Собор построен в 1762 г. по проекту архитектора П. А.Трезини. В начале это была каменная 1-престольная, 5-ти купольная, церковь без колокольни. Летом 1842 г. здание сильно пострадало при пожаре, после чего в 1843-65 гг. была основательно перестроена, увеличен обьём трапезной, возведена колокольня, по обе стороны от неё притворы. В1880-92 гг. обновлены росписи. В 1918 г. в соборе была произведена опись имущества, изъяты ценности. В 1930 г. храм был закрыт, имущество утрачено. В здании размещались склад кожсырья, стройкантора, зоотехникум, общежитие, прачечная, спортзал, котельная. В 1997 г. храм возвращён верующим, 7 марта 1998 г. состоялось его освящение, в 2000 г. освящены южный и северный приделы.
Информация с сайта http://cerkov-provincii.narod.ru/areas/chel/troiRN.html
В начале ХХ века в Троицке было десять православных церквей и две часовни. Первым и значительным храмом Троицка был и остается Свято-Троицкий собор.
В 1743 году в день праздника Святой Троицы оренбургским генерал-губернатором И.И. Неплюевым была заложена крепость, посвященная Триединому Богу-Творцу, прославляемому в Святой Троице, то же название получила церковь. Наряду с деревянной, в 1754 году состоялась закладка каменной церкви, строительство окончено в 1762 году. Это была однопрестольная пятикупольная церковь без колокольни. В 1775 году недалеко от нее была возведена теплая деревянная церковь с престолами: в нижнем этаже — в честь Успения Божией Матери, в верхнем – свт. Николая.
В 1823 году по ветхости Успенская церковь было сломана, престолы перенесены в Троицкую церковь. После пожара 1842 года Троицкий храм был закрыт на год для восстановления. Постепенно он принимает тот вид, который приводил в восхищение современников своим величием и изяществом. В ходе реконструкции собор значительно вырос в объеме, увеличилась трапезная, с западной стороны к трапезной примкнула 4-х ярусная колокольня. Для устроения и благолепия собора, городских церквей и др угих учреждений немало было сделано потомственным почетным гражданином Троицка В.М. Пупышевым.
Соборное духовенство принимало участие во всех важных событиях: осада города пугачевцами в 1774 году, пожары, посещение города духовными и светскими особами, в первую очередь 20–21 июля 1891 года наследником престола Николаем Александровичем, крестный ход с чудотворной Табынской иконой Божией Матери. Все создаваемые в городе церкви сначала были приписными к собору.
На 1913-й год при соборе существовали три приходских и три городских училища, одна приходская школа. Наиболее известными священниками были Ф. Галяховский, С. Бирюков, Д. Озерецковский, Г. Аманацкий, И. Тернов, П. Сементовский, В. Лавровский, В. Петропавловский, А. Будрин, М. Менстров, И. Ильин, Г. Троицкий.
В 1918 году в соборе, как и в других храмах России, была произведена опись имущества, изъяты ценности, церковное здание муниципализировано как «молитвенный дом». В 1920-х годах, с образованием Челябинской и Троицкой епархии, Свято-Троицкий храм стал кафедральным собором. В 1930-е годы предпринимались попытки закрытия собора, в мае 1940 года исполком горсовета депутатов трудящихся просил районный и областной советы закрыть собор. В опустошенном здании располагались склад, общежития, спортзал и др.
В 1997 году храм был возвращен верующим, 7.03.1998г. состоялось освящение собора. В 2003 году группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры РФ начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. Художником-иконописцем Ю.С. Кадомцевой пишутся иконы для иконостаса.
В 2012 году художниками-иконописцами С.Н. Коломыцевым и В.Б. Ярцевой в куполе реконструирована роспись, исходя из остатков живописи XIX века.
Елена Королева, http://troitsk-eparchy.ru/temples/1/
Свято-Троицкий собор — первое в Троицкой крепости каменное сооружение — занял особое место в структуре города. Он — визитная карточка Троицка, господствующая доминанта планировочной структуры города, он же играет значительную роль в формировании силуэта и панорамы исторической городской застройки. Троицкая крепость, предшествующая городу, была заложена в 1743 году. Поначалу в крепости существовала т. н. «полотняная» церковь. «Палатка, как говорит предание, стояла на Соборной улице. В 1861-1864 г. место, где стояла палатка, долгое время не было застроено и принадлежало уездному училищу. В 1898 году на сем месте отстроено прекрасное здание для трёхклассного городского училища». Полотняную церковь вскоре сменила деревянная. Возле этой церкви разместились первые захоронения военного гарнизона. До нашего времени этот храм также не сохранился. Известно, что место, где стояла та самая деревянная церковь, Троицкая дума в 1843 году предоставила диакону Базанову для постройки дома. Что касается описываемого храма, то его закладка состоялась в 1754 году, то есть через 20 лет после закладки Троицкой крепости на берегу рек Уй и Увелька. В этом мероприятии принял участие приехавший оренбургский генерал-губернатор И. И. Неплюев.
В описании южноуральского края ХVIII века П. И. Рычков среди строений Троицкой крепости перечисляет в том числе: «… две церкви, одна соборная каменная во имя Святой Троицы, о пяти главах и немалого пространства, другая старая деревянная во имя то ж». Одновременное существование двух церквей объясняется тем, что каменная церковь была летней, т. е. не отапливалась, а деревянная была меньше и обогревалась. Троицкая крепость с момента образования стала одним из стратегических пунктов, созданная для защиты границ Российской империи от воинствующих народов, а Троицкий собор символизировал духовную частичку защитников и жителей этого городка. Архитектура собора сформировалась под влиянием «социальных предпосылок» — идей своего времени, ценностей и предпочтений.
Первоначальный облик собора был иным, чем мы видим его сегодня. Он был одноэтажным, четырёхстолпным. Оконные проёмы располагались в два света. По углам храмовой части находились четыре глухих барабана, а центральный был световой, с четырьмя окнами, все пять барабанов церкви увенчаны главками шлемовидной формы с четырёхконечными крестами. Трапезная и алтарь имели двускатную кровлю. Апсида завершалась позакомарным покрытием в виде сферы. Гладкие плоскости стен трапезной и алтаря прорезались крупными оконными проёмами с наличниками, выступающими на плоскость стены. Оконные проёмы завершались т. н. «замковыми камнями». Угловые лопатки прорезаны крупным рустом. Карниз, чётко прорисованный, придавал зданию весомую статичность. Основной объём собора по вертикали членился четырьмя плоскими прямоугольными пилястрами. Две средние пилястры несли на себе треугольный фронтон. Завершались проёмы полуциркульно, и это придавало ощущение лёгкости в восприятии объёма храма.
Стремительный рост торгового значения крепости требовал изменения её административного статуса. В 1784 году из Троицкой крепости был учреждён уездный город с причислением его к Уфимскому наместничеству. Положение Троицка как уездного города повлекло за собой возрастание роли храма. Каменный собор уже не вмещал всех молящихся города, близлежащих станиц и слобод. Город нуждался в более обширном, вместительном и величественном культовом здании. В Санкт-Петербурге принимается решение построить новый меновый двор с каменной таможней и воздвигнуть новый каменный храм. Но по убедительному настоянию Троицкого священника П. С. Бирюкова, местное начальство постановило новый храм не строить, а расширить уже существующий. В 1823 и 1825 гг. в Троицком соборе были устроены «Колокольня и два придела во имя Успения Божией Матери (южный) и святителя Николая Чудотворца (северный). Деревянная церковь была сломана и употреблена на обжиг кирпича для каменных упомянутых построек». Приделы были устроены в трапезной части храма.
Разнообразные события и катаклизмы природы оставили свой след в летописи Троицкого собора, будь то осада и захват крепости пугачёвцами в мае 1774 года, опаливший храм удар молнии в 1829 году, сильный пожар 1842 года и др. В июне 1842 года в Троицке случился ужасный пожар, от которого пострадала большая часть города. Сгорело порядка 300 домов обывателей. Пострадал и главный городской храм: колокола упали с колокольни (малые «растопились», большой пострадал частично), сгорела крыша, купола, своды, внутри самого храма сгорели хоры, пострадал иконостас. В связи с этими последствиями церковь была заперта и год в ней не было служб. Богослужения совершались вне храма, в отделении военных кантонистов. Спустя некоторое время собор восстановили и он принял вид, который мы можем видеть сегодня. Прежде всего он значительно вырос в объёме. Трапезная часть по фасаду увеличилась на два оконных проёма. С западной стороны церкви к трапезной примкнула четырёхъярусная колокольня. На алтарной части появился барабан с главкой, на трапезной также были установлены две главки — собор стал девятиглавым. В декоре стен также произошли изменения, они остались в крупных формах без изменения детализации, так как собор был расчитан на восприятие с дальнего расстояния. Убраны были только наличники, характерные для барочного здания, и фронтон под центральным объёмом. С северной, южной и западной стороны храма пристраиваются портики. Собор обносится каменной оградой. Форма храма остаётся барочной, а декор фасадов приобретает черты стиля классицизма.
Есть предположение, что реконструкция собора выполнена в мастерских Доменико Трезини, одним из его учеников. Благодаря попечению и усердию старост первой гильдии купцов Василия Ипатьевича Зарубина и Василия Михайловича Пупышева, Троицкий собор был великолепно обустроен внутри. В храме был установлен великолепный пятиярусный золочёный резной иконостас, на котором особенно выделялись резные царские врата, а также высокохудожественные иконы, установленные на всех его пяти ярусах. Достойны восхищения были и иконостасы приделов — по белому фону с позолотой на полимит, иконы в них располагались симметрично, «написаны были искусно и украшены прилично». Стены и своды были покрыты масляной живописью. Некоторые современники утверждали, что Троицкий собор в Трицке не только равняется некоторым кафедральным соборам, но и далеко превосходит оба собора своего губернского города. По данным на 1913 год, при соборе действовали 3 приходских училища, 2 городских училища, Александровское женское училище, церковно-приходская школа. По штатам 1873 года для Свято-Троицкого собора было положено: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, 3 псаломщика.
Неизгладимое впечатление в памяти современников оставляли посещения городов и его храмов именитыми особами: губернаторами, архиреями и, в первую очередь, высочайшими представителями власти. Так, 20-21 июля 1891 года троичане встречали своего будущего императора Николая Александровича, который в рамках своего визита побывал на службе в главном соборе Троицка. К концу 1920-х годов над Троицким собором нависли чёрные тучи.
В информации горисполкома «О состояниии в г. Троицке учреждений религиозных культов на 25 сентября 1942 г.» значится, что Свято-Троицкий собор по «ходатайству трудящихся закрыт в 1930 г. постановлением Уралоблсовета, указанием Наркомпроса ввиду исторической древности — запроектирован для историко-краеведческого музея». Действительно, 17 февраля 1930 года комиссия из представителей горсовета, окрстрой-контроля, милиции и верующих с другой стороны, составили акт в том, что «состояние здания угрожает общественной безопасности, … перегруженностью колоколами… немедленно снять колокола». А потом выясняется, что в сентябре 1930 года религиозное общество верующих кафедрального собора вновь зарегистрировано в окрадмотделе. Храм продолжал функционировать…
В начале 1930-х годов страна остро нуждалась в цветном металле, в связи с чем в СССР тогда развернулась кампания по снятию колоколов. Это мероприятие не обошло стороной этот южно-уральский городок. 13 декабря 1932 года по постановлению Троицкого райисполкома на колокольне собора был оставлен только один небольшой колокол из восьми, остальные были сброшены и отправлены на переплавку. 27 августа 1933 года был снят и этот колокол. В 1935 году вновь, как и ранее, в православных храмах города изымается богослужебная утварь из серебра и золота (иконные ризы, оклады с евангелий, чаши, потиры и др.). 23 мая 1940 года исполком горсовета депутатов трудящихся, рассмотрев ходатайства общих собраний рабочих и служащих города Троицка, в которых подчёркивалось, что без отчисления взносов за использование арендованного здания, отсутствия священника, по ветхости, а также без должного ремонта, который должен проводиться силами православной общины, может повлечь обвал культового здания, решил удовлетворить их просьбу о закрытии собора и просил это решение утвердить областным и районным советами.
Храм был закрыт на 57 лет. В опустевшем здании Троицкого собора расположился склад кожсырья, в алтарной части — строительная контора, в годы войны — общежитие рабочих-строителей. В послевоенное время собор был передан Троицкому зооветеринарному техникуму, который разместил в нём общежитие (в храмовой части), разделив здание на два этажа. В алтарной части находилась прачечная, а в трапезной — спортивный зал, под трапезной была устроена котельная. В 1969 году решением городского исполнительного комитета здание храма было взято под охрану государству как памятник архитектуры. С 1974 года Свято-Троицкий собор является памятником федерального значения. В апреле 1974 года собор сильно пострадал от пожара, над центральным объёмом остался лишь один барабан без купола, остальные барабаны, главки трапезной и алтаря разрушены ранее. До конца 90-х годов храм находился в аварийном состоянии.
Верующим храм возвращён в 1997 году, после чего в нём начались восстановительно-ремонтные работы под руководством протоиерея Иоанна Мелёхина. 7 марта 1998 года состоялось освящение храма архиепископом Челябинским и Златоустовским Иовом (ныне митрополитом). Исторический облик храма был воссоздан в юбилейном для Православия 2000-м году. В конце 2000 года в храме освящены два восстановленных придела: левый — 26 декабря в честь Серафима Саровского, правый — 27 декабря в честь царя-мученика Николая II, царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников российских, канонизированных 20 августа 2000 года. 6 марта 2003 года группой художников-реставраторов объединения «Росреставрация» Министерства культуры РФ начаты реставрационно-консервационные работы на стенописи собора. Так, за более чем 10 лет кропотливой работы, по остаткам росписи ХIХ века, современными богомазами была восстановлена живопись с подновлением в интерьерах главного собора города Троицка.
С сайта: troitsk74.ru/Храмы города Троицка/Свято-Троицкий собор