Троицкая, что в Колясниках, пустынь, находящаяся в 4 км от г.Данилова, заслуживает внимания своей интересной историей. С 1640 года указом царя Михаила Федоровича сюда из г.Данилова была переведена братия Преображенского монастыря со строителем старцем Пименом. Вместе с переведенным монастырем были перенесены теплая церковь и чудотворная икона Казанской Божией Матери. Особое почитание этой иконы началось в 1639 году, когда после пожара в Преображенском монастыре (г.Данилов) в 1639 году она осталась неповрежденной. Монастырь только успел отстроиться, но по воле Государя был упразднен. Поводом для перевода монастыря стали сильные нестроения в Колясниковой пустыни, приведшие к тому, что монахи этой пустыни разбрелись по скитам. В Колясниковой пустыни некое время обитал Христа ради юродивый Илия, преставившийся в 1592 году. Над его гробницей находилась часовня с образом Илии Пророка. Эти святыни видимо, и почитали князья Львовы и монастырю благотворили.
Известно, что в 1682 году на месте разобранных деревянных церквей в Троицкой Колясниковой обители были возведены две каменные церкви по благословению патриарха Иоакима: во имя Живоначальной Троицы и в честь Казанской иконы Божией Матери (благотворителем постройки был келарь Троицко-Сергиевой Лавры старец Прохор). Каменные храмы простояли вплоть до 1693 года, когда обитель выгорела так, что нельзя было совершать богослужение. «Ввиду этого некто князь Петр Лукич Львов, войдя в крайнее положение обгорелой обители, пожертвовал готовую деревянную церковь. Игумен Игнатий с братией просили благословения от патриарха Адриана перенести пожертвованную церковь, на что и получили его грамоту». Боголюбивый князь Петр Лукич Львов почитал святыни, уважал священнический чин, помогал монастырям. Не удивительно, что и церковь возносила свои молитвы за князя-благодетеля. В древнем синодике Троицкой Колясниковой обители между первыми лицами государства, среди поминаемых царей, князей, патриархов, архиепископов, и т.д. вписаны имена князей Львовых: Петра Лукича и Ивана Борисовича. Достойные бояре и князья всегда служили Отечеству и получали государственные чины, становясь приближенными к трону. Недаром один из чинов так и назывался «окольничий» – около, возле великого князя или царя.
https://www.godenovo.ru/
Возникновение пустыни в окрестностях села Даниловского (сейчас – город Данилов) связано с именем старца Капитона, получившего в 1634 году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Романова пустошь Колесникову. Именно здесь, в Колясниках, зародилось особое религиозное учение, образовавшее впоследствии особый вид раскола – беспоповщину, именуемую «Капитоновщиной». И именно отсюда разошлось учение Капитона по всей стране и стало предшественником реформ патриарха Никона.
После бегства из пустыни Капитона и его последователей в 1639 году недавно открытая обитель пришла в сильное запустение и находилась на грани закрытия. Однако в 1640 году в пустынь Святой Троицы переводятся монахи упраздненного Преображенского мужского монастыря, располагавшегося в селе Даниловском, и жизнь монастыря вновь активизировалась. Обитель процветала за счет множества паломников, стекающихся из окрестных деревень к Явленной и Чудотворной иконе Божьей Матери. Троице-Колясниковская пустынь, расположенная в непосредственной близости от села Даниловского, была довольно хорошо благоустроена, и благодаря вкладам и пожертвованиям отдельных частных лиц, ко времени своего закрытия имела немало ценных предметов церковной утвари, серебряных крестов, икон. В Ярославском музее-заповеднике сохранился уникальный Синодик Троицкой обители начала XVII века с красочными миниатюрами, имеющий большую историческую и художественную ценность.
Еще при Капитоне в пустыни была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Вознесения Господня и мученика Белоградского Иоанна. Позже была построена деревянная церковь во имя Иоанна Богослова. В 80-х годах XVII века в Колясниках вместо деревянного Троицкого храма были сооружены два каменных: один в честь Святой Троицы, а другой в честь Казанской иконы Божьей Матери. Одноглавый четырёхстолпный Троицкий храм практически повторял Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Такое сходство храмов объясняется участием в возведении храмов в пустыни келаря Троицкой лавры Прохора.
По описи 1680 года в Колясниковой обители кроме трех церквей было восемь братских келий, пекарня, два амбара, за монастырем — конюшенный двор с двумя избами, вокруг монастыря была крытая тесом ограда, окружавшая его по периметру. На колокольне, перенесенной на святые ворота обители в 1644 году, были устроены часы с боем. Возле Троицкой церкви находилась часовня над могилой святого Илии Юродивого, умершего в первой половине XVII века. Забытый в настоящее время блаженный Илия, был очень почитаем местными жителями.
Немногим больше века была жизнь Троицкого монастыря — в 1764 году Колясниковская пустынь была упразднена. Церкви стали приходскими, а на монастырских землях расположилось село Троицкое.
В XIX — XX веках в Колясниках существовал большой церковный поселок, включавший в себя кроме двух храмов, дом для священнослужителей и церковно-приходскую школу. До настоящего времени ни монастырские постройки, ни гражданские не сохранились. На месте бывшей обители и села 9 октября 2008 года установлен памятный крест.
http://даниловский-край.ярославль.рф/