Главным зданием Тотьмы издревле был соборный храм Богоявления, расположенный на возвышенной части берега Сухоны, которая именовалась Соборной горой. Она имела с двух сторон крутые спуски к реке и к впадающей в нее маленькой речушке Песьей Деньге, а с третьей — глубокий овраг, некогда бывший рвом. В 1743 году большой городской пожар уничтожил все деревянные церкви на Соборной горе. Возведенный вскоре после пожара Богоявленский собор (1744-1749) был уже каменным. Он представлял собой характерную для своего времени двухэтажную бесстолпную постройку, увенчанную восьмериком и пятью главами. Рядом с собором находилась высокая ярусная колокольня, завершенная стройным шпилем. Однако этому собору не суждено было сохранить свои первоначальные формы. В 1811 году к зданию начали пристраивать обширную трапезную с крыльцом, но пожар 1815 года прервал работы.
Губернский архитектор И.А. Фохт составил новый проект, по которому в 1816-1822 годах собор перестроили, превратив его в массивное сооружение, выдержанное в духе раннего классицизма. В 1863-1868 годах храм еще раз переделали по проекту некоего П.В. Иконникова, ключаря вологодского Успенского собора. Он, как сообщают документы, якобы хорошо знал строительное дело, однако произведенные им переделки свидетельствуют о невысоком профессиональном уровне этого зодчего-самоучки.
Монументальный двухэтажный Богоявленский собор (ныне Дом культуры) тяжеловесен, непропорционален и сух. Его архитектура со слабо расчлененными фасадами и плоским декором еще во многом тяготеет к раннеклассическим формам XVIII века. Первый этаж на 2/3 высоты украшает характерная рустовка с замковыми камнями над окнами; в центре боковых фасадов расположены слегка выступающие портики с четырьмя парами полуколонн и небольшими пологими фронтонами. Завершение собора — цилиндрический барабан с куполом и четыре малых главы по углам — не сохранилось. http://www.gorodtotma.ru/
Богоявленский собор издревле был главным храмом города. Сохранился лишь частично. Располагался на Соборной горе. Трудно отыскать в Тотьме более значимое место. С двух сторон Соборная гора круто спускалась к Сухоне и к впадающей в неё реке Песья Деньга. Пожары 1743 и 1811 годов не оставили и следа от старого храма XVII века.
Следующая перестройка связана с именем губернского архитектора И.А. Фохта. Но его проект был сильно изменён П.В. Иконниковым в 1863–1868 годах. Историки архитектуры считали Богоявленский собор Тотьмы непропорциональным и тяжеловесным. Исследователи склонны обвинять в этом зодчего-самоучку. П.В. Иконников служил ключарём вологодского Успенского собора. Его невысокий профессиональный уровень отразился в сухих, грубых чертах Богоявленского собора. О том, насколько это утверждение верно, судить весьма сложно. На современном фотоколлаже детали собора трудно рассмотреть.
Купол собора и четыре малых главы по углам не сохранились. Часто бывает, что характерные признаки церкви не удаётся скрыть никакими перестройками, и с первого взгляда узнаёшь обезглавленный переделанный храм. Распознать же черты культовой архитектуры в бывшем Богоявленском соборе очень непросто. Скорее, он напоминает общественное здание эпохи классицизма.
Ансамбль храмов Соборной горки
Ещё в старину главный храм тотемской крепости-острога на нынешней Красной горке звался Богоявленским. Строительство на этом холме каменной церкви началось в середине восемнадцатого века. Нижний этаж храма был выстроен в 1749 году и был освящён во имя Богоявления Господня. Этот храм был возведён в лучших традициях тотемского стиля, со множеством картушей и прочих барочных элементов. Но недолго ему суждено было украшать город: 14 июня 1815 года верхняя церковь сгорела, а то, что было возведено над нижним храмом в дальнейшем, ничуть не напоминало постройку в тотемском стиле. Новый Богоявленский собор стал памятником в классицистическом духе. Затем здание собора в 1863-1872 годах сильно расширили. Богоявленский собор стал главным храмом города. Ненадолго… Пришедшие к власти большевики не были настроены охранять памятники церковной архитектуры, и начали рушить собор. Им помог и очередной пожар в храме, после которого в 1929 году в «обезглавленном» здании разместился кинотеатр.
Без колокольни храм – не храм. Первая деревянная звонница Богоявленского собора сгорела в середине семнадцатого века, вторая – в начале восемнадцатого, пожара третьей решили не ждать. В 1764 году на средства местного купца Алексея Потёмина была построена каменная колокольня, а, вернее, «церковь под колоколы» — так называли колокольню, внутри которой был ещё освящён и собственный храм. У этой колокольни «церковью под колоколы» стала Казанская, от неё и пошло название всего сооружения. Соборная колокольня являлась классическим образцом Тотемского барокко. Стены её были богато украшены тотемскими клеймами, сиречь знаменитыми картушами. Над алтарём был очень интересный орнамент, из них составленный и напоминавший узорочье некоторых московских церквей. Кстати, гордостью этой соборной колокольни был тотемский Царь-Колокол. Отлит он был из трёх старых колоколов и весил целых 700 пудов! Отлил такую красоту мещанин Пётр Денисов в 1815-1816 годах. В 1840 году на колокольне появилась ещё одна гордость: часы с боем, установленные кузнецом Сидором Мишуринским. Кстати, часы эти были не новые, а отремонтированные старинные, те, что висели ещё на деревянной колокольне в остроге.
Нет уже ни колокольни, ни часов, ни самой церкви… Пустое место у стены обезглавленного Богоявленского собора – вот всё, что осталось от стоявшей тут когда-то лучшей колокольни города.
https://vk.com/pages?oid=-9368277&p=УТРАЧЕННЫЕ_ХРАМЫ
Главная тотемская городская церковь — Богоявленский собор — сначала стояла внутри стен старинного деревянного острога, или кремля. Краевед-священник П. П. Арсеньевский считал, что первый храм здесь был выстроен около 1543 года. После того как в 1743 году остатки укреплений вместе с деревянной соборной церковью Рождества Богородицы сгорели, началось строительство каменного храма, нижний этаж которого в 1749 году и был освящён во имя Богоявления Господня. Эта церковь являлась одним из лучших образцов стиля тотемского барокко. Клейма покрывали все межоконные пролёты на стенах, хотя и не отличались разнообразием форм, если судить по рисунку-панораме Тотьмы начала ХIХ века, сохранившегося до наших дней. На нём отчётливо просматривается как Богоявленская церковь, так и соседняя церковь «под колоколами» — Казанская, тоже с картушами. К сожалению, 14 июня 1815 года верхняя церковь Рождества Богородицы выгорела и к 1822 году по плану архитектора И. А. Фохта была перестроена. Затем здание собора в 1863-1872 гг. сильно расширили по проекту П. В. Иконникова, для большей вместимости прихожан, да так, что от первоначального облика барочной церкви уже ничего не осталось.
Новый облик главного храма Тотьмы вызывал определённые вопросы у современников; Константин Случаевский, посетивший Тотьму в 1885 году, отзывался о Богоявленском соборе так: «…О пяти куполах, с очень длинною колокольней, выкрашен желтою краской, а купола зеленые, что некрасиво; каменный купол только центральный, остальные деревянные на длинных шейках. Иконостас его в стиле Возрождения, с коринфскими колоннами; над царскими вратами, под высокою дугой, писанная масляными красками Тайная Вечеря; центральный купол внутри также на четыре ската. В храме было 7 престолов: в нижней тёплой церкви — во имя Богоявления Господня, в приделах: на правой стороне — во имя архистратига Михаила, на левой — святого Дмитрия Ростовского; в верхней: холодный — во имя Рождества Богородицы, в правом приделе — во имя Тумбовской иконы Божьей Матери, в левом — во имя апостолов Петра и Павла и великомученика Пантелеймона.
При советской власти, после очередного пожара, оставившего собор без куполов, здание в 1929 году приспособили под кинотеатр «Октябрь», а в наше время — под городской центр культуры, который и поныне пребывает в его стенах.
Из книги: Кузнецов А.В. «По следам тотемского барокко: альбом-путеводитель». — Вологда: Древности Севера, 2016.
Тотемский Богоявленский собор. Современное местоположение: г. Тотьма, Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния.
Богоявленская соборная церковь, 1745 года, каменная. Престолы в честь: Богоявления — главный, Архангела Михаила, свт. Димитрия Ростовского, Рождества Пресвятой Богородицы (в верхнем этаже), иконы Божией Матери «Казанская» (находился под отдельно стоящей колокольней), иконы Божией матери «Тумбовская», апостолов Петра и Павла и вмч. Пантелеимона. Настоятелем Спасо-Суморина монастыря архимандритом Нафанаилом были освящены (после ремонта?): 31 октября 1864 г. — нижний тёплый храм во имя Богоявления Господня, 28 октября 1865 года — Димитриевский придельный храм, 17 октября 1871 г. — придельный храм в честь иконы Божией Матери Одигитрия (?).
Протоиерей Павел Арсеньевский 9 сентября 1866 года сообщал епархиальному архиерею, что к освящению престола в Богородицерождественском храме усердием членов соборного попечительства устроена металлическая одежда на св. престол, с рельефными украшениями и чеканными позолоченными клеймами, изображающими Тайную вечерю, Распятие, погребение и Воскресение Спасителя. На одежде была высечена следующая надпись: «Благодарное приношение Всевышнему о спасении драгоценной жизни ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II-го в 4-й день Апреля 1866 года». Эта одежда оценивалась в 350 руб. 4 сентября 1866 года, при освящении храма, её возложили на св. престол. Жертвователям было преподано архипастырское благословение.
Приписная Георгиевская церковь, 1869 года, каменная. Престол в честь вмч. Георгия Победоносца. Возобновлённый (?) храм во имя вмч. Георгия освящён 2 ноября 1869 г. Приписная Владимирская кладбищенская церковь, 1797 года, каменная (за рекой Сухоной). Престолы в честь: иконы Божией Матери «Владимирская» — главный, иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». Приписная Иоанно-Богословская кладбищенская церковь, 1759 года, каменная. Престолы в честь: апостола и евангелиста Иоанна Богослова — главный, Покрова Пресвятой Богородицы, страстотерпцев Бориса и Глеба. Бесприходная Иоанно-Богословская церковь на Тотемском посаде упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года.
В 1788 г. в приходе числилось 135 человек, в 1868 г. — 1123.
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?sort=1&id=787