплой части была присоединена каменная колокольня, к которой примыкали два одноэтажных здания, в одном из которых разместилась монастырская библиотека. Новая церковь была сравнительно небольшой: длина чуть более 14 саженей, ширина холодной части — 4,5 сажени, теплой — 7 саженей, высота — 11 саженей, колокольня поднималась на 16 саженей.
Внутреннее убранство обеих частей Троицкой церкви отличалось большим вкусом. Сплошной позолоченный иконостас был украшен искусной резьбой, иконостас холодной части был пятиярусным. В одном из приделов в 1847 году внутренние стены окрасили зеленой краской, а на своде изобразили светлое небо с плывущими облаками. Свод холодной части был выкрашен в виде голубого неба осыпанного звездами. Окна, карнизы и панели разделены бордюрами. Снаружи фасады украшены плоскими вертикальными выступами под вид колонн — пилястрами. Каждое окно украшено картушем.
В 1863-1875 годах крыши были покрыты железом. В 1900 году Никольский придел, в связи с закладкой церкви того же посвящения, был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла. На колокольне в конце XIX века висели семь колоколов, вес большого 55 пудов, всех прочих — до 65 пудов. В 1901 году был повешен новый большой колокол весом 147 пудов и «внутренность колокольни перестроена».
Ко времени возрождения обители со здания были сняты верхние ярусы колокольни и купол двухсветного храма, убрана алтарная часть, оконные проемы первого этажа расширены за счет обрамления.
https://drevo-info.ru/articles/24558.html
В национальном архиве Республики Бурятия имеется фонд № 262 – «Троицкий Селенгинский монастырь», где хранятся документы 1681-1916 годов. В фонде хранится 543 дела. Здесь хранятся указы и грамоты Сената и Синода Российской империи, Иркутской духовной консистории (д.424). В документах Троицкого монастыря есть сведения об истории создания монастыря, о праве владения землями и рыбными промыслами (д.471), о количестве скота, о служителях монастыря, о посольстве в Китае и российских православных церквях в Пекине (д.490), о распространении христианства среди бурят и эвенков (д.489), о рыбной ловле на оз.Байкал и Котокель (д.509 и 482, 311, 396, 471) и т.д.
Документы Троицкого монастыря дают сведения о приходах и расходах денежных сумм, о сборе налогов, о числе крестьян, о пахотных землях, хлебных запасах, записи о пожертвованиях монастырю. В деле № 380 содержатся ревизские сказки (перепись населения) по Троицкому монастырю: в 1858 году проживало 24 мужчины, 18 женщин и 20 детей. Общий вес семи монастырских колоколов, согласно «Метрике», составлял 120 пудов – около двух тонн сплава меди и серебра.
В монастырской библиотеке числилось более 700 книг, в том числе на латинском, французском и греческом языках, учебники по философии, логике, словесности, риторике, словарь церковно-славянского языка, философская энциклопедия, латино-российкий лексикон, еврейский словарь и т.д. В библиотеке хранились старинные карты Китая, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Содержались, согласно описи, собрания сочинений: Естественная история, Быт русского народа в 7 томах, Описание Отечественной войны 1812 года М. Данилевского в 4 томах, Русская история Карамзина в 12 томах, Русская история Устрялова, Булгарина, Всеобщая история и др. ценные книги.
В каменной Троицкой церкви содержатся: Иконостас резной работы «с колоннами и тумбами на голубом поле, с резными святыми изображениями, иконостас позолочен листовым золотом, царские врата той же работы позолочены – южные и северные врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила (Рафаила)». Далее идут описания икон: Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, Нерукотворного Образа в серебряной ризе, Владимирской иконы Божией Матери, за правым клиросом – икона Божией Матери. Две хоругви – при правом клиросе с изображением Святой Троицы и Успения Божией Матери, при левом – Нерукотворного Образа Христа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери. На левой стороне – икона Тихвинской Божией Матери «в серебряном под золотом окладе и в таком же высоком венце, по краям изображены разные святые высотою 7 верхов и шириною 6 верхов». В сей церкви (Троицкой) — шесть больших пред иконами лампад. В Троицком храме «над иконостасом – большое резное изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа в рост человека».
В Никольском приделе, расположенном от входа с правой стороны, было следующее имущество и церковная утварь. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с резными святыми изображениями. В иконостасе царские врата такой же работы. Местные иконы: «Вседержителя с серебряным венцом и с привескою серебряного креста на такой же цепочке»; «Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряном под золотом венце с привескою серебряного креста на такой же цепочке», «Святителя Николая с благословляющим его Спасителем и Божию Материю в серебряных венцах. На стене против правого клироса – «образ Святой Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, все пять лиц в серебряных под золотом венцах и гривнах». В этом же приделе имелись две большие лампады и несколько малых лампах в алтаре и пред иконами у клиросов. Близ правого клироса – деревянное настоятельское место и деревянный крашеный шкаф для книг.
В Благовещенском приделе той же Троицкой церкви, расположенном от входа в левой стороне, расположение церковной утвари было в следующем порядке. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с разными святыми изображениями. Царские врата той же работы, с северной и южной стороны, изображающие Мельхиседека и Иоанна Крестителя. Местные иконы: Вседержителя в серебряном под золотом венце. Образ Божией Матери с Предвечным на руках Младенцем. Икона Благовещения Божией Матери в серебряном под золотом венце. Против левого клироса в окне образ Святой Троицы девяти верхов в серебряном по краям окладе, с тремя серебряными венчиками и гривнами. При Святых вратах икона Вседержителя сидящего во славе пяти верхов на кипарисовой доске и икона Скорбящей Божией Матери пяти верхов на такой же доске. В алтаре: образ Божией Матери в горнем месте в золоченом резном киоте. Над Царскими вратами икона трех Святителей. В этом приделе три лампады средней величины и одна малая в алтаре.
При входе в холодную церковь (главный придел) – два больших изображения на холсте в рамах: «Вход во Иерусалим Иисуса Христа» и «Вход Божией Матери во храм».
Закрытый в 1920 году монастырь в последующие годы был фактически разграблен с ведома богоборческой власти, многие ценные реликвии и документы были уничтожены, погибли в огне живописные работы, многие иконы, роспись церквей, церковная утварь.
Документы Национального архива Республики Бурятия о Свято-Троицком Селенгинском монастыре. По материалам: https://school-science.ru/3/18/33088
Построенная в 1785 г. «Усердием майора Карпова» в виде трехпрестольной церкви, располагается в центре территории монастыря. Её главный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого Николая, Мирликийского Чудотворца размещался в широкой одноэтажной части здания.
Троицкая церковь возведена из кирпича (размером 28х14х7см) на бутовом фундаменте. Наружные поверхности стен побелены. Полы деревянные, крашеные. Крыши церкви первоначально были деревянными, из теса и лемеха. В 1863 г. церковь была покрыта кровельным железом и покрашена в зеленый цвет медянкой. В интерьерах Троицкого придела роспись имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830-х г.г. клеевыми красками было изображено Сошествие Святого духа на апостолов, а на горном месте — Воскресение Христово. Иконостас был пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 г. свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами.
В теплом храме во время ремонта 1891 г. перестлали полы, заменили рамы, стены и пол были покрыты масляными красками, окна, карнизы и панель разделаны бордюрами, а свод окрашен в светло-голубой цвет. Два небольших иконостаса в приделах имели резные царские ворота. Отопление осуществлялось двумя печами, расположенными в нишах внутренней стены, по обе стороны от входа. В настоящее время роспись и внутреннее оборудование не сохранились. Помещения приспособлены для палат. Внешний облик здания также сильно изменился: сняты верхние ярусы колокольни и купол двухэтажной части, снесена алтарная часть (апсида). Входной портик превращен в крытый тамбур. Оконные проемы в одноэтажной части расширены за счет уничтожения обрамления.
Несмотря на указанные утраты, сохранившиеся части церкви представляют несомненную ценность как памятник архитектуры XVIII в.
Православное Прибайкалье, http://az-kozin.narod.ru/monastyri.html