Церковь возведена в 1841-1842 годах архитектором И.Ф. Львовым. В строительстве и отделке интерьера использовали фресковые росписи; убранство, включая предметы богослужения были осуществлены на средства новоторжских купцов, братьев Степана, Якова и Михаила Уваровых. Входоиерусалимская церковь была теплым храмом Спасо-Преображенского собора, который был построен 1822 году по проекту архитектора К.И. Росси. Храмы закрыты для богослужения в 1930 году.
Близ Спасо-Преображенского холодного собора — на южной стороне находится теплый собор, также каменный, трехпрестольный; главный престол посвящен Входу Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Прежде сего теплого собора близ Преображенского храма существовало несколько церквей, которые были приписаны к собору (как-то: святых Афанасия и Кирилла, святителя Николая, святых Жен-Мироносиц). Вероятно некоторые из них были теплыми и в них совершалось богослужение в зимнее время.
Ныне существующий теплый (Входо-Иерусалимский) собор начат постройкой в 1815 году, а окончен и освящен в 1822 году. В нем три престола, построенные в ряд; правый посвящен Божией Матери — Неопалимой Купине и вместе святому великомученику Никите, левый — святителю Николаю чудотворцу и святителю Митрофану, епископу Воронежскому. В прежде бывшем Преображенском соборе, как видно из писцовых книг 1625 года, существовал придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.
На горнем месте у главного престола поставлена большая и хорошо написанная икона собора святых архангелов и святых угодников Божиих. В трапезе Входо-Иерусалимского собора находятся старинныя иконы, перенесенные из прежде существовавшей близ собора Никольской церкви, как-то: Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородския), святого Иоанна Предтечи, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских, святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской, Божией Матери скорбящих Радости; в последней иконе вложено несколько частиц от мощей святых; вверху этих икон — иконы двунадесятных праздников.
В неделю Ваий (в храмовый праздник теплого собора, праздник Входа Господня в Иерусалим) издавна совершается крестный ход в собор из городских церквей — не общий, а отдельно из каждого храма.
Новая соборная каменная теплая церковь, с амосовыми печами (калориферов, изобретенных генералом Н.А. Амосовым в 1830-х гг.) для отопления в зимнее время, в 1841 году выстроена с каменной о двух этажах с колокольней иждивением новоторжских почетных купцов Уваровых, и ими же украшена образами и настенным писанием и иконостасами, снабжена церковною утварью, крестами, Евангелиями, сосудами и служебными ризами, и, наконец, в 1842 году освящена высокопреосвященнейшим Григорием архиепископом Тверским бывшим. Настоящий престол освящен во имя Входа Спасителя во Иерусалим, придельный на правой стороне во имя великомученика Никиты и Неопалимой Купины, а придельный на левой стороне во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского. Теми же купцами Уваровыми оная церковь в 1851 году возобновлена стенным писанием на Алфреско(?).
По материалам изданий: Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903, Иероманах Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. — Тверь, 1860, Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901, Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.
Прим. мод.: в скобках внесены современные разъяснения к тексту 1915 года, старое написание окончаний слов и пунктуация адаптированы под формат Каталога
Православный храм Тверской области, являющийся частью архитектурного комплекса Спасо-Преображенского собора города Торжок. Расположен на правобережье реки Тверцы на территории бывшего Детинца. Памятник русского зодчества I половины XIX столетия, в настоящее время не действующий.
Красивая, увенчанная маленькой луковичной главой трехпридельная церковь Входа Господня в Иерусалим появилась в Торжке в середине XIX столетия, но ее история корнями уходит глубоко в далекий XIV век. Тогда, согласно летописным данным, вблизи существующей ныне церкви располагались несколько православных храмов, доминантой которых был древний каменный собор Преображения Господня, выстроенный на богатые пожертвования новгородских и новоторжских купцов. В писцовых книгах за 1625 год упоминается Входоиерусалимский храм, являвшийся приделом тогдашнего Свято-Преображенского собора. Деревянные церкви (святых Жен-Мироносиц, святителей Афанасия и Кирилла, Николая Чудотворца), окружавшие главный городской соборный храм и приписанные к нему, к XIX столетию были разобраны и вместо них в 1841–1842 годах на пожертвования купцов братьев Уваровых (Якова, Михаила и Степана) зодчим Тверской губернии Иваном Федоровичем Львовым в стиле позднего классицизма был возведен новый каменный храм, освященный архиепископом Тверским Григорием (Постниковым).
Главный престол храма архиепископ Тверской, будущий митрополит Петербуржский Григорий, освятил в честь Входа Господня в Иерусалим, правый придел – во имя великомученика Никиты Готского и иконы Богородицы «Неопалимая Купина», левый – во имя святителей Митрофана Воронежского и Николая Чудотворца. Входоиерусалимская церковь с каменной двухъярусной колокольней задумывалась как теплый храм при холодном Свято-Преображенском соборе, поэтому для ее обогрева была установлена калориферная система отопления, изобретенная отставным генерал-майором Николаем Алексеевичем Амосовым и вошедшая в историю как «амосовские печи». Кроме этого храм, также на пожертвования Уваровых, украсился резным иконостасом с иконами в драгоценных окладах, фресковой живописью, богатой церковной утварью, богослужебными книгами и облачениями священников. В 1851 году, предварительно оштукатурив своды и стены, оновили фрески храма, использовав технику «альфреско» для более яркого восприятия стенной живописи.
К 1901 году причт церкви состоял из протоиерея, священника, диакона и псаломщика, а приход – из 49 дворов, в которых насчитывалось 159 человек мужского пола и 174 женского пола, соответственно в 1914 году мужского пола – 176, женского пола – 182.
В притворе-трапезе Входоиерусалимского храма сберегались списки с икон старинного письма, перенесенные из разобранной Никольской церкви – Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородской), образы Иоанна Богослова и благоверной княгини Иулиании Новоторжской, преподобных Аркадия и Ефрема, Новоторжских чудотворцев, и образ Богородицы «Всех Скорбящих Радость», в которую были вложены частички мощей некоторых святых. Верхний ряд иконостаса украшали иконы двунадесятых праздников.
Каждодневные и воскресные богослужения продолжались во Входоиерусалимской церкви вплоть до первых десятилетий прошлого столетия, но скорбные для Русской Православной Церкви события начала XX века коснулись и ее. В 1930 году ценности изъяли, храм закрыли, до настоящего времени он не действует.
Массивность основного четверика Входоиерусалимского храма подчеркивает высокая световая ротонда, изящность которой придают килевидные проемы окон, отделенные друг от друга белокаменными полуколоннами, и сферический двойной купол с декоративной луковичной главкой, увенчанной шпилем. Вместе с главным фасадом храма, декорированным сдвоенными колоннами с портиками и большими прямоугольными окнами, а также украшенными пилястрами и треугольными щипцами остальными фасадами, церковь Входа Господня в Иерусалим является ярким примером архитектурного стиля ампир, очень популярного в зодчестве в середине XIX столетия. В этом же стиле позднего классицизма выстроен и Спасо-Преображенский собор, с которым удивительно гармонично сочетается и частью архитектурного ансамбля которого является живописный Входоиерусалимский храм.
bankgorodov.ru
Церковь Входа Господня в Иерусалим расположена на территории бывшей новоторжской крепости. Каменная церковь Входа Господня в Иерусалим с приделами иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», Никиты Мученика, Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского возведена по проекту знаменитого архитектора И. Ф. Львова в 1841-1842 годах на средства местных купцов Уваровых. Объемная храмовая композиция в стиле ампир представляет собой высокий кубический объем, несущий световую ротонду, увенчанную сферическим двойным куполом и декоративной главкой. Фасады четверика церкви Входа Господня в Иерусалим украшены пилястрами и треугольными шипцами. Килевидные оконные проемы световой ротонды, разделенные между собой полуколоннами, придают храму особую нарядность. Богослужения в обители прекращены в 1930-х годах при советской власти.В настоящее время церковь Входа Господня в Иерусалим является памятником архитектуры первой половины XIX столетия.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/