Эта церковь заменила каменный надвратный храм в честь Воздвиженья Креста Господня с приделами св. Иоанна Богослова и св. Николая чудотворца постройки 1684 г. Надвратная Спасская церковь строилась по проекту Н.А. Львова (документальных свидетельств не сохранилось, специалисты находят в ней сходство с подобным сооружением, построенным по его проекту в селе Мурино под СПб.), но уже после его смерти, с 1804-1811 гг., под наблюдением городского архитектора Торжка Ф. Ананьина. Церковь представляет собой соединение принципов классицизма и многоярусности, свойственной русскому деревянному зодчеству. Первый ярус — парадный арочный вход в монастырский двор — Святые врата, через которые проходили торжественные процессии и крестные ходы. Слева от парадного входа — небольшие ворота для прихожан. Следующий ярус — церковь, построенная в стиле классицизма (историки XIX в. называют надвратный храм и «колокольню в три яруса»).
По количеству куполов, задуманных архитектором, церковь во имя Спаса Нерукотворного соответствует одновременно традициям русского храмового зодчества и классицизма. Их пять, но они совершенно не бросаются в глаза. Купола как бы замаскированы зодчим: четыре маленьких круглых фонаря (световые барабаны, перекрытые круглыми куполами), каждый с четырьмя окнами и пятый (внутренний), полусферический купол, который можно увидеть только внутри церкви или с колокольни, которая представляет собой следующий ярус. Такой тип храма называют «иже под колоколы». В начале ХХ в. в звоннице было 11 (в 1918 г.) или 13 (по Дмитрию (Самбикину)) из которых самый большой — «благовестник», установленный в 1851 г. Он весил 529 пудов (около 8 тонн), из которых 50 пудов составляло серебро, был отлит на заводе Богданова в Москве.
Между звонницей и верхним ярусом сооружения имелись часы с часовым и получасовым боем. По рассказам старожилов, часы ходили еще в середине 1930-х гг. До наших дней сохранился только циферблат. Стрелки и механизм утрачены. Завершается строение ярусом в виде ротонды из 12 колонн коринфского ордера. Она придерживает купол со шпилем, на котором был укреплен шар с четырехконечным крестом. В настоящее время креста над храмом нет. Надвратная Спасская церковь является самой высокой постройкой в городе, ее высота более 50 метров (историки XIX в. называют 24 сажени – чуть более 51 м; Н.А. Лопатина, Л.В. Андреев – 55 м, по последним данным 53,5 м со шпилем, 38,3 м – до основания шпиля). Церковь была закрыта в 1930 г. Сегодня она не действует и требует срочного проведения реставрационных работ.
Использованная литература: Димитрий (Самбикин), архиепископ. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903. Илиодор. Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 1861. Колосов И. Новоторжский Борисоглебский монастырь. – СПб., 1890.Лопатина Н.А. Краеведческий альманах № 4: Материалы по истории Новоторжского Борисоглебского монастыря. – Тверь, 2004. Петров О.В. Борисоглебский монастырь в XX веке. История в устных воспоминаниях // Сборник научных трудов ВИЭМ: Вып. 1. – Торжок, 1997.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа расположена на территории Борисоглебского мужского монастыря. Надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа возведена по проекту архитектора Н.А. Львова в 1804-1811 годах на средства монастыря и добродетелей на месте бывшей каменной обители Воздвижения Креста Господня 1684 года постройки. Объемная храмовая композиция выстроена в стиле классицизма, представляет собой двухсветный восьмигранный объем, над которым возвышаются три яруса колокольни, завершенные ротондой из 12 колонн коринфского ордера, поддерживающих купол с высоким шпилем. На нижнем этаже устроен арочный вход — Святые ворота, через которые проходили крестные ходы. Северные и южные фасады второго света церкви Спаса Нерукотворного Образа отмечены четырехколонными портиками тосканского ордера, а с востока к основному объему примыкает полукружие алтарной апсиды, с запада — такой же выступ, аналогично украшенный тосканскими колоннами и треугольным фронтоном. У основания колокольни по четырем углам установлены световые барабаны, завершенные шлемовидными куполами и декоративными главками. Храм закрыт в 1930 году.В настоящее время церковь Спаса Нерукотворного Образа не действует, является уникальным архитектурным сооружением монастырского комплекса, нуждается в срочной реставрации.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/
Архитектура второй колокольни Борисоглебского монастыря не претерпела существенных изменений, но сама по себе довольно необычна. В 1804 — 1811 г.г. над Святыми вратами монастыря на месте древней церкви во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня (1684 г.) был построен храм во имя Нерукотворного Образа Спаса. Архитектора, проектировавшего ее, установить пока не удалось, хотя некоторые исследователи называют Николая Александровича Львова, много работавшего в Торжке и Валдае. Основным аргументом в пользу этого предположения является сходство Спасского храма с церковью св. Екатерины (1786-1790 г.г.) в усадьбе графов Воронцовых Мурино под Санкт-Петербургом. Строительством надвратного храма в Борисоглебском монастыре руководил городской архитектор Федор Ананьев, которого иногда называют «талантливый архитектор-самоучка» (недавно в публикациях почему-то появилась информация о братьях Ананьиных) и относят к школе М.Ф. Казакова. Над новым храмом и возвышалась колокольня, которая «своей красотой придавала величественный вид всей обители».
Такой тип храма — «надвратный иже под колоколы» — был распространен в русском церковном зодчестве в XVIII в., преимущественно в монастырях. Первым примером такой постройки можно назвать храм Покрова Пресвятой Богородицы Высокопетровского монастыря в Москве (1694 г.) с двухъярусной колокольней. В 1732 г. был построен надвратный храм святого Симеона Столпника с ярусом звона в Свято-Даниловом монастыре. К 1748 г. относится надвратный храм Андреевского монастыря в Москве, освященный во имя святого Иоанна Богослова, с трехъярусной колокольней. В 1750-е г.г. в Донском монастыре возвели храм во имя Захарии и Елизаветы. К концу столетия схожие по архитектуре сооружения становятся по истине грандиозными. Как примеры можно назвать церковь святого Сергия Радонежского с трехъярусной колокольней (1787 г.) в Новоспасском монастыре; и храм Симеона, сродника Господня (1796-1798 г.г.) в Спасо-Андрониковом монастыре.
В работах XIX века колокольню над храмом Спаса Нерукотворного обычно называют трехъярусной. Очевидно, имеется в виду не только ярус звона (в данном случае он один), но и все ярусы колокольни: нижний четверик, восьмигранный ярус звона и декоративная беседка-бельведер над ним. Особенное изящество придает колокольне именно эта беседка в виде сквозной колоннады. Ярус, где размещены колокола, украшен скромно, и очень строго решен сам храм. Его украшают два дорических портика с южной и северной сторон, и два полукруглых выступа: алтарная часть с восточной стороны, и аналогично решенный западный фасад. Можно согласиться с недоумением некоторых авторов по поводу четырех малых глав храма. Они кажутся совершенно лишними и действительно являются лишь проявлением «уважения к традиции». Возможно, вдохновляющим фактором здесь послужила архитектура Борисоглебского собора (1784-1796 г.г.) работы Н.А. Львова.
Праздничную нарядность и храму, и колокольне придает изысканная окраска стен: красивый тонкий рисунок теплого тона на бежевом фоне издалека создает эффект «под мрамор», подчеркивающий конструктивные детали храма. На фотографиях С.М. Прокудина-Горского можно разглядеть мельчайшие детали этого орнамента, гирлянды сложного рисунка, обрамляющие окна и изображения святых в рост, размещенные в нишах. Остается только пожалеть, что позднее эту красоту закрыл слой зеленой штукатурки, сохранившейся частично еще и сейчас.
Сведения о колокольном подборе храма Спаса Нерукотворного довольно скудны. В начале XX в. на ярусе звона было одиннадцать колоколов. Исследователи 1903 и 1913 г.г. называют вес большого благовестника, отлитого на московском заводе Андрея Дмитровича Самгина, — чуть более 500 пудов. Над ярусом звона колокольни находился часовой механизм, который действовал в течении долгого времени после закрытия монастыря.
Самый печальный период в истории монастыря начался после 1925 г. До 1930 г. богослужения продолжались в надвратном храме Спаса Нерукотворного, затем закрыли и его. Вплоть до 1980-х г.г. монастырь считался недоступным для посетителей и ученых. В обители разместили сначала тюрьму строго режима, затем ЛТП. Только в восьмидесятые годы ХХ в. в ней начались реставрационные работы, потом (в 1990 г.) археологические исследования. Несмотря на это, к 1996 г., когда монастырь вернули церкви, он был совершенно разорен. Все храмы стояли обезглавленными. В настоящее время относительно приведена в порядок церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Только в ней и сейчас проводятся богослужения в обители. Остальные монастырские постройки (в том числе и Спасский храм с колокольней) находятся по-прежнему в плачевном состоянии, что хорошо видно на фотографиях.
http://www.zvon.ru/article5.view2.page19.part1.html
Продолжается реставрация надвратной церкви Спаса со святыми воротами в Борисоглебском монастыре Торжка. Реставрация храма началась в 2019 г. Были выполнены работы по реставрации шпиля, крестов, окрытия апсиды, малых куполов; по реставрации белокаменного цоколя, кирпичной кладки наружных стен и колонн, оконных решеток 2-го яруса; по реставрации и восстановлению оконных и дверных заполнений 1-го, 2-го и 3-го ярусов со скобяными изделиями; по усилению кирпичной кладки в интерьерах путем инъектирования; реставрации кирпичной кладки, белого камня и декоративных элементов в интерьерах; реставрации белокаменных лестниц и устройству перекрытий.
Подрядчик: ООО «Равелин». В 2020-2021 г.г. планируется завершить работы: по реставрации кирпичной и белокаменной кладки и декоративных элементов фасадов, по штукатурке и окраске фасадов, по устройству отмостки; по реставрации и воссозданию металлических ворот; работы по белому камню, штукатурке и окраске интерьеров, по реставрации лепного декора в интерьерах, воссозданию покрытия пола 1-го и 2-го ярусов; консервационно-реставрационные работы по искусственному оселковому мрамору в интерьере; воссозданию деревянных заполнений дверных проемов; по реставрации стропильной системы кровли с заменой окрытия (купол ротонды, козырьки), позолоте крестов на шпиле и боковых барабанах; воссозданию кованых ограждений балкона хоров и лестниц 1-го и 2-го ярусов, по реставрации оконных решеток 1-го яруса, реставрации решеток ограждений, деревянных лестниц; по консервации живописи; приспособлению объекта к современному использованию (инженерные сети: электроснабжение и освещение, молниезащита, отопление, водоснабжение и водоотведение, автоматическая пожарная сигнализация).
28 октября 2020 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Тверской и Кашинский Амвросий и председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви епископ Наро-Фоминский Парамон посетили с рабочим визитом города Торжок и Осташков Тверской области и осмотрели храмы, нуждающиеся в реставрации. В частности, осмотрели ход работ в надвратной колокольне с церковью Спаса под святыми воротами. Епископ Парамон отметил высокое качество работ.
http://www.fedmp.ru