Триумфальная арка (Белые ворота) в честь предстоящей победы в Первой Мировой войне

Триумфальная арка (Белые ворота) в честь предстоящей победы в Первой Мировой войне #набат_нереализованного

Один из нереализованных проектов задуманного в 1910-х гг в Царском Селе комплекса зданий в «неорусском» стиле. Весьма символично, что последним проектом архитектора В. Н. Максимова для Царского Села в начале 1917 года стала Триумфальная арка («Белые ворота») в честь предстоящей победы в Первой Мировой войне. Решенная не в традиционных формах триумфальных арок эпохи классицизма, она по-древнерусски приземиста и мощна. Этот куб, прорезанный аркой, напоминает о Золотых воротах первых русских городов — Киева (40-е годы XI века) и Владимира (1164) — повторенных русскими мастерами Золотых ворот Константинополя.

Чертеж представляет в цвете перспективу Триумфальных ворот и часть моста. Облака на чертеже изображены густыми мазками — прием, свойственный живописи, а не характерный для академической архитектурной графики. Также пастозным наложением белил выписаны рельефы моста и ворот. Внизу на листе помещена авторская подпись и дата — 1917. Двуглавый орел на мосту позволяет уточнить время исполнения — январь — февраль. Война еще продолжалась, но победа казалась уже близкой.

Максимов искренне верил в скорую победу и с энтузиазмом выполнил заказ на проектирование Триумфальной арки — для встречи воинов-победителей. Действительно, в начале 1917 года для Императора и его ближайшего окружения победа казалась уже близкой. Наиболее объективный исследователь эпохи С. С. Ольденбург приводит убедительные данные о мощи русской армии на это время: «К концу 1916 г. производство военного снабжения увеличилось в огромных, поразительных размерах. Производство ружей — удвоилось против 1914 г. … производство пулеметов возросло в шесть раз… для легких орудий отмечалось увеличение в девять раз… для 3-х дюймовых снарядов — в шестнадцать раз… В четыре раза возросло производство тяжелых орудий, утроилось число аэропланов».

«Белые ворота» на реке Кузьминке, с одной стороны, должны были зафиксировать новую границу города после создания комплекса, с другой — раскрыть перспективу лежащего за Кузьминкой в сторону Петербурга пространства Пулковских высот.

Петровское «окно в Европу» и николаевское «окно в Россию»… События 1917 года зачеркнули, сделали неактуальными обширные, рассчитанные на перспективу градостроительные начинания, оставив как память о них постройки «Николаевского комплекса» на севере Царского Села.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?