Церковь Входа Господня в Иерусалим построена в 1794 г. Ныне в ней размещён музей мореплавателей.
https://geolocation.ws/v/P/93325058/-/en
Впечатляющая размерами и красотой старинная церковь, освященная в честь Входа Господня в Иерусалим. Строительство каменного комплекса датируется концом 18 века, первое богослужение упоминается 1794 годом. В архитектурном облике преобладают черты барокко.
Центральный объем возведен формой обширного трехэтажного четверика с массивным сферическим куполообразным сводом. Глав пять, на небольших двойных восьмигранных барабанчиках вторичного типа. С восточного торца располагается четырехгранная апсида с конусной конхой. С западного торца располагается двухэтажная прямоугольная трапезная, сопряженная с четырехъярусной колокольней, восьмигранный ярус звона которой увенчан двойным барабаном с главкой.
В наружной отделке из кладочного декора представлены: широкий карниз, украшенный фризом, фигурные обрамления оконных проемов, арочные фронтоны и пилястры.
В настоящее время церковь Входа Господня в Иерусалим полностью восстановлена и открыта для прихожан, богослужения проводятся регулярно.
http://www.2rf.ru/rest/10259#descr
Красивейший храм города, бесспорный шедевр “тотемского барокко” – это церковь Входа Господня в Иерусалим. Построена на средства местных купцов, братьев Пановых, основателей крупнейшей торговой компании “Русской Америки”. Церковь строили 20 лет, с 1774 по 1794 год, в ту пору, когда в столицах уже господствовал классицистический стиль.
Обычный для северной Руси бесстолпный пятиглавый храм с гранёной алтарной апсидой, притвором и колокольней создан с удивительным мастерством и своеобразием. Двухъярусная церковь с теплым нижним и холодным верхним храмами как будто взлетает в небо. Её устремлённость ввысь особенно хорошо заметна с востока, со стороны алтаря. Позже подобный тип церквей назовут “тотемским кораблём”. Церковь увенчана высокой, с переломами, кровлей и пятью изящными главами на двухъярусных восьмериках. При этом центральный восьмерик служит световым барабаном. Интерьер летней церкви наполнен воздухом и светом за счёт множества окон. Вот только на стенах и сводах видна копоть – осталась от бывшего здесь винзавода. Особо стоит отметить окна второго света трапезной, имеющие вычурные, типично барочные по форме проёмы.
С запада к церкви примыкает притвор, над которым поднимается колокольня характерного типа “восьмерик на четверике”. Над колокольней восстановлены купол и барочное завершение в виде двух маленьких восьмеричков. Особо следует упомянуть о фасадном декоре Входоиерусалимской церкви. Тонкие высокие лопатки протянулись на всю высоту церкви. Между ними, над тремя ярусами окон, находятся прихотливые фигурные картуши, искусно выложенные из особо отформованных кирпичей прямо в кладке стен. Над верхним ярусом окон картуши имеют вид фронтонов, на колокольне мастера выложили их в два яруса. Рельефный рисунок картушей, состоящий из дуг и завитков, лишь слегка выступает за плоскость стен и не нарушает чёткие линии и ясные границы объёмов храма. Картуши украшают все сохранившиеся церкви Тотьмы второй половины XVIII столетия. Кирпичные узоры, исходящие из столичных лепных украшений середины XVIII века, стали наиболее яркой и запоминающейся чертой тотемской версии провинциального барокко. В верхнем храме сохранились остатки росписей и фрагмент иконостаса.
Церковь используется в качестве музея мореходов.
Входоиерусалимская церковь является последним, самым значимым и эффектным памятником тотемского бароко в городе. Это монументальное здание впечатляет устремлённостью всех форм вверх и декоративностью оформления. Безупречные пропорции, отсутствие горизонтальных тяг, ярусность завершения делают церковь лёгкой и стройной. Динамичная устремлённость вверх особенно заметна с восточной стороны, откуда храм представляется стройным многомачтовым кораблём с надутыми ветром парусами.
Входоиерусалимская церковь находится в северо-западной части Тотьмы, которую в старину называли Саблиным концом. Первоначально здесь находился деревянный храм Входа Господня в Иерусалим с приделом пророка Илии, сгоревший в 1743 году. Новую церковь возводили 17 лет (с 1774 по 1791 года) на средства богатых прихожан Г.А. и П.А. Пановых. Второй из них, Пётр Алексеевич, торговал мехами с Камчатки в пределах Российской империи и за границей, был личным поставщиком пушнины графа Орлова и князя Потёмкина. Нижний, зимний храм, где ныне находится Музей мореходов, освятили во имя праздника Входа Господня в Иерусалим. Верхняя, двусветная летняя церковь, была посвящена популярному на Русском Севере (в Поморье) Николаю Чудотворцу, покровителю всех путешественников по водам.
В начале прошлого века богатый иконостас верхнего храма привлекал широкое внимание и вызывал восхищение прихожан. Клейма на стенах церкви очень разнообразны и даже вычурны. Именно эти узорочья представляют собой высшую стадию развития барочных картушей в тотемской культовой архитектуре. Всего на стенах Входоиерусалимского храма можно насчитать не менее семи различных по композиции картушей. Пожалуй, признание этой церкви вершиной тотемского барокко полностью оправданно; конструкцию Входоиерусалимскому храму может составить лишь Троицкий Зашугомский храм, впечатление от которого снижают отсутствие реставрации и колокольня в ином стиле. Входоиерусалимский храм, как видно из церковных документов, не раз подновлялся и отчасти переделывался. По описи 1808 года, на колокольне были купол и глава, а по описи 1848 года — уже купол и шпиль. Во время городского пожара 1843 года на Входоиерусалимском храме обгорела крыша, купол, одна из глав, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.
В советское время у Входоиерусалимской церкви были разобраны завершение колокольни, барабан главки над алтарной апсидой, входная арка крыльца. Оформление интерьера храма было почти полностью утрачено. Долгое время в помещениях самого великолепного памятника тотемского стиля находились цеха завода по производству алкогольных и безалкогольных напитков. Реставрационные работы, позволившие восстановить облик храма практически в первозданном виде, были проведены в 1980-е, 1990-е, 2000-е годы; в 1996 году, к 300-летию российского флота, в помещениях церкви открылся Музей Мореходов.
7 августа 2010 года на звоннице вновь зазвучали колокола, средства на которые были собраны всем миром в рамках акции «Колокольный звон Тотьмы». Самые большие колокола были подарены городу меценатом, потомком тотемской купеческой династии Арсаковых — Владимиром Глазачевым, ныне проживающим в Калининграде. В 2017 году Музей мореходов готовится переехать в комплекс зданий усадьбы купца-морехода Фёдора Холодилова.
Входоиерусалимская церковь так и осталась вершиной тотемского барокко. К великому сожалению, дальнейшего развития этот стиль на Вологодчине не получил. Все остальные храмы были лишь вариациями на тему предыдущих, созданных ранее, без какого-либо продолжения в «украшательстве» стен картушами. На смену подлинному творчеству народа пришёл строго регламентированный стиль классицизм, а планы и фасады православных храмов стали выходить из кабинетов столичных чиновников-архитекторов и под строгим надзором внедряться в жизнь. Таким образом, можно сказать, что удачное совпадение относительно веротерпимых «женских» императорских правлений в России с наличием богатого купеческого капитала в Тотьме в конечном итоге и привело к созданию местной школы барокко.