Торжок. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба.

К середине XVIII в. древняя Борисоглебская церковь сильно обветшала и по решению Священного Синода в 1784 г. была разобрана. Императрица Екатерина II выдала разрешение и выделила деньги на постройку нового храма. 9 июня 1785 года во время высочайшего проезда императрицы из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок она заложила первые кирпичи в его основание. Для этого специально были изготовлены медные посеребренные молоточек и лопатка, которые потом хранились в соборе как реликвия. Собор строился в течение 11 лет. Руководил строительством новоторжский архитектор Франц Иванович Буци. 11 июня 1796 г. собор был торжественно освящен. Автором проекта нового Борисоглебского собора был уроженец Новоторжского уезда Н.А. Львов. Борисоглебский собор – один из лучших образцов строгого классицизма, где Львов предстает перед нами как последователь Андреа Палладио, итальянского архитектора XVI в. Проектируя Борисоглебский собор, Львов разработал тип церковного здания, который стал господствующим на следующем этапе развития классицизма. Применив в соборе схему крестово-купольного храма, Львов при этом смог добиться почти идеальной внешней кубовидности, создав композицию с практически равными фасадами: длина и ширина наружных стен — 14 сажень и 2 аршина (около 30 м), высота от поверхности земли до основания главы – 12 сажень (около 25,5 м), высота главы с крестом – 7,5 аршин (около 5,4 м).
Храм увенчан пятью главами. Центральный восьмигранный купол покоится на неравностороннем барабане. Его большие грани прорезаны полуциркульными трехчастными («палладиевыми») окнами. Угловые купола — полусферические, с круглыми окнами, характерными для творчества Львова. Завершение всех глав тоже типично львовское – золоченый шар с ажурным крестом. Храм гармонично вписывается в ансамбль монастыря. Удачно выбрано место – с разных сторон он воспринимается по-новому. Собор поставлен так, что мы можем обозревать сразу два фасада, создающие эффект монументальности. Западный и восточный фасады оформлены двухколонными портиками, а северный и южный — шестиколонными. Благодаря такой планировке собор величественно смотрится со стороны города. Интерьер собора отличался строгой выдержанностью стиля, исключительно красивой отделкой. Алтарь был сооружен внутри собора в форме ротонды. 37 икон для соборного иконостаса были написаны знаменитым русским художником XVIII в. Владимиром Боровиковским. Надо заметить, что тогда это был малоизвестный живописец, которому покровительствовал Львов.
К сожалению, до наших дней дошло только одно творение кисти Боровиковского из иконостаса Борисоглебского собора – икона «Притча о мудрых и неразумных девах», которая хранится в Тверской картинной галерее. В 1839-40 гг. в Борисоглебском соборе проводились ремонтные работы: чугунный пол в связи с сыростью разобрали, заменив его деревянным сосновым на каменных сводах. Стены и колонны в главном храме были оштукатурены под мрамор. По предписанию архиепископа Тверского и Кашинского соорудили новый, более грандиозный иконостас столярной работы резной с позолотой. Количество икон увеличилось, причем все они были написаны в манере Боровиковского. Главный престол был освящен во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, правый придел — во имя преподобного Ефрема, а левый придел — во имя преподобного Аркадия, ученика Ефрема (с 1796 г. по 1841 г. — во имя св. Екатерины). Для мощей Ефрема Новоторжского в соборе были устроены гробницы. В настоящее время внутри собора стоят старые строительные леса, роспись стен и купола почти полностью утрачена, собор нуждается в капитальном ремонте и реставрации.
Лопатина Н.А. Краеведческий альманах № 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861

Собор Бориса и Глеба — это главный храм Борисоглебского мужского монастыря. Каменный собор Бориса и Глеба возведен по проекту знаменитого архитектора Н.А. Львова в 1785-1796 годах на средства, выделенные Екатериной II вместо древней Борисоглебской церкви, разобранной по решению Священного Синода. Объемный крестово-купольный храм в стиле классицизма представляет собой высокий кубический объем, длиной и шириной около 30 м, высотой почти 25,5 м, увенчанный традиционным пятиглавием, где центральный восьмигранный купол венчает неравносторонний барабан с палладиевыми окнами. Углы храма венчают полусферические купола с круглыми окнами. Двухколонными портиками, выполненными из старицкого белого камня, отмечены восточный и западный фасады, а шестиколонными — северный и южный. Снаружи и внутри собор оштукатурен и окрашен. Во времена советской власти он был закрыт, внутреннее убранство полностью утрачено.В настоящее время собор Бориса и Глеба действует, его уникальная архитектурная красота с эффектом монументальности гармонично вписывается в ансамбль монастыря.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Старая церковь, построенная св. Ефремом, к XVIII в. обветшала, и потому по высочайшему соизволению была разобрана в 1784 г. Императрица Екатерина II благоволила назначить 7750 руб. ассигнациями из казны на строительство нового монастырского собора.
Новая соборная Борисоглебская церковь была заложена во время высочайшего проезда Императрицы Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург через Т оржок. Первый камень в основание сего храма положен был собственными ее Императорского Величества руками 9 июня 1785 г. На сей случай были сделаны медные посеребренные молоточек и лопатка, которые затем хранились в соборе.
На сооружение собора по Высочайшему ее Императорского Величества повелению с 1785 по 1798 гг. было ассигновано 22750 рублей ассигнациями. Всего же на построение соборного храма, с церковными и пожертвованными суммами и с вышеозначенною, употреблено было до 50 тысяч рублей ассигнациями. Построение всего собора, сооружение иконостаса и писание образов производилось под смотрением сведущего в архитектуре действительного статского советника и кавалера Николая Александровича Львова и новоторжского архитектора Франца Ивановича Буци, а суммами распоряжалась новоторжская градская дума совместно с архимандритом монастыря. Все местные большие и малые иконы живописного искусства, на картонах, числом 37, писаны были в 1795 г. на казенный счет с высочайшего разрешения известным художником Российской Императорской Академии поручиком Боровиковским за 1600 рублей ассигнациями.
В 1796 г., 11 июня, новая соборная церковь была освящена: главный престол во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, правая придельная во имя преподобного Ефрема, а левая придельная во имя великомученицы Екатерины. К освящению их императрицею Екатериною II, как соорудительницею собора, пожертвованы были из золотой жаркой парчи с золотыми позументами: a) три одежды на все престолы и одежда на главный жертвенник; б) покров на святые мощи преподобного Ефрема; в) ризы.
На сей церкви, на главном куполе, глава была медная, вызолоченная через огонь червонным золотом, под шаром подглавок из черного листового железа, на главе крест восьмиконечный из прорезного железа, вызолоченный червонным листовым золотом и с подглавком, на четырех световых фонарях на каменных шейках главы были также медные, вызолоченные через огонь, на главах кресты восьмиконечные из прорезного железа, вызолоченные. Крыша на церкви была из черного листового железа, окрашена ярью, утверждена на деревянных стропилах и кружалах.
Крылец при сей церкви четыре; они оформлены колоннами тосканского ордера; с западной и восточной стороны по две колонны в выступах-ризалитах, в коих помещаются на западной стороне лестницы, ведущие на хоры и к восьмерику; в алтаре, на восточной стороне, помещаются малая ризница и пономарская комната; с наружности церкви, с северной и южной сторон, на крыльцах по шести колонн тосканского ордера. Все колонны выполнены из белого старицкого камня.
В настоящее время собор закрыт. Из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, «Притча о мудрых и неразумных девах», находится в Тверской картинной галерее.
http://hram-tver.ru/torjokrn/borisoglsobtorjokgor.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?