ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1854—1873 гг., КЕЛЬИ, 1782 гг., ТРИГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ
Расположены на краю обрывистого скального мыса излучины р. Тетерев. Монастырь основан в XV в. житомирским князем Владимиром. В 1613 г. отстроен в дереве. Занимал по значимости второе место после Почаевского монастыря. С 1839 г. в монастыре начинается строительство кирпичных церквей (вместо прежних деревянных), в том числе Преображенской. Памятник построен в упрощенных русско-византийских архитектурных формах «тоновского» направления. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, с полуциркульной апсидой, пятикупольное (боковые главы поставлены по углам центрального объема), с колокольней над притвором, завершенной шатром. Корпус келий построен (а по другим сведениям — капитально перестроен) И. Шнейдером. Корпус кирпичный, расположен на косогоре (с юга — двухэтажный, с севера — одноэтажный), Г-образный в плане, с коридорной (с двусторонним размещением комнат) планировкой. Перекрытия — полуциркульные своды с распалубками и плоские
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 150-151, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Тригорский Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный (с 1911 года), в селе Тригорье, в 25 верстах от города Житомира. Основан в конце XVI века князем Владимиром Житомирским, в XVIII веке отпал в унию, в 1839 году возвращен в православие. В нем находится почитаемая икона Божией Матери. При монастыре школа с общежитием.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
История Тригорского монастыря разделяется на 4 периода. В первом периоде Т.М. является строго православной обителью (1613-1723 гг.), во втором – жертвой унии (1723-1839 гг.), третий период – возвращение монастыря в недра родного Православия (с 1839 по 1917 гг.), четвёртый – современный период (с 1917 г. по наше время).
Источник: более подробная статья об истории монастыря на сайте Житомирской епархии
Год основания Тригорского монастыря точно не известен, но можно только сказать, что основан он был в конце ХVI — нач. ХVII столетия. В «Ведомости о Тригорском Преображенском мужском монастыре» 1854 года сказано: «Основателями сего монастыря в 1613 году были помещики Трояновского имения Николай и Фёдор Александровичи Вороничи, православного исповедования». С этого времени начинается фактическая история Тригорской обители. Однако есть свидетельства о более древнем происхождении Тригорского монастыря и об основании его Киевским удельным князем Владимиром Ольгердовичем, правившим в 1362-1394 года. Существует также предание, гласящее, что первые поселения иноков-пустынножителей возникли на этом месте около 1575 года, когда сюда пришёл на жительство из городка Любара монах Кирилл, позже ставший первым настоятелем Тригорской обители. В административном отношении Тригорская обитель подчинялась непосредственно православному киевскому митрополиту. Во второй половине ХVII века сюда стекается большое количество иноков, ища духовное прибежище в неспокойное время. Они то и составили костяк монашеской жизни.
В исторических записях об истории монастыря упоминается о нескольких нападениях казаков на святую обитель. В один из таких наездов, 13 октября 1651 года, казаки беспощадно разграбили монастырь и перебили массу невинных людей. Незадолго до этого казаки потерпели поражение в битве с поляками под Берестечком. В те сложные для Правобережной Украины времена поляки спешили прибрать православные храмы и монастыри в свои руки. С 1723 года упоминается первый «супериор» Тригорской обители — Гедеон II Кузьминский, монастырь становится униатским. Уния была принесена в Тригорье католиками и униатами близлежащих Житомира, Чуднова и Троянова. Их совокупные усилия были поддержаны окатоличенными Вороничами и другими соседствующими монастырю владельцами. Уния заметно ослабила религиозно-нравственные силы Тригорского монастыря, подорвала его прежний авторитет. Общий упадок Тригорского Преображенского монастыря в униатский период сказался даже в крайне малом количестве его иноков, число которых к середине ХVIII века не превышало 10. За 110 лет православного периода Тригорья сменилось 13 игуменов, а за 116 лет унии — 30 супериоров. Несмотря на все эти печальные обстоятельства, обитель в униатский период мало-помалу благоустраивалась.
В 1782 году на месте жалких развалин деревянных келий вырос прочно отделанный двухэтажный каменный братский корпус. В 1792 году была сооружена на старинном кладбище деревянная однокупольная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», позже переименованная в честь св. Жён-Мироносиц. Несколько позже, на горе, противоположной монастырским зданиям, была построена другая кладбищенская церковь во имя влмч. Варвары. В 1793 году, после второго раздела Речи Посполитой, к Российской империи отошла вся восточная Волынь. После уничтожения особого базилианского орденского начальства Тригорский монастырь в 1795 году был отдан в ведение белорусскому униатскому архиепископу Ираклию (Лисовскому). Тригорский монастырь с того времени постепенно принимает вид православной обители. Сокращение униатских епархий активно шло при императоре Николае I. Четыре прежние епархии соединялись в две — Белорусскую и Литовскую. Весной 1839 года униаты Житомирского и Овручского уездов были причислены к Литовской епархии. Её возглавлял в то время митрополит Иосиф (Семашко). В том же году Тригорский монастырь возвращается в лоно Православной Церкви. Настоятелем тогда был Леонтий (Скибовский).
В 1848-1852 гг. построена новая каменная тёплая Богоявленская церковь, которая была освящена архиепископом Варшавским Арсением 27 июля 1852 года. В 1854 году на месте ветхой Преображенской церкви архимандрит Леонтий начал строительство новой, просторной каменной церкви (освящена в 1873 году). Этот главный соборный храм дошёл до нашего времени в первостепенном виде. По высочайше утверждённым 1 января 1842 года штатам Тригорский монастырь состоял во 2-м классе. В нём было положено 16 человек братии: настоятель (архимандрит) — 1, иеромонахов — 6, иеродиаконов — 3, монахов — 2, послушников — 4. В 1862 году монастырь получил от казны разного рода земли 242 десятины. Пахотная земля находилась возле самого монастыря, а сенокосная — на расстоянии от 3 до 12 вёрст. Однако, материальные средства монастыря в то время были очень скудные.
В 1887 году жилые и хозяйственные постройки представляли собой почти развалины, в них давно не проводился соответствующий ремонт. Но при всем недостатке средств, монастырь нашёл возможность открыть 23 октября 1883 года церковно-приходскую школу. В 1887 году она помещалась в небольшой комнате странноприимного дома и имела 15 учеников. Обучал детишек тогда один из монастырских послушников. Во время Первой мировой войны в обители жили эвакуированные члены Духовного Собора Почаевской Лавры.
В 1939 году Тригорский монастырь местные власти закрывают, а монахов изгоняют с насиженной территории. Спасо-Преображенский собор после тотального разграбления используется в качестве склада, а в братском корпусе размещается сельская школа. В том же году богоборцы разрушают храмы Богоявленский и Жён-Мироносиц. В 1941 году, в бывшем Тригорском монастыре, по распоряжению немецко-фашистского командования, был открыт приходской Преображенский храм. В качестве приходского храма, этот собор действовал до 1990 года, после чего сюда вновь пришли монахи, которые наладили здесь монашескую жизнь. До 1990 года действовала в братских келиях и сельская средняя школа. Постепенно в монастырских зданиях проведены восстановительно-ремонтные работы. На 2012 год монахов и послушников в обители около 20 человек. Священноархимандритом монастыря является архиепископ Житомирский и Новоград-Волынский.
С сайта: drevo-info.ru/artiсles/18230.html/Тригорский Преображенский монастырь
Буковское водохранилище сильно вредит местной достопримечательности — древнему Тригорскому монастырю и его древним пещерам. Его основал в 1575-м году князь Владимир Житомирский (хоть и в этом случае не все однозначно). Сперва как Пустынский и приписан к «монастырю Бердичевскаго совета леса и рыб». Затем обитель жгут и возрождают уже в первой половине XVII в. за финансирование Николая Воронича.
Монастырь подвергается новому разрушению во время Хмельнитчины. Новый еще деревянный Преображенский храм строят в 1685-м. На некоторое время обитель становится наполовину греко-католической, а наполовину – православной.
Монастырь обрастает землями, вокруг из слободы встает нынешнее село Тригорье, названное так от трех местных гор. Первую каменную постройку – одноэтажный братский корпус – строят 1782-м (между прочим, со стороны реки корпус является двухэтажным).
После известных польских событий монастырь становится полностью православным. Хотя же долгое время здесь действовала «воспитательная колония» для униатских священников. С 1854-го начинается перестройка Преображенской церкви в камне, которую завершат аж в 1873-м.
В советские годы здесь располагалась сельская школа. С 1993-го-действует Свято-Преображенский мужской монастырь.
Автор: Вадим Войтик