Каменное строительство в Спасо-Суморином монастыре начинается в царствование Михаила Федоровича Романова, когда в 1623 году заложили Спасо-Преображенский собор. Строили его с перерывами вплоть до 1689 года. В 1801 году собор из летнего перестроили в зимний, отапливаемый, и отделали фасады в классическом стиле. В 70-80-е годы XIX века, когда классицизм считали немодным и устаревшим, собор перестраивают ещё раз в русско-византийском вкусе. Вместо классического купола возводят пятиглавие (утрачено), а фасады покрывают множеством “древнерусских”, довольно некрасивых деталей: наличников, поясков, колоночек и т.п.
Неоднократно перестроенный и полуразрушенный в советское время, старейший каменный храм Тотьмы сейчас выглядит довольно неприглядно. Похоже, началась вялотекущая реставрация.
Каменный Спасо-Преображенский храм строился в период с 1623 по 1689 годы. Он стал первой каменной постройкой в Тотемском уезде. В 1801 году к Преображенской церкви с южной стороны был пристроен придел во имя святого князя Александра Невского, с западной – помещения для монастырской ризницы и библиотеки. В XIX веке внутри церкви стены и своды были украшены живописью. Пол в храме был чугунным, в алтаре – из белого камня. В резном золоченом иконостасе в киоте за стеклом хранилась икона св. князя Александра Невского, присланная в монастырь в 1801 году императором Александром I. Золотой оклад иконы был украшен драгоценными каменьями, а венец – алмазами и бриллиантами. В другом киоте также за стеклом находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемой «прежде Рождества Дева». Частичные перестройки Преображенского собора проводились в 1876-1880 годы.
После закрытия монастыря в здании Преображенского собора располагался лесной техникум.
http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/monastery/spaso-sumorin-monastery.php
Монастырь расположен в трех километрах к северо-западу от Тотьмы. Уже издали хорошо виден весь его ансамбль, раскинувшийся на невысоком холмистом мысу между двумя речушками — Песьей Деньгой и Ковдой. В своем настоящем виде он сложился в основном в конце XVIII и первой половине XIX века, что в конечном итоге обусловило известную цельность и единство его архитектурного облика, выдержанного преимущественно в стиле классицизма. Лишь сравнительно недавно были разобраны огромная монастырская колокольня и значительная часть стен с башнями.
Из всех существующих зданий монастырского комплекса выделяется своим псевдорусским стилем соборный храм Спаса Преображения. Эта главная постройка обители довольно невелика по своим размерам и явно проигрывает по сравнению с расположенным рядом храмом Вознесения, который и является подлинным композиционным центром всего ансамбля. Правда, так было не всегда: вплоть до конца XVIII века собор выступал, как обычно, доминантой комплекса.
Возникший в 1554 году, при основании монастыря Феодосием Сумориным, собор Спаса Преображения первоначально был деревянным. Это было шатровое здание с трапезной, характерное для деревянных построек Севера того времени. Уже в 1620-х годах его сменили два стоящих рядом клетских храма, один из которых также был с трапезной. Только в 1685—1689 годах вместо них возвели каменный собор с Введенским приделом, который, по сути дела, положил начало всему последующему монументальному строительству в Тотьме. В 1801 году собор перестроили в теплый в духе архитектуры классицизма, сделав над ним надстройку с куполом и главой. Свой нынешний облик в духе сооружений архитектора К. Тона здание приобрело после коренной перестройки в 1876—1880-х годах. В процессе ее собор надстроили и увенчали пятью главами, алтарную часть соорудили заново, а все фасады украсили обильным декором, стилизованным под архитектуру XVII века. Эти измельченные, дробные и суховатые формы делают здание в художественном отношении малопривлекательным.
Бочаров Генрих Николаевич, Выголов Всеволод Петрович «Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма». — М.: Искусство, 1983 (Художественные памятники XIII-XIX веков)