Торжок. Борисоглебский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Каменная Введенская церковь является самой древней из сохранившихся в Торжке. Она посвящена празднику Введения Богородицы во храм. В литературе встречаются разные датировки возведения каменного Введенского храма. Историки Торжка XIX в., иеромонах Илиодор, священник И. Колосов и архиепископ Тверской и Кашинский Дмитрий, утверждают, что каменная Введенская церковь с колокольней была построена в 1620 г. Есть предположение, что строителем церкви был архимандрит Иоасаф, впоследствии ставший патриархом Московским и всея Руси. В этом случае называют иную дату построения храма – 1672 г. или 1673 г. П.Д. Малыгин полагает, что Введенская церковь и колокольня строились отдельно. Сначала, до 1661 г., была возведена каменная колокольня, а в 1672 г. – церковь. Известно, что построена церковь была на месте деревянной (одноименный деревянный храм был сооружен в монастыре при архимандрите Мисаиле в 1552-1586 гг.), сожженной поляками в 1609 г. вместе с его настоятелем Константином, 17 монахами, укрывшимися на колокольне, и некоторыми жителями Торжка. Впоследствии Константин почитался в городе как святой.
Архитектурный облик Введенской церкви представляет собой сочетание простых форм и нарядного декора. Кубообразная, одноглавая, бесстолпная, с одной апсидой, она поначалу, видимо, не была оштукатурена и имела открытый красный цвет кирпича в сочетании с резными белокаменными декоративными деталями. Оконные проемы подчеркнуты муфтированными полуколоннами и увенчаны килевидными «очельями». Причудливая лепнина придавала храму праздничный вид. К сожалению, она почти не сохранилась. Исследователи полагают, что Введенская церковь принадлежит к московской архитектурной школе XVI-XVII вв., так называемому нарышкинскому барокко. Храм играл значительную роль в монастырском богослужении, ведь он был теплым при холодном Борисоглебском соборе. Здание церкви двухэтажное. В нижнем этаже располагались различные кладовые и амбары, братская трапезная с кухней, а в верхнем – церковь. В 1801 г., как сообщает архиепископ Дмитрий, церковь была внутри «расписана священными изображениями».
В 1833 году церковь была перестроена: бывший алтарь обратили в пономарскую комнату, часть церкви — в алтарь, а другую, с трапезной, в церковь. Тогда же здание было оштукатурено, белокаменный декор заменили гипсовым. В 1879 году на средства новоторжского купца Иоакима Карповича Штанковского с левой стороны церкви был устроен придел во имя святых праведников Иоакима и Анны. Тогда же появилось новое крыльцо с лестницей из дорогого тесаного камня. В 1887 году вызолочена главка храма и сооружена духовая печь. Печная труба из красного кирпича с флюгером и по сей день обращает на себя внимание. Безусловным украшением ансамбля Борисоглебского монастыря является каменная шатровая многоярусная колокольня. Первоначально колокольня была одноярусной с шатровым завершением, но в 1717 году надстроена. Оканчивается она восьмигранным шпилем с шаром из жести с небольшим железным крестом. Колокольня с ритмично убывающими восьмериками представляет собой традиционный для древнерусской архитектуры тип ярусной композиции. В 1930 г. Введенскую церковь закрыли. Ее убранство и иконы были утрачены.
В 1997 г. храм возвращен монастырю. В нем сразу же начались восстановительные работы. 24 июня 1998 г., в день памяти Ефрема Новоторжского, во Введенской церкви была проведена первая литургия, и с того времени возобновились церковные службы в монастыре.
Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861. Колосов И. Новоторжский Борисоглебский монастырь. – СПб., 1890. Лопатина Н.А. Краеведческий альманах № 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Малыгин П. Д. Рисунки Н. Витсена как источник по древнерусской архитектуре. // Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 2. – Торжок, 2002.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы расположена на территории Борисоглебского мужского монастыря. Каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с теплым приделом Иоакима и Анны, по разным источникам, возведена в 1620-1700 годах на месте деревянной одноименной обители, уничтоженной поляками в 1609 году вместе с ее настоятелями. Объемная храмовая композиция в стиле нарышкинского барокко представляет собой высокий одноглавый кубический объем, украшенный резными декоративными деталями из белого камня, с алтарной апсидой и трапезной, расположенной в нижнем этаже. Внутренняя роспись интерьера была выполнена в 1801 году, в 1833 году храм был перестроен. Придел во имя святых праведников Иоакима и Анны построен в 1879 году на средства местного купца И.К. Штанковского и отмечен луковичной главкой. Изначально одноярусная колокольня надстроена в 1717 году и обращена в тип ярусной композиции, состоящей из ритмично убывающих восьмериков, увенчанных восьмигранным шпилем с шаром из жести и железным крестом.В 1930 году церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была закрыта, помещения разграблены и осквернены. Верующим возвратили в 1997 году. В настоящее время церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в городе Торжок действует, является настоящим украшением монастырского комплекса и святыней Тверской земли.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/

Первую колокольню в монастыре построили в 1620 г. при трапезной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, которая была возведена на месте древней деревянной. Расположение колокольни в храмовой композиции не совсем традиционно: не с западной, как это чаще всего было принято в московском зодчестве, а с северной стороны от храма. По приказу государя Михаила Феодоровича некий Потап Нарбеков в 1625 г. составил описи и писцовые книги города Торжка. В одной из них есть описание колокольни: «да на монастыре том колокольня круглая о шести (осми) углах, а на ней колоколов: колокол благовестник десять пуд, да четыре колокола зазвонных, а весом по четыре пуда, да три колокола невелики, а весу в них полпуда». Таким образом, вскоре после окончания строительства, на колокольне существовал уже подбор из восьми колоколов, правда, все они имели небольшой вес.
Ни храм, ни колокольня не сохранили своего первоначального облика до наших дней. В 1833 г. храм основательно перестроили. Колокольня долгое время считалась сооружением 1620 г. Однако уже в работах исследователей начала ХХ в. появляется другая дата — 1672 год. Как дата первоначального строительства она тогда же отвергается, но, вполне вероятно, что в это время появился еще один ярус и шатровое завершение. Согласно описанию Нарбека, колокольня первоначально имела один ярус звона и была увенчана, скорее всего, главкой (шатер бы обязательно отметили в описи). Сейчас мы видим постройку (высота которой составляет 14 саженей) из трех уменьшающихся восьмериков (два из которых — ярусы звона), увенчанных небольшим, явно декоративным шатром (может быть этот шатер и побудил о. Димитрия Самбикина назвать ее «готической»).
В нынешнем своем облике она представляет собой довольно редкое архитектурное решение. В русском церковном зодчестве первым случаем строительства ярусной колокольни из нескольких восьмериков является храм-колокольня св. Иоанна Лествичника в Московском Кремле (1505-1508 г.г., архитектор — Алевиз Новый; третий ярус — 1600 г.). Долгие годы она оставалась единственной в своем роде. Вновь к такой композиции обращаются во второй половине XVII в. В качестве раннего примера можно назвать колокольню храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1665 г.). Нужно отметить, что в декоре колоколен (оформлении арок и столбиков яруса звона) много общего (в этом плане переклички можно найти с ярусами звона колоколен храма Святой Троицы в Останкино и Иоанна Златоуста в Коровниках). Однако, как в расположении храма и колокольни, так и в конструкции ярусов, между двумя колокольнями видны явные различия: нижний ярус колокольни в Поярково имеет четырехугольную форму.
В 1670-е — 1680-е г.г. появляются колокольни, целиком состоящие из нескольких ярусов восьмериков, верхние ярусы при этом предназначались для звона. 1672 годом датирована колокольня несохранившегося храма Николы в Меленках в Ярославле. Деление на ярусы здесь еще только намечено, самих ярусов всего два (верхний – ярус звона). В более поздний период количестно ярусов таких колоколен могло доходить до пяти — шести, как, например, у колокольни ярославского храма Иоанна Предтечи в Толчково (1680-е г.г.), состоящей из шести восьмериков, и колокольни Новодевичьего монастыря в Москве — из пяти ярусов (1683-1690 г.г.). Таким образом, дата 1672 год, когда колокольня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Новоторжском монастыре могла быть существенно перестроена, имеет некоторое обоснование.
На фотографии в издании 1913 года видна нарядная раскраска всех трех ярусов (нижнего восьмерика и двух ярусов звона). Один из исследователей пишет: «…невысокая трехъярусная колокольня, крытая восьмигранной шатровой крышей. Архитектура ее достаточно своеобразна и не позволяет отнести ее определенно к той или иной эпохе. Возможно, что она построена одновременно с Введенской церковью, но позднее подвергалась переделкам».
http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page19.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?