Торопец. Тихоновский женский монастырь.

6 октября 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Свято-Тихоновский женский монастырь г. Торопца Тверской области и назначить монахиню Иоанну (Калашникову) настоятельницей обители с возложением наперсного креста по должности. Община женского монастыря в честь Патриарха Тихона была образована по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора в 2005 году, в год 140-летия со дня рождения и 80-летия блаженной кончины Патриарха Тихона, на его родине в городе Торопце на месте бывшего «Николаевского особного» монастыря города. Мужской «Николаевский особный» монастырь, был построен на подступах к Торопцу для защиты его от врагов (поляков, литовцев).
В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря отсутствуют, но можно предположить, что монастырь возник вслед за основанием города – во второй половине XI века. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в XVI веке, изменил своё местоположение и монастырь. К этому времени относится одно из первых письменных упоминаний о монастыре. В 1666 году в монастыре было начато строительство каменной Никольской церкви. 29 апреля 1697 года храм был освящён.
В 1764 по указу Екатерины II монастырь упразднили. Никольская церковь становится приходской. В 1766 году прихожанин Никольского храма — Яков Васильевич Туфанов начал строительство «при церкви Святого Николая отдельной церкви Покрова Пресвятой Богородицы». Освящена церковь 19 октября 1774 г. В настоящее время территория монастыря включает в себя два храма, Никольский и Покровский, три дома и надворные постройки.
http://palomniki.su/countries/ru/g20/toropets/st-monastery.htm

Одна из жемчужин древнего Торопца — Свято-Тихоновский женский монастырь. Номинально он новый — открыт в 2005 году, но на месте старого, упразднённого ещё Екатериной II; то есть историческая несправедливость вроде как устранена. От этого старого, «Николаевского особного», монастыря осталась Никольская церковь постройки конца ХVII века, когда мастера-зодчие только нащупывали «фирменный» городской стиль. Его зачатки уже видны: криволинейная кровля, тщательно выверенные пропорции невысокого четверика на восьмерике. От узорочья — наличники, колонки и изразцы, которыми храм весьма богато украшен. Сооружение, безусловно, заслуживает внимания; однако трудность в том, что оно, внимание, так и норовит переключиться на соседний Покровский храм. Это ведь настоящее чудо — глазам не веришь; первый же возникающий вопрос — как сюда, в этот отдалённый край, занесло столь высококлассного мастера? Поражают пластичные и в то же время монументальные формы церкви — то ли столп, то ли свеча, то ли огромный мемориал. Такие ведь и в столицах наперечёт! Исследователи, впрочем, полагают, что возводили Покровскую церковь всё же свои, торопецкие мастера, но определённо с петербургскими «трендами» знакомые не понаслышке. Имён зодчих история не сохранила; известно, что храмоздателем был купец Яков Туфанов, вложивший в строительство личные сбережения, а возвели этот гимн уездному барокко в 1774-1777 годах.
Два рядом стоящие храма, Никольский и Покровский — на удивление хорошо дополняют друг друга, создавая именно архитектурный ансамбль, а не называемое обычно «ансамблем» скопление разностилевых построек в отдельно взятом месте. Жаль, что утрачена колокольня — её вертикаль служила своего рода архитектурным связующим звеном между двумя церковными постройками. На площади, возле храмов Тихоновского монастыря, поставлена небольшая деревянная башенка. Эта символическая башня, которая присутствует на гербе старинного Торопца. Её срисовали с герба и в 1999 году воплотили в дереве по случаю 925-летнего юбилея города.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №64, 2013 г.

Свято-Тихоновский женский монастырь, несмотря на свою молодость (был основан 6 октября 2005 г. указом Священного Синода Русской Православной Церкви), имеет корни, уходящие в глубокую древность. Сегодняшний монастырь расположен на месте ранее существовавшего Николаевского мужского монастыря, упраздненного в 1764 году по указу императрицы Екатерины II. Весьма скудная информация дошла до нас о времени основания монастыря. Доподлинно известно, что наиболее вероятным временем основания монастыря были XI-XII века. Какие-либо официальные документы на этот счет отсутствуют, однако есть ряд неоспоримых свидетельств, подтверждающих данное предположение. По имеющимся свидетельствам, в Николаевской церкви имелась древняя икона Николая Чудотворца, на которой находились два простых привеса: крестик и костяная резная панагия. Данные привесы относились к числу изделий XII века. А в 1211 году Мстислав Мстиславич, княживший в то время Новгороде, отправил в Торопец в заточение архиепископа Митрофана (по обычаям того времени в заточение отправляли в монастыри).
В 1337 году Торопец постигли две большие беды – пожар и наводнение, которые уничтожили почти все постройки города. Данное бедствие было таким обширным, что город пришлось заново отстраивать на новом месте. Николаевский монастырь, который ранее располагался на берегу озера Заликовье, также был перенесен – он был заново отстроен возле острога, окружавшего посад. До нашего времени дошла Торопецкая писцовая книга, составленная при Иване Грозном. В этой книге упоминается и Николаевский монастырь – монастырь состоял из деревянной церкви во имя Николая Чудотворца и придела Покрова Пресвятой Богородицы, монастырь населяли игумен, священник, диакон и 40 монахов. Николаевский монастырь был небогат: сел, крестьян, пахотной земли не имел, пользовался правом рыбной ловли в нескольких озерах. Монастырю принадлежало одно озеро, Гольцев наволок (место прежнего расположения монастыря), а также часть мельницы на реке Уклеинке.
В 1627-1628 годах проводилась перепись податного населения. По результатам проведенной переписи упоминался и Николаевский монастырь, в котором был игумен, два священника, диакон, 33 монаха. Помимо имевшейся ранее деревянной церкви к этому времени в монастыре появился теплый храм Покрова Божией Матери с приделами св. Иоанна Богослова и прп. Сергия.
Очередной крупный пожар в 1634 году уничтожил весь посад, а вместе с ним и располагавшийся там Николаевский монастырь. В 1666 году началось строительство Николаевской церкви – первой каменной постройки в городе. Церковь освятили 29 апреля 1697 года. В храме было два престола: главный, холодный — во имя свт. Николая Чудотворца и теплый — во имя св. прп. Сергия Радонежского. Кроме того, к храму были пристроены трапезная и сводчатая галерея.
26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан манифест о секуляризации церковных земель, согласно которому земли и крепостные крестьяне подлежали изъятию из монастырской собственности и передавались в государственную казну. Большая часть существовавших на то время монастырей (примерно две трети) были упразднены, среди которых оказался и Николаевский монастырь. Уже после упразднения монастыря на месте сгоревшего деревянного Покровского храма был построен храм в честь Покрова Божией Матери. Строительство храма было начато в 1766 году, а 19 октября 1774 года храм был освящен. Покровская церковь строилась на деньги знаменитого купца 1-й гильдии Якова Васильевича Туфанова. Покровская церковь была построена рядом с Никольской и использовалась как летняя. Приход получил название Покрово-Николаевского.
С приходом советской власти стали закрываться храмы, в них организовывали склады, конюшни, церковные ценности массово изымались и как лом реализовывались для нужд государства. Не обошла стороной судьба и Покрово-Никольский приход. В 1922 году были изъяты церковные ценности. Окончательно Покрово-Николаевский храм был закрыт в 1929 году. В 1938 году была разобрана Покрово-Николаевская колокольня. Во время оккупации Торопца немцами в 1941-1942 годах в Покровском храме гитлеровцы организовали конюшню, там же находилась их охрана. В 1949 году памятник архитектуры Никольская церковь города Торопца (площадь Желябова) передан в арендное пользование конторе Главсахар. В 1969 году в паспорте Памятника отмечено, что таковой используется Торопецкой межрайонной базой облснабсбыта под склад. В Покровском храме организовали магазин мелкооптовой торговли. В прекрасную уникальную лепнину врезаны балки, часть ее безвозвратно уничтожена, утеплено все сооружение магазина в храме стекловатой, врезаны батареи отопительной системы, вместо фресок стены стали синего цвета и т.д. Колокольня и монастырская ограда были уничтожены и разобраны на кирпичи накануне Великой Отечественной войны. При приспособлении Никольской церкви под склад почти полностью разобраны окружавшие ее с юга и запада галереи. На их месте из силикатного кирпича в прежних габаритах построены подсобные помещения.
С 2005 года, наперекор всем невзгодам и неурядицам, теплится, словно лампада, монашеская жизнь в Торопецком Свято-Тихоновском женском монастыре, учрежденном Священным Синодом в 2005 году на месте бывшего Николаевского Особного монастыря XI века. Вместе с новым названием обитель приобрела еще одного небесного покровителя и молитвенника – святейшего Патриарха Тихона, земляка торопчан, стоящего во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Канонизация Святейшего Патриарха Тихона была первым шагом к прославлению новомучеников и новых исповедников Российских (в честь которых при монастыре есть миссионерский центр, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора). Но не только патриарх Тихон является яркой фигурой в истории города Торопца, тесно связанного с историей православия на Руси и в Росси. Здесь, на родине своей матери Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, княжны Торопецкой,  венчался святой благоверный князь Александр Невский.
Храмы обители: Никольский (1666 г.) действующий и Покровский (1766 г.) реставрирующийся – памятники федерального значения. 
Информация с сайта монастыря http://st-tihon.ru/architecture/

Колокольня монастыря
Стоявшая неподалеку от Никольского и Покровского храмов квадратная в плане колокольня по своим архитектурным формам и вертикальному построению почти полностью соответствовала Покровской церкви. Её нижний ярус с арочным проездом как бы отвечал нижнему объему храма, второй ярус с широкими арками звона, соответствовал восьмерику и наконец, третий, венчающий объем колокольни, также снабженный арочными проемами, перекликался с фонарём церкви. Больше того, увенчанная довольно высоким шпилем Покровская колокольня так же имела вытянутые пилястры и рустованные лопатки, четко выделявшиеся на плоскостях её стен. В 1938 г. колокольня была разобрана на кирпичи. До наших дней сохранился лишь фрагмент фундамента.
Источник: сайт монастыря, http://st-tihon.ru/architecture/belltower/

Город Торопец, где провёл своё детство и куда часто приезжал Святейший Патриарх Тихон (Белавин), является одним из старейших городов России. Это город-крепость, страж на границе Руси. Список имён, связанных с Торопцом, обширен. Это и Исаакий Торопецкий, Киево-Печёрский затворник, и преподобный Харитон Кудинский, и преподобная Евфросиния Полоцкая, и благоверный князь Александр Невский, а также побывавшие в разные годы царствующие особы: Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Пётр I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Александр II. Торопчане уважают и глубоко почитают своего земляка, великого защитника Православной веры Святейшего Патриарха Тихона. В городе сохранился дом, где он жил, храм, где служили будущий Патриарх и его отец — иерей Иоанн Белавин, могила родителей и братьев святителя, где в 1997 году была установлена часовня, а в 2001 году — гранитное надгробие и распятие.
В 2005 году на территории бывшего Свято-Никольского монастыря решением Священного Синода и по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора был основан Свято-Тихоновский женский монастырь — во имя святителя Тихона. В исследованных документах данные о времени создания и имени основателя Никольского монастыря города Торопца отсутствуют, но можно предположить, что он возник вслед за основанием города — после 1074 года.
На основании сохранившихся материалов можно заключить, что Никольский монастырь, так называемый «Николаевский особный», был достаточно процветающим, имел земли, получал пожертования, как от местных жителей, так и от усердных богомольцев. Он был расположен на берегу озера Заликовье, но после перенесения города на новое место в ХVI веке изменил своё местоположение. К этому времени относится одно из первых письменных упоминаний об обители. Будучи перенесённым на новое место, монастырь сохранил своё основное предназначение — защитника города. Находилась обитель внутри стен, окружающих посад, около Московской башни, ворота которой по монастырю назывались Никольскими.
По данным Торопецкой писцовой книги, считающейся самой древней писцовой книгой, дошедшей до нашего времени (если не считать хорошо известных новгородских писцовых книг конца ХV — начала ХVI в.) в 1540 году в Николаевском монастыре была наружная деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В монастыре тогда подвизались: игумен, священник, диакон и 40 человек братии. Монастырь пользовался правом рыбной ловли в нескольких озёрах. Ему принадлежал Гольцев Наволок, на котором он был в первое время расположен, часть мельницы на реке Уклеинке, а также небольшой капитал в 26 рублей, который монахи отдавали в рост; от московского великого князя они получали руги (жалованье духовенству) ежегодно по 6670 четвертей ржи и по 60 четвертей овса. В 1666 году в монастыре начато строительство каменной Никольской церкви.
29 апреля 1697 года храм был освящён. В церкви было два престола: главный, холодный — во имя святителя Николая Чудотворца и тёплый — во имя преподобного Сергия Радонежского. По данным клировой ведомости за 1900 год, которая хранится в Государственном архиве Псковской области, в Никольской церкви находился древний чудотворный образ святителя Николая, привезённый из Греции. В начале ХVII века икона уже почиталась чудотворной. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II монастырь упразднили. Никольская церковь стала приходской. В 1766 году купец, прихожанин Никольского храма — Яков Васильевич Туфанов — начал строительство «при церкви Святого Николая отдельной церкви Покрова Пресвятой Богородицы», которая ознаменовала новый этап в развитии Торопецкого зодчества. Освящена сия церковь 19 октября 1774 года.
По сведениям клировой ведомости за 1900 год, церковь была богато украшена лепниною, отделкою и живописью, покрыта листовым железом, крест вызолочен двойником. С трёх сторон имелись кирпичные крыльца, ступеньки которых вымостили плиткою из чугуна. Полы в алтаре и приделах также были вымощены из чугуна. В алтаре два окна, а в приделах по одному, с деревянными рамами, решётками и железными затворами. В храме 18 окон, из них восемь — с железными решётками, три двери. Иконостас был резной, позолоченный червонным золотом. Царские врата- столярной работы с резьбою, вызолоченные по краям червонным и двойником золотом. На них — образ Сошествия Святого Духа на апостолов, над ними — сияние, вызолоченное червонным золотом. По левую сторону — храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы. На нём два венца из позолоченного серебра. Царские врата в придельных храмах Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Преподобного Иакова Исповедника, Епископа Катанского (Сицилийского) были резными, вызолоченными червонным и двойником золотом. У южной стены церкви, посреди её, находился образ Корсунской иконы Божией Матери в вызолоченном резном киоте. На нём — два серебрянных венца чеканной работы и жемчужный обрус.
В 1876 году к этим храмам была присоединена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. В Свято-Никольской церкви совершались три крестных хода. Первый — в Пасху после вечерни, второй — в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца 9 мая, для чего из Корсунско- Богородичного собора приносилась Корсунская икона Божией Матери и третий — в первый воскресный день после Вознесения Господня, в память об избавлении города Торопца от пожара. В этот день крестный ход осуществлялся из Свято-Никольской церкви к церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В Покровской церкви совершались два крестных хода: общий для всех церквей города Торопца с их храмовыми иконами — Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца в Корсунский Богоявленский собор, а из собора вокруг всего города. Установлен крестный ход по случаю избавления города от холеры в 1831, 1848 и 1852 гг. и совершается в 1-й воскресный день после 8 июля и крестный ход 1 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, из собора с Корсунской иконой Пресвятой Богородицы и обратно. Со святым крестом причт посещал прихожан во все храмовые праздники, а также в Рождество Христово, Крещение Господне, Святую Пасху и 1 августа (Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня).
По воспоминаниям современников, церкви были закрыты в 1930-е годы, в это же время была взорвана и колокольня храмового комплекса. Храмы использовались в хозяйственных (складских) целях. Несмотря на всё то, что пришлось пережить Никольской и Покровской церквям в советское время, они отреставрированы и вновь впечатляют красотой форм и великолепием архитектурных деталей. В настоящее время территория монастыря включает в себя два храма, три дома и хозяйственные постройки. Из книги: Справочное издание.
Смирнова О. С. «Монастыри и храмы земли Тверской». — Минск, ООО «Принтхаус», 2011

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?