Торжок. Домовая церковь Александра Невского и Василия Исповедника при бывшей учительской семинарии.

В 1875 г. семинария имела желание устроить у себя храм. Был готов проэкт храма, ассигнована сумма на устройство его в количестве пяти тысячъ рублей и оставалось только выполнить желание, но Господь судил иначе: по неизвестньхм причинам устроиство храма не состоялось. Возник храм в 1884 году, и строителем его Господь определил быть новоторжскому 1-й гильдии купцу потомств. почетному гражданину Василию Александровичу Козьминых с женой Любовию Яковлевною. У них совершенно неожиданно скончался 6 января 1883 г. любимый сын отрок Васылий. Сердце родителей затосковало при виде такой большой семейной потери и искало утешения в молитве и делах благотворения. Всеведущий Царь неба и земли знал, коечно, души опечаленных родителей, и внушил мысль директору семинарии Алексею Григорьевичу Баранову написать к ним в том же месяеце (23 янв.) между прочим следующее: «При размышлении о Вашем несчастии мне пришло на мысль предложить Вам, если Вы пожелаете, почтить память усопшаго своего сына самым приличным и Богоугодным длом… По уставу семинарии при ней можеть быть церковь, настоятелемъ которой состоит законоучитель семинарии, что же касается до псаломщика, то его должность может исправляться воспитанниками семинарии, которые вмест с тем обязаны пет на клиросе… Может быть Вы пожелаете сделать пожертвование на устройство церкви в память покойнаго сына. При этом, я полагаю, возможным выполнить те условия, которыя желаете предложить». На письмо А.Г. Баранова Васйлий Александрович, посоветовавшись с домашними своими, ответил, что согласен пожертвовать на устройство домовой церкви при учительской семинарии десять тысяч, но с тем условием: 1) чтобы храм был освящен во имя преп. Василия, память котораго православною церковью воспоминается 28 февраля, 2) чтобы во вновь устроенном храме совершалось во время службы поминовение отрока Василия и его усопших сродников. Этот ответ и положил начало настоящему храму.
25 февраля 1883 года отношениемъ за № 82-м А.Г. Баранов уведомил об этом пожертвовании на храм Его Сиятельство г. попечителя Московскаго учебнаго округа, который своим предложением от 31 марта того же года за № 3142-м извстил, что г. министр народнаго просвщения разрешил принять пожертвование В.А. Козьминых на устройство церкви в здании Новоторжской учительской семинарии и вместе с тем поручил объявить г. Козьминых признательность министерства народнаго просвещения за означенное пожертвование. После сего десять тысячь рублей были внесены в уездное казначейство и приступлено к выполнению всех законных требований, какия предъявляются духовною и светскою властию при сооружении новых храмов. Между прочим А.Г. Баранов просил высокопреосвященнейшаго Савву, архиепископа Тверскаго и Кашинскаго, чтобы он дал разршение на устройство домовой церкви во имя преподобнаго Василия (28 февраля) и св. благовернаго и великаго князя Александра Невскаго и утвердил план с проэтком иконостаса предполагаемаго храма. На все просьбы получилось полное одобрение и согласие. А когда попечитель Московскаго учебнаго округа разршил (от 12 дек. за № 10168) приступить к работам по устройству храма, то оне пошли очень быстро: мастер Фролов работал иконостас, художник Грибков писалъ иконы, придворный фабрикант Постников приготовлял евангелия, кресты, священные сосуды, хоругви, подсвечники, и пр.; бр. Новоселовы заготовляют ризы, подризники, эпитрахили, набедренники, срачницы, одежды на престол с жертвенником, воздухи, платы и пр.; бр. Широковы делают ризницу, казенку, камод, аналои и т.д. В первой половине сентября месяца 1884 года устройство церкви вполне было окончено, приобрели и заготовили все необходимое для совершения Богослужения, кром одного антиминса. Поэтому А.Г. Барановъ писал от 18 сент. за № 364 к архиепископу Савве, чтобы он разрешил выдать антиминс настоятелю Ильинской церкви священ. Димитрию Соколову, на что и дано было согласие. Самое же освящение храма, согласно личному желанию В.А. Козьминыхъ, владыка поручил архимандриту Борисоглебскаго монастыря Антонию.
Вот наконец наступило четвертое октября — день освящения храма. Для такого редкаго торжества в учебном мире нарочито прибыл помощник попечителя Московскаго учебнаго округа действительный статский советник Константин Иванович Садоков. Когда освящение храма совершилось и божественная литургия окончилась, то многие из духовных и светских лиц были приглашены В.А. Козьминых в собственный дом откушать, по русскому обычаю, хлеба и соли. Во время трапезы произнесли замчательныя по глубине мысли и задушевности речи К.И. Садоков, А.Г. Баранов, архим. Антоний, храмоздатель и некоторые другие из присутствовавших. Все они выражали искреннюю радость по поводу отраднаго события в жизни церкви, и государства — освящение храма именно в таком учебном заведении, которое имеет целию распространение на Руси через своих питомцев идеи самодержавия, церковности и народности. Особенно же приятное впечатлние на присутствовавших за трапезою произвели речи К.И. Садокова и А.Г. Баранова. Первый, как опытный руководитель начальников и наставников многих учебных заведений, — развил ту мысль, что вера и наука должны всегда итти рука-об руку: только при этом условии и можно ожидать от науки хороших плодов. Второй — А.Г. Баранов, до глубины души растроганный отраднейшим в его жизни и деятельности событием — устроения и освящения храма, — от всего сердца благодарил жертвователя и вместе утешал его тем, что в только-что освященном храм будет приносится безкровная жерва за отрока Василия до тех пор, пока он существует; за тем А.Г. Баранов воздал искреннюю признательность своим сотрудникам по устройству храма и выразил надежду, что дело обучения и религиозно-нравственнаго воспитания в вверенной ему семинарий будет шествовать по пути совершенства, ибо она теперь иметъ свой храм, который всегда служил и будет служить верным училищем благочестия. Многократныя пожелания счастия и благополучия Государю Императору с Супругою и всему Царствующему Дому, семинарии, храмоздателю, начальствующим, учащим с учащимися и всем принимавшим участие в построении и освящении храма, — закончили радостную трапезу.
Устроенный на пожертвованныя деньги В.А. Козьминых храм находится во втором этаже главнаго каменнаго здания семинарии. Вход в него идет с параднаго крыльца здания. Храм весь окрашен в бирюзовый цвет. Иконостас сделан под мрамор и имеет один ряд икон. По правую сторону царских врат находятся изображения: 1) Спасителя, 2) Равноапстольнаго святителя Мефодия (на южныхъ дверях) и 3) преп. Василия исповедника с благов. вел. князем Александром Невским. По левую — 1) Божией Матери, 2) Равноапостольнаго Кирилла (на сев. дверях) и 3) преп. Ефрема Новоторжскаго с благов. велик. князем Михаилом Тверским. Кроме этмх икон, сооруженных ко времени освящения храма, находятся иконы, пожертвованныя впоследствии разными лицами. На правомъ клиросе в богатом киоте изображены св. Павел, патриарх Константинопольский (30 авг.), с преп. Александром Свирским (30 авг.). На левом — св. Иоанн Крестител и св. Николай Чудотворец. На северной стене храма около леваго же клироса (в простенке между двумя окнами) находится в богатом киоте икона с изображением св. Василия Великаго, св. Григория Богослова и св. Иоанна Златоуста (30 янв.). Главныя же святыни храма — это иконы Казанской Божией Матери и часть мощей св. Iоанна Предтечи. Святыни пожертвованы дворянином Николаем Сергевичем Львовым. Икона Казанской Божией Матери принадлежала некогда предводителю дворянства Сергею Львову, который получил ее в благословение от архиеп. Тверскаго Гавриила. На иконе имеется следующая надпись: «Его высокоблагородию г. Новоторжскому предводителю дворянства Сергию Дмитриевичу Львову в вечное Божие благословение Гавриил бывший архиепископ Тверской. 18 февр. 1850 г.». В настоящее время эта икона помещена в особом резном аналое, который находится по левую сторону царских врат против иконы Богоматери. Часть же мощей св. Иоанна Крестителя тоже помещена в особом резном аналое по правую сторону царских врат против иноны Христа Спасителя.
Что касается священных сосудов, напрестольных крестов, евангелий, облачений для священнослужителей, одежд на престол с жертвенником, паникадила, подсвечников и др. принадлежностей храма, то все блестит золотом и отличается изяществом и богатством, редко доступным для многих соборных и приходских храмов, а тем более для домовых церквей при учебных заведениях. Достаточно будет сказать, что за иконостас уплочено более 2700 р. и за церковную утварь около б тысяч рублей. Образцом богатства из священнических облачений может служить фелонь с епитрахилью, сделанныя из покрова, который находился на гробе усопшаго сына В.А. Козьминых — Павле (+ 1885 г. 20 марта). Ценность этих предметов восходит до 8оо руб.
Вообще, обозревая храм,— художественную работу иконостаса, живопись икон, простоту и изящество церковно-богослужебных принадлежностей, невольно вспоминаются имена храмоздателей — Василия с Лобовию, и является мольба ко Господу: Христос истинный Бог наш, души раб Твоих Василия, Любови и усопших их сродников в селениях праведных учини, в недрах Авраама упокой и к праведникам со причти.
Законоучитель, священник П. Постников. Орфография и пунктуация сохранена.
В советское время церковь в училище закрыли. В 1990-е года здание училища было заброшено, в начале 2000-х в бесхозном здании произошел пожар.
http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/torzhok/1719-torzhok-aleksandra-nevskogo-i-vasiliya-ispovednika-pri-uchitelskoj-seminarii-tserkov

При Новоторжской учительской семинарии существовала домовая церковь, посвященная святому благоверному великому князю Александру Невскому и Василию Исповеднику. Александро-Невская (Васильевская) при учительской семинарии домовая церковь, построена в 1884 году, находилась на втором этаже каменного здания учительской семинарии, престол один Святого Благоверного Князя Александра Невского и преподобного Василия исповедника.
В 1901 году служил Священник Петр Иоаннович Постников 41-го года, окончил духовную академию кандидат-магистрантом, священником с 1884 года, состоял законоучителем при учительской семинарии, награжден в 1899 году камилавкой. После открытия семинарии при ней не было церкви, что представляло громадное неудобство, так как воспитанникам во всякую погоду приходилось ходить в ближайшую приходскую церковь, отстоящую довольно далеко от семинарии. Притом в Ильинской церкви бывало много народа, особенно в большие праздники, вследствие чего воспитанники были стеснены; они не могли принимать такого деятельного участия в чтении и пении, как в своей церкви. В виду этого в первый же год существования семинарии был поднят вопрос об устройстве домовой церкви.
В докладной записке на имя попечителя Московскаго учебного округа, от 11 октября 1875 года за № 25, директор семинарии проэктирует приспособить для церкви актовый зал, проломав часть передней стены и сделав пристройку для алтаря. Устройство церкви исчислялось в 2600 рублей. Этот проэкт был утвержден управляющим министерством народнаго просвещения г. товарищем министра, и была назначена необходимая для этого сумма из кредита по ст. 2 & 11 финансовой сметы министерства народного просвещения 1875 года. Эти деньги уже были переведены в Тверскую казенную палату в ведение директора семинарии, с разрешением строить церковь хозяйственным способом, с соблюдением возможной экономии. Были составлены подробныя сметы всех расходов, но в предложении от 13 декабря 1875 года за № 7471, попечитель Московскаго учебнаго округа уведомил директора семинарии, что, «по приказанию министра народнаго просвещения, сделано распоряжение по Тверской казенной палате о переводе на главное казначейство» этих денег. Таким образом, попытка устроить церковь по неизвестным причинам не удалась, и семинарии еще долго пришлось мириться с теми неудобствами, которыя создавал для нея недостаток собственной церкви.
В 1882 году 5 мая сгорело до основания главное здание семинарии, в котором помещались классы и спальни воспитанников. Немедленно же начались хлопоты о постройке новаго здания не место сгоревшаго, при чем теперь проэктированно не деревянное, а каменное. Здание семинарии было окончательно отстроено к октябрю 1884 года, 4 числа котораго совершилось освящение домовой церкви, устроенной на средства потомственного почетного гражданина Василия Александровича Козьминых-Ланина, внесшего на устройство церкви 10000 рублей. Домовая церковь заняла почти третью часть второго этажа.
Законоучителями в семинарии служили: Священник Дмитрий Иванович Соколов — с открытия семинарии до 12 июля 1884 года, студент Тверской духовной семинарии, + 6 августа 1899 года. Священник Петр Иванович Постников — с октября 1884 года (служил в этой должности и в 1901 году дальнейших сведений нет), кандидат Московской духовной академии.
http://hram-tver.ru/index.php/khramy-tverskoj-oblasti/torzhok/1719-torzhok-aleksandra-nevskogo-i-vasiliya-ispovednika-pri-uchitelskoj-seminarii-tserkov

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?