Старинный город Переславль-Залесский, основанный в 1152 году князем Юрием Долгоруким на берегу Плещеева озера, известен своими памятниками древнерусской архитектуры XII-XVII веков. Особое место среди них занимает Троицкий собор Данилова монастыря XVI столетия с фресковой росписью, созданной в 1662-1668 годах артелью знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина. Фрески Троицкого собора принадлежат к числу наиболее значительных произведений мастеров костромской школы монументальной живописи второй половины XVII века, сохранившихся до нашего времени.
Троицкий Данилов монастырь – один из древнейших в городе. Его ансамбль, состоящий из храмов и келий XVI – начала XVIII века, хорошо виден с пересекающей Переславль московской дороги. Он был основан в 1508 году известным местным подвижником Даниилом. Сразу за монастырским прудом расположена живописная Сокольская слобода, в которов в XV-XVII веках жили государевы сокольники, выращивавшие хищных птиц для великокняжеской и царской охоты. Тогда эта местность на юго-восточной окраине современного Переславля находилась далеко за городской чертой и считалась глухой, уединенной и далеко не безопасной для одиноких путников. Здесь же на невысоком холме находилось «божедомье» или скудельницы, братские могилы, в которых хоронили умерших без церковного покаяния, бедняков, не имевших родственников и бродяг. Один раз в год, на Троицу, вокруг могил совершался крестных ход, и устраивалось общее отпевание.
История появления здесь монастыря изложена в Житии Даниила Переславского.
Основатель Троицкой обители Даниил, в миру Дмитрий, родился в конце 90-х годов XV века в Переславле-Залесском «от благородных родителей Константина и Феклы». С юных лет мечтал о монашестве, он покинул родительский дом и тайно постригся в Пафнутьвом Боровском монастыре. Вернувшись в Переславль, жил сначала в Никитском, а затем в Горицком монастырях, был рукоположен в сан священника. Свойственные Даниилу с детства любовь и жалость к несчастным и убогим людям предопределили своеобразие его монашеского подвига. Уже будучи игуменом Горицкого монастыря, он надолго покидал монастырские стены и бродил по окрестностям Переславля, помогал нищим, калекам, отпевал «нечаянно умерших» и потому не получивших отпущения грехов.
Даниил часто бывал на «божедомье». Здесь он хотел основать новый монастырь и поминать всех погребенных в скудельницах во время литургии, ибо «от многих лет многи скудельницы полны человеческих мощей изсыпаны». Но местные церковные власти противились этому.
Как гласит предание, нашедшее отражение в Житии Даниила, основанию обители помог случай. Даниил был духовником опальных переславских бояр Челядниных. Однажды, когда он служил в их домовой церкви явился гонец из Москвы с вестью о снятии великокняжеской опалы. В благодарность за свершившееся чудо Челяднины помогли Даниилу получить у московского митрополита разрешение на строительство монастыря и рассказали о переславском праведнике великому князю Василию III. Первоначально новая обитель получила название Всехсвятской, так как ее единственный деревянный храм был освящен в память Всех Святых, — в этот день православные христиане поминают всех умерших. Монастырь сразу же стал пользоваться вниманием великокняжеской семьи, его неоднократно посещал Василий III. Великий князь уговорил Даниила окончательно покинуть Горицы и стать настоятелем основанного им монастыря. Вскоре после этого, благодаря усердной молитве преподобного, у Василия III родился долгожданный наследник престола – будущий царь Иван IV Грозный. Даниил вместе с Кассианом Босым принимал великого князя Ивана Васильевича от купели во время крещения в Троице-Сергиевом монастыре.
На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Святой Троице.
Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храм, Спасо-Преображенский Собор XII столетия. Но уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок.
Архитектурные особенности собора сближают его с постройками московских зодчих первой трети XVI века. Возможно, он был возведен столичными мастерами, присланными в Переславль Василием III.
Троицкий собор представляет собой традиционный для своего времени небольшой одноглавый крестовокупольный храм, отличающийся изяществом пропорций. Он возвышается на вершине полого холма, и в древности, когда рядом с ним не было других более крупных сооружений, служил одной из архитектурных доминант южной окраины Переславля.
Внешний облик собора прост и монументален. Основной объем храма имеет почти кубическую форму. Гладь каждого их фасадов членится на три прясла неширокими лопатками и оживлена профилированными порталами. Толщину кирпичной кладки прорезают узкие, похожие на бойницы, арочные оконные проемы. Легкий, тонко разработанный карниз отделяет килевидные закомары от основания плоскости стен. В востока, не закрывая своими объемами пояс закомар, выступают три невысокие апсиды редкой для древнерусской архитектуры граненой формы, получившее распространение в первой трети XVI века. Вертикальные грани, видимо, должны были придавать апсидным выступам некоторое изящество, чтобы они не выглядели чересчур грузными и приземистыми. Глава собора возвышается на вытянутом вверх световом барабане, украшенном аркатурно-колончатым пояском. Подобный декор несколькими десятилетиями ранее был использован итальянскими зодчими в знаменитых кремлевских соборах и быстро получил распространение в древнерусской архитектуре далеко за пределами Москвы. Сразу после завершения строительства Троицкий собор выглядел более стройным, нарядным и торжественным, чем сейчас. Его древнее позакомарное и восемь килевидных профилированных кокошников, находящихся в основании барабана, сейчас спрятаны под четырехскатной кровлей, появившейся в конце XVII – начале XVIII века. Тогда же шлемовидная глава собора была заменена луковичной, прорублены новые большие окна, а первоначальные заложены. Повторяющиеся килевидные формы порталов, закомар, кокошников создавали впечатление устремленности храма ввысь. Достижению этого художественного эффекта способствовали также высокие и узкие окна. Несмотря на небольшие размеры, внутри храм кажется довольно просторным. Он имеет несколько вытянутый план за счет увеличения нартекса, притвора. Внутренне пространство собора легко охватывается взором от любого из входов. Оно расчленено стройными крестчатыми столбами, на которые опираются пологие крестовые своды и разделяющие их подпружные арки. Карнизы столбов и кронштейнов тонко профилированы. Рисунок их профиля почти полностью совпадает с аналогичным на наружных стенах храма. Столбы довольно широко расставлены и образуют большой подкупольный квадрат. Так как апсиды собора значительно ниже восточной стены четверика, то на ее внутренней стороне образуется значительная плоскость, позволяющая разместить на ней композиции, которым в росписях храма обычно отводится другое место. Северная, западная и южная стены собора расчленены на три части плоскими пилястрами, которые соответствуют наружным лопаткам.
В XVI столетии Данилов монастырь был почитаемой обителью. Здесь жил ученик преподобного Даниила – будущий митрополит Всея Руси Афанасий, написавший после смерти своего наставника его Житие. Отсюда происходит другой известный русский святой – друг и постриженик Даниила Герасим Болдинский. Но приобрести значительные богатства в этот период монастырской брани не удалось. Все строения обители, кроме Троицкого собора и Похвальской церкви, возведенной еще при жизни Даниила на средства великокняжеской семьи, так и оставались деревянными. А в начале XVII века во время Смуты монастырь был разграблен и почти полностью сожжен. Смута сыграла роковую роль не только в истории Данилова монастыря, но и всего города в целом. Переславцы долго не могли выбрать, кого поддержать в этой войне, и присягали все подряд – от королевича Владислава до Тушинского вора. В результате это при восшествии на престол новой династии Романовых Переславль на некоторое время утратил свое привилегированное положение подмосковной царской вотчины и не пользовался благосклонностью молодого царя Михаила Федоровича и его отца патриарха Филарета. Лишь к середине XVII века жизнь в городе начала понемногу оживляться. В силу своего географического положения на древнем торговом пути из центра страны к Белому морю Переславль оказался в сфере влияния экономики и культуры бурно развивающихся волжских городов: Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода. Восстанавливались укрепления монастырей, пострадавшие во время военных действий, на городских валах выросли новые стены и башни. Строительные работы в городе и его крупнейших монастырях осуществлялись в это время в основном костромскими зодчими. Влияние костромской и Ярославской архитектурных школ еще целое столетие будет ощущаться в церковных постройках Переславля и его окрестностей. В 60-е годы XVII века в связи с расколом русской церкви, вызванным религиозными реформами патриарха Никона, возрастает значение Переславля как духовного центра. Его монастыри, верные государственной власти, издревле служили оплотами «истинного благочествия». В то время как в соседних Костромском, Ростовском, Владимирском и Суздальском уездах были сильны старообрядческие настроения, переславские обители выделялись своей преданностью официальной церкви. В связи с этим они были вновь обласканы вниманием власти и начали получать щедрые дары от царской семьи и представителей московской знати.
Расцвет обители начался в 50-е годы XVII века и продолжался до начала следующего столетия. Троицкий Данилов монастырь в это время не только возвратил себе былую славу, но и стал одни из самых богатых в округе. Единственный из переславских монастырей, он был полностью отстроен в камне. Помимо храмов, были сооружены новые жилые и хозяйственные помещения, каменные стены и ворота. Крупнейшими вкладчиками Даниловой обители во второй половине XVII века становятся представители рода князей Барятинских, на средства которых и велось столь впечатляющее по масштабам строительство. Начало расцвета монастыря в XVII веке было связано и с деятельностью знаменитого ростовского митрополита Ионы Сысоевича. В 1653 году Ионой были освидетельствованы открытые на территории монастыря мощи его первого игумена Даниила. В том же году игумен Тихон при поддержке Ионы добился признания мощей «истинными», после чего Даниил был канонизирован. Грамотой патриарха Никона 1654 года были установлены праздновании преподобному Даниилу 30 декабря, обретение мощей и 7 апреля, преставление, Годом раньше монастырю была дана грамота на строительство церкви во имя преподобного Даниила. В 1660 году новый храм был пристроен к Троицкому собору с северной стороны. Он сохранился до нашего времени и представляет собой небольшую одноглавую церковь.