Торжок. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор — одна из самых грандиозных городских построек XIX в. Он возведен в 1822 г. на месте древнего белокаменного собора 1364 г., до которого здесь же еще в XIII в. стояла церковь Спаса. Проект существующего собора принадлежал, безусловно, зрелому и талантливому зодчему, предполагают, что автором был К.И. Росси. Известно, что работами руководил архитекторский ученик И. Мокшев. Собор увенчан пятью куполами, фасады украшены портиками дорического ордера.

Выдающимся памятником русского зодчества первой половины XIX века является здание Спасо-Преображенского собора, расположенное на территории бывшего кремля. Первый храм, построенный здесь в XII веке, был сожжён татарами во время взятия ими Торжка в 1238 году. В 1364 году новгородцами на этом месте был построен собор, который простоял до 1815 года. Но он пришёл в ветхость, и создалась опасность полного разрушения. Поэтому пришлось его разобрать и начать строительство нового храма, которое закончилось в 1822 году. Строился собор по проекту архитектора Росси. Расположен он на берегу Тверцы, и его грузные купола, портики с колоннами и колокольня хорошо сохранились. Это законченное и величавое произведение архитектуры.

Каменный собор Спаса Преображения с приделами Николая Чудотворца, Входа Господня в Иерусалим, иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Смоленской иконы Божией Матери и Иулиании Лазаревской возведен по проекту знаменитого зодчего К.И. Росси в 1812-1822 годах вместо разобранного белокаменного собора 1364 года постройки. Строительство велось под руководством ученика архитектора И. Мокшева. Объемно-пространственная храмовая композиция в стиле ампир представляет собой высокий кубический объем, гордо несущий свое величественное пятикупольное венчание. Фасады отмечены четырехколонными портиками дорического ордера, несущими треугольные фронтоны. Храм закрыт во времена советской власти.В настоящее время собор Спаса Преображения не действует, является одним из самых лучших архитектурных сооружений градостроительства и выдающимся памятником русского зодчества первой половины XIX столетия.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Нынешний Спасо-Преображенский собор, как и большинство храмов Торжка, — наследие эпохи ампира, первых десятилетий ХIХ века, когда страной правил Александр I. Однако храм Спаса Преображения в Новоторжском кремле существовал, видимо, с самого основания города. Именно на территории кремля — правда в нижней его части — и появилась в незапамятные времена деревянная Спасская церковь, чей далёкий каменный потомок теперь стал символом города. Летопись сохранила упоминание о деревянной Спасской церкви, которая сгорела в 1238 году, во время осады города татаро-монголами. Недавно было найдено ещё более раннее свидетельство о существовании церкви, от 1163 года, но каким тогда был храм и когда именно появился, история умалчивает. После Батыева нашествия церковь упоминантся только через 100 лет, однако вполне вероятно, что за это время могла не раз вновь гореть и восставать из пепла — пожары тогда случались нередко. Внимание летописцев храм привлёк в 1364 году, когда его впервые отстроили в камне. К сожалению, эта церковь не сохранилась, причём разобрана она была уже в относительно новое время, что особенно жаль, ведь храмов ХIV века в России чрезвычайно мало. Судя по всему, храм был построен под влиянием новгородской архитектуры (новгородские купцы и были его главными жертвователями) и, скорее всего, напоминал дошедшие до нас церкви Новгорода той эпохи. Известно, что в 1372 году храм стал ареной мрачных и трагических событий: Торжок захватил и разорил князь Михаил Тверской, и многие горожане, укрывшиеся в церкви, задохнулись в дыму пожара. Тем не менее сам храм выстоял, а вскоре обрёл «свою» святую — благоверную княгиню Иулианию Вяземскую, которая мученически погибла от руки смоленского князя Юрия, посягнувшего на её верность мужу. Через некоторое время благоверную княгиню причислили к лику святых, а её мощи погребли под одним из престолов церкви. Мощи святой Иулиании пребывали в Спасском соборе до 30-х годов ХХ века, когда они исчезли после разорения храма большевиками.
После основания Петербурга Торжок получил новый импульс к развитию — теперь он находился на дороге между двумя столицами, и здесь волей-неволей останавливались почти все путешествующие из Петербурга в Москву или обратно. Именно в это время в городе строятся величественные здания, обустраивается набережная Тверцы, сооружаются великолепные храмы. Таким новым, несравненно более масштабным и величественным зданием и был Спасо-Преображенский собор, который начали строить в год наполеоновского нашествия на Россию и завершили через десять лет. Он стал одним из лучших образцов ампира во всей храмовой архитектуре России. Спасо-Преображенский собор был построен в эпоху расцвета ампира и получился действительно имперски торжественным. Как и для всех почти русских храмов, его история сделала резкий поворот в ХХ веке. Увы, счастливый конец этой истории ещё не наступил: храм до сих пор пребывает в заброшенном виде, что особенно контрастирует с его ампирной статью. По поводу авторства собора историки искусства до сих пор не пришли к единому мнению. Документально зафиксировано, что координировал строительство и руководил работами зодчий Иван Мокшеев, ученик знаменитого Карла Росси. Но по некоторым косвенным свидетельствам — включая сам по себе высокий уровень архитектуры, совсем не «ученический» или «провинциальный», — авторство проекта на бумаге принадлежит самому Росси. Во всяком случае, собор идеально вписывается в стиль петербургского ампира, создателем которого был Росси, и представляет собой, пожалуй, один из лучших образцов этого стиля в храмовой архитектуре. При всей величественности и монументальности замысла в облике храма остаётся что-то простое, близкое к человеку, не подавляющее его. И, что важно, он остаётся храмом, не превращаяясь во дворец, ведь ещё одна опасность ампира состоит в излишней «светскости» этого стиля, спровоцированного скорее амбициями земных правителей, чем стремлением запечатлеть в камне некую возвышенную идею.
Через десять лет строительства, в котором, кстати, использовались не только новые материалы, но и фрагменты других разобранных церквей (город тогда активно перестраивался), жители города обрели новую доминанту как в архитектурном, так и в духовном смысле — огромный пятикупольный собор с тремя престолами. Центральный освятили в честь Преображения Господня, сохраняя тем самым преемственность старому храму, а боковые были посвящены святой Иулиании Вяземской, чьи мощи хранились в храме и составляли в течение многих веков его главную святыню, и Смоленской иконе Божией Матери. Последнее не должно удивлять: «влияние» знаменитой Одигитрии Смоленской распространялось и на соседнюю Тверскую губернию. Например, Смоленская церковь до сих пор есть в Выдропужске, том самом селе, откуда в Спасо-Преображенский храм перешла ещё одна знаменитая икона Богородицы, Муромская. Хотя в ХIХ веке традиция строить храмы попарно — зимний и летний (самые, наверное, яркие и многочисленные примеры такого подхода можно видеть во Владимирской, Костромской и Ярославской областях) — уже не была такой сильной, Спасо-Преображенский собор был таким большим, что топить его в холодное время было накладно. Поэтому спустя два десятка лет, в 1841-1842 годах, рядом с собором построили одноглавую зимнюю Входоиерусалимскую церковь в сходном с собором стиле. Она, конечно, меньше, но всё-таки тоже довольно большая, иначе контраст был бы слишком заметен и не создавал ощущения ансамбля. Архитектором Входоиерусалимского храма стал Иван Фёдорович Львов, однофамилец знаменитого архитектора Николая Львова. Во второй половине ХIХ века Спасо-Преображенский собор был крупнейшим и знатнейшим храмом города, местом, где пребывали его святыни. Церковная жизнь собора в это время протекала спокойно и благополучно, без каких-то особенных событий. В начале ХХ века клир храма состоял из двух диаконов и псаломщика. Прихожан было 300-350 человек, к храму были приписаны 49 дворов центральной части Торжка.
После революции приходская жизнь некоторое время продолжалась, но было ясно, что это временная ситуация. Окончательное закрытие и разграбление собора и прилегающей к нему Входоиерусалимской церкви относится к началу 1930-х годов. В частности, тогда были вскрыты и осквернены мощи святой Иулиании Вяземской, хранившиеся в храме много веков. Внутреннего убранства собор, естественно, не сохранил. Через какое-то время в нём открылся городской клуб, а соседний зимний храм приспособили под завод. После войны клуб закрыли, и храм даже немного подремонтировали, после чего, правда, он тоже стал частью завода. Заводским нуждам до сих пор служит Входоиерусалимская церковь, а Спасо-Преображенский собор со временем был заброшен и доныне пустует, пребывая в плачевном состоянии. Несмотря на внутреннее запустение, внешне Спасо-Преображенский собор Торжка по-прежнему великолепен и по праву носит звание символа города. Это полноценный, совершенно «столичного» уровня образец ампира, выполненный по проекту главного творца этого стиля в России. Спасо-Преображенский собор представляет собой в плане равноконечный крест с выступающими портиками по всем сторонам, включая алтарную. Портики поддерживают по четыре дорические колонны, с которыми перекликаются пилястры на стенах. Увенчан храм массивным куполом на прямых световых барабанах. Барабаны боковых куполов ниже и шире, центральный барабан более пропорционален и изящен, но его размеры таковы, что он всё равно перетягивает на себя внимание зрителя. Сверху купол украшен фонарём с крохотной главкой. В отличие от дорического ордера основного объёма, полуколонны, идущие кругом по центральному барабану, — ионические. Боковые купола покоятся на массивных барабанах с довольно большими окнами. Главным украшением этих вполне аскетических элементов можно считать крошечные баллюстрады. Фасады храма определяются классическими портиками с четырьмя дорическими колоннами и довольно массивным фризом. С разных сторон за портиками скрываются как входы в храм, так и алтарь. Храм стоит на довольно высоком фундаменте, поэтому ко входам ведут ступени по всему периметру. Сейчас эти ступени во власти растительности вследствии того, что храм пребывает в заброшенном состоянии и за благоустроиством прилегающей территории никто не следит.
Нельзя не отметить, что в советские годы храм использовался в качестве производственного цеха, выглядит он в наше время изнутри соответствующим образом. Как часто делалось в больших церквях, превращённых большевиками в светские или иного рода учреждения, его пространство для экономии места разделяли на два этажа. Здесь отчётливо видны следы этой перестройки; в первом этаже сложно отличить признаки того, что здесь был когда-то храм: пустые помещения с бетонным полом и стенами, частично покрытыми старой кафельной плиткой. Сбоку лестница ведёт на второй этаж, который выглядит совсем по-другому. Посетитель попадает прямо под купол храма — так высоко в действующем соборе оказаться было бы невозможно. Своды и купол продолжают выглядеть великолепно. Из окон центрального барабана струится яркий свет. Под арочными пролётами сохранились фрагменты лепнины (судя по старым фотографиям, раньше в лепных рамках находились росписи, ныне замазанные), а украшения, идущие под центральным барабаном, можно даже назвать уцелевшими, хоть и требующими, как и всё тут, серьёзной реставрации. В настояещем смысле слова «современная жизнь» для Спасо-Преображенского собора так и не наступила. Он до сих пор закрыт, не отреставрирован и не освящён. Производства в нём давно уже нет, что, вероятно, облегчит возвращение храма Церкви в будущем.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №169, 2015 г.

Известно, что в феврале 1238 года деревянный храм Спаса сожгли татаро-монголы. Первый каменный собор в центре новоторжской крепости был построен в 1364 г. на средства новгородских и новоторжских купцов. В 1372 г., при разорении Торжка тверским князем Михаилом Aлександровичем, в соборе сгорели и задохнулись в дыму скрывшиеся в нём горожане. В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о нём записано: «в городе храм всемилостивого Спаса камен… да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим … да в том же храме предел Пречистая Богородице Одигитрия муромская … да подле товож соборново храму храм Афонасья и Кирила древен».
Среди жертвователей храма были княжна Ирина Мстисловская, царь Симеон, дворяне Иван Тыртов, Иван Урусов, Николай Новокщенов, купец Г. Мишурин.
В 1406 г. в часовне под правым престолом в каменной гробнице были погребены останки благоверной княгини Иулиании, жены вяземского князя Симеона Мстиславовича, правившего в Торжке вместе со смоленским князем Юрием Святославичем. Иулиания была убита князем Юрием, посягнувшим на её верность мужу. Впоследствии она была причислена к лику святых. Её память отмечается 3 января и 15 июня.
Доныне сохранившееся здание собора было построено в 1812-1822 гг. по проекту архитектора К.И. Росси, считается «одним из лучших и великолепных» храмов города. На его постройку были употреблены материалы упразднённых церквей: Филипповской, Никитской, Жён Мироносиц. Собор был закрыт для богослужений в 1930-1931 гг. В советское время утрачены и мощи св. Иулиании.
По материалам: Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. — Тверь, «Лилия Принт», 2002. Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы. — Торжок, ОАО «Пожтехника».
Первый каменный в честь Преображения Господня собор был построен в 1364 году на средства Новоторжских и Новгородских купцов. В 1372 году, при разорении Торжка Тверским князем Михаилом Александровичем, скрывшиеся в соборе многие из граждан сгорели и задохлись от дыма. В 1406 году в этом соборе была погребена в каменной гробнице княгиня Иулиания, пострадавшая за целомудрие от князя Смоленского Юрия. Близ этого (древняго) каменнаго собора встарину было две деревянныя церкви — одна из них посвящена была святым Афанасию великому и Кириллу, Александрийским патриархам, а другая — святому Николаю; здесь же существовал женский Мироносицкий монастырь.
В писцовых книгах П. Нарбекова 1625 года находится описание каменнаго Спасо-Преображенскаго собора, но по всей вероятности, не того, который был построен в XIV веке. Из описания собора видно, что он был благоукрашен, имел много ценных икон, богат был церковной утварью. Нарбеков пишет: «Город Торжок, а под ним река Тверца, а по другую сторону ручей Здоровец… А в городе храм Всемиластиваго Спаса камен; а в нем Божия милосердия: деисусов двадцать одна икона, да 11 икон средних на золоте, а поля на красках, да деисус, а в нем десять икон на красках, венцы у них на золоте; царские двери на золоте; да местный образ Преображение Спасово на золоте, прикладу у него шесть гривенок басменных серебряных позолоченных, да шесть копеек, да восемнадцать литых серебряных же; да образ Иван Богослов; да крест серебряной, да образ Симеон Богоприимец, да Екатерина Христова мученица в деянии на празелени; да образ местной Пречистая Богородица Одигитрия на злате, да образ Пречистыя Богородицы на злате за престолом, ветх, да крест запрестольный на празелени ветх; да Пречистая Богородица выносная на злате на киоте, а поставление протопопа с братиею, прикладу у Спаса и у Пречистой Богородицы венец сканный с финифтом; да на престоле Евангелие печатное, оторочено барохатом червчатым; да крест благословенный обложен серебром, позолочен, да сосуды серебряны, а покровцы у них атлас золотной, а Евангелие и крест и сосуды положение царя Симеона (вероятно, Бекбулатовича); да сосуды оловянные положение княжны Ироины Мстиславской, да хоруговь ветха на злате, да образ пречистыя Богородицы пядница обкладная, а поставление царя Симеона, да образ Николы чудотворца пядница большая поставление Ивана Тыртова, да книги, две триоди, да два охтоя, да апостол, да минея общая, да псалтырь, печатные, а положение царя Симеона, Евангелие толковое, печатное ветхо, да потребник, да служебники печатные ветхи, а положение подъячаго Дмитрия Елисеева, да служебник ветхий письменной, а положение Ивана Урусова»…
Между облачениями упоминаются ризы бархатныя с золотым оплечьем, повседневных риз четыре и пр… положение разных лиц (царя Симеона, Николая Новаковскаго, Ивана Урусова). В соборе, как видно из из описания его Нарбековым, было два придела — один в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим, на полатях, а другой в честь Пречистой Богородицы Одигитрии Муромской. Этот описанный Нарбековым) Спасо-Преображенский собор существовал до 1814 года. Церковь святых Афанасия и Кирилла давно уже не существует, а церковь святого Николая была разобрана в 1840 году. Последняя церковь была построена в 1769 году иждивением соборнаго протопопа Марка Иванова.
Прежде нынешняго собора в Торжке существовал второй каменный, в тоже наименование, собор с одним только приделом в честь Пресвятыя Богородицы, именуемой Муромскою, под которою, вероятно, нужно разуметь святочтимую икону Божией Матери — Одигитрии, Выдропуской. Названа же Муромскою, нужно полагать, потому, что эта икона была взята (в плен) в городе Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск (село Вышневолоцкого уезда), а из Выдропуска — в Торжок. Эта местночтимая за чудотворную икона находится ныне в иконостасе между главным престолом и южным, посвященным в честь Божией Матери Одигитрии, в серебряной позлащенной ризе, в особо устроенном киоте. По преданию, с этою иконою бывал ежегодно 18 июня крестный ход из села Выдропуска в Торжок, где она оставалась на некоторое время в соборе, а затем с крестным ходом возвращали её в Выдропускую церковь; но после одного принесения 18 июня в Новоторжский собор она уже не была возвращена в Выдропуск, где имеется точный с нея список.
О Выдропуской иконе хранится (в церкви села Выдропуска) «Душеполезная повесть», списанная князем Георгием Звенигородским (см. № 13 Твер. Еп. Ведом. за 1901 г.). В серебряном окладе в венце Богомладенца (на Выдропуской иконе) вложен перстень с рубином и бриллиантами; этот перстень был пожертвован новоторжским купцом Григорием Мишуриновым, а ему был подарен в 1818 году (в проезд через Торжок) Прусским королем Фридрихом-Вильгельмом. Ради сей иконы ежегодно 18 июня бывает большой (из Новоторжских монастырей и градских церквей) крестный ход в собор, для крестнаго хода причты всех церквей, после ранних литургий в своих храмах, собираются в Борисоглебский мужской монастырь, а из него уже направляется один всеградский крестный ход в собор, где совершается поздняя литургия; а после оной молебен Пресвятой Богородице… В большой крестный ход 11 июня в Борисоглебский монастырь впереди всех икон диаконы в облачении несут из собора чудотворную икону (тогда как другия иконы несут миряне, мужчины и женщины) и во время хода отправляется молебен Пресвятой Богородице.
Ныне существующий в Торжке Спасо-Преображенский каменный пятикупольный собор построен на месте прежде бывшаго; начат постройкою по разрешению Тверского епископа Мефодия 16 февраля 1812 года, а окончен в 1822 году. В нем три, под ряд расположенные, престола; главный посвящен Преображению Господню, правый — во имя святой благоверной княгини Новоторжской (Вяземской) Иулиании (в документе о пожаре в городе Торжке, в 1742 году близ городского собора упоминается деревянная церковь в честь святой мученицы Иулиании Никомидийской, память коей совершается 21 декабря; вместо сего сгоревшаго храма в Спасо-Преображенском соборе устроен уже придел не в честь святой мученицы Иулиании Никомидийской, а во имя благоверной княгини Новоторжской Иулиании, что значится и в антиминсе сего престола: «в храме благоверной княгини Иулиании» — выдан Тверским архиепископом, впоследствии Санкт-Петербургский митрополит, Григорием 11-го октября 1842 года). Левый придел посвящен Пресвятой Богородице ради ея чудотворной иконы Одигитрии — Выдропуской (или Муромской) и праздненство ей совершается 18 июня. На постройку собора, между прочим, были употреблены материалы от упраздненных церквей — святого апостола Филиппа (близ Борисоглебского монастыря), святого великомученика Никиты (где ныне Покровская единоверческая церковь) и святых Жен Мироносиц (близ собора, где ныне находится пивоваренный завод Каттербаха).
В Преображенском соборе осталось довольно старинных икон, бывших в прежних храмах; из них особенно замечательна храмовая, в главном иконостасе, икона Преображения Господня; на эту икону сделана была серебряная риза, как видно из надписи, в 1793 году. Из богослужебных сосудов более других древний, серебряный позлащенный, с надписью по краям онаго: «построен сей сосуд в городе Торжке в соборную церковь Преображения Господня по обещанию протопопа Марка Иванова на собственныя его деньги 1751 году, а весу в них 4 фунта 82 золотника, ценою по 20 копеек золотник, за позолоту 17 рублей, итого 110 рублей». Из евангелий — самое древнее, напечатанное в 1664 году при патриархе Иоасафе. На окладе евангелия надпись: «Лета 7172 (1664) построил сие Евангелие Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрит Иоасаф, новоторжец, во град Торжок в соборную церковь Преображения Спасова и Пресвятыя Богородицы, никому неотъемлемо во веки». На первом белом листе написано: «Лета 7201 июля 21 дня по указу великих государей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев. Выдана ризница во град Торжок в соборную церковь Преображения Господня на Москве из приказу большой казны протопопу Никифору Иванову с братиею, а выдал большой казны казначей Гаврила Иванович Головкин, да отец его Иван Семенович Головкин, да того же приказу дьяки Димитрий Степанович, да Роман Титович Смирнов, да подъячий Василий Васильев, сын Юхнов». Это Евангелие начато печатанием «в лето 7182 (1644 по Р. Хр.) января 22 дня в 31-е лето царствования Михаила Феодоровича, при сыне его благоверном государе Алексие Михайловиче. Окончено в тот же год июля в 20 день в 32 лето державы Михаила Феодоровича, в 3-е лето патриаршения Иосифа». В конце Евангелия написано обращение к священноначальникам, священноинокам, священникам и ко всем благочестивым людям с просьбой: «аще прилучится некое прегрешение, милостива нам будите и не зазарив ума нашего немощи и недоумения. Сами же сподобльшеся от Богомладенца больших дарований духовных исправляйте, понеже и вы требуюте милости от Бога и человек. И извольшему же вам сие видети, хвалу и благодарение воздавайте во веки, аминь». Второе Евангелие в четверть листа, напечатанное в Москве, в 1685 году при патриархе Иоакиме. Третье Евангелие в лист напечатано в Москве в 1703 году при Петре I. Есть еще несколько старинных Евангелий (1722 — 1791 г. др.). В часовне, устроенной под правым (в честь благоверной Иулиании) престолом, в каменной гробнице покоятся останки благоверной княгини Иулиании, местночтимой; на гробнице находится металлическое изображение угодницы Божией. Над гробницей устроен балдахин; на стенах этой часовни находится несколько старинных икон.
Преображенский собор; две церкви теплая и холодная: 1-я) каменная холодная построена в 1822 году, престола три: главный средний Преображения господня, южный Святой Благоверной Княгини Иулиании, северный Смоленской Божией Матери. 2-я) Теплая построена в 1842 году, престола три: средний Входа Господня во Иерусалим, южный Неопалимыя Купины Божией Матери и Святого великомученика Никиты, левый Святителя Николая и Митрофания Воронежского. Церковные документы: опись 1863 года, метрики с 1788 года, исповедные с 1820 года, план на землю.
В 1901 году служили: Протоиерей Александр Евфимович Соколов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, Протоиереем с 1894 года, состоял Директором тюремного отделения, уездным наблюдателем церковно приходских школ, награжден в 1896 году наперстным крестом. Священник Иоанн Васильевич Знаменский 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоял Директором тюремного отделения и законоучителем городского училища, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Феодор Владимирович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1895 года. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Иоаннович Ильинский 26-ти лет, в должности с 1893 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Николай Георгиевич Томилин 43-х лет, в должности с 1884 года. Церковный староста мещанин Иаков Васильевич Новоселов в должности с 1876 года, награжден в 1897 году золотой медалью. Прихожан — 49 дворов (159 мужчин, 174 женщины).
В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в Преображенском соборе 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в Преображенском соборе 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в Преображенском соборе 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, Преображенском соборе 7 лет. Прихожан — 176 мужчин и 182 женщины.
По материалам: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?