Троицкий Густынский монастырь

Обитель основали в начале XVII века на острове Густыня р.Удай иноки Киево-Межигорского монастыря иеросхимонах Иоасаф с учениками – иеромонахом Евфимием и монахом Геннадием. «Летопись монастыря Густынского» утверждает, что перед этим, придя в Киев с Афона в 1600 году, о. Иоасаф с игуменом Афанасием тогда же основали Межигорскую обитель, однако акты упоминают о ней с 1523 года и называют о. Афанасия выходцем из Московии. С помощью мирян, живших вокруг Густыни, о. Иоасаф и его ученики, согласно «Летописи», построили в 1614 году деревянный храм Св. Троицы.
Чувствуя близость кончины, о. Иоасаф направил о. Евфимия и Геннадия к начальнику Ближних пещер Киево-Печерской Лавры Исаии Копинскому с просьбой о содействии. Тот прибыл в Густынь, возвел здесь ряд строений, в т. ч. трапезу с храмом Благовещения или Рождества Пресвятой Богородицы, посетил на Волыни хозяев густынских земель – князя Михаила Корибута Вишневецкого с женой Раиной Могилянкой – и получил от них акт на угодья для монастыря, при этом князь наделил о. Исаию правом опеки всех православных священников в своих владениях на левом берегу Днепра. Вернувшись в Лавру и став вскоре игуменом Киево-Братского монастыря и Межигорья, в отличие от «Летописи», Межигорский помянник не сообщает об этом игуменстве, о. Исаия после кончины о. Иоасафа присылал в Густынь достойных иноков в качестве настоятелей.
В 1620 году Густынь посетил Иерусалимский патриарх свт. Феофан, которого охраняло в пути войско Запорожских казаков во главе с гетманом Петром Сагайдачным; по прибытии в Киев он принял участие в восстановлении православного епископата Украины, в частности – возведении о. Исаии во епископа Перемышльского. Речь Посполитая не признала эти посвящения законными, и владыка Исаия не вступил в управление своей епархией; однако и часть межигорской братии отказалась принять его настоятелем, «епископ не может быти нам игуменом», и он с преданными ему иноками перешел в Густынь, с 1628 года он титуловался архиепископом Смоленским и Чернигово-Северским, в 1631-1632 годах был митрополитом Киевским, затем жил в Киево-Златоверхом монастыре и некоторых монастырях Полесья.
В 1620-х годах оба храма, трапезную и кельи сменили новые, которые в 1636 году сгорели при пожаре. В 1638 году монастырь перенесли на другое место и построили в нем трапезную с храмом Успения Пресвятой Богородицы и кельями. В том же году, узнав о нападении польского войска на Мгарский монастырь, основан владыкой Исаией в 1619-1624 годах, густынские иноки оставили свою обитель и ушли в Московию. В 1639 году монастырь был возрожден и окружен защитным рвом, тогда же обитель посетил митрополит Киевский свт. Петр Могила. Ее жертвователем в это время выступил правитель Молдовы Василий. В 1641-1644 годах здесь вновь был выстроен храм Св. Троицы.
В разные дни 1654 года обитель посетили патриархи: Константинопольский – свт. Афанасий Пателарий, и Антиохийский – Макарий с сыном архидиаконом Павлом Алеппским, последний отметил в дорожных записях, что увиденный им здесь иконостас храма Св. Троицы многократно превосходил великолепием бывшие в то время иконостасы Киево-Софийского собора и Успенского собора Киево-Печерской Лавры.
В 1671 году часть обители вновь уничтожил пожар, после чего здесь начали каменное строительство: в 1674 году заложен храм Св. Троицы, в 1675 году его освящение совершил Черниговский архиеп. Лазарь Баранович, который во время торжества рукоположил во иеромонаха будущего свт. Димитрия Ростовского; на рубеже XVII-XVIII веков построены трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы, ограда, башня св. ворот с надвратным храмом свт. Николая Мирликийского, храм свв. апп. Петра и Павла, корпус настоятеля с северными воротами и домовым храмом св. вмц. Варвары; обитель стала образцовым архитектурным ансамблем в стиле украинского барокко.
В XVII-XVIII веках в обители составлены «Густынская летопись» и «Летопись Густынского монастыря», которые признаны важными источниками отечественной истории.
В 1697 году прилуцкий полковник Дмитрий Горленко перенес в крипту храма Св. Троицы прах своего отца – прилуцкого полковника Лазаря Горленко, убит в Крымском походе 1687 года казаками, поднявшими бунт при известии о смене гетмана и украсил наместную храмовую икону Божией Матери серебряной позлащенной ризой; на его же средства построены монастырские стены и храмы свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла; обитель посещал его внук Иоаким – будущий свт. Иоасаф Белгородский, отец которого, Андрей, был женат на дочери гетмана Даниила Апостола Марии.
В 1793 году монастырь был упразднен, в 1844 году – вновь открыт. В 1845 году ветхие строения обители запечатлел на своих рисунках Т. Шевченко. В том же году в крипте Успенской церкви был погребен генерал-губернатор Малороссии князь Николай Репнин, а сам храм обновлен на средства вдовы Репнина Варвары и освящен в честь Воскресения Христова, в дальнейшем он стал усыпальницей Репниных. При обновлении этого и других строений монастыря их вид был частично изменен: Воскресенский храм обрел боковые апсиды, башню с храмом свт. Николая надстроили звонницей, храм свв. апп. Петра и Павла увенчали луковичными куполами.
В 1924 году обитель вновь упразднили и отвели под коммуну беспризорных детей. Когда в 1927 голу строения Густыни изучал историк Николай Макаренко, его сын Орест утонул в Удае и был похоронен в склепе Репниных. В 1943 году монастырь возродился, в 1959 году его повторно закрыли и отвели под психоневрологический диспансер, к началу 1990-х годов здания обители выглядели руинами. В 1993 голу началось новое возрождение монастыря, к настоящему времени его архитектурный ансамбль практически полностью восстановлен.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?