Троицкое. Троицкий Селенгинский мужской монастырь.

Монастырь расположен в долине р. Селенги на её левом берегу, в с. Троицкое. Основан по указу от 1681 г. царя Фёдора Алексеевича (1661-1682), направившего в Сибирские Дауды, на Селенгу, миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием для выбора места за Байкалом и основания обители и храма во имя Пресвятые Троицы. Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в присоединённом к Российскому государству крае. В нём находилась Даурская духовная миссия. В центре монастыря в 1785 году построена Троицкая церковь на средства майора Карпова. В 1891 г. в монастыре побывал цесаревич Николай (1868-1918).
Из книги А.В. Юдина «Вокруг света. Сибирь». 2006

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь, по архивным сведениям, возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник – иеромонах Макарий и с ними 10 монахов.
В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.
В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница. С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.
26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь.
Звонят новоприобретенные колокола, происходит реставрация храмов, зданий обители. Развивается хозяйственная деятельность: есть скотный двор, приусадебное хозяйство, технический парк.
Источник: сайт монастыря http://troickmon.ru/

В то далекое и тревожное для Забайкалья время 80—90-х годов XVII века монастырь, как некогда города, был окружен стеной с башнями. Простые и прочные рубленые четырехугольные башни с шатровым верхом на углах деревянной ограды, «забранной» в столбы, с бойницами на разных уровнях — все выглядело весьма внушительно. Задачи обороны определяли и крепостной характер архитектуры. Это был тип сибирского «стоячего» острога. Есть сведения, что в 90-х годах XVII века монастырь находился на военном положении. В 1690 году монахи купили у казны 1 пуд 15 фунтов пороха.
Описание монастыря, относящееся к 1732 году, упоминает «алтиллерию оружейную», в состав которой входило: 3 пушки, 65 самопалов, 2 палаша, 4 бочки с порохом (12 пудов 38 фунтов) и 2 пуда 30 фунтов свинца. За прочной оградой виднелись стены и крыши клетейтрех деревянных храмов — Троицкой и Никольской церквей, расположенных почти в центре монастырской территории, и Всесвятской церквиу самой западной стены.
Рядом с одноглавой Троицкой церковью застыло самое высокое сооружение монастыря: брусчатая восьмистенная колокольня. Ее шатровый верх нес на себе луковичную главку, обитую чешуйчатым лемехом, с большим деревянным крестом. В колокольне помещались 9 колоколов. Колокольня играла роль не только благовеста религиозных праздников и повседневных молитв, но и указателя времени и погоды: «На той колокольне, — сообщали монахи,— в шатре часы большие железные в станку, на русском бою, с конпасом указательным…»
Особой заботой монастыря в конце XVII — начале XVIII века в создавшейся ситуации была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 400 саженей (852 м). Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна. Во всяком случае, ни один из 14 главных острогов Сибири в XVII веке не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса («моста») в виде этажей с бойницами для «боя». Первоначально въезжие ворота расположены были с северной стороны, обращенной в сторону Селенги. По бокам ворот высились еще две боевые башни, укрепляя самое слабое место в системе защиты монастыря — ворота. Одну из этих башен, как «остаток древнего зодчества XVII века», упоминает настоятель архимандрит Даниил Сивиллов еще в 1847 году. Архитектурный ансамбль монастыря вплоть до начала XX века не оставался неизменным.
Развитие архитектурного ансамбля Троицко-Селенгинского монастыря можно условно разделить на три периода:
I. 1681-1724 годы — период основания и постройки первоначального комплекса зданий. Господство острожно-клетского стиля со значительными элементами шатрового зодчества.
II. 1739-1763 годы — период перестройки части зданий и придания им в основном шатрового характера.
III. 1785 — начало XX века — период значительного качественного сдвига в архитектурном облике монастыря: господство каменного зодчества. Остатки деревянного культового зодчества начала XVIII века.
В 1681 году была построена первая церковь — Троицкая, положившая начало монастырю. Верх ее представлял собой четырехгранный объем с двумя крестовыми «бочками об одной главе», покрытыми чешуйчатым лемехом. Венчал церковь большой деревянный крест, обитый белым железом. С северной стороны к основному объему был прирублен пятистенный алтарь, на котором высился крест. Этот типичный для церковного зодчества Сибири XVII века прием покрытия зданий является национальной формой, принесенной русскими переселенцами из центральной России. Главный вход — «царские врата»— был орнаментирован искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. По левую и правую стороны симметрично располагались иконы, портреты деятелей русской церкви, причисленных к сонму святых, и ряд местных икон сибирских художников. Выше «царских врат» в четырех ярусах размещался иконостас. В центре церкви, медленно покачиваясь, свисало с потолка огромноедвухпудовое медное паникадило. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства весьма тонкой работы XVII-XVIII веков. Так, например, на особой подставке лежало Евангелие праздничное — великолепно исполненная книга на александрийской бумаге. Обложки («доски») и защипы были из кованого серебра с позолотой. Несколько листов в середине этой красочной книги с парчой и цветными гравюрами тоже были серебряными. Вес серебра этого уникального издания составлял 1 фунт 30 золотников (537 граммов).
В 1797 году на месте Никольского храма построили новую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла (Петропавловская). Почти сто лет простоял этот храм. В 1895 году его ремонтировали. Позже на этом месте возвели каменную церковь, получившую свое первоначальное имя — Никольская. По свидетельству И. Токмакова, еще в конце XIX века в Никольской церкви полностью сохранялся иконостас с картинами XVII века.
В апреле 1710 года по челобитью архимандрита Мисаила, «по самой нужде», рядом с западными воротами была заложена церковь во имя всех святых (Всесвятская). Вероятно, ее закончили в 1715 или 1717 году. По другим данным, она была освящена в 1713 году. Это была самая красивая церковь из всех храмов монастыря. Вначале верх ее представлял собой восьмигранную бочку. Ниже располагались другие главы. На одном из «куполов» был изображен «спасителев образ, сидящий во облаце». Картина, видимая далеко за монастырской оградой, производила, вероятно, сильное впечатление. По богатству и убранству эта церковь не уступала Троицкой: пышная одежда для религиозных церемоний из персидских тканей, шелка, бархата и атласа с серебряными пуговицами, золотые пояса, ризы, шитые золотом, парчой и серебром, тяжелое серебряное блюдо, на котором в торжественных случаях выносили «крест благословенный», серебряные ковши, кадила и т.д.
В 1785 году «усердием» майора Карпова, вероятно архитектора или чиновника, от которого зависело строительство и финансирование, на месте Троицкой церкви был сооружен новый каменный храм, ставший главным культовым сооружением монастыря. Построили каменную колокольню, к которой примыкали два одноэтажных здания. В одном из них находилась монастырская библиотека. Внутреннее убранство обеих частей Троицкой церкви отличалось большим вкусом. Среди картин, особо выделяемых своей «благолепостью», упоминается икона «Всех скорбящих радости». В холодной части Троицкой церкви находился резной пятиярусный иконостас. И здесь особо отделан был свод: над входящим расстилалось голубое небо, «посыпанное звездами». Троицкий храм построен в архитектурном стиле барокко.
Начиная с 1831 года вокруг монастыря стали возводить каменную ограду. Строили ее очень долго до 1851 года. Пятиметровые каменные стены с глухими арками, «благообразно выведенными», имели на углах сначала три двухъярусные каменные башни. В 1849 году начали возводить северо-восточную башню. Для ее постройки крестьянин Федор Кащеев привез 1000 кирпичей. В 1831 году главный въезд — «святые ворота» были перенесены с западной стороны. Над главным въездом была построена в 1835 году надвратная Михайловская церковь. В мае 1849 года она была освящена иркутским архиепископом Нилом. На улице, справа от ворот, «по большому тракту», стояла маленькая часовня. В новой церкви устроили иконостас сплошной столярной работы, окрашенный красной и светло-голубой масляными красками, желтым кроном и белилами. По распоряжению настоятеля Даниила Сивиллова (о нем — ниже) сюда собрали старые монастырские иконы XVII-XVIII веков. По авторитетному мнению В. М. Рутковской, Михайловская церковь и ограда являются «сооружениями зрелого классицизма».
Кроме церквей в монастырской ограде находились жилые помещения, хозяйственные постройки, огороды и прочее, необходимое для повседневной жизни его обитателей. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Это был довольно большой деревянный дом «о двух партаментах», в одном из которых была молельня в виде капеллы. Среди различных картин и икон упоминается картина, изображающая восшествие Екатерины II на престол, портрет Анны Иоанновны и другие картины «в лицах». Рядом с настоятельским домом, огороженные палисадом, находились три небольших огорода и сад. Монахи обитали в 10-12 кельях. Еще в XVIII веке одна келья была приспособлена для «больнишных монахов». Порой здесь лечились и миряне. Большое хозяйство монастыря требовало значительных хозяйственных построек. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами, находились хлебные амбары, «мастерская — изба». В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, «экипажный сарай», каменные кладовые. Интересно устроен был колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом. Воду поднимали с помощью специального колеса. В северо-восточной башне в середине XIX века находилась кузница. Другие башни, потеряв свое военное назначение, тоже использовались под хозяйственные нужды.
Искусствовед И.В. Маковецкий, указывая, что при закладке крепостных сооружений в сибирских острогах строители стремились совместить задачи военного и чисто бытового характера, считает это типичной чертой острожного строительства в Восточной Сибири. Устройство башен Троицко-Селенгинского монастыря подтверждает эту верную мысль. В XVIII веке здесь, как, впрочем, и в других русских монастырях, имелась своя тюрьма, в которой содержались преступники против веры, государственные преступники, провинившиеся монахи и прочие. За оградой монастырю принадлежали различные постройки: хлебные амбары, зимовье на реке Пьяной, где позже устроили мельницу. В конце XVII или в начале XVIII века около монастыря возникло небольшое село Троицк, образованное выходцами из России, приписанными к монастырю. Крестьяне должны были назначать по очереди служителей, каждый из которых обязан был отслужить монастырю 25 лет. Эта повинность отменена была лишь в 1861 году. Троицк рос медленно. В 60-х годах XVIII века в селе было всего 7 домов. К середине XIX века в селе проживало 74 мужчины и 94 женщины. Верхнеудинское земское правление так определило экономическое положение троицких крестьян Ильинского ведомства: «Жители сих мест занимаются хлебопашеством и рыболовством в реке Селенге, Байкал-море и заливах оного. Некоторые из них осенью производят в хребтах звериные промыслы. Многие же занимаются перевозкою в разные времена и места». Это была довольно точная характеристика прибайкальских сел. Троицк лежал на Большом или Московском тракте, шедшем через всю Сибирь в Иркутск и в сторону Нерчинска. В середине XIX века для проезжающих напротив южных ворот монастыря построили деревянную гостиницу.
1 октября 1885 года в Троицке открылась во вновь отстроенном здании церковноприходская школа (до этого она находилась в ограде монастыря). Вначале в ней обучалось 18 мальчиков. В конце столетия в школе обучалось от 25 до 40 детей, среди них только 3—5 девочек. Весьма примечательно, что монастырь имел свою библиотеку. В отчете 1732 года дается опись, «каталог» 105 книг библиотеки Троицко-Селенгинского монастыря. В основном это была богослужебная литература. Количество светских книг было ничтожным, но они все же проникают в книжные коробья, где хранились рядом с евангелиями, библиями, духовными регламентами. Среди книг светского характера в библиотеке монастыря упоминаются: «Букварь, словенскими, греческими, римскими письмены, учитися хотящим…» 1701 г., «Лексикон треязычный, сиречь Речений словенских, еллино-греческих и латинских сокровище…» 1704 г. Автором этих книг был редактор первой русской газеты «Ведомости», известный переводчик петровского времени Ф.П. Поликарпов. Кроме этих книг в монастырской библиотеке числилась широко известная нравоучительная книга «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Интересно отметить, что в библиотеке Троицкого монастыря были книги не только московской и петербургской печати, но также книги киевского и могилевского изданий. К середине XIX века в монастырской библиотеке было более 500 книг.
Троицко-Селенгинский монастырь способствовал перенесению русских архитектурных приемов и культуры в далекую сибирскую окраину.
В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь вначале располагалась колония, а позже психиатрическая больница. В декабре 2006 года весь комплекс монастырских строений передан Русской Православной Церкви, начато возрождение монастыря. Регулярно совершаются богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Налаживается уклад монашеской жизни.
http://selenginskii-monastery.cerkov.ru/istoriya/ooo/

Монастырь охватывает обширную территорию, обнесенную стенами. Внутри на начало XXI века сохранялось три полуразрушенных храма — Троицкий, Михаило-Архангельский, Никольский, а также различные постройки, построенные в период хозяйства в обители психиатрической больницы.
Развитие архитектурного ансамбля монастыря до закрытия можно условно разделить на три периода: До 1724 года — период основания и постройки первоначального комплекса зданий, господство острожно-клетского стиля со значительными элементами шатрового зодчества; середина XVIII века — период перестройки части зданий, придания им в основном шатрового характера; после 1785 года — период значительного сдвига в архитектурном облике, господство каменного зодчества.
Троицкий собор
Соборный храм во имя Святой Троицы расположен в центре территории обители. Первоначальный храм строился с 1681 года, был освящен 31 января 1684 года и стал первой новой церковью обители. В описании 1732 года об этой церкви говорилось, что она: «с трапезою с западну и северну стороны, с папертью,» имеет «верх четырехгранный на крестовых бочках об одной главе, крест обит белым железом. А глава обита лемехом чешуйчатым, а на той церкви с северной стороны образ Господа Саваофа. А к той церкви олтарь прирубной пятистенной». Внутри храм был обильно украшен иконами — на досках и на «холстах живописью». Царские врата иконостаса были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Иконостас высился над царскими вратами в четырех ярусах. В центре храма свисало огромное двухпудовое медное паникадило. Некоторые приборы церковной утвари представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства весьма тонкой работы XVII-XVIII веков.
В 1785 году на месте прежней Троицкой церкви усердием майора Карпова был сооружен новый каменный храм в стиле барокко. Кирпичный собор на бутовом фундаменте был одноэтажным, трехпрестольным. Толщина стен трапезной и храма 150 см, колокольни — 180 см. Полы деревянные, крашеные; крыши первоначально также деревянные, из теса и лемеха. Главный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был «холодным». Обе части соединялись нешироким арочным переходом с двумя створчатыми дверями. «Тёплые» приделы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца, которые строились вплоть до 1800 года, размещались в широкой одноэтажной трапезной впереди. К теплой части была присоединена каменная колокольня, к которой примыкали два одноэтажных здания, в одном из которых разместилась монастырская библиотека. Новая церковь была сравнительно небольшой: длина чуть более 14 саженей (ок. 30 м), ширина холодной части — 4,5 сажени (ок. 10 м), теплой — 7 саженей (более 15 м), высота — 11 саженей ( 23,4 м), колокольня поднималась на 16 саженей (34 м).
Внутреннее убранство обеих частей Троицкой церкви отличалось большим вкусом. Сплошной позолоченный иконостас был украшен искусной резьбой, иконостас холодной части был пятиярусным. В одном из приделов в 1847 году внутренние стены окрасили зеленой краской, а на своде изобразили светлое небо с плывущими облаками. Свод холодной части был выкрашен в виде голубого неба осыпанного звездами. Окна, карнизы и панели разделены бордюрами. Снаружи фасады украшены плоскими вертикальными выступами под вид колонн — пилястрами. Каждое окно украшено картушем.
В 1863-1875 годах крыши были покрыты железом. В 1900 году Никольский придел, в связи с закладкой церкви того же посвящения, был переосвящен во имя апостолов Петра и Павла. На колокольне в конце XIX века висели семь колоколов, вес большого 55 пудов, всех прочих — до 65 пудов. В 1901 году был повешен новый большой колокол весом 147 пудов и «внутренность колокольни перестроена». Ко времени возрождения обители со здания были сняты верхние ярусы колокольни и купол двухсветного храма, убрана алтарная часть, оконные проемы первого этажа расширены за счет обрамления.
Никольский храм
Расположен в центре территории обители. Первоначальный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведен на месте будущей обители еще в 1675 году. Впоследствии новая Никольская церковь стала второй в обители, её освящение последовало 9 мая 1685 года. По описанию 1732 года, церковь была: «низменная, с северну сторону с перерубом, с трапезой и с папертью. На той церкви верх четырехгранной небольшой четвероклинчатой без главы, крест обит белым железом. А в церкви царские двери писаны краской…» В отличие от Троицкой церкви, Никольский храм отапливался зимой. Был сломан в 1763 году «за ветхостью».
В 1797 году на месте Никольского храма построили новую деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1875 году покрыли железом крышу. По свидетельству И. Токмакова, в конце XIX века в церкви полностью сохранялся пятиярусный иконостас XVII века с образами, привезенными при основании монастыря. В 1893 году была закончена реставрация церкви: подведен каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Храм сделали отапливаемым, однако 31 декабря 1897 года он сгорел.
В 1900-1904 годах на месте сгоревшей деревянной Петро-Павловской церкви построили каменную во имя святителя Николая Чудотворца, которую освятили в июне 1905 года. Вместе с пристроем алтаря длина храма составила 33 метра. Архитектура Никольской церкви своеобразно вобрала в себя различные элементы, характерные для времени строительства и более раннего периода. Храм был пятиглавым, стены обработаны немногими вертикальными и горизонтальными членениями. Характерной частью фасадов церкви являлся криволинейный деревянный карниз большого выноса, часто употреблявшийся в строительстве городских жилых зданий. Важным элементом архитектуры были монументальные обрамления дверных проемов на южном и северном фасадах. Ко времени начала возрождения монастыря надстройки выше главного карниза были сняты, строение имело обычную крышу. К 2012 году храм вновь украсился луковичным пятиглавием.
Михаило-Архангельский храм
Надвратная церковь во имя Михаила Архангела и прочих бесплотных сил была сооружена в 1835 году, в стиле зрелого классицизма. В мае 1849 года она была освящена архиепископом Иркутским Нилом. Прямоугольный в плане (7,07х22,0 м) двухэтажный корпус с большим четырехколонным портиком, приставленным к стене, и арочным проемом ворот по оси трактуется как основание для храма. Храм скомпонован как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя фронтонами, к которому с запада и востока примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря. Над всем — массивный цилиндрический барабан под полусферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым шаром и крестом. Поверхность барабана расчленена чередующимся рядом из арочных проемов и таких же декоративных ниш. Здание возведено из кирпича на бутовом фундаменте. Стены оштукатурены и побелены. Железные крыши были покрашены в голубой. В новой церкви устроили иконостас сплошной столярной работы, куда собрали старые монастырские иконы XVII-XVIII веков.
Во время внутреннего ремонта 1891 года иконостас был «разделан масляными красками, а стены клеевыми — благолепно,» а над массивными деревянными воротами «написан во всю арку образ Св. Троицы». Ко времени возрождения монастыря здание храма сохранилось, но цилиндрического барабан был утрачен, крыша покрыта асбошифером, изменено заполнение проемов.
Монастырь сразу по основании, с конца XVII века, был окружен оборонной крепостной стеной, по типу сибирского «стоячего» острога. Ограда была деревянной, «забранной» в столбы; по углам были прочные рубленые четырехугольные башни с шатровым верхом с бойницами на разных уровнях. Стена была довольно высока и имела длину в 400 саженей (852 м), охватывая большую площадь нежели любой из 14 главных острогов Сибири в XVII века. В каждой из четырех башен стены было по три яруса («моста») в виде этажей с бойницами. Первоначально въезжие ворота были расположены с северной стороны, обращенной в сторону Селенги. По бокам ворот высились еще две боевые башни, укрепляя самое слабое место в системе защиты. Одна из этих башен, как «остаток древнего зодчества XVII века», сохранялась еще на 1847 год.
При этом, начиная с 1831 года, вокруг монастыря стали возводить каменную ограду, а главный въезд — «святые ворота» — были перенесены на южную сторону и устроены в виде арки. Новую стену, в стиле зрелого классицизма, к 1851 году возвели с трёх сторон, а северная сторона была закончена лишь к 1876 году. Общая длина ее составила 330 саженей (703 м) и имела форму, близкую к квадрату. Пятиметровые кирпичные стены с глухими арками были построены в метр шириной на бутовом фундаменте. Сначала на углах были построены три двухъярусные каменные башни с деревянными куполами крытыми железной кровлей и увенчанными крестами (высота до верхушки креста — 12 м). В 1849 году начали возводить северо-восточную башню, для постройки которой крестьянин Федор Кащеев привез 1000 кирпичей. В северо-восточной башне в середине XIX века находилась кузница. Другие башни тоже использовались под хозяйственные нужды. На начало XXI века стены сохранились в относительно хорошем состоянии, если не считать перекосы некоторых участков от неравномерной осадки.
Скиты, подворья, приписные храмы: Котокельский скит (недейств.); Посольское подворье, ныне самостоятельный монастырь (мужской); Чикойский скит, впоследствии самостоятельный монастырь (недейств.).
Утраченные постройки
Всехсвятский храм. Был расположен у западной стены. Храм во имя Всех святых был заложен рядом с западными воротами в апреле 1710 года по челобитью архимандрита Мисаила, «по самой нужде». Вероятно, ее закончили в 1715 или 1717 году. По другим данным, она была освящена в 1713 году. Церковь отличалось красотой: «с папертью брусчатая, верх осьмиугольный, бочки крестовые о пяти главах, кресты деревянные простые. А главы и бочки обиты чешуйчатым лемехом». На одной из «бочек» был изображен образ Спасителя, Сидящего во облаце — картина была видима далеко за монастырской оградой. По богатству и убранству эта церковь не уступала Троицкой. В конце 1730-х годов церковь перестроили. Был возведен весьма стройный трехэтажный деревянный храм с восьмигранными объемами в виде террас, уменьшающимися по мере их подъема, что дало зданию пирамидальный вид. Над каждым этажом по всему периметру восьмигранника выступали карнизы. «Бочки» были убраны. Вместо них над верхним объемом возвышался восьмигранный полусферический купол с глухим фонариком, несущий маленькую изящную маковку с тонким ажурным железным крестом. У основания церкви, вдоль северной и западной сторон, была устроена крытая галерея на каменных колоннах дорического стиля. В таком виде Всесвятская церковь сохранялась до 1920-х годов.
Деревянный надвратный храм. После возведения в 1830-х годах новой каменной ограды и «святых ворот» старое деревянное сооружение надвратной церкви оказалось на территории монастыря. В нем бывший проезд превратили в помещение для библиотеки и монастырского архива. В 1877 году крышу покрыли кровельным железом.
Часовня. На улице, справа от ворот, «по большому тракту,» на начало XX века стояла маленькая часовня.
Колокольня. Колокольня обители первоначально была отдельным сооружением, стоявшим рядом Троицкой церковью. Ее шатровый верх нес на себе луковичную главку, обитую чешуйчатым лемехом, с большим деревянным крестом. В описи 1690 года сказано, что: «колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в станке с кампасом указательным». Эти первые в Забайкалье башенные часы позже были перенесены в Иркутский Вознесенский монастырь. Впоследствии количество колоколов в колокольне выросло до 9. В конце XVIII века старая колокольня была заменена колокольней Троицкой церкви.
До закрытия монастыря кроме церквей в монастырской ограде находились жилые помещения, хозяйственные постройки, огороды и прочее, необходимое для повседневной жизни его обитателей. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья: вначале довольно большой деревянный дом «о двух партаментах», в одном из которых была часовня-молельня; после пожара 1841 года вновь отстроен в камне с деревянным мезонином, кухней, погребом и кладовыми. Рядом с настоятельским домом, огороженные палисадом, находились три небольших огорода и сад. Монахи обитали в 10-12 кельях. С XVIII века одна келья была приспособлена для «больнишных монахов», где порой лечились и миряне. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами, находились хлебные амбары, мастерская-изба. В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, «экипажный сарай», каменные кладовые. Над колодцем возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом. В XVIII веке в монастыре также имелась своя тюрьма, в которой содержались преступники против веры, государственные преступники, провинившиеся монахи и прочие.
За оградой монастырю принадлежали различные постройки: хлебные амбары, зимовье на реке Пьяной, где позже устроили мельницу (перестроена в 1887 г.). В середине XIX века для проезжающих напротив южных ворот монастыря построили деревянную гостиницу. 1 октября 1885 года сельская церковно-приходская школа, расположенная ранее внутри обители, была перенесена во вновь отстроенное здание в селе Троицком. Была и богадельня для новокрещеных инородцев.
https://drevo-info.ru/articles/24558.html

Бывший Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 км северо-западнее Улан-Удэ в долине р. Селенги на левом ее берегу, в с. Троицк (Троицкое). Монастырь основан по указу от 1681 г. царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. Были отправлены 12 духовных лиц с наставлениями: «где приищут — построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев…». Миссия нашла на левом берегу реки Селенги старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 г. Здесь и решили строить монастырь.
На избранном в широкой долине р. Селенги месте, довольно ровном и возвышенном, окруженном лесистыми хребтами, на берегу мельничной речки Пьяной, на плодородных землях в 1683 г. началось возведение сооружений монастыря. Деревья для строительства рубили прямо на месте. Первый соборный храм Живоначальной Троицы, построенный в 1683 г. был освящен 31 января 1684 г. В мае 1685 г. закончили вторую церковь во имя Николы Чудотворца. Строительство монастыря осуществлялось под руководством игумена Феодосия и сменившего его в 1694 г. игумена Мисаила, фактически исполнявшего эти обязанности задолго до своего официального назначения. К 1690 г. устройство монастыря по первоначальному плану было завершено.Монастырь стал самым крупным оборонительным пунктом русских в Забайкалье, имел защитные стены, башни, пушки, самопалы, гарнизон казаков.
Наибольшего расцвета Троицкий монастырь достиг в XVIII в. Он имел обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе и озеро Котокель. С 1785 г. начинается перестройка монастыря в каменном исполнении, в основном сохранивший свой облик до наших дней. Он сохранил конструкцию острожного укрепления: каменные стены с угловыми башнями, и пятой — проезжей, в центре фасадной части, обращенной к старому «Московскому» тракту. Окружающее монастырь село Троицкое образовано еще до его основания русскими казаками-землепроходцами и затем монастырскими крестьянами. Село сначала имело название Средняя Заимка.
Особой заботой монастыря в конце XVII — начале XVIII в.в. была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 852 м. Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна, ни один из 14 главных острогов Сибири в XVII в. не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса («моста») в виде этажей с бойницами для «боя».
Поскольку в первые десятилетия существования монастыря еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. В те годы «конные табуны и рогатый скот сильно отнимали и отгоняли», горели монастырские мельницы. И в самом монастыре пожары бывали неоднократно. Ими уничтожались постройки, имущество и документы. Крестьяне, селившиеся на монастырских землях с обязательством отбывания ряда повинностей, не были надежны. Дело крещения бурят вовсе продвигалось туго. Видимо, «святые отцы» не чувствовали себя в достаточной безопасности. Даже по описи 1732 г. монастырь ещё имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы. И это несмотря на то, что военной угрозы для Забайкалья, казалось бы, уже не существовало.
Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. В конце XVII в. в монастыре квартировал полк Ф.И. Скрипицына, который совместно с бурятскими вооруженными формированиями отстаивал Забайкалье от посягательств маньчжурско-монгольских феодалов. В XVIII в. монастырь процветал, являясь владельцем обширных земельных и лесных угодий, рыболовных промыслов, имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, кожевенные заводы и мельницы.
К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, монументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека — книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север — в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников.
В XVIII в. монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему в 1700 г. Посольскому монастырю. Кроме хлебопахотных земель, сенных покосов, участков рыбной ловли — отведенных первоначально, с 1704 г. по указу Петра I, вместо выплачивавшегося ранее денежного содержания («руги»), монастырю были прирезаны новые земли и дарованы новые привилегии. Его землю обрабатывали монастырские крестьяне. Он имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, мельницы, соляные варницы и кожевенные заводы. Он был богатейшим монастырем в Иркутской епархии. Но в 1764 г. в связи с монастырской реформой («учреждением штатов») Троицкий монастырь был «оставлен за штатом» и его владения резко сокращены. Ему было оставлено 60 дес. удобной пахотной и сенокосной земли и до 30 дес. неудобной, а также рыболовные угодья (о. Котокель с впадающими в него речками) и мельница. Кроме того, выдавалось денежное жалование. С 1830-х г.г. Троицкий монастырь стал монастырем третьего класса, которому по штату полагалось, кроме настоятеля, 12 человек.
В конце XIX в. в монастыре проживало до 25 человек, но штат монахов не был комплектным: «по неохоте сибиряков принимать монашество».
Первый, построенный в 1683 г., деревянный Троицкий собор просуществовал до 1890-х г.г.в без перестройки. Согласно описи 1690 г., церковь была с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские двери серебром оправлены…», К концу XIX в. в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII в., с иконами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 г. была закончена реставрация церкви: подведен каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба сооружения неизвестна. В 1920-х г.г. оно уже не существовало.
Другая церковь, построенная в годы освоения монастыря Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою». Любопытно, что в описи 1690 г. говорится: «колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в стан с кампасом указательным». Дальнейшая судьба Никольской церкви и колокольни — неизвестна. Боевые часы впоследствии были взяты в Иркутский Вознесенский монастырь.
Третья церковь — во имя Всех святых — над главными воротами в деревянной ограде монастыря была построена в 1710 г., а в 1719 г. освящена. Над низким рубленым корпусом с воротами в средней части возвышалась церковь в виде квадратного в плане сруба, выше переходившего в восмерик. Последний имел шлемовидную крышу, завершенную небольшим фонариком с луковицей и крестом.
С восточной стороны к срубу примыкал пятиугольный пристрой абсиды. Позже с северной и западной сторон церкви была пристроена крытая галерея — паперть на каменных столбах. После сооружения в 1830-х г.г. новой каменной ограды и каменного здания «святых» ворот с надвратной церковью старое деревянное здание ворот с надвратной церковью оказалось на территории монастыря. В нем на месте ворот устроили помещение для библиотеки и монастырского архива. В 1870 г. церковь покрыли кровельным железом. Еще до этого рубленые стены были обшиты тесом, что значительно снизило архитектурную выразительность сооружения.
В XIX в. еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки. В настоящее время здания не существует. В первой половине XVIII в. в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей». У настоятелей второй половины XVIII в. такой титул появляется, по-видимому, в связи со строительством нового каменного храма монастыря.
Сооружение взамен деревянного собора каменной церкви датируется 1785 г. Она была построена «усердием майора Карпова», в качестве трехпрестольного храма, в котором главный престол во имя Живоначальной Троицы был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. Николая Мирликийского Чудотворца занимал одноэтажную более широкую часть здания. Видимо, именно строительство каменной церкви послужило основанием повышения статуса монастыря в 1830-х г.г. Капитальным предприятием явилась и замена обветшалой деревянной ограды монастыря на каменную с угловыми башнями. Ограда начата постройкой в 1831 г. и окончена в 1876 г. При этом прежнее здание главных ворот с надвратной церковью оказалось внутри новой ограды на территории монастыря в ее северо-западном углу. Из этого мы можем заключить, что первоначально главные ворота монастыря располагались в северной стене и территория монастыря расширена в северном, западном и, очевидно, южном направлении, где стену расположили вдоль тракта, а главные ворота устроили по ее центру. Монументальное здание главных «святых» ворот с надвратной церковью во имя «Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил» возведено в 1835 г. В 1841 г. вместо сгоревшего деревянного западнее церквей было построено каменное одноэтажное с деревянным мезонином здание настоятельских келий.
К концу XIX в., кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей, двух деревянных церквей, дома настоятеля и монументальной ограды, на территории монастыря существовали: 1) колодец 4-стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фундаменте флигель на два жилья, построенный в 1883 г.; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построенный в 1880-х г.г., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями и сенями между ними; 5) старый длинный флигель, в котором помещались кухня, странная, и трапезная, просфирная мастерская и под сенями подвал; 6) прочие старые сооружения, хлебный амбар, погребледник, рабочая изба и мастерские; 7) в северо-восточном углу монастыря с особыми воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго-восточном углу монастыря был сад со старыми яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля распахивалась под огороды, сад, и огороды были обнесены палисадом.
Помимо, этого за оградой располагались монастырские постройки: 1) Против главных ворот через улицу — построенное в 1888 г. деревянное здание одноклассной церковно-приходской школы с квартирой для учителя и хозяйственным двором; 2) против ворот за огородами — гумно монастырское; 3) в двух верстах от монастыря, на р. Пьяной мукомольная мельница о двух поставах.
К самому монастырю с юга подходил большой «заморский» тракт, утративший во в горой половине XIX в. свое прежнее значение. Вдоль тракта в свое время разрослось селение, образовавшееся из людей, поселенных здесь же в первые годы существования монастыря. К концу XIX в. в нем было 70 дворов. С тракта от Байкала монастырь был виден за несколько верст, выделяясь белизной каменных храмов и монументальной кирпичной ограды. Монастырь хорошо виден и с Транссибирской железной: дороги, проведенной в этих местах в самом конце XIX в. на расстоянии нескольких километров от монастыря.
По-видимому, именно прокладка Транссибирской железной дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900-х г.г. При настоятеле Иринархе в 1902-1903 г.г. была возведена ещё одна Никольская церковь, а также два каменных дома.
Троицкая церковь
Построенная в 1785 г. «Усердием майора Карпова» в виде трехпрестольной церкви, располагается в центре территории монастыря. Её главный престол во имя Живоначальной Троицы занимал двухсветную часть и был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богоро¬дицы и Святого Николая, Мирликийского Чудотворца размещался в широкой одноэтажной части здания.
Троицкая церковь возведена из кирпича (размером 28х14х7см) на бутовом фундаменте. Наружные поверхности стен побелены. Полы деревянные, крашеные. Крыши церкви первоначально были деревянными, из теса и лемеха. В 1863 г. церковь была покрыта кровельным железом и покрашена в зеленый цвет медянкой. В интерьерах Троицкого придела роспись имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830-х г.г. клеевыми красками было изображено Сошествие святого духа на апостолов, а на горном месте — Воскресение Христово. Иконостас был пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 г. свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами.
В теплом храме во время ремонта 1891 г. перестлали полы, заменили рамы, стены и пол были покрыты масляными красками, окна, карнизы и панель разделаны бордюрами, а свод окрашен в светло-голубой цвет. Два небольших иконостаса в приделах имели резные царские ворота. Отопление осуществлялось двумя печами, расположенными в нишах внутренней стены, по обе стороны от входа. В настоящее время роспись и внутреннее оборудование не сохранились. Помещения приспособлены для палат. Внешний облик здания также сильно изменился: сняты верхние ярусы колокольни и купол двухэтажной части, снесена алтарная часть (абсида). Входной портик превращен в крытый тамбур. Оконные проемы в одноэтажной части расширены за счет уничтожения обрамления.
Несмотря на указанные утраты, сохранившиеся части церкви представляют несомненную ценность как памятник архитектуры XVIII в.
Никольская церковь
Второй деревянной церковью, возведенной в первые же годы существования Троицкого монастыря (в 1685 г.), была церковь Николая Чудотворца. О её дальнейшей судьбе никаких документов не сохранилось. Возможно, она стала жертвой одного из пожаров, опустошавших монастырь в XVII в. По-видимому, она не существовала уже в 1785 г., ко времени сооружения нового каменного главного храма монастыря, так как этот храм был сделан трехпрестольным, а один из приделов посвящен именно Св. Николаю, Мирликийскому Чудотворцу. Новое, каменное, существующее в настоящее время, здание Никольской церкви было построено в 1902-1903 г.г. при настоятеле Иринархе вновь, после некоторого перерыва, развернувшего в монастыре строительную деятельность.
Никольская церковь размещается севернее Троицкой и примерно равна ей по площади застройки и объему, Но они совершенно различны по своей объемно-пространственной композиции. Никольская церковь не имела колокольни. Ее объемно-пространственная композиция строится на постепенном нарастании в ширину и по высоте трех объемов: паперти, трапезной и собственно храма. Последний в данном случае, в отличие от более ранних типов композиции, является наиболее крупным объемом здания не только из-за двухсветной высоты, но и по размерам в плане (12х12). В этом отношении он значительно больше, чем двухсветный придел Троицкой церкви. С востока к нему примыкает одноэтажный объем алтарной части. Общая длина здания составляла 33 м. Архитектурный облик Никольской церкви представляет своеобразное сочетание элементов древних и новых.
По общей архитектурно-пространственной композиции он во многом повторял образцы древних кубовидных храмов. Обработка поверхности стен всех объемов очень скромна. Главный объем расчленен пилястрами в углах и простенках, как в соседней Троицкой церкви. Правда, здесь пилястры более геометричны. Такой же характер имеет высокий антаблемент с четкими горизонталями и большим криволинейным карнизом из дерева.
Таким образом, в архитектуре стены отчетливо выражен тектонический элемент. Единственным живописным, богатым светотенью пятном на южном фасаде является монументально оформленный дверной проем. Простое обрамление окон и полоса прямоугольных углублений на антаблементе — вот и все архитектурно-декоративные средства, помимо пилястрлопаток и антаблемента. Криволинейный большого выноса карниз заимствован из архитектуры деревянного городского жилого дома, где он в годы строительства церкви являлся излюбленной деталью. Над карнизом возвышался пирамидальный шатер с пятью луковичными главками: большой в центре и меньшими по граням крыши.
В настоящее время все надстройки выше главного карниза сняты и здание имеет обычную крышу; четырехскатную над двухэтажной и двухскатные над одноэтажными частями. Здание используется как столовая, красный уголок и под больничные палаты. Несмотря на утраты и перестройки, здание сохраняет определенный исторический и архитектурный интерес.
Надвратная церковь св. Михаила
Здание главных «святых» ворот с надвратной церковью «во имя Св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил» занимает центр южной стороны капитальной ограды монастыря. Оно было возведено в 1835 г. и представляет собой прямоугольный в плане корпус, разрезанный в своей нижней, двухэтажной части по центральной оси проездом ворот. В боковых частях кроме лестниц, ведущих наверх, устроено четыре жилых помещения. Храм занимал среднюю часть третьего этажа. Архитектурно-пространственная композиция всего сооружения представляет собой образец решения подобной задачи по канонам русского классицизма. Двухэтажный корпус с большим четырехколонным портиком, приставленным к стене, трактуется как основание для храма. Последний скомпонован как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя фронтонами, к которому с запада и востока примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря. Над прямоугольной частью храма возвышался массивный цилиндрический барабан второго яруса церкви, накрытый сферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым шаром и крестом, Структура стены барабана организована чередующимся рядом из четырех арочных проемов и четырех таких же декоративных ниш.
Композиция фасадов здания выполнена в строгом соответствии с требованиями русского классицизма начала XIX в. На южном, обращенном на улицу, фасаде главным элементом является массивный с фронтоном портик из трехчетвертных колонн тосканского ордера. В среднем более широком интерколумнии его устроен арочный проезд ворот, а в боковых — двери с крыльцами для входа в храм и часовню. Последняя «со святыми иконами и кружкой» размещалась в первом этаже с правой стороны. По центру третьего этажа между фронтонами рустованная арка окружила полуциркульное окно. Такие же полуциркульные проемы имелись во втором этаже боковых частей здания, перекликаясь с арочной структурой ограды. Со двора композиция фасада построена аналогично. Отличие заключается в замене трехчетвертных тосканских колонн портика на плоские пилястры того же ордера.
Вся тщательно продуманная композиция здания, уравновешенность пропорций, размещение и характер проемов и деталей свидетельствуют, что проект здания надвратной церкви, да и всей ограды с угловыми башнями выполнен мастером архитектуры классицизма. В то же время неряшливость исполнения деталей, неточности и наивности в их прорисовке, несомненно, говорят о том, что сам автор не принимал непосредственного участия в строительстве.
Здание возведено из кирпича на бутовом фундаменте. Стены оштукатурены с обеих сторон известково-песчаным раствором и побелены известью. Железные крыши были покрашены медянкою на масле. После ремонта 1891 г. внутри храма иконостас столярной работы с иконами старого письма был «разделан масляными красками, а стены клеевыми — благолепно». Большие ворота также были «разделаны масляными красками, а над ними написан во всю арку образ Св. Троицы».
В настоящее время цилиндрический барабан церкви уничтожен; вместо железных крыш — асбошиферные; изменено заполнение проемов. В остальном здание в удовлетворительном состоянии. Несмотря на указанные утраты, здание сохраняет значение памятника архитектуры первой половины XIX в.
Жилой дом настоятеля
Настоятельские кельи располагаются западнее здания Троицкой церкви. Здание было построено взамен сгоревшего деревянного в 1841 г. Оно представляет одноэтажный прямоугольный корпус, размером 18,3х14,0 м. Главным был симметричный относительно центральной оси восточный фасад, но парадный вход расположен с северного фасада. В 1890 г. к дому пристроили крытую галерею и каменную кладовую. Фасады дома скромны и выдержаны в традициях архитектуры городского жилого дома первой половины XIX в. Для них определяющим элементом является спокойный шаг одинаковых проемов. На восточном главном фасаде простые обрамления с сандриком выделяют средние три окна, над которыми деревянный оштукатуренный мезонин с балконом закреплял симметрию композиции. Скромный главный карниз с деревянной верхней частью, несколько горизонтальных членений упрощенной рустовки ниже окон и овальные ниши над окнами — вот и все остальные архитектурные средства, создающие в своей совокупности с белой стеной уютный и сдержанно-достойный образ. Хотя архитектурная композиция дома говорит о мастерстве автора, грубоватая наивность деталей убеждает, что строительство, видимо, осуществлялось без соответствующего надзора.
Во внутренней планировке главным помещением, очевидно, являлась парадная гостиная, занимавшая центральную часть дома. В настоящее время здание приспособлено под палаты. Кирпичные оштукатуренные с обеих сторон стены в хорошем состоянии. Крыша дома, первоначально деревянная, в 1885 г. была покрыта железом на новом основании.
По анализу современного состояния дома можно утверждать, что в предреволюционные годы крышу вновь меняли, при этом не были сохранены мезонин и балкон. Была переделана и верхняя деревянная часть карниза: она получила характерную для деревянной жилой архитектуры 1900-х г.г. форму большой выкружки. Не существует сейчас и галерея, пристроенная в 1890 г. к южному фасаду.
Ограда с угловыми башнями
Капитальная каменная ограда охватывает по всему периметру — 699 м (330 саженей) территорию Троицкого монастыря, имеющего форму слегка неправильного четырехугольника. Она заменила прежнюю деревянную стену с надвратной церковью и деревянными угловыми башнями, пришедшую в ветхость. Строительство каменной ограды было предпринято в 1831 г., начиная с южной стены. В 1835 г, закончили здание «святых» ворот с надвратной церковью. Строительство велось на «скромные средства обители при помощи благотворителей». Завершено сооружение в 1876 г. при настоятеле Сергии «стараниями казначея, иеромонаха Владимира, которым окончена каменная ограда — проведена вся северо-восточная стена». По углам ограды были возведены четыре башни. В 1885 г. их покрыли железом. В двух башнях были устроены помещения для жилья, в одной — склад извести и одна занята но хозяйству на конном дворе.
Ограда представляет собой ритмический ряд из повторяющихся элементов: столбов и рустованной стены между ними, прорезанной арками. По южному фасаду с каждой стороны ворот располагается по 14 арочных секций. Убегающий ряд арок зажат горизонталями цоколя и нависающей массивной плиты карниза. Замковые камни и русты, рельефно чередующиеся в двух плоскостях, по контрасту с заключенными между ними гладкими поверхностями покружий арок и вертикальных полос столбов создают разнообразную и красивую игру светотени. Динамический бег аркатуры останавливается угловыми башнями и зданием ворот. Но при этом в архитектуре последних предусмотрены аналогичные криволинейные элементы, которые как бы переносят несколько задержанное движение на новый участок стены. Две угловые башни по южной стене представляют собой сооружения центрической композиции, по массе и пропорциям частей соответствующие их роли в ансамбле. Над нижним кубическим объемом на ступенчатом основании с фигурными столбиками по углам возвышается восьмиугольный барабан, накрытый куполом с маленькой главкой и крестом. Массивность нижней части смягчена высокими арочными нишами. Наличие этих кривых создает взаимосвязь с аркатурой стены. Но в отличие от последних кривые ниш имеют более статический характер. Это впечатление усилено трехчастным делением поверхности ниши пилястрами. Поверхность барабана также декорирована аркатурой с чередованием проемов и ниш. Архитектура башен делает их самостоятельной, но неразрывной, частью стены.
Башни по северной стене, построенные в более позднее время, хотя и повторяют в целом композицию южных, значительно уступают им по пропорциям и архитектуре. Они были сооружены менее капитально и в настоящее время уже не существуют. Северная стена, также построенная в последнюю очередь, имеет вид простых участков каменной ограды между столбами.
Ограда сложена из кирпича на бутовом фундаменте при высоте 4 м имеет ширину 1 м. Башни также выстроены на бутовом фундаменте при толщине стен 1 м. Высота кирпичной кладки башен (до купола) — 8,5 м. Кирпичные поверхности оштукатурены известковым раствором, Купола башен — деревянные конструкции с железной кровлей, покрашенной в зеленый цвет медянкой. Общая высота башен до верхушки креста была 12 м.
В настоящее время две южные башни сохранились сравнительно хорошо. Сняты только кресты. Стена тоже в относительно хорошем состоянии. В 1880-х г.г. в западную сторону был встроен большой корпус хозяйственного и «жилого назначения, а в 1902-1903 г.г., два жилых здания келий встроили в северную сторону. Восточный участок южной стены из-за неравномерной усадки дал крен и был укреплен контрторсами. В северо-восточном углу стена дала просадку. В целом ограда с башнями является наиболее сохранившим первоначальный облик сооружением монастырского ансамбля и ценным памятником архитектуры первой половины XIX в.
Внутреннее убранство монастыря отличалось большим вкусом. Сплошной иконостас, орнаментированный искусной резьбой, был «вызолочен золотом». В одном из приделов внутренние стены окрасили зеленой краской, а на своде художник изобразил светлое небо с плывущими облаками. Окна, карнизы и панели разделены были бордюрами. Среди картин, особо выделяемых своей «благолепостью», была икона «Всех скорбящих радости». В холодной части Троицкой церкви находился резной пятиярусный иконостас. И здесь свод был отделан особо: над входящим расстилалось голубое небо, «посыпанное звездами». Многокрасочная гамма икон с золотыми окладами, богатство церковных атрибутов, впечатление глубины «небесных сводов» придавали внутреннему убранству церкви спокойный и торжественный вид. Снаружи фасады украшены плоскими вертикальными выступами под вид колонн — пилястрами. Каждое окно было украшено картушем. «Царские врата были орнаментированы искусной резьбой, позолоченными и посеребренными венцами. Помимо большого количества икон и картин, писанных на досках и на «холстах живописью», в церкви находилось много утвари и атрибутов богослужения. Некоторые из них представляли собой образцы чеканного и ювелирного искусства, весьма тонкой работы 17-18 в.в.
Кроме церквей в монастырской ограде находились библиотека, архив, жилые помещения, кельи, хозяйственные постройки, огороды. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами находились хлебные амбары, «мастерская изба». В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, «экипажный сарай», каменные кладовые. Был устроен оригинальный колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом. Воду поднимали с помощью специального колеса. Такой же колодец находился в юго-восточном углу монастыря. В северо-восточной башне находилась кузница. Другие башни тоже использовались под хозяйственные нужды: в северо-западной башне был склад для извести, а южные — приспособлены для жилья. В XVIII в. здесь, как и в других русских монастырях, имелась своя тюрьма, в которой содержались преступники против веры, государственные преступники, провинившиеся монахи и прочие.
Троицко-Селенгинский монастырь возник на перекрестке дорог, ведущих из Москвы в Селенгинскую Даурию, Монголию и Китай, а также на север — в итанцинские и баргузинские пределы. Его посещали многие известные люди того времени.
Через монастырь проезжали и останавливались в нем все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье. Одним из них был великий и полномочный посол России в Китай Федор Алексеевич Головин. Посетили монастырь Избрандт Эберхард (Елизар Елизарович) Идес, датчанин, — посланник царя Петра I в качестве главы русского посольства в Китай; Измайлов Лев Васильевич, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, чрезвычайный посланник в Китай в 1720-1721 г.г.; Лоренц Ланг, швед на русской службе; Владиславич-Рагузинский Савва Лукич, серб на русской службе, торговый и финансовый агент России на Балканском полуострове, чрезвычайный и полномочный посол России в Китай в 1725-1728 г.г.; Бухгольц Иван Дмитриевич, бригадир, основатель Омской крепости.
Монастырь посетил Абрам Петрович Ганнибал, русский военный инженер, генерал-аншеф, крестник Петра I, прадед А.С. Пушкина. После смерти Петра I он был отправлен в Тобольск, а затем к китайской границе для строительства Петро-Павловской крепости в устье Чикоя, рядом с Селенгинском. Были здесь известные историки России — Миллер Г.Ф., Гмелин И.Г., Фишер И.Э.
В конце июня 1891 г. монастырь посетил цесаревич Николай Александрович. На память о своем пребывании цесаревич подарил монастырю «сребропозлащенный» эмалированный напрестольный крест и пожертвовал 300 рублей.
Монастырь принимал многих деятелей Русской Православной Церкви.
Монастырь был ликвидирован в 1921 г. Сохранившиеся до наших дней постройки: Троицкий собор, Никольская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела, трапезная, угловые башни, амбар, ограда, келейный, настоятельский корпусы и корпус для послушников являются частью архитектурного ансамбля с унаследованным от древнерусского зодчества богатством силуэта, живописностью и органическим сочетанием с окружающим природным ландшафтом. После закрытия монастыря его здания использовались детским домом, затем психоневрологической лечебницей. Почти все постройки нуждаются в реставрации и ремонте. Государственный орган охраны памятников считает необходимым с целью сохранения и дальнейшего использования комплекса построек монастыря, являющегося памятником архитектуры федерального значения, передачу его в пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной Церкви.
В настоящее время часть помещений монастыря используется под психиатрическую больницу. В 2000 г. возобновлена деятельность духовной общины, которая ведет реставрацию некоторых помещений. Ею частично восстановлена надвратная церковь и начаты службы. Затем эта работа была прервана.
Православное Прибайкалье, http://az-kozin.narod.ru/monastyri.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?