Троица. Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной.

Соборная Троицкая церковь была построена за два строительных сезона в 1675-1676 годах, и в 1678 году её освятили. В тоже время, в 1683-1684 годах, подрядчиком из Нерехты Саввой Кирилловым «с товарищи» велось строительство в монастыре шатровой колокольни с «с местом для часовых гирь». Среди «товарищей» названы «нерехтчанин посадцкий человек Никита Петров сын Верин», который взял «по подрядной своей записи за кирпишное дело» у монастырского казначея 2 рубля, и крестьянин Шаховской волости Ярославского уезда деревни Чешково Фома Андреев. За более чем трёхвековое существование церковь претерпела изменения. При рытье фундаментных рвов церкви Троицы были обнаружены мощи основателя монастыря преподобного Пахомия, в связи с чем у южного фасада был заложен в его честь придел. Как выглядел придел преподобного Пахомия сейчас неизвестно.
В 1830-1834 годах по проекту Петра Ивановича Фурсова (1798 — конец 1840-х годов), церковь расширяют. С запада пристраивают обширную трапезную, которая объединяет Троицкую церковь с колокольней. По этому же проекту в одном стиле с трапезной полностью перестраивается придел, расширяются окна в четверике. В настоящем виде церковь Троицы представляет собой бесстолпный, пятиглавый, трёхапсидный храм с четырёхскатным покрытием. Четверик перекрыт сомкнутым сводом с круглым отверствием в центре для светового центрального барабана. Двухстолпная трапеза перекрыта коробовыми сводами сводами с распалубками. Придел преподобного Пахомия имеет плоское перекрытие. Примыкающие с запада к трапезной колокольня сдвинута к югу с продольной оси сооружения. Западный портал растёсан, а северный арочный, выходящий на первоначальное крыльцо, сохранил своё убранство в виде полуколонок с тёсаными кирпичными дыниками. Фасады расчленены лопатками на прясла. Восточный фасад оформленна всю высоту, а на остальных они «разорваны» оконными проёмами с традиционными для второй половины XVII века наличниками, оформленными колонками и трёхчастным завершением. По верху четверика выложены карнизный пояс и красивого рисунка килевидные кокошники. Под ними на фасадах выложены в стене глуокие ниши — «голубцы» с сюжетной росписью. Мотив мелких килевидных кокошников повторён и в основании свободно расставленных по своду барабанов пятиглавия с чешуйчатым железным покрытием.
В середине XVIII века на средней главе сохранялось ещё зелёное черепичное покрытие. Интересной особенностью церкви является наличие оконного проёма в северной стене апсиды. Кроме того, на карнизе последней сохранилась полихромная раскраска в ввиде чередующихся кругов и сердцевидных вставок, выполненых охрой и суриком. Представляет значительный интерес в конструктивном отношении и шатровая колокольня. Её массивный и высокий четверик раздёлён на четыре яруса, в которых размещались «жилые аппартаменты» — то есть кельи. Лестница, ведущая к звону, огибает эти кельи. Внутренняя структура четверика снаружи выявлена межъярусными карнизами. По углам колокольня была оформлена широкими лопатками. Приземистый восьмерик колокольни с арками звона сужен в своём поперечнике, что позволило оформить углы перезхода от четверика к восьмерику парами мелких килевидных кокошников, — декоративный приём, известный по ряду памятников костромского и ярославского культового зодчества XVII века. В северо-западном углу на всю высоту колокольни встроена шахта для гирь часов, циферблат которых размещался на уровне парапета яруса звона, на северо-западной его грани. Фасады трапезной и придела преподобного Пахомия имеют скромную классицистическую отделку. В ход в придел выделен четырёхколонным портиком с фронтоном. 
Росписи в четверике соборной церкви исполнены в 1841-1842 годах художником Соколовым и повторяют религиозные произведения мастеров эпохи Возрождения. Из всех композиций наиболее сохранившаяся — «Тайная Вечеря» на восточном скате свода над иконостасом. Первоначальные росписи XVII века дошли до наших дней фрагментарно. На своде северного крыльца сохранилась лишь графья с изображением Распятия в обрамлении медальонов с поясными изображениями святых, а на стенах были изображены фигуры преподобных. В приделе преподобного Пахомия, в аркасолии над его могилой, помещено изображение Ветхозаветной Троицы и фигуры митрополита Алексия и Алексея человека Божья. В донцах ниш просматриваются растительные орнаменты, а в нишах у жертвенника было помещено изображение агнца, лежащего в дискосе.
Источник: С.В. Демидов, Е.В. Кудряшов «Нерехта». 1996

Незаурядный памятник костромского зодчества 17 в., близкий ярославской художественной школе; более поздняя трапезная с приделом характерна для позднего классицизма. Ядро живописной объемной композиции составляет пятиглавый двусветный четверик храма с тремя более низкими полукруглыми апсидами. Цилиндрические барабаны (центральный световой крупнее глухих угловых) увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. С юга к четверику примыкает придел с купольной кровлей и двухчастной округлой апсидой, расположенной в одной линии с апсидами храма.
Перед северным фасадом храма выступает квадратное в плане крыльцо с высокой фигурной кровлей и луковичной главкой. Прямоугольная в плане поперечно вытянутая трапезная примыкает на всю ширину храма и южного придела. Колокольня поставлена со значительным смещением относительно продольной оси церкви к югу, вплотную к западному фасаду трапезной, но под углом относительно ее плоскости. Квадратный в плане столп колокольни несет восьмигранный ярус звона с шатром. К южному фасаду колокольни на высоту трапезной примыкает палатка, продолжающая объем трапезной.
Четверик храма, выделенный на углах огибающими лопатками, завершен аттиком с шестью килевидными кокошниками на каждом фасаде. Аттик отделен от основной плоскости профилированным карнизом с лентами прямоугольных впадинок и поребрика. Фасады четверика расчленены на три прясла лопатками, причем с южной, северной и западной сторон лишь в верхней части («висячие» лопатки). В среднем прясле под карнизом помещен арочный киот, в котором ранее была живописная композиция. На южном и северном фасадах расположено по два прямоугольных окна второго света, обрамленных колончатыми наличниками с килевидными очельями. Такие же окна – в апсидах храма. Крыльцо северного фасада образовано четырьмя квадратными пилонами, обработанными ширинками и несущими арки с архивольтами, украшенными поребриком. Крыльцо, перекрытое коробовым сводом с распалубками, закрывает арочный входной проем с перспективным колончатым порталом. Барабаны храма в нижней части опоясаны килевидными кокошниками, в верхней – аркатурно-колончатым поясом, который в центральном барабане включает щелевидные арочные окошки.Фасад южного придела оформлен портиком с четырьмя трехчетвертными тосканскими колоннами, несущими антаблемент и пологий треугольный фронтон с мутулами в карнизе. В среднем интерколумнии находится прямоугольный вход, в боковых – окна. Прямоугольные окна (часть из них ложные) на фасадах трапезной – пять на северном и семь на южном – через одно отмечены сандриками-полочками на плоских кронштейнах. Столпообразное основание колокольни делится на четыре равных яруса карнизами с поребриком, раскрепованными на углах огибающими лопатками. Немногочисленные арочные окна обрамлены прямоугольными наличниками с килевидными очельями. На западном фасаде имеется вход в камеру, где размешались часовые гири. Ярус звона с арочными проемами понизу обработан квадратными ширинками. В шатре устроено два ряда арочных слухов с треугольными навершиями.Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана. Три проема связывают храм с апсидами, коробовые своды которых переходят в конхи. Арочный проем ведет в двустолпную трапезную со сводчатыми перекрытиями и распалубками. Южный придел с плоским перекрытием сообщается как с храмом, так и с трапезной.
http://svodokn.ru/object/101525634?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?