Традиции празднования Масленицы в России XVIII — начала XX вв
Давнее наименование Масленицы — Сырная неделя — происходило от обыкновения готовить в последнюю неделю перед началом Великого поста разнообразные кушанья из творога. В допетровское время творог называли сыром. Начиная с середины XVIII века блины завоевали основное место на праздничном столе. Они олицетворяли национальный колорит праздника. Каждое сословие пировало по-своему, но всех русских людей в эти веселые дни объединяло ощущение радости и полноты жизни. В народе считалось, что не угощаться от души означает «жить в горькой обиде».
Всю неделю пекли большие круглые блины из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах, а также блины с припеком с различными добавками в виде мелко нарезанных кусочков свежих, варёных или соленых овощей, грибов. Блины подавали непременно горячими, остывшие «теряли свое достоинство».
В новое время сохранялись многие старинные традиции. Важные обряды Православной церкви не были совершенно забыты, но значительно сократились и утратили прежний размах. В народе сохранялись некоторые обряды, напоминавшие о дохристианских славянских верованиях. Одним из которых было сжигание соломенного чучела. Это действо связано с календарным циклом и восходило к архаичным земледельческим ритуалам. Чучело Масленицы олицетворяло мифическое существо, которое умирало и воскресало вместе с природой. Сжигание чучела символизировало неизбежный и естественный круговорот земных сил: уход всего старого отжившего в связи с окончанием зимы являлся одновременно рождением нового цикла плодородия земли.
На Масленицу издавна устраивали действа, связанные с заключением брака: смотры молодоженов — их «гостевания», шуточные преследования холостых, веселые катания с гор на конных упряжках, которые способствовали знакомствам, заигрываниям и составлению молодых пар. Любили затевать кулачные бои. В некоторых российских губерниях забавлялись иным видом сражений. Строили на реке городок — крепость из снега с башнями и воротами, а рядом рубили прорубь. Местные жители разбивались на две команды: защитников и нападающих. Завязывались веселая битва: осажденные, вооруженные мётлами и снежками, отбивались от наседающей на ворота ватаги. Чаще всего баталия заканчивалась взятием снежной крепости, одержавшие верх купали предводителя проигравших в проруби, а потом все вместе разрушали городок и с песнями возвращались домой.
Всеобщей любовью пользовалось катание на санях. Начиная с понедельника, на улицах собирались целые вереницы саней: с шумом и песнями, под звон колокольчиков они до поздней ночи разъезжали в городах и селениях. Каждый стремился выбрать сани понаряднее, с пышной резьбой и росписью, яркой обивкой и полостями-покрывалами для ног, опушенных мехом.
Ещё одной зимней забавой были бега, или «рысистая охота» — это азартные занятие устраивали в предместьях или центре города на льду реки. В Санкт-Петербурге для этого предназначалось пространство между Зимним дворцом и Петропавловской крепостью. Там расчищали лёд, разграничивали столбами беговой путь и запускали тройки и одиночные лёгкие санки, запряженные рысаками. Состязание собирало массу зрителей, даже в сильный мороз они толпились на льду Невы, стояли на набережной, наблюдая за этим захватывающим зрелищем, а знатоки делали ставки.
В эпоху Николая I вошли в традицию ежедневные костюмированные вечера и балы на сырной неделе, происходившие одновременно в домах знати, театрах и Дворянском собрании. Веселье начиналось в полдень, в эту пору отправлялись на завтрак с танцами, затем переодевались и ехали на спектакль или маскарад, а вечером на бал, заканчивающийся глубокой ночью. Изнурительное веселье критиковали многие, но мало кто решался от него отказаться. В то время появился обычай поедать блины с шампанским и полюбился многим поколениям аристократов.
Городское население устремлялось в увеселительные городки с балаганами и деревянными горами. «Гулять под горами» значило ощутить всю суть праздника. Власти ежегодно заботились о предоставлении мест для масленичных увеселений: в обеих столицах они занимали немалые пространства в самом центре города. Вокруг катальных гор возводили балаганы — уличные театры, ставили качели, организовывали буфет и лавки, где продавали горячие напитки: сбитень и чай, а также всевозможные лакомства, пироги и блины. Выступали кукольники, фокусники, комедианты, представлявшие «комические и трагические важные деяния, басни, сказки, чудеса и кощунства».
Главным развлечение было катание на санках с гор. Их сооружали до восемнадцати метров в высоту, с одной стороны располагалась лестница, а с другой дощатый крутой спуск. Всесословный характер катания отмечали авторы мемуаров ещё в XVIII веке. Немецкий исследователь и путешественник И.Г. Георги, прибывший в Россию в 1770 году писал: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».
В начале ХХ века столицей масленичного веселья стала Москва, ее жители подавали пример во всех видах развлечений. Многие авторы прославляли достоинство русской кухни и изобретательность поваров: «Русское кулинарное искусство преподносит желающему гулять обывателю блин во всевозможных видах, так, что он угодит решительно каждому вкусу».
В Москве балаганы устраивали на Москве-реке у Москворецкого моста, а с 1820-х под Новинским, рядом с Земляным валом, где в конце XIX века разбили Новинский бульвар. До его появления место представляло огромную площадь. Там вокруг шатров, расписных качелей и деревянных гор происходило катание в экипажах, до того многочисленных, что они тянулись в два ряда. Весь город стремился под Новинское.
В наше время прошлые традиции оживают на масленичных ярмарках, где царит дух веселья и олицетворяют живую связь поколений и времён.
Если кто-то хочет прочитать о традициях подробнее — советую книгу Ю.Н. Уваровой «От Крещения до Масленицы. Традиции празднования в России».